Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Революционные поправки в Налоговом кодексе. Проверки, пени, штрафы, отчетность

28 июля 2006 14 просмотров

Совет Федерации одобрил поправки в первую и вторую части Налогового кодекса РФ. Большинство изменений вступят в силу с 2007 года. И по некоторым поправкам будут действовать так называемые переходные положения.

Многие изменения иначе как революционными не назовешь. Вот несколько из них. Со следующего года вводится обязательное досудебное урегулирование споров. Разъяснения чиновников будут освобождать не только от санкций, но и от пеней. Для крупных организаций станет обязательной сдача отчетности в электронном виде.

Однако очевидно, что большинство поправок законодатели вносили на скорую руку. Даже разработчики признают, что применять многие новшества возможно будет только после того, как Минфин России выпустит официальные разъяснения. Есть и нововведения, которые непонятны самим чиновникам (пример – ситуация с ошибочными платежными поручениями, подробности ниже).

К сожалению, из-за нечеткости новых норм многим из тех поправок, которые принимались с целью защитить налогоплательщика, нельзя дать однозначно положительную оценку.

Важнейшим изменениям посвящен этот комментарий. Кроме того, сотрудники Минфина России, налогового ведомства и юристы рассказали, какие проблемы могут возникнуть в связи с принятыми поправками. А бухгалтеры оценили, как нововведения повлияют на их работу.

Разъяснения чиновников освобождают не только от штрафов, но и от пеней

Важное изменение, связанное с уплатой пеней, внесено в статью 75 Налогового кодекса РФ. Теперь тот факт, что организация руководствовалась разъяснениями чиновников, освобождает не только от штрафов, но и от пеней. Однако воспользоваться новшеством смогут фирмы, которые руководствовались разъяснениями, датированными позже 31 декабря 2006 года. Такое переходное положение предусмотрено в пункте 8 статьи 7 нового закона. Если установлено, что письмо ошибочно, налог платить придется.

Новая редакция статьи 75 Налогового кодекса РФ уточняет, чьи именно разъяснения дают налогоплательщику право не платить пени. Это официальные письма Минфина России, налогового или другого ведомства, которое уполномочено давать разъяснения. Так, вопросы, связанные с исчислением социальных пособий, вправе разъяснять ФСС России. А порядок уплаты пенсионных взносов – налоговики и ПФР.

Но при этом законодатели предусмотрели три условия, которым должны соответствовать письма, позволяющие налогоплательщикам не платить пени:
– письмо адресовано неопределенному кругу лиц или непосредственно налогоплательщику, который воспользовался разъяснением;
– документ по смыслу относится к отчетным или налоговым периодам, в которых у организации возникла недоимка (дата самого письма не важна);
– письма основаны на полной и достоверной информации.

Как на практике будут применяться указанные три условия, обновленная статья 75 Налогового кодекса РФ не уточняет. Мы попросили сотрудников Минфина России прокомментировать, на что организациям придется обратить внимание, чтобы понять, освобождает ли письмо чиновников от уплаты пеней.

1. Кому адресовано письмо. Организации, которая получила от чиновников ответ на свой запрос, доказать, что письмо адресовано именно ей, несложно. Ведь ведомство, выпустившее разъяснение, направляет письмо по почте. Поэтому по конверту будет понятно, кому адресовано разъяснение. Кроме того, в письме, адресованном определенному налогоплательщику, чиновники обычно указывают название фирмы, которая направила запрос (в шапке ответа или в самом тексте письма).

А вот в письмах, адресованных неопределенному кругу лиц, чиновники обычно указывают такую фразу «Довести до сведения налоговых органов и налогоплательщиков».

2. К какому периоду относится. В письмах, как правило, не уточняется, к какому отчетному (налоговому) периоду они относятся. Главное, чтобы в разъяснениях чиновники ссылались на действующие нормы законодательства. Тогда считается, что письма относятся к тому периоду, в котором фирма их использовала в работе.

3. На какой информации основаны письма. В Минфине России нам пояснили, какие письма, по их мнению, считаются основанными на полной и достоверной информации. Это разъяснения, из которых четко следует, при каких обстоятельствах налогоплательщик вправе воспользоваться разъяснением.

Как и раньше, разъяснения чиновников освобождают от уплаты штрафов. Это предусмотрено статьей 111 Налогового кодекса РФ. Но и здесь появились уточнения. Организации, допустившие ошибки, смогут не платить санкции, если письма были адресованы неопределенному кругу лиц или налогоплательщику, который воспользовался разъяснением. Ответ чиновников должен содержать полную и достоверную информацию, а также относиться к тому отчетному (налоговому) периоду, в котором организация воспользовалась письмом.

Отвечать на запросы Минфин России обязан в течение двух месяцев

Статья 34.2 Налогового кодекса РФ предусматривает обязанность Минфина России давать официальные разъяснения законодательства. Однако до сих пор в кодексе не были установлены сроки, в течение которых сотрудники финансового ведомства должны отвечать на запросы налогоплательщиков. И на практике этот процесс сильно затягивался.

Новый закон внес в статью 34.2 Налогового кодекса РФ изменения. Согласно новой редакции с 1 января 2007 года Минфин России обязан выдавать письменные разъяснения в течение двух месяцев после получения запроса. Руководитель финансового ведомства или его заместитель могут продлить этот срок еще на месяц.

Тот факт, что законодатели установили четкий срок, в течение которого Минфин России обязан отвечать на запросы фирм, является хорошей новостью. Однако многие юристы скептически относятся к этому изменению. По их мнению, финансовое ведомство вряд ли будет на практике соблюдать двухмесячный или трехмесячный срок. Более того, никакой ответственности Минфина России за нарушение указанных сроков законодательство не предусматривает.

Те организации, для которых получить официальный ответ Минфина России важно, смогут этого добиться через суд. Ведь статья 34.2 Налогового кодекса РФ теперь будет предусматривать четкий срок для ответа финансового ведомства на запросы. Поэтому фирмы смогут обращаться в арбитраж, чтобы обвинить Минфин России в нарушении сроков. Посоветуем заранее побеспокоиться о том, чтобы на запросе организации была проставлена дата, когда чиновники его приняли. С этой даты и будет отсчитываться двухмесячный или трехмесячный срок, отведенный Минфину России для ответа.

Не каждая ошибка в платежке приводит к пеням

Одно из изменений в первую часть Налогового кодекса РФ уже успело вызвать споры среди юристов. Речь идет о поправках в пункт 4 статьи 45, в котором законодатели прописали, из-за каких ошибок в платежном поручении у организаций возникает недоимка в бюджет и обязанность перечислить пени. Чиновники указали две такие ошибки – неверный номер счета Федерального казначейства (поле «15» платежного поручения) и неправильное наименование банка получателя (поле «13» платежного поручения). Только в этих двух случаях платеж не попадает в нужный бюджет, поэтому возникает недоимка.

В той же статье 45 Налогового кодекса РФ теперь прописано, как поступать организации, если она допустила ошибку, которая не помешала платежу попасть в нужный бюджет. Такими ошибками считаются неверные тип или основание платежа, налоговый период, статус налогоплательщика. Организация, допустившая подобные ошибки, должна пройти сверку платежей и принести в инспекцию копию платежки. В итоге инспекторы выдадут акт сверки, подтверждающий, что деньги попали в нужный бюджет. Если фирма выполнила все эти требования, то недоимки и пеней у нее не будет.

Однако проблема в том, что до тех пор, пока фирма не проведет сверку с инспекцией, налоговики смогут начислять пени. И отменят их фискалы только после того, как выдадут акт сверки. Многие юристы из этого делают вывод, что любая погрешность создаст для организации проблемы. Ведь сверка зачастую затягивается на несколько месяцев. И в течение этого срока налоговики могут потребовать уплаты начисленных пеней.

Еще один непонятный момент, связанный с платежками. В статье 45 Налогового кодекса РФ не уточняется, попадает ли платеж в нужный бюджет, если фирма указала неверный КБК – самая распространенная ошибка бухгалтеров. Как нам разъяснили в департаменте учета и отчетности ФНС России, налоговики направили такой запрос в финансовое ведомство. И Минфин России должен разъяснить в ближайшее время, будет ли возникать недоимка и пени у организации, которая указала не тот КБК. Основное внимание планируется уделить ситуациям, когда налогоплательщик выбрал из нескольких КБК, предусмотренных для одного налога, неверный. Например, единый налог упрощенной системы перечислен не по объекту налогообложения «доходы», а по объекту «доходы минус расходы».

Пени начисляются внутри отчетных периодов

В статье 58 Налогового кодекса РФ законодатели четко прописали, что организация обязана перечислить в бюджет пени, если она опоздала с авансовыми платежами. Однако новая редакция кодекса не уточняет, о каких авансах идет речь.

Сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что пени могут взыскать, только если фирма несвоевременно перечислила авансовые платежи по итогам отчетного периода. А вот из-за просрочки авансов внутри отчетных периодов (например, ежемесячные платежи по ЕСН) недоимка и пени не возникают. Как считают в ФНС России, поправки формально позволяют начислять пени по итогам не только отчетных периодов, но и внутри их. Но как будут трактовать правила статьи 58 судьи, пока не ясно.

Спецрежимникам сдавать «нулевые» декларации не нужно

Сейчас инспекторы на местах зачастую требуют, чтобы спецрежимники заполняли «нулевые» декларации по общим налогам, от уплаты которых они освобождены. Если это незаконное требование фирмы не выполняют, то налоговики пытаются взыскать штраф за несвоевременную сдачу отчетов по статье 119 Налогового кодекса РФ (по 100 руб. за каждую декларацию).

Теперь же в статье 80 Налогового кодекса РФ законодатели четко прописали: организациям, применяющим специальные режимы, не нужно отчитываться по налогам, от уплаты которых предусмотрено освобождение.

Электронная отчетность станет обязательной

Организации, у которых среднесписочная численность работников на 1 января 2007 года превысит 250 человек, должны будут в течение всего года отчитываться в электронном виде. А с 2008 года обязанность сдавать электронные отчеты появится у фирм, среднесписочная численность работников которых превышает на начало года 100 человек. Такое правило теперь предусмотрено статьей 80 Налогового кодекса РФ.

Но законодатели не уточнили, что понимается под электронной сдачей отчета – по телекоммуникационным каналам связи или на дискетах. Из письма Минфина России от 12 июля 2006 г. № 03-02-07/1-178 следует, что электронная сдача предполагает одно из двух – отправление по Интернету или заполнение на дискете. Получается, что с 2007 года крупные организации смогут сдавать отчеты через телекоммуникационные каналы связи или приносить в инспекцию на дискетах. А у остальных фирм останется возможность оформлять декларации на бумаге.

Напомним, что сейчас статья 80 Налогового кодекса РФ позволяет всем организациям выбирать, в каком виде сдавать декларации – на бумаге или в электронном виде. Однако на практике инспекторы требуют, чтобы фирмы, которые не отправляют отчеты по Интернету, приносили в инспекцию дискеты.

Налоговые проверки: изменили сроки, перечислили документы

С 2007 года существенно поменяются сроки выездных налоговых проверок. Кроме того, теперь выездные проверки могут проводиться не только на территории фирмы, но и в инспекции. Уточнен перечень документов, которые инспекторы смогут запрашивать во время камеральных проверок.

Выездная проверка

Изменения, которые касаются проведения выездных проверок, мы свели для наглядности в таблицу.

Камеральная проверка

Согласно поправкам будет определен перечень документов, которые налоговики вправе запросить при камеральной проверке. Но скажем сразу: всех проблем, связанных с камеральными проверками, поправки в статью 88 Налогового кодекса РФ не решили.

Положительная новость для налогоплательщиков: инспекторы теперь не вправе во время камеральной проверки требовать документы, которые организация не обязана представлять одновременно с декларацией. Но есть дополнительные бумаги, которые налоговики могут все-таки запросить при камеральной проверке:
– документы, подтверждающие право фирмы воспользоваться налоговой льготой;
– бумаги, на основании которых «входной» НДС принят к вычету или заявлен к возмещению;
– документы, на основании которых исчислены налоги, связанные с использованием природных ресурсов.

К сожалению, новая редакция статьи 88 Налогового кодекса РФ не уточняет, вправе ли инспекторы требовать такие дополнительные документы, если в отчетности не выявлено никаких противоречий.

Еще одно изменение, применение которого законодатели не прояснили. Если в декларации выявлены ошибки и противоречия, то инспекторы могут потребовать от фирмы пояснений или исправления отчета. Предоставить пояснения или внести исправления организации обязаны в течение пяти рабочих дней. Но в новой редакции статьи 88 не говорится, в каком виде налогоплательщик должен предоставить такие пояснения.

Как нам сообщили в ФНС России, есть еще один момент, который усложнит порядок проведения камеральных проверок. Дело в том, что в статье 93 Налогового кодекса РФ, которая посвящена истребованию документов при проверках, по-прежнему прописано право инспекторов запрашивать любые бумаги. И здесь не уточняется, во время каких проверок – выездных или камеральных – у налоговиков есть такое право.

Поэтому есть риск, что инспекторы продолжат запрашивать при камеральной проверке дополнительные бумаги, даже если в декларации нет ошибок или противоречий.

Штрафы можно будет взыскать только через суд

Законодатели исключили из первой части Налогового кодекса РФ статью 103.1. Эта статья позволяет инспекторам в 2006 году списывать в бесспорном порядке штрафные санкции, сумма которых по одному налогу в течение налогового периода не превышает 50 000 руб. (у организаций) или 5000 руб. (у предпринимателей).

Внесены также изменения в статью 46 Налогового кодекса РФ, которая позволяет налоговикам списывать в бесспорном порядке недоимку и пени. С 1 января 2007 года у фискалов появится право применять правила бесспорного взыскания и по штрафам – но только в случаях, прямо предусмотренных кодексом! А в Налоговом кодексе РФ прямо не перечислены случаи, когда инспекторы могут взыскивать штрафы без суда. Поэтому формально положения статьи 46 не действуют.

Но на практике у налоговиков останется возможность взыскать штраф без суда, если организация вовремя не совершила определенные действия. Так, налогоплательщики, не согласные с решением инспекции, должны будут подать апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию. До рассмотрения этой жалобы списать штраф налоговики не смогут. И только если жалоба не удовлетворена, плательщик станет обращаться в суд. Если же от организации жалоба не поступила или нет иска, то считается, что спора между инспекцией и плательщиком нет. Следовательно, инспекция сможет списать недоимку, пени и штрафы в безакцептном порядке.

Новые правила ареста расчетного счета

Внесены изменения в статью 76 Налогового кодекса РФ, позволяющую инспекторам приостанавливать операции по расчетному счету организации. Появилось два нововведения – одно не в пользу организаций, а второе изменение выгодно налогоплательщикам.

Арест счета возможен не только из-за неуплаты недоимки, но и пеней со штрафами. Сейчас у налоговиков есть право приостанавливать операции по расчетному счету, если у организации есть недоимка. С 2007 года инспекторы смогут арестовывать денежные средства фирм для обеспечения уплаты не только недоимки, но и пеней со штрафами.

Это изменение ухудшит положение налогоплательщиков. Ведь сейчас организации, как правило, не платят штрафы добровольно. В итоге налоговикам приходится обращаться в суд, чтобы доказать правомерность санкций. При этом расчетный счет не замораживается.

Однако теперь скорее всего многие организации предпочтут заплатить штрафы добровольно, а уже потом обжаловать их в суде. Только в этом случае арестовывать счет не станут.

Налоговики не смогут арестовать все средства на счете. Сейчас, если у фирмы есть недоимка по налогу (хотя бы 1 руб.), налоговики формально имеют право заморозить все средства на открытых расчетных счетах. Пока организация не погасит недоимку, распоряжаться средствами на своих счетах она не может. И даже если налогоплательщик обращается в суд, чтобы оспорить законность приостановки операций по счету, до решения арбитров деньгами распоряжаться нельзя.

Но с 2007 года ситуация сильно изменится. В соответствии с новой редакцией статьи 76 Налогового кодекса РФ организация не сможет распоряжаться только той суммой на арестованном счете, которую фирма не заплатила по требованию налоговиков. То есть если сумма средств на счете превышает неуплаченные недоимку, пени и штрафы, то организация сможет осуществлять безналичные платежи. Но это касается тех налогоплательщиков, у которых есть один банковский счет.

Для тех же фирм, у которых открыто несколько расчетных счетов, законодатели прописали отдельный порядок ареста средств. Инспекторы направляют решение о приостановке операций по счетам во все банки, которые обслуживают фирму. Поэтому сумма, равная недоимке, пеням и штрафам, будет заморожена по всем счетам фирмы. Но бухгалтер сможет подать заявление в инспекцию с просьбой отменить приостановку операций по счетам. Тогда сумма недоимки, штрафов и пеней останется замороженной лишь на одном из счетов.

В заявлении следует указать номера счетов, которые фирма хочет полностью разморозить. Кроме того, организация может приложить к заявлению выписки со счетов, подтверждающие остаток денег. Тогда налоговики обязаны в течение двух дней разморозить счета.

А вот как будут действовать инспекторы, если налогоплательщик не принес документы, подтверждающие остаток денег на счетах? Теоретически налоговики с 2007 года обязаны сами запрашивать необходимую информацию у банков. И после того, как кредитные организации подтвердят данные об остатках денег фирмы, налоговики должны разморозить счета. И сделать это инспекторы обязаны опять же в двухдневный срок. Однако никакой ответственности за нарушение этих сроков у инспекторов нет. Поэтому организации лучше, конечно, самой позаботиться о разморозке счетов и принести в налоговую банковские выписки.

Процедура зачета переплаты стала понятнее

Статья 78 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок возврата и зачета переплаты. Однако сейчас здесь не прописан срок, в течение которого фирма вправе обратиться в инспекцию с просьбой зачесть платеж. Инспекторы считают, что для зачета действует тот же срок, что и для возврата переплаты. То есть сейчас организация имеет право написать заявление с просьбой зачесть переплату в течение трех лет после ее возникновения. Теперь то же самое четко прописано в новой редакции статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, законодатели изменили сроки, в течение которых инспекторы обязаны принимать решение о зачете. Сейчас действует пятидневный срок, он отсчитывается с даты, когда налоговики приняли заявление организации. Согласно внесенным поправкам инспекторы обязаны будут принимать решение в течение десяти рабочих дней после получения заявления или подписания акта сверки (если она проводилась).

Таким образом, законодатели прямо установили право инспекторов проводить до зачета переплаты сверку с налогоплательщиком.

Еще одно важное изменение, внесенное в статью 78 Налогового кодекса РФ: переплату по штрафам можно вернуть из бюджета или зачесть в счет будущих платежей. Сейчас инспекторы отказываются заниматься такими переплатами. Ведь действующая статья 78 Налогового кодекса РФ прямо не распространяет правила зачета и возврата на переплату по санкциям – только на недоимку и пени. Поэтому вернуть или зачесть излишне перечисленные штрафы фирмам удавалось лишь через суд. Пример – постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 января 2006 г. № Ф08-6386/2005-2532А.

Но с 1 января 2007 года инспекторы не смогут отказывать в возврате или зачете переплаченных в бюджет штрафов.

Сроки будут исчисляться в рабочих днях

Сроки, установленные Налоговым кодексом РФ в днях, следует исчислять без учета праздников и выходных. Такие изменения внесены в статью 6.1 Налогового кодекса РФ. Сейчас в этой статье лишь уточняется, что считать годом, кварталом, месяцем и неделей. А вот про сроки, установленные в днях, в кодексе ничего не говорится. Но теперь законодатели четко прописали, что налогоплательщик должен брать рабочие, а не календарные дни.

Бесспорно, это новшество выгодно налогоплательщикам. Например, документы, которые инспекторы затребовали при проведении проверки, организация обязана представить в пятидневный срок. Таково требование статьи 93 Налогового кодекса РФ. И раньше инспекторы настаивали, что фирма должна уложиться в пять календарных дней. Тех же налогоплательщиков, которые не успевали подготовить документы в течение этого срока, инспекторы штрафовали на основании статьи 126 Налогового кодекса РФ.

Правда, суды не раз приходили к выводу, что если кодекс не уточняет, как исчислять срок, то брать следует рабочие, а не календарные дни. Пример – постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2005 г. № Ф04-6229/2005 (15083-А27- 15). И со следующего года эта точка зрения будет прописана в кодексе.

Срок, в течение которого надо сообщать об открытии и закрытии счетов, сократился

Организации и предприниматели обязаны сообщать в инспекцию об открытых и закрытых счетах. Этого требует пункт 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. И сейчас подать такую информацию в инспекцию следует в течение десяти дней после того, как открыт или закрыт счет. А вот с 1 января 2007 года этот срок сократится. В соответствии с новой редакцией статьи 23 кодекса организации и предприниматели должны сообщать об открытых или закрытых счетах в течение семи дней.

Если организация сообщила в инспекцию об открытии или закрытии счета с опозданием, то ее могут оштрафовать на 5000 руб. (ст. 118 Налогового кодекса РФ).

Мы привели в табличной форме прочие изменения в Налоговый кодекс РФ. А на страницах 30–31 мнение о новом законе высказывают представители профессионального сообщества – бухгалтеры, чиновники, думцы.

Профессиональное сообщество оценивает главные поправки в Налоговый кодекс

Закон о налоговом администрировании комментируют практикующие бухгалтеры, чиновники Минфина России и депутат. Свое мнение по поводу поправок вы можете высказать на форуме на нашем сайте www.glavbukh.ru или прислать по адресу glavred@glavbukh.ru.

Законодатели учли реальные условия работы организаций

Лермонтов Юрий Михайлович, консультант департамента бюджетной политики

Минфина России

– Поправки, которые внесены в статью 76 Налогового кодекса, учитывают реальные условия работы налогоплательщиков и, бесспорно, выгодны для них. При этом налоговые органы не лишатся права блокировать счета предприятий, если за ними значится задолженность. Но арест суммы на счете не будет препятствовать тому, чтобы налогоплательщик продолжал работать и осуществлять платежи с расчетного счета. Ведь с 2007 года замораживать станут только ту сумму налога, пеней или штрафа, которую организация не перечислила по требованию инспекторов. И налогоплательщики смогут распоряжаться остальными средствами на счете.

Сообщить об открытии или закрытии счета вовремя будет сложнее

Богатикова Нина Александровна, главный бухгалтер ООО «Сайприс И»

– Плохо, что срок, в течение которого необходимо сообщать в инспекцию об открытии или закрытии счетов, сократили до семи дней. Сейчас и в десять дней не всегда успеваем уложиться. Чаще всего так происходит при закрытии счетов. Обычно банк сообщает о дате закрытия счета с опозданием. И не остается времени, чтобы вовремя подать сведения в налоговую.

Поправка про обязательную для крупных компаний сдачу отчетности в электронном виде вообще вызывает только улыбку. Ведь уже два года наша инспекция не принимает отчеты на бумаге. Хотим мы этого или нет, а сдаем только на дискетах.

Самое приятное из всех изменений – это взыскание штрафов только через суд. Если мы не согласны, то сможем оспорить решение в суде. А пока налоговая имеет право списывать в бесспорном порядке штрафные санкции в пределах 50 000 руб. (с организаций) или 5000 руб. (с предпринимателей), она и списывает их без объяснений.

Проблем у спецрежимников станет меньше

Пыненкова Елена Ивановна, главный бухгалтер ООО «Царь Гритингс»

– Я наконец-то дождалась: в Налоговом кодексе прописали, что спецрежимникам сдавать «нулевые» декларации по общим налогам не нужно. Мы неоднократно задавали вопрос нашей налоговой, есть ли необходимость нам это делать. Но ни разу не смогли получить вразумительный ответ. Инспекторы только повторяли: читайте Налоговый кодекс. Нас, как плательщиков ЕНВД, этот вопрос очень волновал. И нам приходилось подстраховываться – сдавать «нулевки» по всем общим налогам.

Еще одна радостная новость – теперь Минфин России обязан будет давать разъяснения в течение двух месяцев. Раньше мы писали письма в налоговую, но ответы приходили значительно позже, чем нам было необходимо. Иногда ждали и по четыре месяца. Поэтому возникающие проблемы решать приходилось своими силами, а на основании полученных разъяснений налоговиков мы только подтверждали правильность своих действий.

От пеней будут освобождать разъяснения, которые соответствуют определенным условиям

Разгулин Сергей Викторович, начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС департамента бюджетной и таможенно-тарифной политики Минфина России:

– От пеней будут освобождать только те письма, которые соответствуют условиям, предусмотренным в новой редакции статьи 75 Налогового кодекса РФ. В частности, разъяснение должно быть адресовано неопределенному кругу лиц или налогоплательщику, который воспользовался письмом. Следует отметить, что письма, размещаемые в правовых базах общего пользования, как правило, представляют собой разъяснения в адрес конкретного налогоплательщика. При этом в письме, которое предназначено для неопределенного круга лиц, обычно указывается: «Просьба довести до сведения налоговых органов и налогоплательщиков», «По вопросу применения Налогового кодекса сообщает следующее». Если подобных фраз в письме нет, то налогоплательщику лучше обратиться с запросом в Минфин России. Что касается полноты и достоверности, то это означает, что запрос должен трактоваться только однозначно. Иначе полученное разъяснение может быть не принято во внимание. Такие же правила действуют и в отношении условий освобождения от штрафов.

Упростят ли поправки работу организации, покажет практика

Чайковская Ирина Сергеевна, главный бухгалтер ЗАО «Миркл»

– Казалось бы, наконец-то прописан порядок проведения камеральных проверок от А до Я. Но на деле, думаю, налоговики не будут его соблюдать. Меня поймут те, кто хоть раз получал справку об отсутствии задолженности перед бюджетом. Инспекторы обязаны ее выдавать, а попробуй-ка получи! Так и с камеральными проверками. Мне кажется, что будут по-прежнему требовать любые документы.

А вот изменения в статью 76 упростят работу организации. Ведь налоговики с 2007 года будут замораживать не все средства на счете. Это достаточно революционное решение проблемы. И теперь после вынесения решения о приостановлении операций по счету предприятие сможет спокойно работать.

Взаимоотношения между инспекторами и налогоплательщиками станут

цивилизованными

Бурыкина Наталья Викторовна, председатель подкомитета по налоговому законодательству Комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ

– У инспекторов больше не будет права взыскивать штрафы без суда, если нет на это согласия налогоплательщиков. Таким образом, бесспорный порядок взыскания небольших штрафов действует только до 1 января 2007 года. Этот порядок был опробован на практике в 2006 году. Но законодатели решили внести поправки и прописать цивилизованные способы взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Ведь понятно, что если организация согласна со штрафом, то ей нет смысла обжаловать его. А вот если с решением инспекторов организация не согласна, то она будет обжаловать недоимку, пени и заодно штраф.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка