Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники советуют перепроверить данные работников

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Минфин России указал, что покупка товара (заказ услуги), проведенная в ходе проверки применения ККТ не выходит за рамки полномочий налогового органа

4 мая 2006 10 просмотров

Минфин России указал, что покупка товара (заказ услуги), проведенная в ходе проверки применения ККТ не выходит за рамки полномочий налогового органа

Письмо ФНС России от 28.03.2006 г № ММ-6-06/332 (в rar-архиве)

ФНС России довела до сведения своих подразделений письмо Минфина России, в котором указывается, что покупка товара (заказ услуги) в ходе проверки ККТ не выходит за пределы полномочий налогового органа.

МИНФИН: «ПРАВИЛЬНУЮ» ПРАКТИКУ СЛЕДУЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬ

Минфин России в комментируемом письме ссылается на несколько судебных актов, в которых сказано, что покупка товара (заказ услуги) в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники не выходит за пределы полномочий налоговиков. Чиновники приводят дополнительные аргументы в пользу этого вывода и высказывают пожелание, что единообразная судебная практика должна формироваться именно в этом направлении.

По сложившейся в нашей стране традиции подобные разъяснения, к сожалению, станут руководством к действию для налоговиков на местах. Однако на самом деле позиция Минфина России и выводы судов, на которые он ссылается, далеко не бесспорны.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД: ПРОВЕРОЧНАЯ ЗАКУПКА ТОЛЬКО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ («О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Опубликован в «ДК» № 12, 2003) (далее - Закон № 54-ФЗ) не упоминает о контрольных закупках. Однако Минфин России утверждает, что такая форма контроля предусмотрена в иных нормативных актах. И дает ссылку на Федеральные законы от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Однако в указанных законах (ст. 6 и ст. 49 соответственно) речь идет не о контрольной, а о проверочной закупке, которая к тому же является оперативно-розыскным мероприятием. Такие мероприятия должны осуществляться либо в рамках возбужденного уголовного дела, либо для проверки информации о готовящемся или совершенном преступлении.

При этом, как следует из определения Конституционного суда РФ от 22 апреля 2005 г. № 198-О, если в действиях проверяемых лиц отсутствуют признаки преступления, то какие-либо оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и проверочная закупка, проводиться не должны.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА О КОНТРОЛЬНЫХ ЗАКУПКАХ

Помимо тех судебных решений, на которые сослался Минфин России, есть и другие - вынесенные в пользу плательщиков.

У налоговиков нет права на контрольную закупку

Несоблюдение Закона № 54-ФЗ не является преступлением, а относится к административному правонарушению. Следовательно, проверочная закупка при проверке соблюдения плательщиком вышеуказанного закона применяться не может.

Что касается контрольной закупки, то ни одним законом такой вид контроля вообще не предусмотрен.

При этом статья 3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ («О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (далее - Закон № 134-ФЗ) требует, чтобы контрольное мероприятие соответствовало компетенции проверяющего органа (в нашем случае - налоговой инспекции).

Если налоговые или правоохранительные органы при проверке применения ККТ проводят контрольные (проверочные) закупки, проверяемое лицо вправе обратиться в прокуратуру с заявлением о проверке законности таких действий либо в суд за защитой нарушенных прав.

Показательным является постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 августа 2004 г. по делу № Ф03-А51/04-2/2128. В нем суд прямо указал, что Закон № 54-ФЗ не наделяет налоговые органы правом контрольной закупки при осуществлении проверок, связанных с применением ККТ. Как следует из постановления, факт неприменения ККТ установлен при приобретении в личное пользование коробки конфет стоимостью 31,5 руб. работником налогового органа. Надзорная инстанция констатировала, что суд первой инстанции этот вопрос не исследовал. Поэтому дело было направлено на новое рассмотрение в этой части.

Можно сослаться на нарушение процедуры

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, ч. 3 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 31 марта 2003 г. по делу № А56-30067/02 признал незаконным и отменил постановление налоговой инспекции о привлечении к административной ответственности за неприменение ККТ. Суд указал, что протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следовало, что проверка налоговой инспекцией проведена 4 сентября 2002 года, в то время как акт и протокол об административном правонарушении были составлены 6 сентября 2002 года.

Поскольку протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований КоАП РФ, он не может служить доказательством совершения правонарушения.

Предупредим, что не все суды придерживаются такой позиции. Например, в приведенном выше постановлении по делу № Ф03-А51/ 04-2/2128 судьи пришли к иному выводу. Суд указал, что само по себе нарушение срока составления протокола не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Тем не менее нарушение срока составления протокола - это дополнительный аргумент, который можно использовать в свою защиту.

Наконец, есть и еще одно обстоятельство, на которое можно сослаться в суде.

Статья 7 Закона № 134-ФЗ устанавливает, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). При этом в данном акте о проведении мероприятия по контролю указываются:

- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Такое распоряжение или приказ проверяющие должны предъявить руководителю или иному должностному лицу организации одновременно со служебным удостоверением.
Несоблюдение сотрудниками налоговых органов этого требования может повлечь признание незаконными их актов о привлечении к ответственности.
А провести контрольную закупку с учетом такого требования просто невозможно - ведь это значит, что проверяющий должен сообщить кассиру о проверке до того, как попросит продать какой-либо товар.
Таким образом, если к плательщику пришли с проверкой, о которой он узнал только после так называемой контрольной (проверочной) закупки, у него имеется достаточно аргументов, чтобы отстоять свои права.

К. ю. н. В.И. Спицын,
компания SSK Consulting

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка