Журнал, справочная система и сервисы
№4
Февраль

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Сегодня «Главбух» за 9682 рубля!
№4

Чего ждать от налоговых проверок в будущем году?

24 ноября 2006 33 просмотра

Лектор: Оганесов Армен Романович, главный эксперт группы бухгалтерских изданий ЗАО «Актион-Медиа», член экспертного совета Торгово-промышленной палаты по совершенствованию налогового законодательства

С 1 января 2007 года вступит в силу Федеральный закон № 137-ФЗ, который изменит процедуру налогового контроля. Сейчас об этом говорят много. Однако у большинства до сих пор нет четкого представления о том, чем новый порядок будет отличаться от старого. Бухгалтерам-практикам сложно самостоятельно разбираться в нечетких, витиеватых юридических формулировках и многочисленных трактовках. Да и не нужно! Пусть юристы ломают копья, а мы сходим на практический семинар.

Выездные. Уточнены длительность и частота выездных налоговых проверок

Те, кто хоть раз сталкивался с выездной проверкой, знают, что процедура эта, мягко говоря, малоприятная. Помимо необходимости справиться с возникающим напряжением, вам также приходится заниматься и более тривиальными вещами. А именно: подготовить в установленный срок все документы, оборудовать помещение для проверяющих. Потом в процессе ревизии постоянно общаться с инспектором, давать пояснения, отвлекаясь от своей работы. Да, судя по вашей реакции, я могу сделать вывод, что многие из вас сталкиваются с этим.

Что ж, надеюсь, с 2007 года некоторые из этих неприятных моментов можно будет снять. С будущего года выездная проверка может проводиться как у вас на предприятии, так и в инспекции. Это значит, что документы, которые вы представили к проверке, инспектор может изучать непосредственно на своей территории. Соответствующие изменения внесены в статью 89 Налогового кодекса РФ. Это первый положительный момент.

Второй плюс в том, что с нового года вводятся ограничения для повторного истребования документов в рамках проверки. Если ревизор на это все-таки решится, вы будете иметь все основания отказать ему, не опасаясь быть оштрафованными.

Обычная максимальная продолжительность проверки не изменится и будет по-прежнему равна двум месяцам. Но по решению вышестоящего налогового органа этот срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях до шести месяцев. Перечень оснований для увеличения сроков должен будет определить в ближайшее время Минфин России.

А вот что касается порядка подсчета длительности проверки - здесь есть изменения. Напомню, что сейчас этот период рассчитывается исходя из времени фактического нахождения инспектора в организации. И не учитывается время для подготовки документов. В результате проверка может затянуться на неопределенный срок.

С 2007 года началом проверки будет считаться дата вынесения решения о ее проведении, а окончанием - дата составления соответствующей справки. Скажем, решение вынесено 1 февраля 2007 года, а справка 30 марта 2007 года. Период с 1 февраля до 30 марта и будет считаться сроком проверки.

Также в новой редакции кодекса уточнено, как определять период, который может быть охвачен ревизией. Сейчас, как вы знаете, у вас могут потребовать документы за три календарных года, предшествующих году проведения проверки. По новым правилам инспектор может провести ревизию за три года, предшествующих году вынесения решения. На мой взгляд, это более точная формулировка. То есть если решение вынесено в 2007 году, то проверить можно 2004, 2005 и 2006 годы.

И еще хотелось бы обратить ваше внимание на следующий момент. Вы знаете, что налоговая инспекция не вправе проверить вас дважды по одним и тем же налогам за один и тот же период. Со следующего года вводится еще дополнительное ограничение по количеству визитов контролеров - не более двух проверок в год.

Вместе с тем, если вы представите уточненную декларацию, в которой сумма налога меньше ранее заявленной, то это может быть поводом для визита контролеров, особенно если «исправленный» период они уже проверяли*.

Камеральные. Ограничен перечень документов, запрашиваемых при камеральной проверке

От выездной проверки предлагаю перейти к проверке камеральной. Основная проблема камеральной проверки - это объем запрашиваемых документов. Четкой регламентации в этом вопросе нет, и инспектор запрашивает что и сколько угодно.

Законодатели предприняли попытку ограничить эту практику и прописали в кодексе, что запрашивать можно только те документы, которые налогоплательщик обязан представить вместе с декларацией. И только если проверяющие обнаружат какие-либо ошибки или неточности, то в течение пяти дней вам необходимо будет их исправить или пояснить.

Что это за пояснения? Кодекс говорит о том, что в качестве них могут быть представлены выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы. Полагаю, вы здесь сами можете решить, чем подтвердить свои расчеты.

Правда, сохранятся случаи, когда налоговый орган может требовать дополнительные документы и не найдя ошибок и противоречий. Это произойдет, если: в декларации по НДС налог заявлен к возмещению; пользуетесь льготами по каким-либо налогам; вы подали декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых.

Хотелось бы отметить еще одно нововведение. Если по результатам камеральной проверки будет выявлено правонарушение, то инспектор обязан составить акт проверки. Раньше этой нормы в кодексе не было и четкого регламента оформления результатов камеральной проверки не существовало.

Встречные. Термин «встречная проверка» исключили, но суть осталась

Теперь я предлагаю перейти к третьему виду налогового контроля - встречным проверкам. Они происходят, если налоговикам необходимо получить дополнительные сведения об организации, с которой вы состояли в партнерских отношениях. Тогда они приходят к вам и просят предоставить все или какие-то конкретные документы, связанные с деятельностью вашего контрагента. Таким образом, целью «встречки» является проверка не вас, а вашего партнера.

На сегодняшний день порядок проведения встречной проверки четко не регламентирован. До сих пор не понятно, какая инспекция имеет полномочия запрашивать документы у налогоплательщика.

На практике же все происходило следующим образом. Московская организация вдруг получает требование о представлении документов от инспекции, находящейся во Владивостоке или где-нибудь еще. Естественно, у многих налогоплательщиков такая ситуация вызывала недоумение...

С 1 января 2007 года из кодекса полностью исключается такое понятие, как встречная проверка. Но не спешите радоваться. Это совсем не означает, что инспекторы перестанут запрашивать документы в отношении ваших контрагентов. Вот только истребовать документы у вас будут не в порядке встречной проверки, а в порядке, предусмотренном статьей 93.1. Данная статья будет называться «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

В ней будет сказано, что требовать документы может только инспекция по месту вашего учета. Схема проверки будет выглядеть следующим образом. Допустим, организация-партнер состоит на учете в инспекции по Владивостоку. Для того чтобы получить необходимые документы, инспекция из Владивостока должна направить поручение об истребовании документов в вашу инспекцию. Последняя в свою очередь направляет вам требование о представлении документов и прилагает копию поручения.

- Армен Романович, можно уточнить?

- Да, конечно.

- Скажите, а в какой форме нам нужно будет представлять такие документы, ведь они, насколько я понимаю, могут быть отправлены в другой город, в запрашиваемую инспекцию?

- Вопрос очень кстати. Вам нужно будет представить копии документов, заверенные руководителем предприятия. Правда, при необходимости инспектор может запросить оригиналы, но только для ознакомления. И еще. Требовать от вас представления нотариально удостоверенных копий налоговики не в праве.

Больше вопросов нет? Тогда мне хотелось бы еще поговорить о времени, в течение которого документы должны быть подготовлены и направлены в инспекцию. На сегодняшний день этот срок не определен и устанавливается налоговиками в произвольном порядке. По новым правилам на это будет отводиться пять дней. Это опять же будет прописано в статье 93.1 кодекса. Но что такое пять дней на подготовку документов? Иногда организации просто не успевают уложиться в этот срок. А представление документов позже срока - это штраф по статье 129.1 кодекса в сумме от 1000 до 5000 рублей.

Поэтому, если вы видите, что не успеваете уложиться в установленный срок, сразу, в течение пяти дней, сообщайте инспектору об этом. Тогда, принимая во внимание ваши уважительные причины, налоговики должны продлить вам срок. Так, во всяком случае, сказано в пункте 5 статьи 93.1 кодекса. Дожидаться, когда пять дней пройдут, и молчать, не представляя документы, ни в коем случае не нужно. Также сразу нужно сообщить о том, если каких-либо из требуемых документов у вас попросту нет. Кстати, хочу обратить внимание, что в данном случае речь идет о пяти рабочих днях, но не календарных. Вообще везде, где в кодексе речь идет о днях, нужно считать рабочие дни. Если необходимо считать календарные - это будет прямо указано.

Арест счета. Арест денежных средств ограничен суммой задолженности

Хочу сказать еще об одном не менее важном нововведении. На этот раз оно не касается процедурных моментов налоговых проверок как таковых. Скорее, относится к ее последствиям. Вы все, наверное, слышали, а многие, возможно, и сталкивались с тем, что при наличии недоимки налоговые органы арестовывают средства на расчетном счете. Данные меры принимаются государством в качестве обеспечения исполнения решения налогового органа. При этом замораживаются полностью все деньги независимо от суммы задолженности. В итоге ими нельзя распоряжаться до тех пор, пока долг не будет погашен.

С нового года порядок изменится. Инспекторы смогут применить обеспечительные меры, если у налоговиков возникнет предположение о том, что обязательство по уплате не только налога, но и пеней и штрафов не будет исполнено. То есть наличие начисленных санкций и пеней тоже будет являться основанием для таких мероприятий. Но самое главное заключается в том, что помимо ареста счетов в качестве обеспечительной меры налоговики могут наложить запрет на отчуждение вашего имущества. Так что без согласия налоговых органов запрещена не только передача имущественных прав на него, но и возможность залога.

При этом предусматривается определенная последовательность применения запрета. В первую очередь арестовано может быть недвижимое имущество, которое принадлежит организации. Затем - транспортные средства, ценные бумаги и даже предметы дизайна служебных помещений и иное имущество. В последнюю очередь - сырье и готовая продукция. И только если стоимость всего этого арестованного имущества не покрывает ваших обязательств перед бюджетом, налоговики смогут заморозить деньги на расчетном счете.

И как имущество, так и денежные средства арестовывать смогут только в пределах непокрытой суммы задолженности. Соответственно, оставшейся суммой вы сможете распоряжаться в полной мере.

Если у вас несколько расчетных счетов, то может случиться такая ситуация, что сумма недоимки, пеней и штрафов будет заморожена на каждом из них. Активизировать их можно, написав соответствующее заявление в налоговую инспекцию. В нем необходимо указать номера счетов, которые нужно разморозить. Кроме этого, к заявлению желательно приложить выписки со счетов, подтверждающих остаток денег. В этом случае суммы недоимки, пеней и штрафов останутся заморожены только на одном счете. Но при условии, если на нем имеется достаточно средств для исполнения решения о взыскании.

Комментарий редакции

И все же повторные проверки возможны

В новой редакции статьи 89 Налогового кодекса РФ предусмотрено еще одно основание проведения повторной проверки - по решению руководителя ФНС России. Но данное мероприятие имеет несколько иные цели. Оно проводится в порядке контроля за деятельностью налогового органа, который вас проверял. Проверка будет проводиться по тем же налогам и за тот же период. Какие-либо ограничения по количеству таких мероприятий отсутствуют. Соответственно, ситуация, когда проверка по одним и тем же налогам проводится дважды, возможна. Хотя это, конечно, больше исключение из правил, чем общее правило. И на проверки, инициированные руководителем ФНС, распространяется такой интересный момент. Если по результатам данной повторной ревизии будет установлено правонарушение, которое не было выявлено предыдущей проверкой, то санкции к вам применять не будут. Исключение составляет случай, когда «невнимательность» инспектора является следствием сговора с налогоплательщиком.

O семинаре

Место проведения: г. Москва
Тема: «Легальные методы защиты при проведении проверок контролирующих органов»
Длительность: 7 часов
Стоимость: 5900 рублей
Количество участников: 20 человек
Компания организатор: Компания «Бизнеслэнд», тел. (495) 933-74-33, www.bls.ru

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Вы уже перешли на онлайн-кассы?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка