Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Есть способы оправдать внешне недобросовестное поведение налогоплательщика

12 мая 2006 13 просмотров

Понятие «недобросовестность налогоплательщика» с легкой руки Конституционного суда прочно вошло в практику. И хотя этим понятием оперируют и налоговые органы, и суды, до сих пор признаки недобросовестности точно не определены. Недавно попытку систематизировать эти критерии предпринял Высший арбитражный суд (см. стр. 4). Чем это грозит бухгалтерам? На этот и другие вопросы отвечает Юлия Комисарова, главный редактор журнала «Практическое налоговое планирование».

– Существует мнение, что оптимизация налогов по сделке уже сама по себе говорит о недобросовестности налогоплательщика. Так ли это?

– Конечно, нет. Сомнения в добросовестности налогоплательщика, в частности, могут возникнуть, если у сделки не было реальных бизнес-последствий и она была совершена лишь для уменьшения налогов. А когда у компании изначально было намерение совершить сделку и она лишь выбрала ту форму, которая влечет меньшее налоговое бремя, это не свидетельствует о злоупотреблении.

– То есть, если у сделки есть реальная экономическая цель, а снижение налогов – это сопутствующий «бонус», бухгалтер может быть спокоен? Доначисление налога, штрафы и пени его компании не грозят?

– Да. Это подтверждает судебная практика. Например, Президиум ВАС РФ в постановлении от 18 мая 2004 г. № 15408/03 вынес решение по спорной сумме налога в пользу компании в том числе потому, что признал ее добросовестной. Тогда как в другом деле (постановление от 20 февраля 2006 г. по делу № 12488/05) суд оценил налогоплательщика как недобросовестного на том основании, что совершенные им и его поставщиком сделки не имели деловой цели и были направлены только на незаконное возмещение НДС.

– А какие еще существуют критерии недобросовестности?

– Парадокс ситуации с недобросовестностью состоит в том, что это оценочное понятие и четких, законодательно установленных критериев для него нет. Но практика уже выработала основные признаки недобросовестности. Которые, кстати, ВАС РФ в проекте информационного письма свел воедино. Например, свидетельствовать против налогоплательщика будет то, что условия его сделок не являются для него наиболее выгодными. Или если налоговые преимущества обусловлены операциями компании с фирмами, которые не состоят на налоговом учете. Либо органы управления которых отсутствуют по местонахождению этих компаний.

– Получается, что, если письмо ВАС РФ будет принято, бухгалтер должен будет проверять, присутствует ли директор контрагента по юридическому адресу фирмы?

– Выходит так. Иначе компания рискует проиграть дело в суде, потому что ее признают недобросовестной. Но я хочу подчеркнуть: все обстоятельства, которые порождают сомнения в добросовестности плательщика, должен доказывать в суде налоговый орган. То есть суд изначально исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика.

– Значит, есть и способы защиты?

– Совершенно верно. Налогоплательщик должен доказать, что обстоятельства, вызывающие сомнения в его добросовестности, экономически оправданны, что есть разумные экономические причины внешне недобросовестного поведения плательщика. К ним относятся условия конкуренции на рынке, сохранение или улучшение условий обычной хозяйственной деятельности, особенности производства и реализации продукции, невозможность использования более оптимальных способов передачи товара.

– Как же надо поступать бухгалтеру, чтобы его компания не оказалась в числе недобросовестных?

– В первую очередь заранее подготовить обоснование разумных экономических причин. Еще по возможности проверять своих контрагентов. Способов множество, в двух словах о них не расскажешь. Но они детально рассмотрены в первом номере журнала «Практическое налоговое планирование» в статье, посвященной критериям добросовестности налогоплательщиков и способам этим критериям соответствовать.

– Кстати, о вашем журнале. Вы считаете, что сейчас подходящее время для такого издания?

– Я в этом уверена. Стремление построить деятельность, сделку, операцию с минимальными затратами, в том числе налоговыми, – это часть бизнеса, часть работы профессионального главбуха и финдиректора. Так было, есть и будет. Просто теперь, как никогда раньше, нужно знать в этом меру, быть разборчивым в средствах. Именно поэтому настало время для журнала, целиком посвященного тому, как безопасно снизить налоговые выплаты компании.

Беседовала Анна Иванова, корреспондент журнала «Главбух»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка