Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте

13 мая 2004 7116 просмотров

Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте

Приказ Министерства транспорта РФ от 24.06.03 № 153
Зарегистрирован Минюстом России 24.07.03 № 4916

Отраслевую инструкцию по учету доходов и расходов Минтранс России адресовал организациям, которые занимаются перевозкой грузов и пассажиров автомобильным транспортом, транспортно-экспедиционным обслуживанием, погрузочно-разгрузочными работами, доставкой документов, увязкой грузов, взвешиванием и другими видами услуг и работ, выполняемых автомобильным транспортом.

Текст документа (в формате rtf).

Инструкция адресована предприятиям, которые занимаются перевозкой грузов и пассажиров автомобильным транспортом, транспортно-экспедиционным обслуживанием, погрузочно-разгрузочными работами, доставкой документов, увязкой грузов, взвешиванием и другими видами работ и услуг, выполняемых автомобильным транспортом (п. 2 инструкции).

Обратите внимание, что в названии инструкции фигурируют лишь доходы и расходы по обычным видам деятельности. Однако в самой инструкции помимо правил по бухучету данных доходов и расходов такие правила установлены и для операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов.

Первый вопрос, который возникает, а зачем вообще Минтрансу России понадобилось издавать такую инструкцию? Ведь есть положения по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденные Минфином России.

Однако с 1998 года идет реформа российской системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Программа реформирования утверждена постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 238. И наряду с изданием ПБУ одной из мер по реализации данной программы является издание отраслевых инструкций по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности. Разрабатывать такие инструкции для каждой конкретной отрасли поручено министерствам и ведомствам, в ведении которых эта отрасль находится. Поскольку транспорт и, в частности, автотранспорт курирует Минтранс России, то инструкцию для автотранспортных предприятий разрабатывал он.

Стоит заметить, что, хотя в инструкции и сказано, что она разработана в соответствии с ПБУ, утвержденными Минфином России, на самом деле это не так. В инструкции не так уж мало положений, которые им противоречат. А это является нарушением Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ). Ведь, согласно пункту 2 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, инструкции, регламентирующие бухучет, не должны противоречить нормативным актам и указаниям Минфина России. Поэтому организации вправе применять только те положения инструкции, которые не противоречат названным нормативным актам.

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Минфин России не раз разъяснял, для чего нужны отраслевые инструкции по бухучету, например, в письме от 29 апреля 2002 г. № 16-00-13/03. Отраслевые инструкции призваны помочь организациям определить состав и размеры фактических затрат на производство продукции, а также сформировать ее себестоимость исходя из особенностей технологического процесса, структуры производства и прочих факторов. Ведь на основании таких показателей, как затраты и себестоимость, определяется продажная цена, количество материально-производственных запасов и пр.

К сожалению, надо признать, что, руководствуясь инструкцией, выпущенной Минтрансом России, предприятия вряд ли смогут сформировать себестоимость автотранспортных услуг. Конечно, в самой инструкции сказано, что она устанавливает единый подход к составу и группировке затрат «исходя из отраслевых особенностей автомобильного транспорта» (п. 9 инструкции). Вместе с тем складывается такое впечатление, будто вместо этого в Минтрансе России решили свести бухгалтерский учет предприятий автотранспорта к налоговому. Инструкция состоит из фрагментов ПБУ, утвержденных Минфином России, и фрагментов главы 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ. Причем надо сказать, что эти фрагменты скомпонованы весьма небрежно. К примеру, в инструкции два раза описан порядок признания расходов. Сначала в пунктах 27-31 по правилам главы 25 НК РФ, а затем в пунктах 100- 103 по правилам ПБУ 10/99 «Расходы предприятия» (далее - ПБУ 10/99). А в нескольких местах в инструкции предприятия автотранспорта названы налогоплательщиками.

Что же касается отраслевых особенностей, то, судя по всему, выявлением характерных для автотранспорта затрат в Минтрансе России сильно утруждаться не стали. Перечни расходов, которые приводятся в инструкции, в основном состоят из общих формулировок, взятых из главы 25 НК РФ. В некоторых из них словосочетание «производство товаров» заменили словом «перевозка». В результате на выходе получились выражения вроде: «расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в процессе перевозки (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу» (п. 38 инструкции).

Рассмотрим правила ведения бухучета доходов и расходов, предложенные Минтрансом России, с позиций того, как они соответствуют законодательству по бухучету. И поскольку отраслевые инструкции призваны обеспечивать единый подход к учету расходов всеми предприятиями отрасли, то с расходов и начнем.

В ПБУ 10/99 установлено, что расходы по обычным видам деятельности делятся на материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию и прочие затраты. Минтранс России сгруппировал расходы по обычным видам деятельности таким же образом (п. 36 инструкции).

МАТЕРИАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ
Перечень материальных расходов, связанных с основной деятельностью, взят из статьи 254 НК РФ. Причем для некоторых из них Минтранс России установил, что они включаются в расходы по обычным видам деятельности не в полном объеме, а в пределах норматива. А все, что свыше норматива, нужно включать во внереализационные расходы.

Так, в пункте 40 инструкции сказано, что расходы на топливо предприятия автотранспорта могут включать в материальные расходы по обычным видам деятельности в пределах норм, утвержденных Минтрансом России. Также по нормам Минтранса России нужно учитывать расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин (п. 43 инструкции). А потери от естественной убыли включаются в материальные расходы по нормам, утвержденным Правительством РФ, как того требует налоговое законодательство (п. 47 инструкции).

По нашему мнению, это является вопиющим нарушением методики ведения бухгалтерского учета. Ведь одна из его задач - это формирование полной и достоверной информации о деятельности организации (п. 3 ст. 1 Закона № 129-ФЗ). Очевидно, что если организация будет отражать в бухучете расходы по основной деятельности не в полном объеме, то получить полную и достоверную информацию о таких расходах будет невозможно. И как в таком случае можно говорить о фактических затратах и себестоимости?

Кроме того, в пункте 6 ПБУ 10/99 установлено, что расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухучету в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности.

Организации должны следовать ПБУ 10/99. И поэтому, не обращая внимания на то, что в отношении некоторых расходов Минтранс России ввел ограничения, в бухучете все материальные расходы нужно учитывать в полном объеме.

РАСХОДЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА
Расходы на оплату труда перечислены в пункте 49 инструкции. Формулировки этого пункта практически совпадают с формулировками статьи 255 НК РФ.

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что Минтранс России предписывает включать в расходы на оплату труда платежи по договорам обязательного и добровольного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников. Причем лишь по тем видам договоров, которые указаны в статье 255 НК РФ.

Кроме того, в расходы на оплату труда попали выплаты лицам, не состоящим в штате и выполняющим для организации работы по гражданско-правовым договорам. Исключением являются выплаты предпринимателям.

При таком способе учета оплаты труда, как и в случае с нормированием расходов, требование достоверности информации выполнено не будет. Ведь согласитесь, что выплаты по договорам страхования, как и по гражданско-правовым договорам, оплатой труда не являются. Оплата труда - это вознаграждение по трудовому договору, и выплачиваться оно может только работникам организации.

По нашему мнению, из перечня расходов, которые Минтранс России предлагает учитывать в составе расходов на оплату труда, организации должны выбрать те выплаты, которые связаны с расчетами с персоналом.

ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ Согласно пункту 50 инструкции, к отчислениям на социальные нужды относятся только те отчисления, которые производятся в соответствии с главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ. Из такой формулировки следует, что взносы на обязательное пенсионное страхование Минтранс России к отчислениям на социальные нужды не относит. Ведь их организации уплачивают в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Поэтому, согласно инструкции, страховые взносы нужно включать в прочие расходы по обычным видам деятельности (подп. 1 п. 95 инструкции).

Однако, на наш взгляд, это неоправданно и опять же не дает адекватного представления о том, какие суммы отчисляет организация на социальные нужды. Поэтому, по нашему мнению, помимо сумм ЕСН в отчисления на социальные нужды нужно включать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

АМОРТИЗАЦИЯ
Как учитывать основные средства, установлено в пунктах 51-63 инструкции, а нематериальные активы - в пунктах 64-69 инструкции. По большей части в этих пунктах повторяются правила ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее - ПБУ 6/01) и ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» (далее - ПБУ 14/2000) соответственно. Тем не менее без противоречий с названными ПБУ не обошлось.

Так, в пункте 53 инструкции сказано, что по основным средствам стоимостью не более 10 000 руб. амортизация не начисляется. Возможно, этот пункт включен в инструкцию с целью помочь бухгалтеру и свести правила бухучета основных средств к правилам налогового учета. Тем не менее данный пункт противоречит ПБУ 6/01. Согласно пункту 18 ПБУ 6/01, стоимость основного средства не дороже 10 000 руб. можно списать двумя способами. Можно ее амортизировать, а можно списать единовременно в момент передачи основного средства в эксплуатацию. Выбор способа списания - это право организации.

И, по нашему мнению, Минтранс России не может лишить организации такого права. Поэтому если организация считает целесообразным амортизировать основные средства стоимостью не дороже 10 000 руб., то у нее нет оснований этого не делать.

Кстати, заметим, что вместо 10 000 руб. организация может установить другой лимит для единовременного списания стоимости основных средств. Такую возможность дает ПБУ 6/01.

Теперь о нематериальных активах. Несмотря на то что определение нематериального актива взято из ПБУ 14/2000, Минтранс России не включил в перечень объектов, являющихся такими активами, деловую репутацию и организационные расходы. Произошло ли это случайно, или же в Минтрансе России решили, что подобные активы не характерны для предприятий автотранспорта, остается только гадать.

Как бы то ни было, но, согласно ПБУ 14/2000, деловая репутация и организационные расходы - это нематериальные активы. И если у организации есть данные объекты, то в бухучете она обязана включить их в состав нематериальных активов и учитывать в соответствии с ПБУ 14/2000.

Прочие расходы по обычным видам деятельности
Прочие расходы по обычным видам деятельности перечислены в пунктах 70-95 инструкции. Для некоторых из таких расходов, как и для некоторых материальных расходов, Минтранс России установил нормативы, в пределах которых они включаются в расходы по обычным видам деятельности. А все, что сверх норматива, попадает во внереализационные расходы.

В частности, суточные, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы на НИОКР и т. д. Минтранс России советует включать в прочие расходы в ограниченном размере.

Суточные при командировках относятся к прочим расходам по обычным видам деятельности в пределах нормативов, установленных Правительством РФ (подп. 10 п. 95 инструкции). Представительские расходы - не более 4 процентов от расходов на оплату труда (подп. 17 п. 95 инструкции). Кроме того, в перечень представительских расходов Минтранс России включил лишь те расходы, которые указаны в пункте 2 статьи 264 НК РФ.

Аналогично и с расходами на рекламу. В отношении них инструкция устанавливает правило аналогичное правилу пункта 4 статьи 264 НК РФ (подп. 22 п. 95 инструкции).

Как учитывать отчисления в научные фонды, указано в пункте 88 инструкции. В нем сказано, что такие отчисления являются прочими расходами в пределах 0,5 процента от полученных доходов. При исчислении налога на прибыль данные отчисления учитываются в таком же порядке (п. 3 ст. 262 НК РФ).

В связи со сказанным еще раз повторимся, что в первую очередь организации обязаны соблюдать требования Закона № 129-ФЗ и ПБУ 10/99. Нормирование расходов противоречит названным нормативным актам. Поэтому все прочие расходы организации обязаны включать в расходы, связанные с основной деятельностью, в полном объеме.

ОПЕРАЦИОННЫЕ, ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ РАСХОДЫ
Определение и правила учета операционных и чрезвычайных расходов Минтранс России взял из ПБУ 10/99. А что касается внереализационных расходов, то инструкция предписывает включать в них сверхнормативные расходы по обычным видам деятельности. Это расходы на топливо, на восстановление шин, потери от естественной убыли, суточные, представительские и т. д. Согласитесь, сложно назвать перечисленные расходы внереализационными.

О том, что нормирование расходов в бухучете недопустимо, уже говорилось. Поэтому если организация будет следовать ПБУ 10/99, то никаких сверхнормативных расходов у нее не возникнет.

ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОТРАСПОРТА
Как учитывать доходы, указано в пунктах 3, 4, 24-26 инструкции. В отношении доходов явных противоречий инструкция не содержит. Нарекания вызывает лишь небрежность, с которой написана вся инструкция и раздел, посвященный доходам, в частности.

О том, что доходы признаются в бухучете по методу начисления, в инструкции говорится дважды. Первый раз в пункте 3, а затем в пунктах 24 и 25. Заметим, для того, чтобы определить момент признания доходов, Минтранс России дает ссылку на статью 39 НК РФ. В пункте 25 инструкции сказано, что датой получения дохода признается день отгрузки, который определяется в соответствии с данной статьей Налогового кодекса.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от внутренних и международных грузовых перевозок, от внутренних и международных перевозок пассажиров в автобусах, от перевозок пассажиров в легковых таксомоторах, от перевозок в грузовых таксомоторах, от предоставления легковых автомобилей для обслуживания предприятий и организаций и т. д., а также доходы грузовых автостанций и автовокзалов, доходы от доставки (перегона) автомобилей и т. д.

Если автотранспортное предприятие сдает в аренду свои активы, то выручкой является арендная плата. А доходы от перевозок пассажиров в автобусах учитываются в полном объеме и на суммы, причитающиеся автовокзалам и автостанциям за продажу билетов, не уменьшаются.

Что касается операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов, то в разделы, посвященные этим видам доходов, Минтранс России перенес положения соответствующих разделов ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Эксперт «ДК»
Ю.П. Косей

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка