Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Права человека с авиабилетом

13 июня 2006 53 просмотра

, главный эксперт по редакционной политике

Сейчас самое что ни на есть «перелетное» время – к командировкам прибавились отпуска. В авиакомпаниях теперь аншлаг, аэропорты переполнены. В этой сутолоке уверенными себя чувствуют очень немногие завзятые путешественники. Большинство же пассажиров понимают, что благополучие их перелета почти полностью зависит от благосклонности персонала аэропорта. Найдет служащий время и желание – поможет совершить вояж. Занят или не в настроении – решай свои проблемы сам. И велика вероятность того, что отпуск начнется не лучшим образом, а возможно, и с потери ваших кровных.

Наша статья посвящена авиабилету и правам, которые он дает пассажирам. К сожалению, обладателю оного спокойствие не гарантировано. Так какие же треволнения грозят пассажиру? И, что самое важное, можно ли как-то избежать неприятностей?

Проверить билет – предотвратить неприятности

Получая на руки билет, проверяйте все данные, которые вбил в бланк кассир. Ведь от этого человеческого фактора зависит, улетите вы в намеченное время или нет. Далее мы расписали, на что надо обратить внимание в первую очередь, какие неточности не должны вас смущать, а какие заставят поволноваться.

Фамилия пассажира/Name of passenger (1 – см. стр. 1).

Фамилия и имя должны быть указаны точно так же, как в паспорте. Сейчас все чаще, даже при заполнении билетов на внутренние рейсы, используют латиницу, поэтому сверяйтесь с загранпаспортом (теперь путешествовать по России можно и с ним).

Но согласитесь, далеко не все отлично знают правила транслитерации, да и многие фамилии россиян не так-то просто перевести на латиницу. Между тем пассажиры часто заказывают билеты по телефону. А ведь оператор может неверно расслышать фамилию или неправильно ее записать. Ничего страшного в этом случае не произойдет: международные правила допускают делать до трех ошибок в фамилии и имени. После сверки паспорта служащий аэропорта должен пропустить вас на посадку.

Но когда ошибок в фамилии больше или – что не менее печально – они допущены в паспортных данных пассажира, то к рейсу его могут и не допустить. Здесь только один путь – переоформлять билет. Сделать это можно в той кассе, где вы его приобрели, или же в аэропорту (правда, это более хлопотно), смотря сколько времени осталось до вылета. Поэтому, получая билет, тщательно сверяйте свои данные.

Тут же заметим, что в билете рядом с фамилией пассажира ставят аббревиатуру, которая указывает на пол, семейное положение или возраст человека: MR (мистер), MRS (миссис), MS (мисс), CHD (ребенок от 2 до 12 лет) или INF (ребенок до 2 лет). Ошибки возможны и здесь – скажем, вместо MS указано MRS. Но это непринципиально: при покупке билета свидетельство о браке не требуется и при прохождении паспортного контроля проблем не возникнет.

Действителен для перевозки/Good for passage (2); Рейс/Flight (3); Дата/Date (4)

Эти графы, в которых расписан ваш маршрут: откуда вылетаете, куда прибываете, номера рейсов и даты вылетов. Понятно, что неточности в этих полях чреваты неприятностями.

Комментирует Ирина Азеева, заместитель генерального директора ООО «Туральянс Авиа», начальник департамента по продажам авиа и ж/д перевозок:

– Обнаружив в маршруте, номере рейса или датах, указанных в билете, ошибки, попросите администратора аэропорта свериться с системой бронирования. Вам надо подтвердить, что действительно произошла ошибка, ведь именно оттуда берутся данные, которые кассир вносит в бланк. Если это обычная опечатка, то вы все равно есть в списке на рейс и авиакомпания примет вас к перевозке. Если же ошибка допущена при самом бронировании, то есть вас записали на другой рейс и в другой день, то решение останется за авиакомпанией.

Перевозчик/Carrier (5)

Здесь указан код авиакомпании, состоящий из двух символов. Обязательно уточните, какие варианты есть у кода, ведь с его помощью вы будете искать номер своего рейса на табло в аэропорту. Чтобы избежать недоразумений, запомните следующее.

Первое: эта аббревиатура не всегда схожа с названием перевозчика. Тут все, как с названиями фирм – компания, которая открылась раньше, «застолбила» подходящий для нее узнаваемый код. Новички же довольствуются тем, что осталось. В частности, Air France имеет код AF. Это обозначение подходит и «Аэрофлоту», но чтобы не повторяться, ему пришлось взять код SU (Soviet Union).

Второе: многие российские компании для внутренних рейсов используют коды, набранные на кириллице, а для международных линий применяют обозначения с латинскими буквами. Не запутайтесь!

Третье: некоторые аэропорты используют коды, которые сильно отличаются от тех, что указаны в билетах. Допустим, «Аэрофлоту» вместо SU присваивают обозначение AFL, «Трансаэро» именуют не UN (как в билете), а TSO. Если вы будете искать на табло номер вашего рейса с кодом, который стоит в билете, то можете не обратить внимания на другое обозначение и пропустить вылет. Это особенно важно в зарубежных аэропортах, где посадку объявляют на иностранных языках.

Класс/Class (6); Передаточная надпись/Ограничения/Endorsement/Restrictions (7)

В билете речь идет не о классе обслуживания, а о классе тарифа. Но эти понятия тесно взаимосвязаны: чем больше платишь, тем лучше сервис. Будет обидно, если кассир занизит вам класс. Ведь для пассажиров, заплативших по высокому тарифу, предусмотрены привилегии не только в небе (удобные места, улучшенное питание). Часто для них выделяют особые стойки регистрации, у которых не собираются очереди, и более комфортный зал ожидания.

Кроме того, дорогой билет позволяет надеяться на то, что в случае необходимости вам его обменяют (подробности на стр. 106). А при задержке или совмещении рейсов пассажиров с высоким тарифом посадят в самолет в первую очередь.

Время вылета/Time (8)

Внимание: в билете стоит местное время отправления! Причем указан момент, когда самолет уже выруливает на полосу и вы уже должны быть на борту. Не поленитесь перезвонить в аэропорт или представительство авиакомпании, чтобы уточнить время окончания регистрации и посадки.

Наиболее распространенный порядок: регистрация заканчивается за 40 минут до отправления, а посадка – за 25 минут. Но на рейсы в Израиль и США регистрировать пассажиров прекращают уже за час до вылета – это следствие повышенных мер безопасности. Не пропустите свой рейс!

Код авиакомпании/Airline code (9); Форма и серийный номер/Form and serial number (10)

Это большое поле в нижней части билета. Мы советуем на всякий пожарный записать эти цифры. Еще лучше – сделать копии билета и хранить их до конца путешествия отдельно от оригинала. Тогда, если вы потеряете билет (с кем не бывает), его будет значительно легче восстановить.

Комментирует Ирина Азеева, заместитель генерального директора ООО «Туральянс Авиа», начальник департамента по продажам авиа- и ж/д перевозок:

– Многие авиакомпании вместо потерянного авиабилета выписывают дубликат. Но по нему можно только совершить перелет. Обменять дубликат на другой рейс или деньги нельзя. Если неприятность произошла в России, то идти за дубликатом нужно в ту кассу, которая выдала билет, или в представительство авиакомпании. Будучи за границей, заявите о пропавшем билете в местное представительство компании, и они опять же выдадут дубликат или электронный билет на перевозку. Исключение – билеты на чартерные рейсы. Насчет них лучше обращаться к гиду, который уполномочен решать данные проблемы.

Право на обмен и возврат билета. На каких условиях?

Обменять один авиабилет на другой или же вообще вернуть деньги возможно. Сразу скажем где. Сделать это получится только в том офисе агентов по распространению, в котором была совершена первоначальная покупка. В правом верхнем углу билета (поле «Дата и место выдачи/Date and place of issue» (11)) должен стоять штамп этой организации.

Человеку, который пожелал вернуть билет из-за отмены или задержки рейса, отдадут все деньги вне зависимости от тарифа.

А вот если пассажир сам передумал лететь в назначенное время, ситуация складывается иначе. В таком случае обратно примут далеко не каждый билет. Тут все зависит от того, сколько вы за него заплатили. Авиакомпания устанавливает множество тарифов: для бизнес- и эконом-классов, сезонные, со скидками и т. д. Условия тарифа, по которому вы покупаете билет, можно узнать у продавца.

Обычный тариф позволяет вернуть неиспользованный билет в течение года с назначенной даты вылета. Многие из льготных тарифов вообще не дают пассажиру права на обмен или возврат билета. Или же ставят ограничения по времени: передумать можно не менее чем за сутки, а то и за неделю до заявленного в билете рейса.

В первую очередь посмотрите графы билета «Недействителен до/Not valid before» и «Недействителен после/Not valid after» (12 и 13). Если в них ничего не указано, то билет можно менять или сдавать в течение года. И даже если вы проспали свой рейс, вас все же могут посадить на следующий самолет.

Предположим, что у вас эти графы заполнены датами, которые ограничивают срок действия билета. Тогда обратите внимание на то, что написано в графе «Передаточная надпись/Ограничения/Endorse-ment/Restrictions» (7). Вариантов много, например, пометка «Res chg usd30» означает, что дату вылета перенесут, если клиент заплатит 30 долл. штрафа. «Non endo», «Not transferable» – билет не передается другому лицу, «Non ref» – стоимость не возвращается, «Non chg» – изменения невозможны, «No rerout» – маршрут не меняется.

Также информация о возможностях пассажира есть в поле «Для отметок авиакомпании/Airline data» (14) и в графе «Вид тарифа/Fare basis» (15). Там стоят коды, в которых зашифрованы сведения о тарифе. Разобраться в них вам помогут в справочной службе авиакомпании.

Комментирует Ирина Данненберг начальник пресс-службы ОАО «Аэрофлот –российские авиалинии»:

– Под обычным тарифом мы понимаем полную стоимость билета, но есть и специальные, то есть льготные – и их великое множество. Поэтому при бронировании нужно учитывать, что поменять или сдать билет без денежных потерь в течение года можно только в случае, если он куплен по полному тарифу. При льготных вариантах чем меньше стоимость билета, тем больше ограничений. Но в любом случае, бронируя специальные билеты, пассажир должен получить полет такого же качества, как и при полном тарифе.

Право на перелет из точки А в точку Б. Допустима ли задержка вылета?

Человека всегда волнует время, в которое состоится вылет, и момент, когда он доберется до пункта назначения. Именно поэтому перед покупкой билета мы так тщательно выбираем рейс, а если бронированием занимается турфирма, то оговариваем точную дату.

Однако и после получения билета пассажир не имеет гарантии, что улетит на указанных там условиях. Прежде всего посмотрите в билете поле «Статус/Status» (16). Если в нем написано «OK», то на момент оплаты уже есть подтверждение брони. Но там может стоять и «Stand up» – это значит, что вы попадете на самолет при наличии свободных мест.

Комментирует Ирина Данненберг, начальник пресс-службы ОАО «Аэрофлот –

российские авиалинии»:

– При выписке билета в поле «Статус/Status» всегда должно быть написано «ОК», ведь билет продается в случае подтверждения брони. Но даже если в этом «окошке» пусто, то есть была допущена ошибка кассира, то пассажира все равно примут на борт самолета. Другое дело, если в этом поле написано «Stand up». То есть вас заранее предупредили, что мест, возможно, не будет и вам придется ждать следующего рейса. Но билет по такому тарифу и стоит значительно дешевле. Хотя в российских авиакомпаниях таким вариантом практически не пользуются.

Как это ни досадно, задержка и отмена рейсов – обычное дело. Но это не все причины, по которым можно провести несколько лишних часов в здании аэропорта. Некоторые не слишком популярные направления славятся тем, что на них практикуется совмещение рейсов. Не набралось достаточно пассажиров, и авиакомпания решает не гонять полупустой самолет, а чуть позже подсадить людей на другой рейс.

Другой проблемой может обернуться так называемый овербукинг. Это означает, что компания превысила предел бронирования – продала на рейс билетов больше, чем мест в самолете, или заменила судно на менее вместительное. Делает она это для того, чтобы больше заработать: по статистике, примерно 5 процентов пассажиров опаздывают или вообще не приезжают

в аэропорт. Вот только если явятся все, то кому-то придется ждать другого рейса со свободными местами. Разумеется, предпочтение компания отдаст тем, кто зарегистрировался раньше остальных или оплатил перелет бизнес-классом.

Теперь самое важное: несет ли компания ответственность за то, что по ее вине клиент улетел позже, чем планировал? Точного ответа дать на этот вопрос нельзя.

А авиакомпании устанавливают свои правила перевозок пассажиров или соблюдают Варшавскую конвенцию, подписанную еще в 1929 году. Именно на ее основе составлен договор между перевозчиком и пассажиром международных линий, который есть в любом авиабилете. Приводим дословно интересующий нас пункт:

«Перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры, чтобы перевезти пассажира и багаж в разумные сроки. Время, указанное в расписании и других документах, не гарантируется и не является составной частью настоящего договора. Перевозчик может без предупреждения передать пассажира другому перевозчику, заменить воздушное судно, изменить или отменить посадку в пунктах, указанных в билете, если это необходимо. Расписание может быть изменено без предупреждения пассажира. Перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов».

Правда, в статье 120 Воздушного кодекса РФ говорится: перевозчик, который доставил пассажира в пункт назначения с опозданием, должен уплатить штраф. Это 25 процентов от МРОТ (то есть 25 руб.) за каждый час задержки, но не более 50 процентов от стоимости билета (даже неудобно называть эти деньги компенсацией!). Предъявить же претензию пассажир имеет право в течение шести месяцев, приехав в офис перевозчика. Вот только та же статья 120 снимает с перевозчика ответственность, если он докажет, что задержка произошла по независящим от него причинам или же была необходима для безопасности пассажиров. Сами понимаете, доказать это – пара пустяков.

Тем не менее есть и другие нормы Воздушного кодекса РФ, а также Федеральные авиационные правила. Они требуют, чтобы при длительных задержках рейса пассажиров кормили и оплачивали им проживание.

На практике получается, что все зависит непосредственно от авиакомпании.

Комментирует Ирина Данненберг, начальник пресс-службы ОАО «Аэрофлот –

российские авиалинии»:

– Если рейс задержали, отменили или совместили с другим, а пассажир не хочет или не может ждать, то он имеет полное право сдать свой билет. Причем вернут его полную стоимость. Если пассажир решил дождаться самолета, а задержка вылета продлилась более трех часов, то авиакомпания обязана предоставить человеку горячее питание. А если пассажиру придется ждать шесть часов, то еще и оплатить проживание в гостинице, как гласят статья 106 Воздушного кодекса РФ и Федеральные авиационные правила. К сожалению, этим правилам следуют не все авиакомпании.

Право на провоз багажа. Какого?

В авиабилете графа «Норма пр. баг. /Allow» (17) содержит информацию о том, какую массу вещей вы имеете право провезти бесплатно (перевес попросят оплатить, а то и вообще откажутся брать).

20K – это 20 кг – норма, которая обычно установлена для пассажира эконом-класса в России. Зарубежные авиаперевозчики готовы поднять в воздух 23 кг и больше.

В эту величину входит и вес ручной клади, которую можно брать с собой в салон. Большинство российских компаний позволяют пассажиру иметь при себе не более 5 кг вещей. Размер ручной клади тоже ограничен, так как она должна поместиться под креслом или на полке. Мировой стандарт 55x40x20 см. В России же чуть меньше – 45x35x15 см, потому что в отечественных воздушных судах не столь просторно. Так что не всякий чемоданчик вам разрешат держать при себе, учтите это при подготовке к поездке.

Виды ручной клади, вес которой не входит в норму бесплатного провоза багажа, перечислены в примечаниях к бланку билета. Это всегда детские колыбельки, а также инвалидные коляски и т. п. У российских авиакомпаний этот список длиннее. В него включены еще ноутбук, видеокамера и один полиэтиленовый пакет (последний, видимо, в расчете на покупки пассажира в Duty Free).

А вот на билете в Соединенные Штаты норма багажа отмечена как 2PC. Это означает, что пассажир может сдать в багаж два чемодана весом до 32 кг каждый.

Разумеется, особый разговор об ответственности авиакомпании за порчу багажа. Перевозчик не отвечает за скоропортящиеся, хрупкие и ценные предметы. Деньги и документы клиент обязан держать при себе.

Комментирует Андрей Семенов, юрист Общества защиты прав потребителей

(www.ozpp.ru):

– Действительно, перевозчик не отвечает за скоропортящиеся, хрупкие и ценные предметы. Все самое дорогое пассажир обязан брать с собой в салон.

Конечно, на внутренних российских рейсах можно составить список вещей, находящихся в багаже, или ручной клади. Потом завизировать его при регистрации на посадку. Там обязательно должны поставить подпись и печать. Но этим дело не ограничится, далее необходимо нотариально заверить этот документ, заплатив госпошлину. Причем нужно учесть, что нотариусы есть не в каждом аэропорту. Да и это не гарантирует вам возмещения убытков в случае потерь. Вы скорее всего не сможете доказать, что вещь испарилась именно в самолете.

На международных рейсах вам предложат заполнить декларацию. В нее вносятся только вещи, находящиеся при вас. Ведь вы не должны сдавать в багаж ценные предметы. Причем если сумма не превышает трех тысяч долларов, то можно не заполнять декларацию, если больше – то обязательно.

Согласно Варшавской конвенции пассажиру международного рейса перевозчик должен заплатить по 20 долл. США за каждый килограмм потерявшегося, испорченного или задержавшегося в пути багажа. Поврежденная или пропавшая ручная кладь компенсируется суммой в 400 долл.

На внутренних российских рейсах действуют российские цены. Если клиент не может документально подтвердить стоимость каждой поврежденной или пропавшей вещи, то ему положено по 2 МРОТ за каждый килограмм багажа и не более 10 МРОТ за ручную кладь.

В любом случае извещение о неприятности, постигшей вещи, нужно подать перевозчику не позднее чем через семь дней. Данный срок начинают отсчитывать с момента обнаружения пропажи.

Напутствия коллег

Ругаться бесполезно, надо надеяться на удачу

Крохина Наталья Борисовна, главный бухгалтер сети магазинов «Рамстор»

– Бухгалтеры, работающие в нашей организации, постоянно ездят в командировки в другие регионы. Зимой в небольшие города отправляют маленькие самолеты, да и билеты на них распродаются плохо. А предприимчивые авиакомпании полупустую машину не отпускают. Зная, что следующие рейсы будут такими же, компания их объединяет и отправляет самолет «нормальной» загруженности.

Из года в год одно и то же. Отменили рейс, ждем несколько часов следующий. Мы уже и ругаться с авиакомпаниями перестали, все равно бесполезно. Остается только надеяться на удачу.

Задержка рейса – проблема для бухгалтера

Сегедий Лариса Владимировна, главный бухгалтер ОАО «Московский завод “Кристалл”»

– Самые неприятные воспоминания о перелетах у меня связаны с Норильском. Из-за тяжелых климатических условий рейсы постоянно откладывают.

Первый раз подождать самолет в норильском аэропорту пришлось сутки. Но тогда менеджер аэровокзала поставил мне в билете фактическую дату вылета в Москву и печать.

Следующий прилет в Норильск был ужасен! Пришлось ждать летной погоды целую неделю! За это время пассажиров ни разу не покормили и не предложили гостиницу.

Наконец-то объявили о посадке, я, «летя на крыльях счастья», отправилась ставить в билете отметку о вылете. Но, увы, в этот раз мне отказали. Когда я вернулась в Москву, начались проблемы с учетом расходов на эту дополнительную неделю командировки. В итоге я не стала проводить в бухучете свои расходы на гостиницу и суточные за те дни, когда пришлось ждать самолета.

Берите чемодан с кодовым замком!

Степанова Валентина Николаевна, главный бухгалтер ОАО «Торговый дом ГУМ»

– Это произошло, когда я с группой коллег летала в Берлин на конференцию по налогам и бухучету. Вылет немного задержался, но сам полет прошел нормально. Каково же было наше удивление и негодование, когда мы получили свои дорожные сумки и чемоданы вскрытыми! Пропали все более-менее ценные вещи. Мы пригласили представителя берлинского аэропорта, который зафиксировал вскрытие багажа и объяснил нам, что чемоданы уже прилетели в таком виде.

Когда группа вернулась в Москву, мы сразу же обратилась в «Шереметьево-2» с претензией. В результате для каждого потерпевшего размер ущерба составил 20 долларов США за один килограмм похищенного, так как мы не оценили вещи и не указали их стоимость в декларации.

Конечно, мы расстроились. Мне очень жаль было новенький фотоаппарат, любимые духи и еще несколько личных вещей. Вес невелик, но стоимость в то время была для меня существенной. С тех пор я летаю только с чемоданом, у которого есть кодовый замок. И обязательно по всем правилам оформляю декларацию.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка