Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Замена и перерегистрация ККТ

23 мая 2006 22 просмотра

, аудитор

В настоящее время немногие аптеки рискнут вести деятельность без кассового аппарата. Помимо того, что Федеральным законом № 54-ФЗ жестко регламентирован порядок применения кассовой техники, серьезные меры ответственности за нарушение его положений предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях. При этом налоговые органы тщательно контролируют соблюдение порядка применения ККТ.

Однако определенные сложности нередко возникают и у аптек, которые законопослушно применяют кассовый аппарат в своей работе. Это касается случаев замены и перерегистрации кассовых машин, исключенных из госреестра.

Замена ККТ

Поскольку постоянно разрабатываются новые, более совершенные модели кассовой техники, то систематически обновляется государственный реестр, содержащий перечень моделей ККТ, разрешенных к применению. Процедуру замены кассового аппарата нельзя назвать простой. Помимо того, что приобретение аппарата требует немалых финансовых расходов, но и все необходимые действия, которые обязана осуществить аптека перед началом эксплуатации кассовой машины, тоже влекут как финансовые, так и временные затраты.

При этом очевидно, что в случае, когда речь идет о замене кассового аппарата действующей аптеки на период «от покупки до регистрации» кассовой машины, проблематичным становится нормальное ведение деятельности, так как временное использование чужой кассы по существу законодательством запрещено, а роскошь иметь запасную ККМ не каждая компания может себе позволить.

Поэтому информация об исключении используемого кассового аппарата из госреестра становится довольно неприятным известием для аптечной организации.

Впрочем, подобное решение Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам вовсе не означает, что организация теряет право использовать ККМ немедленно. Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона № 54-ФЗ, дальнейшая эксплуатация ранее применявшихся моделей ККМ разрешается до истечения нормативного срока их амортизации. Правда, из данной формулировки не совсем ясно, что именно следует понимать под «нормативным сроком амортизации» кассовой техники. Как следует из арбитражной практики, налоговые органы так толкуют данное положение: организация утрачивает право использовать устаревший аппарат после того, как его остаточная стоимость становится равной нулю. После этого аптечной организации могут быть предъявлены санкции как за работу без применения ККТ.

Впрочем, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 14 ноября 2005 г. № А42-3084/2005-3 не поддержал претензии налоговых органов, напомнив, что именно они обязаны направлять владельцу кассовой техники, исключенной из госреестра, уведомление об истечении срока ее возможного использования. При этом данное уведомление должно быть направлено заблаговременно (не позднее чем за 30 дней до истечения этого срока) и в нем должно содержаться напоминание о необходимости снять кассовый аппарат с учета в налоговом органе.

Кстати, о необходимости применения указанного уведомления сама налоговая служба прекрасно знает, что следует из письма ФНС России от 24 октября 2005 г. № 06-9-09/38@.

В этом документе налоговики разъяснили, что в случае, если владелец устаревшей ККМ не снимет ее с учета, то после истечения срока уведомления налоговый орган вправе сделать это самостоятельно (в одностороннем порядке). Поэтому, если аптека не получала никаких уведомлений, но зато стала «жертвой» штрафов за использование ККМ, исключенной из реестра, она может смело отправляться в суд оспаривать административный штраф. Тем более что приведенную точку зрения разделяют и другие арбитражные суды (например, аналогичные постановления были приняты ФАС Уральского округа от 21 июня 2005 г. № Ф09-2614/05-С7 и от 20 октября 2005 г. № Ф09-4709/05-С7).

Правда, если налоговый орган сможет доказать, что уведомление было отправлено, но почему-то не дошло до аптечной организации, процесс может закончиться для владельца устаревшей кассы не столь благополучно, как в рассмотренной ситуации. Поэтому аптеке лучше заблаговременно узнать, может ли она пользоваться ККМ, обратившись к письмам Федерального агентства по промышленности, которому в настоящее время поручено ведение Госреестра кассовой техники. Например, последняя информация о перечне моделей, разрешенных к применению, датирована 28 ноября 2005 года.

Перерегистрация ККТ

Налоговые органы обязаны перерегистрировать кассовый аппарат, несмотря на его исключение из реестра. К примеру, если владелец ККМ изменяет свое местонахождение (место жительства). Если же организация меняет свое наименование или предприниматель – фамилию (имя, отчество), то не понадобится даже снятие кассового аппарата с учета: в налоговом органе просто проведут так называемую перефискализацию фискальной памяти и заменят регистрационную карточку, приведя их содержание в соответствие с новыми реквизитами. Однако в этом случае налоговики исходят из того, что для кассовых аппаратов Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, установлен срок службы от 5 до 7 лет включительно (четвертая амортизационная группа). Следовательно, организация не вправе применять исключенную из госреестра модель кассовой техники более 7 лет. Правда, здесь тоже возникает вопрос: должен ли данный срок отсчитываться от даты выпуска кассового аппарата или же от момента его ввода в эксплуатацию?

К счастью, организации теперь можно опереться на постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 января 2006 г. № А82-9053/2005-31, в котором указано, что нормативный срок следует отсчитывать от даты, начиная с которой кассовый аппарат введен в эксплуатацию, даже если до этого он несколько лет стоял на складе. Суд вовсе не сделал открытия, а просто внимательно прочитал Налоговый кодекс РФ. Ведь основное средство нельзя включить в амортизационную группу, пока оно не введено в эксплуатацию (п. 1 ст. 258, п. 2 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

Можно не бояться отказа налоговых органов в регистрации кассовой техники, исключенной из госреестра, также в случае, если необходимость такой регистрации вызвана реорганизацией прежнего владельца ККМ. Например, если при выделении из состава юридического лица одной или нескольких организаций к последним на основании разделительного баланса перешли устаревшие, но недоамортизированные модели кассовых аппаратов. При возникновении сложностей можно сослаться на письмо ФНС России от 11 мая 2005 г. № 22-3-12/766, где разъяснено, что отказ в регистрации в подобных обстоятельствах неправомерен.

Таким образом, наличие остаточной стоимости у ККТ, исключенной из государственного реестра, гарантирует отсутствие проблем у владельца устаревшей кассовой машины. Но как быть с объектом, который был приобретен менее чем за 10 000 руб.? Ведь в этом случае организация может сразу списать всю стоимость приобретенного имущества на затраты. И получается, что для дешевых кассовых аппаратов нормативного срока эксплуатации нет, поскольку они не включаются в амортизационную группу.

Подобный казус действительно составлял серьезную проблему для аптек, так как они вынуждены были избавляться от ККТ, приобретенных за небольшие деньги, сразу после исключения их из госреестра. И Минфин России поддерживал такой подход, разъясняя, что ссылка на «нормативный срок эксплуатации» может быть отнесена только к той ККТ, по которой начисляется амортизация (см. письмо от 14 апреля 2005 г. № 03-01-20/2-56). Однако после полугодового раздумья специалисты Минфина России «сменили гнев на милость» и распространили общий подход также и на владельцев недорогих моделей кассовых аппаратов. Так что неудивительно, что представители ФНС России в своих письмах теперь высказывают аналогичное мнение (см., например, письмо от 24 октября 2005 г. № 06-9-09/38@).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Новости по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка