Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Проверка Росфиннадзора

6 апреля 2016 580 просмотров
Проверка Росфиннадзора будет не столь серьезна для учреждения, если к ней подготовиться заранее. Мы расскажем, как это сделать.

Зная, на что обратят внимание контролеры, можно подготовить необходимые документы заранее и избежать немало сложностей. Кстати, если чиновники нарушат правила проверки, их решение учреждение вправе оспорить.

Виды контроля

Финансовый контроль в бюджетных учреждениях проводится разными способами. Согласно статье 265 Бюджетного кодекса РФ, он бывает внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внутренний контроль в области бюджетных правоотношений – это сфера деятельности Росфиннадзора (п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ).

Правила реализации Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092(далее – Правила № 1092).

Служба вправе контролировать:

  • соблюдение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • полноту и достоверность отчетности о реализации госпрограмм (в том числе об исполнении госзаданий);
  • соблюдение требований законодательства о контрактной системе.

Сайт журнала «Учет в образовании»

Электронный журнал «Учет в образовании»

Когда речь заходит о последнем пункте, чиновники обязательно обращают внимание:

  • на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, который был заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
  • на своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполнение работы (ее результата) или оказание услуги.

Непосредственно проводить контрольные мероприятия в отношении бюджетного учреждения могут только должностные лица Росфиннадзора. Основание – пункт 9 Правил № 1092.

А именно:

  • руководитель службы или ее территориального органа;
  • заместители руководителя службы (ее территориального органа), к компетенции которых относятся вопросы, связанные с контролем в финансово-бюджетной сфере;
  • руководители (их заместители) структурных подразделений центрального аппарата службы (ее территориального органа), ответственные за организацию контрольных мероприятий;
  • иные федеральные гражданские госслужащие службы (ее территориального органа). 

Решение об участии федеральных гражданских госслужащих Росфиннадзора в проведении контрольных мероприятий оформляют приказом (распоряжением) руководителя (его заместителя) службы (ее территориального органа). Такие лица должны быть включены в состав проверочной (ревизионной) группы.

Методы финансового контроля

Статьей 267.1 Бюджетного кодекса РФ установлено четыре метода проведения государственного (муниципального) контроля: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Проверка

Под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности учреждения за определенный период (п. 2 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ).

Плановую проверку чиновники проводят в соответствии с планом контрольных мероприятий, который утверждает служба по согласованию с Минфином России (п. 4 Правил № 1092). Ознакомиться с таким планом можно на официальном сайте соответствующего территориального управления Росфиннадзора.

В отношении одного учреждения и одной темы контроля такая проверка возможна не более одного раза в год (п. 26 Правил № 1092).

Внеплановую проверку выполняют на основании (п. 5 Правил № 1092):

  • решения, принятого в связи с обращениями (поручениями) Президента РФ (его администрации), Правительства РФ (аппарата правительства), Минфина России, Следственного комитета РФ, правоохранительных органов, иных государственных органов, депутатских запросов, обращений граждан и организаций;
  • информации о нарушениях, полученной из СМИ.

Внеплановые проверки также могут проводиться по истечении срока исполнения ранее выданного предписания (представления) и в случаях, предусмотренных пунктами 38, 47 и 67 Правил № 1092.

Камеральная проверка проходит по местонахождению контролирующего органа на основании бухгалтерской отчетности и иных документов, представленных по его запросу (п. 3 ст. 267.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 3 Правил № 1092). Срок такой проверки – 30 рабочих дней со дня получения соответствующих документов и материалов (п. 40 Правил № 1092).

Причем в этот срок не засчитывается время:

  • с даты отправки запроса службы до даты представления информации учреждением;
  • в течение которого проводится встречная проверка и (или) обследование. 

Руководитель (его заместитель) Росфиннадзора или его территориального органа на  основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы может назначить обследование. По его результатам оформляется заключение, которое прилагается к материалам камеральной проверки.

Выездную проверку проводят по местонахождению проверяемого учреждения. В ходе нее определяют фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов.

Если контроль ведется структурными подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора, то срок проверки составляет не более 40 дней. А если территориальными органами службы, то не более 30 рабочих дней.

Однако срок проверки может быть продлен руководителем (его заместителем) территориального органа службы. Но не более чем на 10 рабочих дней, а в исключительных случаях – не более чем на 20 (п. 50 и 51 Правил № 1092).

Кроме того, выездная проверка (ревизия) может быть приостановлена руководителем (его заместителем) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы. В таком случае течение срока проверки прерывается. Но не более чем на шесть месяцев (п. 57 и 58 Правил № 1092).

Отметим и еще один момент. В рамках выездных или камеральных проверок специалисты Росфиннадзора имеют право проводить и встречные проверки. Причем в срок, не превышающий 20 рабочих дней. Результаты такой проверки они оформляют актом, который прилагают к материалам выездной или камеральной проверки. По ее итогам представления и предписания объекту встречной проверки не направляются (п. 17 Правил № 1092).

Ревизия

Ревизия представляет собой комплексную проверку деятельности учреждения, которая состоит в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению:

  • законности всей совокупности совершенных финансовых и хозопераций;
  • достоверности и правильности отражения финансовых и хозопераций в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Обследование

Согласно пункту 4 статьи 267.1 Бюджетного кодекса РФ и пункту 33 Правил № 1092, обследование заключается в анализе и оценке состояния определенной сферы деятельности учреждения. Его проводят в порядке и в сроки, установленные для выездных проверок (ревизий). Но за исключением того обследования , которое осуществляют в рамках камеральных и выездных проверок, ревизий (п. 19, 34 Правил № 1092). 

При проведении обследования может выполняться экспертиза с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных (п. 35 Правил № 1092).

Санкционирование операций

Чиновники проверяют документы на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства. И если все в порядке, проставляют разрешительную надпись. Таким образом они одобряют ту или иную операцию.

Права контролеров

Должностные лица Росфиннадзора вправе, в частности (п. 10 Правил № 1092):

  • запрашивать и получать информацию (в письменной форме), документы и материалы, объяснения (в устной или письменной форме), необходимые для проведения контрольных мероприятий;
  • при предъявлении служебных удостоверений и копии приказа (распоряжения) руководителя (его заместителя) о проведении выездной проверки или ревизии беспрепятственно посещать помещения и территории учреждения, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг;
  • проводить необходимые экспертизы и (или) привлекать независимых экспертов;
  • выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Нецелевое использование средств учреждением

Как показывает практика, чиновники Росфиннадзора обращают особое внимание на целевое использование бюджетных средств.

Они проверяют, совершаются ли расходы согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации (утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н), а также в соответствии с положениями соглашения о предоставлении субсидии и планом финансово-хозяйственной деятельности. Но при условии, что они не были предусмотрены при определении размера нормативных затрат. Однако у проверяющих не будет достаточных оснований квалифицировать расходы вашего учреждения в качестве нецелевого использования субсидии, если:

  • осуществление расходов не нарушает каких-либо положений соглашения о предоставлении субсидии и плана ФХД;
  • задание выполнено в полном объеме и качественно;
  • соблюдены Указания о порядке применения бюджетной классификации. 

Если расходы бюджетного учреждения проверяющими квалифицированы в качестве нецелевого использования средств субсидии, то при возврате таких сумм в бюджет необходимо руководствоваться порядком, определенным в соглашении о предоставлении субсидии.

Оформление результатов контрольных мероприятий

По результатам проверки контролеры должны составить акт (п. 43 и 62 Правил № 1092).

Его подписывают в следующие сроки:

  • при камеральной проверке – не позднее последнего дня срока проведения такой проверки;
  • при выездной проверке – в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания справки о завершении контрольных действий в учреждении.

Акт должны вручить (или направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) представителю учреждения в течение трех рабочих дней со дня его подписания (п. 44 и 64 Правил № 1092).

При несогласии с решением, вынесенным по результатам проверки, учреждение вправе подать письменные возражения. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня получения акта (п. 45 и 65 Правил № 1092).

А вот по результатам обследования оформляют заключение. Его подписывает должностное лицо Росфиннадзора не позднее последнего дня срока проведения обследования. Затем в течение трех рабочих дней его надо вручить (направить) представителю учреждения.

Отметим, что акт, заключение или иные материалы обследования руководитель (его заместитель) службы может рассматривать в течение 30 дней со дня их подписания. При необходимости назначают внеплановую выездную проверку (ревизию).

Итак, по результатам контрольных мероприятий учреждению могут быть выданы:

  • представления о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений;
  • предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства РФ и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями;
  • уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Однако предусмотрена возможность отмены представлений и предписаний:

  • в судебном порядке;
  • руководителем или заместителем руководителя Росфиннадзора по результатам обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов службы (приказ Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н).

То есть, если контролеры выписали представление с нарушением правил, его можно обжаловать. Подтверждение тому – постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 декабря 2014 г. № А49-6654/2014. После составления акта проверки чиновники вынесли представление, не дожидаясь письменных возражений учреждения. По мнению судей, при таких обстоятельствах контролеры лишили учреждение права на объективное и полное рассмотрение всех материалов проверки. А это привело к вынесению незаконного представления.

Т.И. Фисенко,

главный бухгалтер МУ «Централизованная бухгалтерия»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка