Журнал, справочная система и сервисы

Как составить учетную политику сельхозорганизации

10 ноября 2006 22333 просмотра

, генеральный директор ООО «ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ»

Неформальный подход к разработке учетной политики позволит организовать оптимальную систему ведения бухгалтерского и налогового учета и, как следствие, избежать сельскохозяйственной организации возможных негативных последствий.

Учетная политика...

Утверждать следует две учетные политики: бухгалтерскую и налоговую.

... для целей бухгалтерского учета

Определение учетной политики для целей бухгалтерского учета дается в ПБУ 1/98. Там сказано, что учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В этом документе раскрываются методы оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

... для целей налогового учета

Учетная политика для целей налогового учета – это совокупность способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налогооблагаемой базы. К способам ведения учета относится систематизация данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ с применением аналитических регистров учета.

Составляем учетную политику

Особое внимание при разработке положения об учетной политике следует уделить тем моментам, которые неоднозначно трактуются действующим законодательством.

Учетная политика сельскохозяйственной организации должна включать следующие элементы:
– рабочий план счетов бухгалтерского учета;
– правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
– другие решения, необходимые для организации учета активов и обязательств сельхозпредприятия.

Рабочий план счетов

Первым шагом при формировании учетной политики сельхозпредприятия является утверждение рабочего плана счетов. Он составляется на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, а также на основании Методических рекомендаций, которые утверждены приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. № 792.

Грамотно продуманный план счетов значительно повышает уровень точности учетной информации и сокращает трудозатраты на всех участках бухучета.

Если в типовом плане отсутствуют счета бухгалтерского учета, необходимые для деятельности сельскохозяйственной организации, она может ввести в рабочий план дополнительные синтетические счета самостоятельно, используя свободные коды. Но при этом введение таких счетов должно быть согласовано с Минфином России.

А вот перечень субсчетов носит рекомендательный характер, поэтому вводить их дополнительно предприятия могут самостоятельно, как, впрочем, и исключать некоторые из них из рабочего плана.

Система документооборота

Сельскохозяйственная организация должна утвердить систему документооборота, которая координирует следующие вопросы:
– порядок создания первичных учетных документов;
– контроль правильности заполнения форм первичных учетных документов;
– порядок и сроки передачи первичных учетных документов в бухгалтерию;
– порядок передачи документов в архив.

При этом в учетной политике можно предусмотреть, что график документооборота оформляется либо как приложение к учетной политике, либо как отдельный самостоятельный документ. Работу по составлению такого графика организует главный бухгалтер. Утверждается график приказом руководителя организации.

Формы первичных учетных документов

Следующий этап – утверждение первичных документов. Для сельскохозяйственных предприятий этот раздел весьма актуален, ведь в хозяйствах, занимающихся производством сельхозпродукции, применяется огромное количество форм первичной документации. Задача руководства – сформировать перечень документов применительно к конкретному предприятию.

Если же необходимо составить документ, для которого унифицированная форма не предусмотрена, то при его создании нужно помнить, что его обязательными составляющими являются: наименование документа, дата составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, наименование должностей, подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Например, в качестве такого документа можно назвать акт о выходе продукции собственного производства в растениеводстве. Типовая форма для него не предусмотрена, однако его наличие является важной составляющей производственного и учетного процессов. Значит, его форма должна быть разработана по всем правилам бухгалтерского учета.

Порядок проведения инвентаризации

Для сельскохозяйственных организаций раздел учетной политики, который устанавливает порядок проведения инвентаризаций, является одним из важных.

Так, например, списать естественную убыль сельскохозяйственной продукции при ее хранении можно только после инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета. Отметим, что по опыту аудиторских проверок многие сельхозпредприятия списывают естественную убыль без проведения инвентаризаций. А это недопустимо. И при налоговых проверках чиновники такие расходы признают необоснованными. Инвентаризация относится к способам ведения бухгалтерского учета, и порядок ее проведения является одним из приложений к учетной политике.

Выбор способов ведения бухгалтерского учета

Этот раздел учетной политики должен быть посвящен выбору метода ведения учета. Здесь сельскохозяйственная организация должна определить способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции и т. д. Для каждого из участков бухгалтерского учета в организации выбирается один вариант учета из множества предложенных, и такой выбор будет играть значительную роль в системе всего учета на предприятии.

Отметим, что в структуре разделов учетной политики особое внимание следует уделить методам и способам формирования расходов и доходов, правильности отнесения их в структуру затрат на производство сельскохозяйственной и прочей продукции, выполнение работ и услуг, незавершенное производство, расходы будущих периодов, списание на формирование стоимости ТМЦ и основных средств.

Оптимальный выбор учета на тех или иных участках учета дает возможность внести четкий порядок в учет сельскохозяйственной организации.

Формирование налоговой политики

В данном разделе организация может отразить существенные организационно-технические аспекты учетной политики для целей налогообложения, в частности, по данному разделу можно указать структуру, которая организует и ведет налоговый учет в организации.

Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена:

– в статье 167 главы 21 «Налог на добавленную стоимость»;
– в статье 313 главы 25 «Налог на прибыль организаций».

Чиновники часто призывают налогоплательщиков самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Одним из таких примеров может служить письмо Минфина России от 28 сентября 2006 г. № 03-03-02/230. Поэтому продуманная учетная политика сельскохозяйственного предприятия для целей налогообложения может помочь избежать многих спорных ситуаций на практике. Когда споры с проверяющими доходят до суда, то учетная политика может послужить мощным аргументом в пользу организации.

Утверждаем учетную политику

Рассматриваемый документ формируется и принимается до наступления нового финансового года и применяется последовательно из года в год.

Потому что, например, ПБУ 1/98 не содержит требования о ежегодном составлении учетной политики или ежегодном продлении действующей новым приказом. То есть если ваше предприятие не вносит никаких изменений в учетную политику, то утверждать новую политику нет необходимости.

Что же с налоговым учетом? По правилам статьи 313 Налогового кодекса РФ сельхозпредприятие должно самостоятельно организовать учет исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Бухгалтерскую и налоговую учетные политики можно утвердить одним приказом или распоряжением руководителя сельскохозяйственной организации (см. пример).

Можно ли менять учетную политику?

В течение года учетную политику можно изменить, если:
– изменяется законодательство РФ или нормативные акты по бухгалтерскому учету;
– сельскохозяйственная организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности этой организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
– существенно изменились условия деятельности, что, в свою очередь, может быть связано со сменой собственников, с реорганизацией, с изменением видов деятельности.

Внимание: вам помогут предыдущие номера

О том, какие моменты следует учесть при составлении учетной политики, мы писали в прошлых номерах журнала «Учет в сельском хозяйстве» за 2006 год.

Так, о том, какие нюансы нужно отразить при формировании резервного фонда предстоящих расходов на ремонт основных средств, вы можете найти в статье, которая опубликована в третьем номере журнала на странице 28. А о том, что нужно предусмотреть при определении момента и сроков полезного использования для амортизации активов, мы рассказали в статье второго номера журнала на странице 53.

Следует ли восстанавливать НДС при смене спецрежима? Это также зависит от того, как составлена учетная политика сельхозпредприятия. Подробно об этом написан материал, опубликованный во втором номере на странице 44.

Какие обстоятельства следует оговорить в учетной политике в разделе формирования себестоимости бухгалтеру мукомольного производства, рассказано в статье первого номера журнала на странице 69.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка