Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Экстренные меры на случай, если от вас требуют заплатить старые взносы

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Автоматизированное управление энергосбытом

26 июля 2006 1815 просмотров

В условиях реформирования электроэнергетики и роста конкуренции на рынке необходим принципиально новый подход к сбыту энергии. От пассивной системы фиксации отношений с потребителями нужно переходить к активной политике взаимодействия с клиентами. Таким образом, автоматизированная система управления сбытом энергоресурсов становится инструментом достижения и поддержания конкурентных преимуществ на рынке энергетики и жилищно-коммунальных услуг.

О том, как решили эту проблему в фирме «Энергосбыт» (филиал ОАО «Иркутскэнерго») рассказывает Виктор Александрович Селищев, начальник Управления по информационным технологиям ОАО «Иркутскэнерго».

Предпосылки поиска системы управления сбытом и расчетами

ОАО «Иркутскэнерго» – третья по величине энергосистема России и крупнейшая региональная энергетическая компания. В ее состав входят 3 ГЭС и 12 ТЭЦ, она вырабатывает 8 процентов энергетической мощности РФ. Сбытовая деятельность компании полностью централизована и осуществляется филиалом – фирмой «Энергосбыт».

В нашей компании над необходимостью внедрения современной автоматизированной системы управления сбытом энергии и расчетами с потребителями (АСУСЭ) стали задумываться три года назад. К тому времени старая система сбора данных по платежам потребителей устарела по всем параметрам.

Автоматизированные рабочие места, которые обслуживали старую систему, были созданы давно, и применяемые тогда средства разработки не позволяли оперативно развивать имеющиеся функции с учетом новых требований в условиях реформирования, а также обеспечивать новые функции вслед за развитием бизнеса. Кроме того, хотелось бы использовать в системе современный инструментарий для построения системы взаимоотношений с потребителями энергии, а также иметь возможность взаимодействия с платежными и другими внешними системами.

Поэтому мы приняли решение внедрить информационную систему, обеспечивающую не просто функции биллинга (фиксация взаиморасчетов с потребителями энергии), но и возможность принятия эффективных управленческих решений. АСУСЭ должна обеспечить реализацию электрической и тепловой энергии юридическим и физическим лицам и связать воедино все отделения «Энергосбыта», которые территориально удалены друг от друга. Использование internet- и intranet-технологий позволит не только приблизить к нам клиента, который сможет получить необходимую консультацию и даже передать информацию в фирму «Энергосбыт» не отходя от своего компьютера, а также позволит наладить информационное взаимодействие в режиме реального времени и с другими заинтересованными партнерами – сетевыми и генерирующими предприятиями, кредитными учреждениями, пенсионным фондом и т. д.

Надо отметить, что в ОАО «Иркутскэнерго» уже есть опыт успешного внедрения масштабной автоматизированной системы на технологической платформе «1С: Предприятие». В 2003 году автоматизирован бухгалтерский учет с унификацией применяемых первичных документов и схем документооборота. В рамках этого проекта система развернута в 23 подразделениях ОАО, автоматизировано 400 рабочих мест. И конечно, для нас была желательна совместимость нового решения для энергосбыта с уже существующей системой бухучета.

Проблема выбора платформы

Постановка такой специфической задачи заставила нас искать разработчика будущей АСУСЭ на основе тендера, объявленного в сентябре 2003 года. В нем приняли участие семь ИТ-компаний, зарекомендовавших себя на рынке разработок информационных систем. В результате длительных поисков мы пришли к выводу, что на рынке нет готового решения, на 100 процентов удовлетворяющего нужды нашей фирмы, несмотря на то, что в выборе участвовали такие крупные ERP-решения, как SAP R/3 и Oracle Applications.

Мы приняли решение не внедрять такие тяжелые системы, как SAP или Oracle, учитывая некоторые минусы этих систем.

Во-первых, бухгалтерские модули этих программ (а на них завязаны все остальные блоки) не ориентированы на российский бухучет. Значит, в таких системах при их внедрении необходимо производить большие изменения. Во-вторых, системы класса ERP дороги в поддержке – для обеспечения их функционирования многим компаниям часто приходится содержать специальные подразделения из высококвалифицированных специалистов.

Кроме того, в нашем случае речь идет об одном модуле, а ERP-система приносит наибольшую отдачу, когда внедрены почти все ключевые блоки. Но мы не ставили себе такую задачу, как повсеместное внедрение ERP. На мой взгляд, компании стоит сначала пройти путь «лоскутной» автоматизации, отработать и автоматизировать все бизнес-процессы в локальных системах, а потом переходить к чему-то большему.

Поэтому мы поручили внедрение компании «Форус», которая ранее принимала участие в автоматизации бухучета.

Проект воплощается в жизнь

В качестве программной платформы для разработки АСУСЭ выбрана новая платформа «1С: Предприятие 8.0». Нас устроило то, что это решение обеспечивает поддержку распределенной базы данных в виде самостоятельных баз по отделениям всего филиала, а также возможность дальнейшего развития и интеграции с другими автоматизированными системами. Кроме того, система позволяет подключать филиалы и дочерние компании и исключает несанкционированный доступ.

Созданная АСУСЭ решает следующие задачи:
– управление контактами (отношениями) с потребителями и поддержка их обслуживания;
– регистрация и учет договорных отношений с потребителями – юридическими и физическими лицами;
– расчет количества и стоимости предоставленной потребителям энергии и сопутствующих услуг;
– учет отпуска энергии по приборам учета энергии;
– составление балансов энергии;
– управление дебиторской задолженностью (управленческая отчетность, ограничения и отключения, претензионно-исковая работа);
– взаимодействие с внешними системами (банки, органы социальной защиты населения, почта).

Организация расчетов с потребителями (юридическими и физическими лицами) за предоставленную энергию и сопутствующие услуги предусматривает в том числе и работу с клиентами-банкротами и должниками, а также с потребителями, финансирующимися из бюджетов различных уровней. Система позволяет учитывать и регистрировать судебные иски, претензии к потребителям и судебные решения по ним. Мы можем планировать, учитывать и контролировать исполнение мер воздействия на потребителей за нарушение технических условий подключения и порядка расчетов. Кроме того, система ведет расчет небалансов от хищений и самовольных подключений.

Предусмотрено и планирование объема полезного отпуска и продаж энергии и сопутствующих услуг. Визуализация плановых и отчетных аналитических показателей организована с помощью управленческой, бухгалтерской и статистической отчетности.

Структура системы

Программный комплекс включает несколько подсистем:
– финансовую;
– расчета количества потребленной электроэнергии юридическими лицами на основании договоров электроснабжения;
– расчета количества потребленной тепловой энергии юридическими лицами на основании договоров теплоснабжения;
– учет расчетов с физическими лицами за потребленную тепловую и электрическую энергию.

Система внедрена в 9 отделениях филиала «Энергосбыт». Всего по области автоматизировано около 350 рабочих мест.

Проблемы и особенности системы

Проблемы связаны с тем, что многие положения реформы энергетики недостаточно определены. В условиях возможного изменения процесса сбыта энергии в проекте появилось требование о гибкости решения. Это значит, что система должна быть предназначена не только для выполнения требуемых функций, но еще и обладать значительной гибкостью, чтобы мы сами могли производить необходимую дополнительную настройку программы.

Среди других особенностей разработки надо отметить необходимость учета всех видов отпуска энергии – тепловой, электрической и энергии воды. Кроме того, сложность проекта определялась и его масштабами – уже на старте внедрения АСУСЭ было необходимо развернуть около 350 рабочих мест.

Все это потребовало решения вопроса об обучении персонала «Энергосбыта». Для этого была разработана специальная программа. В конце каждой недели занятий проводится обязательный тест на допуск к работе в системе. Причем обучение ведется на реальных данных. По отдельным программам обучаются администраторы системы и специалисты call-центра.

Все это дает возможность произвести полноценное отчуждение системы, чтобы ИТ-специалисты на местах, особенно отделений «Энергосбыта», могли эксплуатировать и поддерживать работу программы самостоятельно.

Итоги и перспективы

Проект стартовал в марте 2004 года, и уже в ноябре 2004-го во всех отделениях фирмы «Энергосбыт» была внедрена в промышленную эксплуатацию «Финансовая подсистема» АСУСЭ – системообразующая подсистема, обеспечивающая основные функции по выставлению счетов, формированию статистической, бухгалтерской и управленческой отчетности и управлению дебиторской задолженностью. Также в ноябре 2004 года была внедрена подсистема «Расчет количества потребленной электрической энергии юридическими лицами на основании договоров электроснабжения». И наконец, уже в мае 2005 года в промышленную эксплуатацию были внедрены и другие две подсистемы: «Расчет количества потребленной тепловой энергии юридическими лицами на основании договоров теплоснабжения» и «Учет расчетов с физическими лицами за потребленную тепловую и электрическую энергию». Это большая редкость для проектов аналогичного масштаба. Такая плодотворная работа во многом обусловлена тесным сотрудничеством специалистов разработчика со всеми службами фирмы «Энергосбыт», особенно с ИТ-подразделением. Это позволило четко проработать задачи по созданию прототипа системы и учесть интересы всех подразделений и групп пользователей.

Ожидаемый экономический эффект от внедрения АСУСЭ точно измерить трудно. Однако по оценкам наших специалистов, будущее снижение дебиторской задолженности, которое последует за введением системы, окупит проект за два года.

Несомненная выгода от внедрения проекта для менеджмента – возможность точнее контролировать ситуацию. Это повышает скорость принятия решений, и потребители быстрее получают отклик на запросы. Еще один положительный результат заключается в улучшении работы персонала нашей фирмы, способного теперь выполнять работу более согласованно и оперативно, с меньшим количеством ошибок. Все это факторы конкурентного преимущества энергосбытового предприятия: ведь клиент в условиях рынка отдаст предпочтение той компании, в которой сервис находится на более высоком уровне.

В дальнейшем планируется внедрение модулей расчета отпуска газа и хлорированной воды.

Что такое ERP

Enterprise Resource Planning – система планирования и управления ресурсами предприятия.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка