Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Насколько реально вернуть платеж из бюджета

28 июля 2006 2578 просмотров

А Яковлева

Налоговый кодекс РФ позволяет вернуть из бюджета переплаченные суммы по налогам, взносам, пеням и штрафам. И на практике многие организации успешно этим правом пользуются. Однако с возвратом переплаты «живыми» деньгами возникает много проблем, которые приходится решать в суде. Ведь на деле правила Налогового кодекса для инспекторов не всегда являются законом.

Тому, как из бюджета вернуть переплату по налогам, взносам, пеням и штрафам, и посвящен наш материал.

Какие документы и в какие сроки подавать?

Переплату по налогам, взносам и пеням можно вернуть в порядке, который предусматривают статьи 78 и 79 Налогового кодекса РФ (см. таблицу).

А вот процедуру возврата из бюджета штрафов законодатели прописать просто забыли. Но это не означает, что переплату по санкциям вернуть нельзя. Рассмотрим, какие бумаги и куда подавать организациям, чтобы возвратить платежи из бюджета. Кроме того, обратим внимание на сроки, в которые фирма может осуществить процедуру возврата.

Переплата по налогам, взносам и пеням

Переплату по налогам, взносам и пеням организация может вернуть, если у нее нет недоимки, поступающей в тот же бюджет. Такое условие предусматривают статьи 78 и 79 Налогового кодекса РФ.

При этом вернуть переплату можно через инспекцию или в судебном порядке.

Комментирует Елена Хижняк, главный бухгалтер ООО «Русская титановая компания»:

– Наша фирма является экспортером, поэтому мы постоянно сталкиваемся с возвращением НДС. Раньше вернуть деньги было легко. Данные о поставщиках, перевозчиках проверяющие требовали не у нас, а у инспекций, курирующих контрагентов. Инспекция после сверки выносила положительное решение и сумму налога перечисляли на расчетный счет. Теперь с этим большая проблема. Прежде чем разрешить возврат НДС, инспекторы назначают встречную проверку поставщика. Проверяют, например, перечислил ли поставщик налог в бюджет. Поэтому мы пытаемся сами все это выяснить заранее у наших контрагентов. Но иногда приходится сталкиваться с отказом налоговиков возвратить переплату. Тогда мы идем в суд. Когда первый раз столкнулись с отказом, то опасались судебных процедур. Сейчас на заседания хожу как на работу. Конечно, судебная процедура растягивается на долгие месяцы, но оно того стоит. Ведь через суд нам всегда удается вернуть НДС.

Через налоговую инспекцию. Обратиться в налоговую за переплатой фирма может не позднее чем через три года со дня перечисления суммы или в течение месяца со дня ее взыскания. Для этого надо подать заявление в произвольной форме (см. таблицу).

Комментирует Галина Михеева, главный бухгалтер ООО «Лив-Тур»:

– Нашу компанию тоже не обошла стороной проблема с возвратом налогов. Я пришла сюда работать пару лет назад. И сделав выверку, обнаружила переплату по налогу на прибыль. Мы написали в инспекцию письмо с просьбой вернуть переплату. Инспекторы предложили пройти сверку. В итоге сверка продлилась несколько месяцев. И когда налоговая приняла решение о возврате переплаты, уже истекло три года – срок, отведенный законодательством для возврата. Понятно, что денег мы так и не увидели. Однако нам удалось убедить инспекцию, что раз мы обратились за возвратом переплаты, когда еще не истек трехлетний срок, то нам полагаются деньги. В итоге налоговая обещала зачесть переплату в счет будущих периодов.

Но если о переплате инспекторы узнали сами, то они обязаны в течение месяца сообщить фирме об этом обстоятельстве, не дожидаясь заявления от налогоплательщика. Сообщив об обнаруженной переплате, налоговики могут самостоятельно ее зачесть, не дожидаясь заявления от фирмы.

Однако этот общий подход не действует, когда речь идет об организациях, которые ликвидируются. Для таких фирм порядок возврата переплаты прописан в статье 49 Налогового кодекса РФ. Если у ликвидируемой организации есть излишне перечисленные суммы, то они направляются на погашение недоимки. Причем зачет производится между платежами, которые перечисляются как в один, так и в разные бюджеты (отличие от порядка зачета для действующих организаций!). И только незачтенную переплату можно вернуть из бюджета «живыми» деньгами.

Обратите внимание: вернуть переплату из бюджета организация может только до того момента, как ее исключат из Государственного реестра юридических лиц. После этого учредители фирмы уже не смогут предпринять действия по возврату налога. На это не раз обращали внимание арбитражные суды. Пример – постановление ФАС Уральского округа от 14 декабря 2004 г. № Ф09-5398/04-АК. Поэтому советуем еще до ликвидации подать в инспекцию заявление о возврате переплаты. Сроков для подачи такого заявления статья 49 Налогового кодекса РФ не предусматривает. Поэтому главное успеть обратиться в налоговую до момента ликвидации фирмы. Но если ликвидация фирмы происходит в процессе реорганизации, то проблемы с переплатой не будет. Вновь созданная организация сможет вернуть переплату исключенной из реестра компании.

Через арбитражный суд. Если организация подала заявление в инспекцию, но получила отказ в возврате или налоговики никак не прореагировали на просьбу, вернуть переплату можно черед суд. Кроме того, фирма вправе сразу обратиться в арбитражный суд минуя налоговую. Это следует из статей 78 и 79 Налогового кодекса РФ. И на практике многие фирмы предпочитают сразу обращаться в суд, не подавая заявления в инспекцию. Это касается случаев, когда очевидно, что налоговики не согласятся возвращать платеж и ждать отказа придется долго.

Но здесь возникает проблема. По мнению инспекторов, организация не вправе сразу обращаться в суд, чтобы возвратить переплату по налогу, если предварительно не было подано заявление в инспекцию. Исключение – случай, когда фирма пропустила срок, предусмотренный для подачи заявления в налоговую. Аргументируют налоговики свою позицию тем, что статьи 78 и 79 Налогового кодекса РФ предусматривают право организаций обращаться в инспекцию с заявлением о возврате переплаты. При этом здесь ничего не сказано про возможность решать вопросы возврата налогов сразу через суд.

Мнения же судей различаются. По этому вопросу есть арбитражная практика в пользу налогоплательщиков: судьи убеждены, что статьи 78 и 79 Налогового кодекса РФ не предусматривают обязанность организации до суда подавать в инспекцию заявление с просьбой возвратить переплату. Даже если еще не истек срок, предусмотренный для подачи заявления в налоговую. То есть налогоплательщик вправе выбрать самостоятельно, каким способом возвращать переплату: через инспекцию или в судебном порядке. К такому выводу, в частности, пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 1 февраля 2005 г. № Ф04-193/2005 (8263-А45-29).

А вот, например, ФАС Московского округа в постановлении от 12 октября 2004 г. № КА-А40/9062-04 пришел к выводу, что возвратить переплату через суд можно, только если до этого налогоплательщик обращался в налоговую и получил отказ. При этом столичные арбитры сослались на пункт 22 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5.

Поэтому все-таки посоветуем сначала подавать заявление в инспекцию. Тогда будет проще отстаивать свою позицию в суде. В этом случае фирма подаст в суд заявление об обжаловании бездействия налоговиков или о признании ненормативного акта (отказа в возврате) недействующим.

Переплата по штрафам

Единственное, что прописано в Налоговом кодексе РФ про возврат штрафов: налогоплательщики имеют право вернуть излишне перечисленные суммы санкций (подп. 5 п. 1 ст. 21). Это же право подтверждают и суды. Примером является определение Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 317-О.

А вот саму процедуру возврата санкций законодатели предусмотреть в кодексе забыли. Из-за этой недоработки инспекторы попросту отказываются возвращать штрафы по заявлению налогоплательщиков. При этом налоговики ссылаются на приказ ФНС России от 15 сентября 2005 г. № САЭ-3-19/446@. В пункте 2.6 этого документа сотрудники налогового ведомства уточняют, что вернуть переплату по санкциям фирмы могут лишь через суд.

А вот сотрудники Минфина России считают, что вернуть переплаченные штрафы вовсе невозможно. Такая точка зрения изложена в письме финансового ведомства от 3 октября 2005 г. № 03-02-07/1-256. Впрочем, в этом письме сотрудники посоветовали обращаться за разъяснениями в налоговые инспекции.

В итоге порекомендуем поступать так, как говорится в приказе ФНС России № САЭ-3-19/446@ (ведь инспекторы наверняка будут руководствоваться этим документом), – требовать возврата санкций через суд.

Также отметим, что Совет Федерации одобрил поправки в первую часть Налогового кодекса РФ. В частности, законодатели планируют внести изменения в статьи 78 и 79 кодекса. В соответствии с поправками переплату по штрафам можно будет вернуть в том же порядке, что и налоги, сборы и пени.

Комментирует Игорь Игошин, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам:

– Действительно, в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает процедуру возврата из бюджета излишне уплаченных сумм штрафов (в отличие от налогов и пеней). При этом Минфин России отказывается применять правила, прописанные в статьях 78 и 79 Налогового кодекса РФ для переплаты по налогам. Поэтому данная проблема потребовала законодательного решения. А именно изменений в статье 78, регламентирующей возврат переплаченных налогов. С 2007 года данная статья будет изложена в следующей редакции: «Правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов». Данная поправка вскоре обретет законную силу.

В какие сроки можно вернуть переплату

Получив от организации заявление, инспекторы обязаны вернуть переплату по налогу в течение одного месяца. Этот срок четко указан в пункте 9 статьи 78 и в пункте 5 статьи 79 Налогового кодекса РФ. И здесь же уточняется: если инспекция нарушила срок возврата налога, то вместе с переплатой налоговики должны перечислить организации проценты.

Проценты должны исчисляться в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы переплаты за каждый день просрочки.

Переплата по пенсионным взносам и пеням должна возвращаться по тем же правилам, что и налоги. Такой вывод можно сделать из статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Если же организация обратилась за переплатой в суд и арбитры приняли решение в пользу налогоплательщика, то инспекторы должны возвратить переплату в течение месяца с даты, которой датировано решение.

Какие переплаты можно вернуть только через суд

Рассмотрим типичные ситуации, когда налоговики препятствуют возврату переплаты из бюджета.

Авансовые платежи

Позиция налоговиков. Инспекторы часто отказываются возвращать авансы. По их мнению, возврату подлежит только переплата, возникшая по итогам налогового периода.

По этой же причине инспекторы считают, что организация не имеет права требовать из бюджета проценты за несвоевременный возврат переплаты по авансовым платежам. Аргументация у инспекторов такая: обязанность перечислять фирме проценты за несвоевременный возврат платежей из бюджета установлена статьей 78 Налогового кодекса РФ. И здесь речь идет именно о несвоевременном возврате налогов, а не авансовых платежей.

Аргументы в защиту налогоплательщика. Суды однозначно считают, что организация имеет право на возврат авансовых платежей, которые исчисляются по итогам отчетного периода. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в информационном письме от 22 декабря 2005 г. № 98.

Аналогичную точку зрения не раз высказывали и нижестоящие арбитражные суды. Например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 12 января 2005 г. № А56-11791/04 пришел к выводу, что переплата по авансовым платежам, которые организация обязана исчислять по итогам отчетных периодов, возвращается из бюджета в том же порядке, что и налоги. То есть если инспекция опоздала с возвратом авансов, она должна перечислить налогоплательщику проценты за каждый день просрочки (ст. 78 Налогового кодекса РФ).

И хотя по вопросу возврата авансовых платежей и начислению процентов есть отрицательная арбитражная практика (например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 октября 2004 г. № А33-16237/03-С3-Ф02-4044/04-С1), шансы фирмы отстоять свою правоту велики. Ведь решения судей не в пользу налогоплательщиков были приняты раньше, чем вышло информационное письмо Высшего арбитражного суда РФ. Поэтому теперь арбитры скорее всего будут принимать только решения в пользу организаций.

«Входной» НДС

Позиция налоговиков. Если сумма «входного» НДС превышает размер начисленного налога, то вернуть разницу из бюджета организация не сможет. Доводы у инспекторов такие. Налог в бюджет может уплачиваться в наличной или безналичной форме (ст. 58 Налогового кодекса РФ). А «входной» НДС покупатель перечисляет не в бюджет, а поставщику. Поэтому вернуть такой налог, если он превышает начисленную сумму, фирма не вправе. И правила статьи 78 Налогового кодекса РФ в этом случае не действуют.

Аргументы в защиту налогоплательщика. Арбитражная практика по этой проблеме сложилась в пользу налогоплательщика. «Входной» НДС, который превышает начисленную сумму налога, вернуть из бюджета можно, но в особом порядке – на основании статьи 176 Налогового кодекса РФ. На это, в частности, обратил внимание ФАС Московского округа в постановлении от 5 ноября 2004 г. № КА-А40/9980-04.

Так, в соответствии с названной статьей кодекса «входной» НДС, который превысил начисленный налог, инспекторы могут в течение трех месяцев зачесть в счет платежей в тот же бюджет. А сумму, не зачтенную в этот срок, налоговики обязаны возвратить по заявлению фирмы. Причем подать такое заявление налогоплательщик может в любое время. Никакого срока в статье 176 кодекса не прописано.

Однако арбитражные суды не раз отмечали, что разницу между «входным» НДС и суммой начисленного налога организация вправе принять к вычету в более поздние периоды. А эта статья не ограничивает срок, в течение которого можно это сделать. Но можно поступить и по-другому. Организация вправе написать в инспекцию заявление о зачете «входного» НДС в счет недоимки по налогам, поступающим в тот же бюджет. Решение о зачете инспекторы должны принять в течение трех месяцев. А незачтенную сумму организация уже может вернуть из бюджета.

Пенсионные взносы

Позиция налоговиков. Возвращать пенсионные взносы должны сотрудники ПФР, а не инспекторы. Такова позиция налоговиков на местах. Логика простая. Раз уплата пенсионных взносов регулируется не Налоговым кодексом РФ, а Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, то и возвращать такую переплату инспекторы не уполномочены.

Аргументы в защиту налогоплательщика. Суды поддерживают

организации. Свежие примеры – постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 января 2006 г. № А79-7635/2005 и постановление ФАС Дальневосточного округа от 18 мая 2006 г. № Ф03-А04/06-2/1294. Судьи пришли к выводу, что раз налоговая служба является администратором платежей по пенсионным взносам, то именно инспекции обязаны заниматься такой переплатой. Это подтверждает и приказ ФНС России от 21 апреля 2006 г. № САЭ-3-11/247@. Здесь перечислены платежи, переплатой по которым должны заниматься налоговики. Среди этих сумм названы пенсионные взносы.

Означает ли это, что теперь инспекции будут без проблем зачитывать и возвращать взносы в ПФР? К сожалению, нет – налоговики по-прежнему открещиваются от пенсионных взносов изо всех сил. И говорят, что данный приказ совсем ничего не означает. Кроме того, в ФНС России «Главбуху» сообщили, что сейчас Пенсионный фонд совместно с налоговой службой разрабатывает конкретный механизм возврата взносов. Но это оказалось настолько сложной задачей, что пока чиновники даже не берутся назвать конкретную дату, когда эта проблема будет решена.

То, что, несмотря на свой же приказ, налоговики по-прежнему не согласны возвращать переплату по пенсионным взносам, подтверждает и письмо от 8 июня 2006 г. № 18-0-09/000197.

Незаконные пени по транспортному налогу

Позиция налоговиков. До 2006 года налоговики в регионах не имели права требовать, чтобы организации уплачивали авансовые платежи внутри налогового периода. Ведь статьей 360 Налогового кодекса РФ до 1 января отчетные периоды введены не были. О незаконности введения до 2006 года авансов по транспортному налогу не раз высказывался и Минфин России (см., например, письмо от 13 мая 2005 г. № 03-06-04-04/23).

Однако, несмотря на разъяснения минфиновцев, во многих регионах власти ввели еще до 2006 года отчетные периоды, прописав обязанность организаций исчислять авансы. И даже за просрочку уплаты авансов местные инспекторы взыскивали пени.

И вот недавно Минфин России призвал местных налоговиков возвратить организациям незаконно уплаченные пени и начислить по ним проценты (письмо от 2 июня 2006 г. № 03-06-02-02/73). Однако сотрудники финансового ведомства предложили условие. А именно вернуть пени организации могут только в том случае, если региональный закон о транспортном налоге был частично признан судом недействующим.

Аргументы в защиту налогоплательщика. Пени по авансовым платежам транспортного налога, начисленные до 2006 года, сами же чиновники не раз признавали неправомерными. Поэтому по таким пеням действует общий порядок возврата, прописанный в статьях 78 и 79 Налогового кодекса РФ. И тот факт, был ли региональный закон признан недействующим, не важен.

Комментирует Оксана Туманова, адвокат МКА «Князев и партнеры»:

– Если власти субъектов РФ незаконно пытались заставить фирмы платить авансы по транспортному налогу до 1 января, то пени начислять инспекторы не могли. А значит, сейчас организации имеют право вернуть незаконно уплаченные пени. Даже если положения регионального закона, предусматривающего до 2006 года обязанность перечислять авансовые платежи, не признавались судами незаконными. Незаконность в этом случае вытекает из того, что нормативные акты субъектов РФ противоречили Налоговому кодексу.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка