Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Новые отчеты в ПФР — когда сдавать и как заполнять

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Новый закон по госзакупкам. Практическое применение

23 мая 2006 3885 просмотров

О Воробьева

, директор Института госзакупок РАГС, председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам

С 1 января 2006 года вступил в силу новый Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он существенно изменяет практику осуществления закупок бюджетными учреждениями. После выхода приказа Рособразования от 10 февраля 2006 г. № 68 для государственных образовательных учреждений этот Закон является особенно актуальным*. Ведь теперь все подведомственные учреждения и организации наделяются правами и обязанностями государственных заказчиков.

Новации

Федеральный закон № 94-ФЗ (далее – Закон № 94-ФЗ) внес много изменений – это изменения в составе участников системы размещения заказа, способах и самой процедуре его размещения. Отметим, что под действие этого Закона подпадает также расходование государственными образовательными учреждениями денежных средств, которые получены от предпринимательской деятельности.

Заказчики

По сравнению с действовавшим ранее порядком изменился состав участников правоотношений по размещению заказа. Появились новые субъекты – уполномоченные на размещение заказов органы власти, специализированная организация. Пунктом 1 статьи 4 Закона № 94-ФЗ также изменены сами понятия «государственные и муниципальные заказчики». Теперь заказчиками являются органы государственной власти РФ или субъектов РФ и уполномоченные ими получатели бюджетных средств. Аналогичная схема действует и на муниципальном уровне.

Размещение заказа

Теперь все заказы, сумма которых превышает 60 000 руб., должны размещаться только в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ (п. 2 ст. 1).

Ограничения по сумме заказа при его размещении

Принципиальными являются пороговые значения применения различных способов размещения государственных и муниципальных заказов (см. приложение на стр. 75). Ведь закупки на сумму менее 60 000 руб. на сегодняшний день не подпадают под действие Закона № 94-ФЗ, и для них процедура выбирается по усмотрению заказчика.

Запрос котировок может проводиться при закупках на сумму менее 250 000 руб., открытый аукцион в электронной форме – менее 500 000 руб.

А вот в части закупок на товарных биржах действует другое ограничение – свыше 5 000 000 руб. Все остальные процедуры могут применяться при любых суммах размещения заказа свыше 60 000 руб.

Способы размещения государственных и муниципальных заказов

Все способы размещения государственного или муниципального заказа можно условно разделить на две части:
– путем проведения торгов;
– без проведения торгов.

К закупкам без проведения торгов относят запрос котировок, закупку у единственного поставщика и на товарных биржах.

Запрос котировок – способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц. Так же, как и в процедурах торгов, большее количество информации необходимо разместить в Интернете. Победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (ст. 42 Закона № 94-ФЗ).

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) – это способ, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Например, если поставка товаров или выполнение работ относятся к сфере деятельности естественных монополий, к услугам водоснабжения либо подана только одна заявка на участие в конкурсе и т. д. Об этом сказано в статье 55 Закона № 94-ФЗ.

К закупкам путем проведения торгов относят конкурс, аукцион, в том числе аукцион в электронной форме.

Конкурс – это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. При этом заявке победителя (на участие в конкурсе) присваивается первый номер. Конкурс может быть открытым или закрытым.

Аукцион – это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион проводят в случае, если товары, работы, услуги производятся (выполняются, оказываются) не по конкретным заявкам, для этих товаров (работ, услуг) существует функционирующий рынок и сравнивать их можно только по ценам.

Если сумма контракта не превышает 500 000 руб., аукцион может проводиться в электронной форме. Это упрощенная процедура открытого аукциона. В ней отсутствует установленный шаг аукциона, документация об аукционе, не так жестко регламентируются сроки.

Процедура размещения заказа

Сами процедуры размещения заказов тоже изменились. Теперь они жестче регламентированы по срокам, к тому же увеличилось количество обязательных к оформлению документов. Изменения коснулись и информационного обеспечения: значительный объем информации о размещении заказов теперь публикуется не только в официальном печатном издании, но и в Интернете на официальных сайтах (РФ, субъекта РФ или муниципального образования). Это требование не относится только к закупкам у единственного поставщика (подрядчика).

Примеры проведения процедур открытого конкурса, открытого аукциона и запроса котировок приведены на схемах 1–3 (см. приложения на стр. 1, на стр. 2, на стр. 3). В центре каждой схемы указана последовательность действий при размещении заказа. Слева – сроки выполнения, справа – документы, которые нужно оформить при выполнении этих действий.

Дополнительная ответственность

Статьей 17 Закона № 94-ФЗ предусмотрен контроль за соблюдением законодательства РФ о размещении госзаказов. Он осуществляется путем плановых и внеплановых проверок уполномоченным органом.

Для чиновников, выбирающих поставщиков с нарушением процедур размещения государственного и муниципального заказов, предусмотрены дополнительные административные штрафы (от 25 до 200 МРОТ) в соответствии со статьями 7.29–7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Практические рекомендации для бюджетных учреждений

Мы рассказали о новом порядке расходования бюджетных средств, который обязаны соблюдать в том числе и непосредственные получатели – бюджетные образовательные учреждения.

Однако применение Закона № 94-ФЗ вызывает много вопросов, так как процедура размещения заказов усложнилась. А на практике нередко возникают ситуации, когда решение необходимо принять срочно и времени на проведение конкурса или аукциона просто нет. Когда бюджетное учреждение может самостоятельно выбрать любого правоспособного поставщика?

Это возможно, когда стоимость заказа ниже 60 000 руб. или если потребность возникла вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Если стоимость заказа ниже 60 000 рублей...

...Закон не применяется. То есть бюджетные образовательные учреждения могут самостоятельно решать вопросы, связанные с выбором поставщиков (исполнителей) небольших по стоимости заказов, без соблюдения установленных Законом № 94-ФЗ требований.

Ограничений по количеству и частоте таких сделок в Законе не установлено, но без достаточных обоснований тиражирование подобных закупок контрольные органы могут трактовать как неэкономное и неэффективное расходование бюджетных средств.

Если потребность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы...

...и применение иных способов размещения заказа нецелесообразно. В этом случае надо помнить, что понятие непреодолимой силы однозначно определено Гражданским кодексом РФ (п. 3 ст. 401) и в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения такого контракта необходимо уведомить о нем уполномоченный контрольный орган.

Пороговые значения применения способов размещения заказов

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка