Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Нормы по списанию ГСМ - применять или нет?

11 октября 2006 19 просмотров

Бухгалтер организации, имеющей автомобили, должен решить вопрос о том, как документально подтвердить расход топлива и в каком объеме его списать. С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не предусматривает каких-либо ограничений по списанию ГСМ. С другой стороны, чиновники требуют, чтобы такие расходы принимались в пределах норм. О том, стоит ли соглашаться с чиновниками, рассуждают главные бухгалтеры фирм.

Рискованно
Списываем в расходы сумму фактических затрат на ГСМ

Действительно, в Налоговом кодексе РФ нигде не сказано, что расходы на ГСМ для служебных машин нужно учитывать в пределах норм. Поэтому для таких расходов действуют общие правила, установленные статьей 252 Налогового кодекса РФ. А именно: истраченные суммы должны быть экономически оправданы и документально подтверждены. Некоторые организации считают расход топлива очень просто: из фактически закупленного объема, подтвержденного чеками АЗС, вычитают остаток в баке, указанный в путевом листе. Полученная разница и есть расход. Я считаю такой метод расчета достаточно рискованным. Претензии налоговых органов вызовет обязательно. Ведь далеко не очевидно, что закупленный бензин водитель залил именно в бак, а, например, не в канистру. Поэтому более экономически обоснованным и справедливым методом расчета я все же считаю умножение пробега автомобиля на норму расхода.

Безопасно
Пользуемся нормами Минтранса

Если вы не хотите каких-либо споров с инспектором, можно списывать затраты на бензин в пределах норм, установленных Минтрансом России 29 апреля 2003 года (руководящий документ Р3112194-0366-03). Именно это, например, рекомендует делать Минфин России в письме от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223. И тогда можно не сомневаться в том, что вопросов у проверяющих не возникнет.

В то же время хочу отметить, что нормы Минтранса, утвержденные 29 апреля 2003 года, носят рекомендательный характер и до сих пор даже не были официально опубликованы. Кроме того, эти нормы не учитывают всех возможных нюансов. Например, пробки на дорогах, изношенность вашего автомобиля и, наконец, то время года, когда он используется. Все это в итоге может привести к тому, что ваш реальный расход ГСМ может быть намного больше, чем по нормативу. Поэтому я не могу назвать этот вариант оптимальным.

Компромисс
Разрабатываем собственные нормы

Коль уж получается, что от нормирования не уйти, организация может разработать нормы самостоятельно. К примеру, за основу можно взять циркуляр Минтранса и доработать его, учитывая специфику вашего предприятия и то, каким образом вы используете транспортное средство. Здесь уже берутся во внимание паспортные данные автомобиля и его технические характеристики. Утверждение собственных норм позволяет учитывать все нужные показатели. Например, то, в какое время года эксплуатируется автомобиль, его физический износ, загруженность маршрута, по которому он постоянно перемещается. Естественно, эти нормы должны быть утверждены руководителем организации и закреплены в учетной политике.

Налоговые органы смотрят на такой способ учета положительно. Например, московские налоговики в одном из писем разрешили учитывать горючее сверх норм Минтранса, но только в случае, если они будут экономически оправданы (письмо УМНС по г. Москве от 23 сентября 2002 г. № 26-12/44873). Разработка собственных норм - это довольно убедительное доказательство обоснованности расходов.

Еще советы

Что делать со сверхнормативным расходом?

Ольга Чугина, главный бухгалтер ООО «Истела Роса»:

- Поскольку разъезды служебного автотранспорта на нашем предприятии регулярны, мы устанавливаем примерные нормы расхода топлива на текущую неделю исходя из данных за прошлую. В расчет берется расход топлива автомобиля, указанный в его документации с учетом простоя в пробках и времени года. Один раз в неделю мы выписываем путевой лист. В нем водитель указывает количество топлива при выезде. По окончании недели он составляет отчет, где указывает остаток бензина. Затем сдает его в бухгалтерию вместе с кассовыми чеками. Так мы видим общий расход топлива и сверяем его с установленными нормами.

Иногда бывают отклонения от норм. Но мы все равно принимаем эти затраты в расходы. Так как недельная норма, разработанная нами, является примерной, а Налоговый кодекс РФ вообще не предусматривает нормирование таких затрат.

Проблем с налоговыми органами у нас в данном случае не возникало. Ведь эти затраты являются обоснованными, документально подтвержденными и необходимы для производственного процесса.

Елена Демьяненко, главный бухгалтер ЗАО БДО «Юникон Бизнес Сервис»:

- У нас на предприятии несколько автомобилей и каждый из них используется в различных видах деятельности. Мы разработали для них собственные нормы списания ГСМ. За основу взяли нормы Минтранса, затем скорректировали их, учитывая специфику деятельности, в которой будет использоваться тот или иной автомобиль. Естественно, учитывался и возраст транспортного средства, и его пробег.

В случае если нормы топлива будут превышены, что бывает крайне редко, то расходы мы списываем за счет собственных средств. Вообще если по какому-либо автомобилю у нас вдруг получается перерасход, то мы расцениваем это как повод пересмотреть нормы ГСМ. С претензиями со стороны налоговых органов не сталкивались.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка