Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Когда отразить новостройку на счете 01? Спорим с разъяснениями Минфина

27 октября 2006 9 просмотров

, эксперт журнала «Главбух»

С недавних пор Минфин России настаивает на том, что компании обязаны начинать платить налог на построенное имущество при подаче документов на государственную регистрацию права собственности. Но при этом специалисты финансового ведомства дали налоговикам указание выявлять случаи, когда компании фактически эксплуатируют здания, долго не подавая документы на регистрацию (см. письмо от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35).

Это значит, что, обнаружив при проверке налога на имущество временной разрыв между окончанием строительных работ и подачей документов на регистрацию, инспекторы обвинят организацию в намеренном уклонении от налогообложения. Или, как теперь говорят арбитражные судьи, – в необоснованной налоговой выгоде.

Те же самые обвинения во всеми вытекающими последствиями грозят тем организациям, которые перевели здание в состав основных средств только после регистрации права собственности на него.

Можно ли противостоять таким претензиям? Попробуем.
Минфин России вынуждает платить
налог на имущество раньше

Итак, сотрудники финансового ведомства настаивают, чтобы объект недвижимости отражался на счете 01 по правилам ПБУ 6/01 (последняя редакция утверждена приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. № 147н). Это означает: имущество считается основным средством, когда оно готово к использованию и окончательно сформирована его первоначальная стоимость.

Момент, в который недвижимость становится основным средством, по мнению чиновников, наступает при выполнении двух условий: здание введено в эксплуатацию и документы поданы на госрегистрацию права собственности (письма Минфина России от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35 и 9 августа 2006 г. № 03-06-01-04/154).

При этом ввод здания в эксплуатацию сотрудники этого ведомства расценивают как подтверждение того, что объект готов к использованию. А подача документов на регистрацию права собственности, по мнению чиновников, свидетельствует о том, что первоначальная стоимость окончательно сформирована. Получается, что уплата госпошлины за регистрацию права собственности является самым последним по времени расходом, который организация может включить в состав первоначальной стоимости. Отсюда вывод: раз здание соответствует всем условиям ПБУ 6/01, нет никаких оснований держать его стоимость на счете 08 и нужно учесть ее на счете 01.

Плюс такого подхода – это сближение бухгалтерского и налогового учета. Ведь, как известно, в целях налогообложения объект недвижимости включается в состав амортизируемого имущества после подачи документов на регистрацию (ст. 258 Налогового кодекса РФ).

Но есть очевидные минусы. Первый из них в том, что специалисты Минфина России своими письмами лишают налогоплательщиков права выбора момента перевода новостройки в состав основных средств. И, соответственно, возможности оттянуть уплату налога на имущество. Между тем это право предоставлено компаниям самим же Минфином России, так как разные приказы финансового ведомства указывают на разные моменты перевода новостройки на счет 01.

Так, в пункте 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н) сказано, что объекты «допускается» принимать к учету на счете 01 при выполнении трех условий:

– капитальные вложения по ним закончены;
– фирма их эксплуатирует;
– документы о признании права собственности на них переданы на государственную регистрацию.

А из пункта 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н) следует, что вплоть до момента госрегистрации затраты на незарегистрированное имущество фирмы должны «висеть» на счете 08. То есть считаться капвложениями в приобретение или создание основных средств.

Понятно, что многим организациям гораздо выгоднее начать платить налог на имущество только после госрегистрации. Однако в письме от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35 чиновники заявили, что бухгалтерский учет не должен быть связан с госрегистрацией имущества еще и по той причине, что она носит заявительный характер. Допускать зависимость уплаты налога от желания фирмы департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России не хочет.

Второй минус нынешнего подхода чиновников мы уже упомянули. По мнению Минфина России, документы на регистрацию права собственности должны быть поданы тотчас после сдачи здания в эксплуатацию. Сочетание же фактической эксплуатации здания и затягивания с подачей документов на госрегистрацию чиновники расценивают как явное свидетельство того, что компания уклоняется от налогообложения. При этом специалисты департамента Минфина России применительно к затягиванию регистрации оперируют выражением «длительное время», не устанавливая четких критериев. Таким образом, эта «длительность» остается на усмотрение налоговых инспекторов.

Заметим, что подобные указания ФНС России давала своим подчиненным еще в 2004 году (во внутренней методичке по проверке налога на имущество). При этом налоговая служба заявила, что должностных лиц таких фирм нужно привлекать к административной ответственности по статье 19.21 КоАП – «за уклонение от регистрации соответствующих прав на недвижимое имущество». В письме от 27 июня 2006 г. № 03-06-01-02/28 Минфин России с этим согласился.

Как переубедить инспектора в конфликтных ситуациях

Итак, инспекторы будут действовать в соответствии с указаниями Минфина России. Поэтому при проверках налога на имущество претензий не будут предъявлять только к фирмам, которые, начав эксплуатировать здание, сразу же подали документы на госрегистрацию, учли первоначальную стоимость здания на счете 01 и признали его объектом обложения налогом на имущество.

Но это идеальная ситуация, которая в реальной жизни встречается редко. Поэтому давайте посмотрим, что можно противопоставить инспекторам в других чреватых конфликтами обстоятельствах.

Ситуация 1. Здание эксплуатируется. Документы на регистрацию поданы. Но здание продолжает «висеть» на счете 08, так как не сформирована первоначальная стоимость.

В своих разъяснениях сотрудники Минфина России не рассматривают ситуации, когда компания передала документы на госрегистрацию, но после этого продолжает формировать первоначальную стоимость недвижимости. Однако в реальной жизни случаи регистрации прав собственности на принятую госкомиссией и эксплуатируемую, но частично недостроенную недвижимость нередки.

Более того, такую ситуацию допускает пункт 52 упомянутых Методических указаний. Напомним, что в нем выделены три условия, при выполнении которых здание может быть переведено в состав основных средств. Одно из них – окончание капитальных вложений в объект. Значит, авторы Методических указаний вполне допускали, что эксплуатируемое здание может еще некоторое время числиться на счете 08. В письме от 29 мая 2006 г. № 03-06-01-04/107 Минфин России против такого порядка учета не возражал.

Однако велика вероятность, что инспекторы, не принимая во внимание этих «тонкостей», обвинят фирму в затягивании госрегистрации и попытаются доначислить налог на имущество. Кстати, о том, на какую дату им нужно ориентироваться при этом, Минфин России не уточняет. Однако в его письмах идет речь о выявлении случаев фактической эксплуатации незарегистрированной недвижимости. Получается, для того чтобы доначислить налог, инспекторам придется проводить расследование и искать самые ранние подтверждения использования здания в производстве. Официальную дату ввода в эксплуатацию они могут во внимание не принять.

Доказать свою правоту в таких случаях просто. Достаточно иметь документы, свидетельствующие о том, что после подачи документов на госрегисрацию у фирмы еще были расходы, включаемые в первоначальную стоимость. Например, акты приемки работ, подписанные более поздними числами. Или договоры на проведение каких-либо работ, связанных «с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств» (п. 8 ПБУ 6/01). Не исключено, что, изучив их, инспекторы решат не спорить с вами. И это будет мудрым решением с их стороны. Ведь судьи в этом случае скорее всего вас поддержат.

Ситуация 2. Здание эксплуатируется. Но компания не спешит подавать документы на регистрацию.

Момент, в который фирма обязана подать документы на госрегистрацию права собственности на новое здание, в законодательстве не назван. Так что формально фирма может сделать это как через месяц, так и через несколько лет после ввода здания в эксплуатацию. Да и сам процесс сбора необходимых документов может растянуться на неопределенный срок – например, из-за неправильного оформления или нехватки каких-либо бумаг.

Но, как мы уже сказали, следуя указаниям Минфина, инспекторы могут по своему усмотрению констатировать «длительное затягивание» и доначислить налог. Рассчитав его с периода, в котором, опять же по мнению инспекторов, фирма начала эксплуатировать здание фактически.

Доказать свою невиновность в уклонении от налогообложения в этом случае можно двумя способами. Первый – аргументированно объяснить, что процесс сбора документов затянулся не по вашей вине. Для этого лучше заранее запастись необходимыми бумагами. Например, запросами к госорганам, их официальными отказами или возвратами документов на доработку и т. п. Второй способ – демонстрировать, что первоначальная стоимость здания все еще не сформирована, и вовсе не по той причине, что фирма ждет момента уплаты госпошлины. Подтвердят такие же документы, которые помогут фирме в ситуации 1 (см. выше).

Ситуация 3. Эксплуатация идет. Документы на регистрацию поданы. Первоначальная стоимость сформирована. Но объект учтен на счете 01 после получения права собственности.

Многие бухгалтеры были искренне уверены в том, что имеют полное право учитывать недвижимость на счете 01 после получения свидетельства о госрегистрации права собственности на нее. И воспользовались этим правом. Возможно, для того, чтобы подольше не платить налог на имущество. А может быть, просто потому, что такой вариант учета показался им более корректным.

Но теперь получается, что, если законный выбор бухгалтера привел к более поздней уплате налога, инспекторы обвинят фирму в уклонении от налогообложения. К сожалению, поспорить с ними в этом случае можно будет только в суде. Поэтому, если на данный момент ваша компания только достраивает недвижимость, выбирать этот вариант стоит только в том случае, если экономия на налогах столь существенна, что вы готовы к непростой судебной тяжбе. А для тех, кто уже оттянул уплату налога на имущество в прошлом и не собирается соглашаться с санкциями инспекторов, эта тяжба неизбежна.

В следующем разделе приведем аргументы, которые помогут отстоять свою правоту в суде. Эти же аргументы пригодятся фирмам и в случаях, если в ситуациях 1 и 2 дело все-таки дойдет до суда.

Если дело дошло до суда

Какова вероятность того, что компания сможет доказать свою позицию в суде?

Шансы есть. Во-первых, ПБУ 6/01, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств и Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности – все эти документы утверждены приказами Минфина России и зарегистрированы Минюстом России. А значит, имеют статус нормативных актов законодательства (п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763). Надо отметить – равный статус.

В то же время письма департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России нормативного, то есть обязательного для применения, характера не имеют. И никто не уполномочивал этот департамент вносить коррективы в методологию бухгалтерского учета.

Во-вторых, в своих более ранних письмах Минфин России право фирм на выбор более удобной даты не отрицал. И соответственно, против учета недвижимости на счете 01 на момент госрегистрации не возражал (письмо от 31 мая 2004 г. № 04-02-05/1/43).

Еще один аргумент. В том же письме Минфина России от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35 чиновники разъяснили, что фирмы, которые не строят, а покупают недвижимость, должны учитывать ее на счете 01 на дату регистрации права собственности на нее. Они объясняют это тем, что до этой даты здание числится на балансе у продавца. Однако такой избирательный подход к трактовке законодательства еще раз демонстрирует то, что, выпуская разъяснительные письма, Минфин России старается извлечь выгоду для бюджета, прибегая при этом к незаконным методам.

В заключение об арбитражной практике, которая уже есть. Существует постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 марта 2005 г. № Ф04-1270/2005(9542-А46-25). В нем судьи посчитали, что фирма не только может, но и обязана учитывать недвижимость на счете 01 после регистрации права собственности на нее. Правда, спор в этом случае был не о налоге на имущество, а о вычетах по НДС.

Отрицательных же судебных решений, связанных с налогом на имущество именно с построенной недвижимости, в последнее время не было. Правда, судьи соглашались с инспекторами в похожих ситуациях. Например, когда речь шла об уплате налога на имущество со здания, полученного в уставный капитал (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21 августа 2006 г. № А38-5824/17/499-2005). А также в случаях, когда здание было получено при реорганизации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 июня 2006 г. № А21-4857/2005-С1) и было передано фирме для оперативного управления (постановление ФАС Уральского округа от 20 сентября 2006 г. № Ф09-8384/ 06-С7).

От писем Минфина России есть польза!
При проверках прошлогоднего НДС

Парадокс в том, что налогоплательщики, которые до 2006 года уже учли недвижимость именно так, как Минфин России требует теперь, рискуют при проверке НДС. Есть пусть небольшая, но вероятность, что инспекторы обвинят фирму в преждевременном оприходовании имущества на счете 01. Ведь до 1 января этого года вычет НДС по строительству зависел от даты учета недвижимости на этом счете. Неудивительно, что налоговики заинтересованы, чтобы эта дата наступила как можно позже – после получения фирмой свидетельства о госрегистрации права собственности на здание. Соответственно, в этом случае фирма позже получает и налоговый вычет.

Примерами того, когда проверяющие пытались предъявить подобные претензии, являются постановления ФАС Уральского округа от 15 августа 2006 г. № Ф09-7077/06-С2 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 ноября 2004 г. № А74-1824/04-К2- Ф02-4864/04-С1. Правда, в обоих случаях судьи не поддержали налоговиков. А вот в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 21 марта 2005 г. № Ф04-1270/2005(9542-А46-25) судьи с инспекторами согласились.

Однако скорее всего после выхода последних разъяснений Минфина России инспекторы даже не будут пытаться «снимать» у фирм прошлогодние вычеты. Ведь шансы выиграть такие дела в суде у них значительно снизились.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка