Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Как налоговики строят отношения с налогоплательщиками

28 июля 2006 6539 просмотров

, главный редактор журнала «Проверка в компании»

В «Главбухе» № 12 мы опубликовали материал о незаконных требованиях, с которыми бухгалтеры сталкиваются при сдаче отчетности. Эта статья вызвала не только многочисленные отклики наших читателей, но и серьезный резонанс в центральном аппарате ФНС России. Официальную точку зрения на то, как должны строиться взаимоотношения между бухгалтером и инспектором, изложила заместитель руководителя ФНС России Шевцова Татьяна Викторовна.

– Наши читатели сетуют, что налоговые инспекторы далеко не всегда выполняют требования Регламента по работе с налогоплательщиками... Вот как бухгалтер может наказать инспектора за неправомерные действия?

– Этот Регламент утвержден приказом ФНС России и является обязательным для исполнения налоговыми органами всех уровней. Поэтому в случае невыполнения данного Регламента налогоплательщику нужно обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

– Многие жалобы возникают из-за того, что налогоплательщики и контролирующие органы по-разному подходят к вопросам налогообложения. Возможно, это связано с недостаточной информированностью налогоплательщиков о нововведениях и изменениях в налоговом законодательстве?

– Действительно, это может быть связано как с отсутствием однозначного толкования норм Налогового кодекса, так и с недостаточной информированностью о нововведениях в налоговом законодательстве. Поэтому налоговые органы на местах постоянно проводят разнообразные разъяснительные мероприятия. Не остаются в стороне и представители центрального аппарата нашего ведомства. Ведущие специалисты ФНС России проводят семинары с бухгалтерами и руководителями организаций, отвечают на их письменные запросы... К сожалению, не всегда бухгалтеры имеют возможность попасть на такие встречи и получить консультацию, как говорится, «из первых уст». Так что хорошим подспорьем стал бы специализированный журнал о семинарах для бухгалтера (Прим.ред.- Такой журнал есть, называется он «Семинар для бухгалтера». В нем публикуются подробные конспекты самых интересных семинаров, в том числе тех, что специалисты налоговой службы. Заказать журнал можно по телефону (495)775-77-65). Он позволил бы узнать мнение ревизоров заранее – еще до начала проверки.

– Татьяна Викторовна, еще хотелось бы поставить точку в одной из самых распространенных спорных ситуаций. Насколько правомерны требования ИФНС приложить к отчетности на бумаге дискету?

– Статья 80 Налогового кодекса РФ обязывает налоговые органы принимать налоговые декларации как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Единственный случай, когда налогоплательщик обязан представить документы исключительно в электронном виде, – при подаче сведений о доходах физических лиц. И то если их численность более десяти человек. В остальных случаях бухгалтер вправе самостоятельно выбирать вид и способ передачи отчетности. Но вместе с тем хотелось бы отметить, что переход от бумажных носителей на электронные назрел очень давно и учитывает интересы и налогоплательщиков, и налоговых органов.

– Еще одна проблема. Зачастую при камеральных проверках инспекторы требуют представить большой объем документов в очень сжатые сроки. Как поступить бухгалтеру, если все нужные документы есть, но в срок их не удается представить?

– Если налогоплательщик не успевает изготовить копии необходимых документов, следует представить в инспекцию те бумаги, которые удастся подготовить в срок. Одновременно надо сообщить инспекторам, что недостающие будут представлены позднее, обязательно указав сроки их представления. Иначе налоговый орган будет вынужден произвести выемку документов и привлечь налогоплательщика к ответственности.

– Наши коллеги, сотрудники газеты «Учет, налоги, право», проводят интересную акцию: «Бухгалтер + инспектор. Будем взаимно добрыми». А как вы считаете, Татьяна Викторовна, хорошо ли бухгалтеры и инспекторы понимают друг друга? И нужно ли, чтобы между ними царила дружеская атмосфера?

– Интересный и объемный вопрос. Он одновременно касается и психологии, и этики, и, несомненно, особенностей госслужбы. Мы служим государственным интересам. Налогоплательщики исполняют закон, а налоговики контролируют его исполнение. И наше взаимодействие обязано носить сугубо деловой и официальный характер. Оно должно основываться не на принципе «дружу – не дружу», а на строгом и неукоснительном исполнении обязанностей обеими сторонами: конституционными и должностными. Личностному моменту в таких взаимоотношениях места нет или оно должно сводиться практически к нулю. Вот почему мы несколько лет назад внедрили в инспекциях принцип «одного окна», без разделения налогоплательщиков по первым буквам фамилий и адресам. Что полностью исключает бытовавшую раньше практику обращения налогоплательщика к «своему» инспектору.

– Но ведь между налогоплательщиками и инспекторами должны выстраиваться нормальные, здоровые взаимоотношения?

– Безусловно. В моем понимании, это должны быть отношения, адекватные ситуации, которые основаны на взаимном уважении и доброжелательности, обоюдной корректности и такте. И в большинстве случаев так оно и бывает на практике. Правда, здесь нужно принимать во внимание, что все люди разные, они имеют свои характеры и свои амбиции.

– Каков же, на ваш взгляд, идеальный вариант общения налогоплательщиков и инспекторов?

– Мне видится, что это полный переход на бесконтактные формы общения – я имею в виду сдачу налоговой отчетности только в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи и через Интернет. Тогда, уверена, в связке «инспектор – налогоплательщик» не будет поводов ни для взаимного недопонимания, ни для злоупотреблений.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка