Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Изменены правила оказания образовательных услуг

23 мая 2006 13 просмотров

Правительство РФ приняло новые постановления в области образования. В частности, изложена в новой редакции норма, касающаяся прав потребителя при обнаружении недостатков образовательных услуг, оказанных исполнителем. Указано, что теперь потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг не устранены исполнителем. Об этих и других изменениях пойдет речь в нашей статье.

Кто будет исполнять полномочия учредителя государственного вуза

Правительство РФ 17 января 2006 года приняло постановление № 13 «О внесении изменения в Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ».

Рассматриваемый нормативный правовой акт вносит лишь одно изменение в пункт 4 этого Типового положения. Что же изменилось с принятием данного документа?

Ранее полномочия учредителя государственного высшего учебного заведения федерального подчинения мог осуществлять только федеральный орган исполнительной власти. Поскольку полномочия по созданию такого высшего учебного заведения принадлежат Правительству РФ (п. 2 Типового положения), именно оно определяло тот орган власти, который осуществлял полномочия учредителя.

В настоящее время с принятием постановления № 13 полномочия учредителя в отношении отдельных государственных высших учебных заведений федерального подчинения могут осуществляться не только федеральным органом исполнительной власти, но и иными лицами, определенными нормативным правовым актом Правительства РФ.

Новое в правилах оказания платных образовательных услуг

Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 815 (далее – постановление № 815) внесен ряд изменений в Правила оказания платных образовательных услуг. Некоторые из них носят технический характер, а прочие касаются защиты прав потребителей в сфере образования.

Рассмотрим их более подробно.

Изменена формулировка названия контролирующего органа

Одно из введенных постановлением № 815 изменений носит технико-юридический характер. Изменена формулировка, именующая контрольный орган в сфере платного образования (в новой редакции это не «федеральный орган управления образованием», а «федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в области образования и науки»).

Остальные изменения носят более существенный характер и касаются защиты прав потребителя в сфере платного образования. Поэтому руководителям образовательных учреждений, оказывающих платные образовательные услуги, стоит обратить на них особое внимание.

Изменен объем информации об оказываемых платных услугах

Первое существенное изменение касается объема информации, которая должна быть предоставлена лицу, заключающему с образовательным учреждением договор на оказание платных образовательных услуг.

Напомним, что общие нормы, возлагающие на исполнителя обязанность предоставить потребителю определенную информацию об исполнителе и его услугах, содержатся в статьях 8–10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителя). Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о защите прав потребителя, Правительство РФ вправе издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Действуя в рамках этих полномочий, Правительство РФ дополнило перечень информации, которая обязательна для предоставления потребителю при заключении договора на оказание платных образовательных услуг.

В настоящее время образовательное учреждение – исполнитель обязано довести до потребителя не только наименование органа, выдавшего лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, но и адрес и телефон данного органа.

Отметим, что раньше образовательное учреждение при заключении договора предоставляло потребителю свой юридический адрес. В ныне действующей редакции слово «юридический» исключено. Данное изменение, по мнению автора, можно считать технико-юридическим, так как, несмотря на фактически сложившуюся практику, законодательство РФ не предусматривает наличия у организаций нескольких адресов (юридического и фактического).

Стало быть, предоставляемый потребителям адрес должен быть адресом местонахождения юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса РФ). Как представляется, потребителю также может предоставляться адрес обособленного подразделения (например, филиала) образовательного учреждения.

Предоставление образовательным учреждением адреса, не соответствующего тому, по которому учреждение фактически находится (то есть находятся его действующие исполнительные органы, обособленные подразделения и т. п.), может считаться неисполнением обязанности по предоставлению необходимой информации, что влечет за собой юридическую ответственность, в частности, предусмотренную статьей 12 Закона о защите прав потребителей. Негативные последствия для образовательного учреждения в зависимости от ситуации могут включать в себя односторонний отказ потребителя от исполнения договора, требование о возврате уплаченной за оказание образовательных услуг суммы, требование о возмещении убытков, морального вреда. Должностные лица образовательных учреждений, виновные в нарушении прав потребителей на предоставление необходимой информации, также несут административную ответственность на основании пункта 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уточнены последствия оказания услуг ненадлежащего качества

Второе существенное изменение, введенное постановлением № 815 в Правила, касается уточнения тех негативных последствий, которые наступают при оказании образовательных услуг ненадлежащего качества.

Так, в предыдущей редакции Правил потребителю предоставлялось право расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных образовательных услуг не устранены исполнителем либо имеют существенный характер.

Постановление № 815 уточняет, что потребитель вправе не расторгнуть, а отказаться от исполнения договора, что однозначно подразумевает внесудебный порядок прекращения договора на основании одностороннего волеизъявления потребителя.

Напомним, что в соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. В данном случае право потребителя на односторонний отказ от исполнения договора предусмотрено пунктом 1 статьи 29 Закона о защите прав потребителя, поэтому внесенные в Правила изменения носят скорее информационный, уточняющий характер, не привнося (по сравнению с Законом о защите прав потребителя) ничего нового в регулирование данного вопроса.

Норма постановления № 815, дополняющая пункт 23 Правил, согласно которой потребитель вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки оказанных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора, приводит данный нормативный акт в соответствие с упомянутым выше пунктом 1 статьи 29 Закона о защите прав потребителя.

Необходимо лишь отметить, что в данном случае, с учетом пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, речь идет именно о судебном порядке расторжения договора.

Выходит, что в настоящее время потребитель при обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, вправе по своему выбору потребовать:
– безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;
– соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;
– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Если требования потребителя не удовлетворены в установленный договором (или разумный – при отсутствии соответствующего условия в договоре) срок, он вправе отказаться от исполнения договора.

При обнаружении существенных недостатков образовательных услуг или существенных отступлений от условий договора потребитель вправе, не предоставляя исполнителю срок на исправление, обратиться в суд с требованием о расторжении договора, возмещении убытков, а также взыскании морального вреда.

Собственник и учредитель образовательного учреждения

Учреждение по своей организационно-правовой природе является некоммерческой организацией, созданной собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемой им полностью или частично (ст. 120 Гражданского кодекса РФ, аналогичная норма также содержится в Законе РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). А согласно пункту 3 статьи 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», федеральное государственное образовательное учреждение представляет собой образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Следовательно, и собственником, и учредителем федерального государственного образовательного учреждения является Российская Федерация. Согласно подпунктам 1 и 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ, от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Именно в этом ключе следует понимать пункт 1 статьи 11 Закона об образовании, согласно которому учредителями образовательного учреждения могут быть, в частности, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Штраф за нарушение прав потребителей

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа:
– на должностных лиц в размере 5–10 МРОТ;
– на юридических лиц – 50–100 МРОТ (п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка