Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Какой объект налогообложения выбрать «упрощенщику»?

27 октября 2006 3623 просмотра

, эксперт журнала «Главбух»

Организации, которые хотят с 2007 года перейти на упрощенную систему, должны заявить о своем желании в инспекцию не позднее 30 ноября. Практика показывает, что вновь испеченным «упрощенщикам» стоит серьезно отнестись к выбору объекта налогообложения. Неверное решение может привести к тому, что применять спецрежим будет невыгодно. Впрочем, тем фирмам, которые уже работают по упрощенной системе, законодатели позволяют сменить объект, но при определенных условиях.

Проанализируем плюсы и минусы «упрощенки», чтобы вы могли верно выбрать объект налогообложения, если переходите на специальный режим. А также расскажем о сложностях, связанных со сменой объекта налогообложения.

Когда подать заявление

Переход с общей системы на «упрощенку». Чтобы перейти на упрощенную систему, организации следует подать до конца ноября в инспекцию заявление по форме, утвержденной приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № БГ-3-22/495. В этом бланке, в частности, фирма должна указать, какой объект налогообложения она выбрала – «доходы» или «доходы минус расходы». Предположим, после подачи заявления о переходе на упрощенную систему организация решила, что объект налогообложения выбран неверно. Тогда до 20 декабря у будущего «упрощенщика» есть возможность выбрать другой вариант, заявив об этом в налоговую. На это указывает пункт 1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Смена объекта налогообложения при «упрощенке». Законодатели до сих пор не ввели срок, до которого «упрощенщики» могут заявить в инспекцию о смене объекта налогообложения. На практике заявления о переходе на другой объект принимают до 20 декабря налогового периода, предшествующего тому, в котором «упрощенщик» хочет сменить объект (письмо Минфина России от 28 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/88).

Какие проблемы могут возникнуть с расходами и доходами при «упрощенке»

Рассмотрим сложности, с которыми сталкиваются «упрощенщики», учитывая доходы и расходы.

Проблемные расходы

Проблема с реализацией товаров. Купленные товары можно списать в расходы только после реализации. Это правило устанавливает подпункт 2 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ. Но отследить факт реализации товаров «упрощенщикам» сложно, так как они не ведут бухгалтерский учет. А розничные магазины часто вообще не выдают покупателям «первичку», где указывалось бы количество проданных товаров.

Но, по мнению чиновников, «упрощенщики», несмотря на сложности, все равно обязаны вести количественный и суммовой учет товаров. То есть, по сути, торговым организациям нужно соблюдать правила списания товаров, установленные в ПБУ 5/01. А именно применять метод списания ФИФО, ЛИФО, по средней себестоимости или по стоимости единицы товаров.

Те же розничные магазины, которые в первичных документах не фиксируют количество проданных товаров, должны рассчитывать стоимость реализованных ценностей по сложной формуле – с учетом доли непроданных товаров в общем количестве товаров (письмо Минфина России от 28 апреля 2006 г. № 03-11-04/2/94).

Как решить проблему. С тем фактом, что купленные товары можно списать в расходы только после реализации, спорить нет смысла. Ведь это правило прямо закреплено в пункте 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ. Но при этом здесь не прописана обязанность «упрощенщиков» вести количественный учет товаров строго определенным способом. Поэтому на практике проверяющим сложно уличить фирму в том, что она неверно определила стоимость реализованных товаров.

Главное для организации – четко прописать, по какой методике будет определяться стоимость проданных товаров.

Вполне возможно, что у налогоплательщиков скоро появится возможность списывать купленные товары в расходы сразу после оплаты, не дожидаясь реализации. Такие поправки в Налоговый кодекс РФ находятся сейчас в Госдуме (подробности на стр. 8). Причем скорее всего право не отслеживать реализацию товаров у «упрощенщиков» появится уже с 1 января 2007 года.

Проблема с оплатой товаров покупателями. Совсем недавно у «упрощенщиков» появилась новая проблема – ее создали искусственно сотрудники Минфина России, выпустив письмо от 17 августа 2006 г. № 03-11-02/180. Финансовое ведомство разъяснило, что стоимость купленных товаров при «упрощенке» нельзя списать в расходы, пока покупатели их не оплатят. Даже если товары уже оплачены поставщикам и реализованы.

Чиновники рассуждали так. Оплаченные товары, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ, признаются расходом по мере реализации. А реализацией является переход права собственности на товар. Но при этом для «упрощенщиков», по мнению Минфина России, момент фактической реализации происходит, когда товар оплачен. При этом важна не только оплата поставщикам, но и оплата товара покупателями.

Как решить проблему. Очевидно, что позиция чиновников абсурдна. Глава 26.2 Налогового кодекса РФ не устанавливает особых правил перехода права собственности (реализации) для «упрощенщиков». Поэтому ждать оплаты товаров покупателями не нужно. И если проверяющие с этим мнением не согласятся, то можно им привести письма Минфина России, из которых следует, что факт реализации «упрощенщики» определяют по общим правилам – по количеству отгруженных товаров покупателям (см., например, письмо Минфина России от 28 апреля 2006 г. № 03-11-04/2/94). Скорее всего инспекторов это убедит.

Но если проверяющие принципиально станут настаивать на том, что товары сначала должны быть оплачены покупателями, а только потом списаны в расходы, у фирмы есть шанс отстоять свою правоту и в суде.

Проблема с «входным» НДС по товарам. По правилам главы 26.2 Налогового кодекса РФ «входной» НДС для «упрощенщика» является отдельным расходом. Он предусмотрен подпунктом 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. И здесь сказано, что налогооблагаемый доход уменьшает НДС по товарам, «подлежащим включению в состав расходов». Эту фразу чиновники трактуют следующим образом: пока товары не будут списаны на расходы (нет оплаты и реализации), налог на добавленную стоимость также не учитывается. Такой вывод сделал Минфин России в письме от 7 июля 2006 г. № 03-11-04/2/140.

Как решить проблему. Формально можно сказать, что товары, «подлежащие включению в состав расходов», – это те, которые «упрощенщик» намерен реализовать и учесть при расчете единого налога. То есть не обязательно, чтобы товары уже были проданы покупателям. Но убедить проверяющих в том, что списать «входной» НДС в расходы можно не дожидаясь реализации, не получится.

Практика показывает, что чиновники всегда трактуют фразу «подлежащих включению в расходы» как уже учтенных в расходах.

Поэтому переубеждать инспекторов придется скорее всего в суде. На данный момент судебная практика по этому вопросу не сложилась.

Проблема с основными средствами, оплаченными частично. Чиновники настаивают, что списывать на расходы частичную оплату основных средств нельзя. Такую позицию Минфин России высказал в письме от 16 мая 2006 г. № 03-11-04/2/108. Логика у сотрудников финансового ведомства следующая.

«Упрощенщики» обязаны вести бухгалтерский учет основных средств. А в пункте 7 ПБУ 6/01 установлено, что основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Для «упрощенщиков», по мнению Минфина России, это означает: до полной оплаты имущества его первоначальная стоимость не сформирована. И значит, уменьшить налогооблагаемый доход на частичную оплату основных средств нельзя.

Как решить проблему. Проблема с частичной оплатой основных средств – пример того, как чиновники пытаются для «упрощенщиков» придумать особые правила там, где этого быть не должно. Поэтому соглашаться с запретом Минфина России имеет смысл, только если имущество будет оплачено полностью в том же налоговом периоде. Иначе есть смысл привести проверяющим аргументы в пользу того, что частично оплаченные основные средства могут учитываться в расходах. А именно первоначальная стоимость основных средств у фирм, применяющих «упрощенку», определяется по общим правилам – по ПБУ 6/01. И здесь не сказано про то, что при упрощенной системе действуют особые правила определения первоначальной стоимости основных средств. Значит, ждать полной оплаты «упрощенщику» не нужно.

Проблема с услугами сторонних организаций. Перечень расходов, которые уменьшают налогооблагаемый доход «упрощенщика», закрыт. Поэтому любой расход, прямо не поименованный в главе 26.2 Налогового кодекса РФ, проверяющие запрещают учитывать. Так обстоит дело и со многими услугами сторонних организаций. Например, с услугами по благоустройству территорий, санитарно-гигиеническими услугами.

Как решить проблему. На самом деле проверяющие игнорируют тот факт, что в статье 346.16 Налогового кодекса РФ поименованы материальные расходы. Они определяются на основании статьи 254 кодекса. И здесь поименованы услуги сторонних организаций производственного характера. Таковыми можно считать, по сути, любые купленные услуги, которые связаны с деятельностью фирмы. Причем право учесть услуги сторонних организаций есть как у производственных предприятий, так и у торговых фирм.

Именно так рассуждают судьи. На сегодняшний день сложилась положительная арбитражная практика, позволяющая учесть при расчете единого налога услуги сторонних организаций. Примеры – постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 июля 2006 г. № А11-18247/2005-К2-19/735 и постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 ноября 2005 г. № А74-1116/05-Ф02-5492/05-С1.

Тем же, кто не готов отстаивать свои интересы в суде, придется списывать в расходы только те услуги, о возможности списания которых высказывались чиновники в письмах. Например, услуги сторонних организаций по выдаче медицинских книжек, выдаче сертификатов (см. письмо Минфина России от 22 июля 2005 г. № 03-11-04/2/31).

Проблемные доходы

Проблема с возвращенными авансами. С авансов, полученных от покупателей, «упрощенщик» должен заплатить единый налог. Но проблема возникает, если организация решила разорвать контракт с покупателем и вернуть аванс. Проверяющие могут запретить уменьшить на возвращенную сумму налогооблагаемый доход. Причина формальная – те, кто выбрал объект налогообложения «доходы», не вправе их уменьшать на какие-либо суммы. Исключение – пенсионные взносы и пособия по временной нетрудоспособности, о чем прямо говорится в главе 26.2 Налогового кодекса РФ. А те, кто рассчитывает единый налог с учетом расходов, не могут списать авансы по причине того, что такие суммы не поименованы в статье 346.16 кодекса.

Если следовать логике налоговиков, то «упрощенщику» приходится платить налог с сумм, по сути, не являющихся доходом.

Как решить проблему. Скорее всего при проверке достаточно привести аргументы, разрешающие уменьшить доход «упрощенщика» на сумму возвращенного аванса. Рассуждать советуем следующим образом. Раз фирма вернула покупателю аванс, признанный при получении доходом, то сейчас доход следует скорректировать – уменьшить.

Кроме того, проблема скоро будет окончательно решена законодательно. Согласно поправкам, которые находятся в Госдуме, в главе 26.2 Налогового кодекса РФ будет четко прописано право «упрощенщиков» учитывать сумму возвращенного аванса при расчете единого налога. Даже если объект налогообложения «доходы».

Проблема с услугами связи у арендодателя. Если «упрощенщик» получил от арендатора возмещение услуг связи, то такую сумму следует включить в налогооблагаемый доход. Такой вывод Минфин России сделал в письме от 15 августа 2006 г. № 03-11-04/ 2/166. Свою точку зрения сотрудники финансового ведомства аргументировали тем, что доходы «упрощенщика» – это все поступления, связанные с расчетами за товары, работы и услуги. Исключений для возмещения за услуги связи нет.

Как решить проблему. Способ, позволяющий не включать сумму возмещения в доходы, подсказал Минфин России – в том же письме № 03-11-04/2/166. «Упрощенщику» достаточно заключить с арендатором посреднический договор. Арендодатель будет по поручению арендатора оплачивать услуги связи. И тогда сумму возмещения включать в доходы не придется.

Однако в договоре с арендатором нужно предусмотреть посредническое вознаграждение – оно может быть сколь угодно маленьким. Вот эта сумма и будет являться налогооблагаемым доходом «упрощенщика»-арендодателя.

Какие могут возникнуть трудности при смене объекта налогообложения

С 2006 года у организаций, применяющих упрощенную систему, появилась возможность менять в начале налогового периода объект налогообложения. Такое право с 1 января закреплено в статье 346.14 Налогового кодекса РФ. Но на практике новая норма так и не прижилась. И все дело в проблемах, с которыми неизбежно сталкиваются «упрощенщики» при смене объекта налогообложения. Расскажем о них.

Как часто можно менять объект налогообложения. Формально статья 346.14 Налогового кодекса РФ позволяет перейти с «доходов» на «доходы минус расходы» или наоборот всем, кто проработал на спецрежиме не менее трех лет. То есть формально получается, что если организация применяет «упрощенку» три года и более, то она может менять объект налогообложения хоть каждый налоговый период. Но не все так просто.

Но на практике, если «упрощенщик» сменил объект налогообложения с 2006 года, вернуться на прежний объект с 2007 года вряд ли получится. Дело в том, что законодатели, прописывая действующую редакцию статьи 346.14 Налогового кодекса РФ, на самом деле хотели позволить «упрощенщикам» менять объект налогообложения не чаще одного раза в три года. И многие инспекторы руководствуются именно таким принципом, работая с «упрощенщиками».

Как рассчитать единый налог в переходный период. Еще одна проблема – она касается всех «упрощенщиков», которые решили сменить объект налогообложения. Хотя новая редакция статьи 346.14 Налогового кодекса РФ действует почти год, чиновники до сих пор так и не предусмотрели в законе переходные положения для тех, кто сменил объект.

Как нам сообщили в Минфине России, законодатели планируют прописать переходные положения в главе 26.2 Налогового кодекса РФ. Но «упрощенщики» увидят их не раньше 2008 года.

Вывод отсюда следующий. Пока самым применяемым на практике способом изменения объекта налогообложения остается переход на общую систему, а потом возврат на упрощенную систему.

Чем меньше у фирмы проблемных расходов, тем выгоднее ей платить налог с базы «доходы минус расходы»

Выбрать объект налогообложения «доходы минус расходы» выгодно тем, у кого большая часть затрат попадает в закрытый перечень расходов, поименованных в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. И разница между доходами и расходами небольшая. С нее придется заплатить единый налог по ставке 15 процентов.

А вот организации, расходы которой в большинстве случаев нельзя списать при «упрощенке», лучше выбрать объект налогообложения «доходы». Тогда платить единый налог придется по ставке 6 процентов. Ставки единого налога установлены в статье 346.20 Налогового кодекса РФ.

Проблемные расходы:
– стоимость купленных товаров – сложности с определением количества реализованных товаров и требованием инспекторов ждать оплаты покупателями;
– «входной» НДС по товарам – не позволяют списать раньше, чем товары будут реализованы;
– стоимость частично оплаченных основных средств – чиновники требуют дожидаться полной оплаты, а потом включать в расходы;
– стоимость услуг сторонних организаций – далеко не все проверяющие позволяют учесть в расходах.

Проблемные доходы:
– авансы, возвращенные покупателям, – инспекторы не позволяют на них уменьшить налогооблагаемый доход;
– возмещение услуг связи арендатором – с него проверяющие требуют заплатить единый налог.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка