Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Все пояснения по НДС отправляйте в инспекцию по‑новому

Подписка
Подарки и скидки здесь!
№5

Рекомендации по обучению специалистов в сфере закупок

15 июля 2016 266 просмотров
Чиновники разработали рекомендации по обучению специалистов в сфере закупок. На их основании проанализируем, как работникам контрактной службы бюджетного учреждения подтвердить свою квалификацию. Что учесть при направлении сотрудника на обучение для работы в сфере госзакупок?

Квалификацию надо поддерживать

Контрактная система в сфере закупок товаров (работ, услуг) предусматривает:

  • профессиональную основу деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок;
  • привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Это установлено статьей 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе).

Исходя из принципа профессионализма, заказчики (специализированные организации) принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок.

В целях реализации единой государственной политики в области образования и повышения квалификации специалистов в сфере закупок разработаны Методические рекомендации. Они утверждены совместным письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России № 5594-ЕЕ/Д28И, № АК-553/06 (далее – Методические рекомендации) . Цель этого документа – установить общие требования по подготовке специалистов заказчика, уполномоченного органа (учреждения), занятых в сфере закупок, в том числе выполняющих функции:

  • члена комиссии по осуществлению закупок;
  • работника контрактной службы;
  • контрактного управляющего.

Сейчас практически всем участникам контрактной системы поступают предложения о прохождении обучения в этой сфере. Однако большинство из образовательных программ не соответствует минимальным требованиям, установленным пунктом 3.3 Методических рекомендаций.

Проверяем состав образовательных услуг

Государственный (муниципальный) контракт может содержать ссылку на Методические рекомендации. Соответственно, можно проверить состав образовательных услуг. Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине, входящей в образовательную программу, представлен в таблице.

В первой части программы должны быть раскрыты такие темы:

  • цели, задачи и принципы контрактной системы;
  • участники закупок, их права и обязанности;
  • контрактная служба, контрактные управляющие, комиссия по осуществлению закупок;
  • информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок;
  • порядок организации электронного документооборота.

Во второй части надо исследовать действующую российскую нормативно-правовую базу, регламентирующую вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, изучается применение антимонопольного законодательства при закупках товаров, работ и услуг.

Третья часть затрагивает вопросы планирования, обоснования закупок. В том числе сюда входят понятие начальной (максимальной) цены контракта, методы ее определения и централизованные закупки.

Четвертая часть наиболее емкая. В ней рассматривают:

  • способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общую характеристику данных способов, основные правила выбора;
  • требования к участникам закупки и антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона;
  • правила описания объекта закупки, порядок составления технического задания, нормирование в сфере закупок;
  • порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы;
  • оценку заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки;
  • проведение аукциона;
  • совершение закупок способом запроса котировок;
  • запрос предложений;
  • закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • особенности закупок, проводимых бюджетным, автономным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием и иными юридическими лицами;
  • особенности отдельных видов закупок.

В пятой части изучают порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов, приемку продукции, экспертизу результатов контракта и привлечение экспертов.

В шестой части программы должны быть раскрыты мониторинг и аудит в сфере закупок, общественный контроль и общественное обсуждение закупок, ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства РФ в данной сфере. Помимо этого изучают административную и арбитражную практику, способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки.

Вариативная часть может включать в себя как дополнительные дисциплины, так и практикумы с учетом требований контрактного законодательства.

Последняя часть программы обучения – сдача экзамена (теста) или защита итоговой работы. При реализации образовательных программ могут применяться дистанционные технологии, электронное обучение.

Из этого следует вывод, что образовательные методики, разработчики которых обещают выдать свидетельство, например, после восьми часов обучения, явно не соответствуют приведенным рекомендациям.

На какие еще нормы ориентироваться

Методические рекомендации нельзя расценивать как обязательные требования к программам обучения. На их основе не будет проходить, например, обязательная проверка (сертификация) преподавателей или учебников. И, как нормативный ориентир, Методические рекомендации никоим образом не влияют на легитимность документа, выдаваемого по результатам обучения. Качественные характеристики дополнительного профессионального образования в сфере госзакупок более подробно рассмотрены в письме Минтруда России от 16 февраля 2015 г. № 18-3/10/В-1033(далее – Рекомендации Минтруда России). В нем содержатся рекомендации по организации допобразования госслужащих субъектов РФ в 2015 году. В частности, в Рекомендациях Минтруда России установлен перечень вопросов, которые предлагается изучить в ходе освоения программы «Управление государственными и муниципальными закупками».

Рекомендации Минтруда России, как и Методические рекомендации, приняты в целях обеспечения единства требований к дополнительному профессиональному образованию. Но именно на Минтруд России возложены функции по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа:

  • на профпереподготовку служащих;
  • на повышение квалификации и стажировку. 

Функция контроля подготовки госслужащих закреплена за Минтрудом России до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой (п. 1 постановления Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284).

Рекомендации по выбору курсов

При принятии решения о том, на курсы какой длительности направить специалиста госзаказа, необходимо ориентироваться прежде всего на следующие нормы законодательства:

  • статья 76 «Дополнительное профессиональное образование» Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании» (далее – Закон № 273ФЗ);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (далее – Порядок № 499).

Так, в соответствии с частью 6 статьи 76 Закона № 273-ФЗ содержание дополнительной профессиональной учебной программы определяется образовательной организацией, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ или другими федеральными законами.

При этом указанная программа разрабатывается образовательным учреждением с учетом потребностей лица (организации), по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Например, по мнению некоторых специалистов государственного заказа, не играет роли, заявляет учебный центр 40 часов или, как в Методических рекомендациях, 108 часов.

Ведь один и тот же вопрос в зависимости от квалификации преподавателя может быть раскрыт как за полчаса, так и за полдня.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы должны быть определены одним из двух способов:

  • образовательной программой;
  • договором об образовании. 

В случае реализации программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким программам может быть снижен до 40 часов (п. 2.4 Методических рекомендаций).

Это определено пунктом 12 Порядка № 499.

Кроме того, указанные формы и сроки могут быть зафиксированы одновременно и в образовательной программе, и в договоре об образовании. При этом Порядком № 499 установлены минимально допустимые сроки освоения программ:

  • не менее 16 часов для повышения квалификации;
  • не менее 250 часов для профессиональной переподготовки.

Таким образом, продолжительность программы повышения квалификации не может быть менее 16 часов. Если же специалист госзаказа освоил образовательную программу длительностью 16 часов и более, то полученное им свидетельство легитимно. Соответственно, учреждение, направившее своего специалиста на учебу, считается выполнившим требование статьи 9 Закона о контрактной системе.

В заключение отметим, что проведение семинаров, даже двух- или трехдневных, не может быть отнесено к образовательной деятельности. Поскольку в рамках таких мероприятий никакая образовательная программа не реализуется. Однако необходимо учитывать, что на семинаре работник может получать важные практические знания, которые помогут ему поддерживать свою квалификацию в дальнейшем.

А.К. Нестер,

контрактный управляющий

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Как вы учитываете канцтовары?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка