Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики разрешают не платить ЕНВД, если магазин закрылся

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Нужен ли конкурс при «малых» госзакупках?

24 августа 2006 6 просмотров

, директор Института госзакупок РАГС, председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам

В июне 2006 года был выпущен знаковый для всех бюджетных, в том числе и для медицинских, учреждений документ, который должен был внести ясность в порядок разрешения споров при размещении заказов за счет бюджетных или внебюджетных средств. К сожалению, эта благая цель была достигнута только частично и спровоцировала появление новых проблем.

Что это за документ?

Упомянутым документом является постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 24 «О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд” и статьи 71 Бюджетного кодекса РФ».

При всей значимости постановления хотелось бы обратить внимание на статус данного документа – это рекомендация арбитражным судам при рассмотрении споров по указанной тематике. И в первую очередь с применением данного постановления можно будет столкнуться во время разбирательства в арбитражном суде.

Какие права даны учреждениям

В постановлении дается разъяснение, что в соответствии со статьями 48 и 120 Гражданского кодекса РФ учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования. Именно поэтому учреждение может от своего имени: приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права; нести обязанности; быть истцом и ответчиком в суде.

При реализации этих полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект и действует в своих интересах в соответствии с предусмотренными в его учредительных документах целями.

Как регламентируется порядок расходования средств

Статьи 70 и 71 Бюджетного кодекса РФ регламентируют порядок расходования учреждением денежных средств. На основании статьи 71 кодекса все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ (200 000 руб.) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Контракты заключаются в порядке, предусмотренном параграфом 4 главы 30 Гражданского кодекса РФ и иными федеральными законами. Это закреплено в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон о размещении заказов). В рассматриваемом постановлении Пленума ВАС РФ даны три рекомендации, на каждой из которых мы остановимся подробнее.

Первая рекомендация пленума арбитражным судам

Арбитражным судам рекомендовано при рассмотрении споров иметь в виду, что в силу положений Закона о размещении заказов и особенно его статей 4 и 9 для заключения государственного (муниципального) контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика. Такими полномочиями его может наделить только соответствующий орган государственной власти РФ (субъекта РФ) или орган местного самоуправления.

Данная рекомендация Высшего арбитражного суда означает, что учреждения, не наделенные этими полномочиями, не имеют права осуществлять закупки на суммы, превышающие 200 000 руб. по одной сделке. Размещением заказов и заключением государственных и муниципальных контрактов на такие суммы должен заниматься соответствующий распорядитель бюджетных средств (то есть тот орган власти, которому подведомственно учреждение). Это относится к расходованию средств как из бюджетных, так и из внебюджетных источников.

Вторая рекомендация пленума арбитражным судам

Арбитражным судам в обязательном порядке необходимо различать:
– договоры (контракты), заключаемые учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд;
– контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд в соответствии с Законом о размещении заказов.

Постановление Пленума, к сожалению, не дает четкого разграничения между понятиями «собственные и государственные (муниципальные) нужды». Поэтому расшифровка термина «государственные (муниципальные) нужды» дается в постановлении в соответствии со статьей 3 Закона о размещении заказов.

Под такими нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности учреждения в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств РФ.

Третья рекомендация пленума арбитражным судам

В постановлении Пленума особо подчеркивается, что, заключая государственный (муниципальный) контракт, бюджетное учреждение действует в интересах и от имени публичного образования. Поэтому оно должно быть уполномочено органом государственной власти РФ, субъекта РФ или органом местного самоуправления на выполнение функций государственного (муниципального) заказчика и должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона о размещении заказов.

Исключением являются случаи, когда соответствующие товары (работы, услуги) поставляются или оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (п. 2 ст. 1 Закона о размещении заказов). В настоящее время в соответствии с указанием ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У это 60 000 руб.

Если бюджетным учреждением получены полномочия государственного или муниципального заказчика, это означает, что необходимо руководствоваться Законом о размещении заказов. А следовательно, заключать государственные или муниципальные контракты на сумму свыше 60 000 руб. и использовать все указанные в этом Законе процедуры и правила их применения.

В то же время отсутствие у бюджетного учреждения полномочий заказчика означает полную самостоятельность в порядке расходования денежных средств до 200 000 руб., но приводит к запрету на проведение закупок, превышающих эту сумму.

Если учреждение лишено полномочий заказчика

Если у учреждения нет полномочий государственного или муниципального заказчика, оно самостоятельно, в общем порядке, заключает договоры закупки. Цена договора не должна превышать 200 000 руб.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка