Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Ваш первый отчет по взносам

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Налоговики и полиция могут провести совместную проверку

28 апреля 2016 485 просмотров
Налоговики и полиция могут провести совместную проверку. Но не всегда. Пожробнее об этом мы расскажем в нашей статье.

Сотрудники полиции вправе участвовать в выездных проверках налоговой инспекции, а вот к камеральным проверкам их привлекать нельзя. Знание того, как должны проходить совместные контрольные мероприятия, поможет учреждениям заранее подготовиться к визиту ревизоров.

Когда налоговики и полиция могут провести совместную проверку

В выездных налоговых проверках могут быть задействованы сотрудники органов внутренних дел. Об этом сказано в пункте 1 статьи 36 Налогового кодекса РФ, подпункте 28 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции).

Совместные проверки проводят по основаниям, перечисленным в пункте 8 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347далее – Инструкция). Они возможны, если:

  • у налоговой есть сведения о возможных нарушениях учреждением законодательства о налогах и сборах, проверить которые можно только при участии полицейских;
  • сотрудники полиции располагают материалами о нарушениях учреждением законодательства о налогах и сборах, которые они направляют в инспекцию;
  • участие сотрудников полиции требуется для проведения мероприятий налогового контроля;
  • необходимо защитить контролеров при исполнении ими должностных обязанностей либо в случаях, когда работники учреждения препятствуют законной деятельности ревизоров.

ФНС России в письме от 24 августа 2012 г. № АС-4-2/14007@ перечислила случаи, когда полицейские обязаны участвовать в выездных проверках.

Во-первых, при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении НДС, а также о зачете или возврате иного налога.

Во-вторых, при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки налоговых преступлений, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса РФ.

Например:

  • если налогоплательщик препятствует проведению выездной проверки (смена руководителей, реорганизация, ликвидация учреждения и др.);
  • если в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) участвуют фирмы-однодневки, используемые для уклонения от уплаты налогов.

Необходимо наличие мотивированного запроса

Чтобы привлечь к проверке сотрудников полиции, налоговики составляют мотивированный запрос. Его форма приведена в приложении к Инструкции. В нем инспектор указывает следующую информацию о проверяемом учреждении:

  • полное или сокращенное наименование;
  • ИНН и КПП;
  • адрес местонахождения;
  • предмет проверки (соблюдение учреждением порядка исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов и сборов);
  • периоды, за которые проводится проверка.

Также должны быть изложены:

  • обстоятельства, вызвавшие необходимость участия полицейских в выездной налоговой проверке (описаны форма, характер и содержание предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах на основании имеющейся у инспекции информации);
  • причины, по которым сотрудников полиции привлекают к проверке в качестве специалистов для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья ревизоров;
  • предложения по количеству и составу сотрудников полиции, привлекаемых для участия в выездной проверке;
  • предполагаемая дата начала проведения проверки. 

Мотивированный запрос подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Этот документ может быть составлен и при проведении повторной выездной проверки.

Такой запрос может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.

Если сотрудников полиции привлекают к выездной проверке после ее начала, то в принятое налоговым органом решение о контрольных мероприятиях вносят изменения. Они касаются состава группы контролеров. Напомним, что такое решение оформляют в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса РФ. Об этом упомянуто и в пункте 1.2 письма ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622.

В части привлечения сотрудников полиции к проведению налоговых проверок арбитры чаще всего встают на сторону проверяющих.

Они считают: если мотивированный запрос был направлен налоговой инспекцией по основаниям, предусмотренным Инструкцией, то это не нарушает прав работодателей (постановления ФАС Северо-Западного округа от 11 февраля 2014 г. № А05-3725/2013 и от 8 апреля 2013 г. № А13-3281/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2013 г. № А27-14361/2012).

Полиция может отказаться от проверки

Органы внутренних дел могут отказаться от участия в совместной проверке, направив в налоговую инспекцию мотивированный отказ.

Основания для такого отказа указаны в пункте 9 Инструкции.

Но в случае их согласия направляется информация о сотрудниках, которые примут участие в выездной налоговой проверке. Причем в срок, не превышающий пяти дней со дня, когда был получен запрос об их участии.

Дополнительно отметим, что между налоговиками и сотрудниками органов внутренних дел должно быть проведено рабочее совещание (п. 10 Положения). Либо перед включением полицейских в состав проверяющих, либо непосредственно перед началом проверки. На таком совещании:

  • определяют и согласовывают основные направления предстоящей проверки;
  • составляют аналитическую схему выявления нарушений;
  • решают организационные вопросы по проведению контрольных мероприятий и обеспечению безопасности жизни и здоровья проверяющих.

Чем обязаны руководствоваться проверяющие

В ходе проведения выездной проверки учреждения инспекторам и полицейским следует руководствоваться:

  • Конституцией РФ;
  • Налоговым кодексом РФ
  • Законом о полиции;
  • Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон № 144-ФЗ);
  • Законом РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее – Закон № 943-1);
  • иными нормативными правовыми актами РФ.

Об этом говорится в пункте 4 Положения.

Какими полномочиями наделены контролеры

Если в ходе контрольных мероприятий были установлены нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющие должны принять меры по сбору доказательств (п. 14 Положения). Например, запросить необходимые документы, в том числе электронные носители информации.

ебовать представления документов они вправе как от работников проверяемого учреждения, так и от иных лиц, располагающих сведениями о деятельности налогоплательщика.

При необходимости может быть проведен допрос свидетелей и другие контрольные мероприятия, предусмотренные налоговым законодательством, Законом № 943-1 и иными нормативными правовыми актами РФ.

Кроме того, к материалам проверки могут быть приобщены документы, информация и иные материалы, представленные органами внутренних дел.

По роду своей деятельности сотрудники полиции вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия (п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции). К таким мероприятиям относятся, в частности, опрос, наведение справок, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров. Полный перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые разрешено проводить полиции, содержится в статье 6 Закона № 144-ФЗ. 

Осмотр помещений полицейскими возможен только в присутствии понятых. А при проведении доследственной проверки они не вправе проникать в запертые помещения.

Если сотрудникам полиции будет отказано в предоставлении необходимой информации, причем необоснованно, проверяемое учреждение может быть привлечено к административной ответственности (ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Как должны быть оформлены результаты проверки

Статьи 100 и 101 Налогового кодекса РФ раскрывают нормы, в соответствии с которыми оформляют результаты совместной проверки инспекции и полиции (п. 15 Положения).

Так, по результатам проверки контролеры должны составить акт. Но при оформлении этого документа могут возникнуть разногласия по его содержанию. В таком случае окончательное решение принимает руководитель проверяющей группы. По спорному вопросу проверяющие вправе изложить свое мнение в заключении. Оно должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в инспекции и полиции.

Акт составляют в трех экземплярах:

  • один хранится в налоговой инспекции;
  • второй остается в проверяемом учреждении (передается его представителю);
  • третий передается (направляется) органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Акт подписывают руководитель учреждения, инспекторы, участвовавшие в проверке, и сотрудники органов внутренних дел. При этом те полицейские, кто принимал участие в контрольных мероприятиях в качестве специалистов и обеспечивал безопасность, защищал жизнь и здоровье работников налогового ведомства, проводивших проверку, права подписи не имеют.

Акт вручают руководителю проверяемого учреждения или его представителю под подпись в течение пяти дней (п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Также он может быть передан иным способом, свидетельствующим о том, что акт получен указанным лицом.

Если учреждение не получило такой документ, это отражают в акте проверки. А сам акт должен быть направлен по почте заказным письмом по местонахождению учреждения.

Аналогично действуют, если представитель уклонился от получения акта (п. 16 Положения).

Ознакомившись с результатами проверки, учреждение вправе представить возражения в отношении вынесенного решения. При этом ему нужно иметь документы, подтверждающие обоснованность таких возражений.

Копии подтверждающих документов инспекция направляет в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в выездной налоговой проверке. Установленный для этого срок – три дня со дня их представления.

Итак, по результатам контрольных мероприятий учреждение может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения в отношении налогового законодательства.

Выводы

Основной целью совместных проверок инспекции и полиции является выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах. Участие полицейских в таких проверках носит вспомогательный характер. Ведь органы внутренних дел наделены полномочиями, отсутствующими у налоговиков.

Т.И. Фисенко,

главный бухгалтер МУ «Централизованная бухгалтерия»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

Какими вопросами сотрудники замучили вашу бухгалтерию?

Сотрудники хоть раз просили завысить или занизить доходы в справке 2-НДФЛ?

Сотрудники хоть раз говорили, что вы им неправильно рассчитали зарплату или др. выплаты?

Сотрудники просят пояснить, что за суммы в их расчетных листках?

Сотрудники требуют 13-ую зарплату или дополнительные выплаты?

Сотрудники просят объяснить, как они могут получить налоговые вычеты?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка