Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Камеральные проверки в уходящем и в новом году

24 ноября 2006 2407 просмотров

А Яковлева

Налоговые проверки с 2007 года будут проходить по-новому. Однозначно оценить, выгодны изменения или нет, нельзя. Например, изменилась продолжительность выездных проверок. И это выгодно фирмам, у которых много филиалов и представительств, но нехорошо для остальных налогоплательщиков (стр. 30). Еще пример – у налоговиков появился лишний повод проводить повторные выездные проверки, что, естественно, плохо. Но в то же время по итогам такой проверки инспекторы не смогут взыскивать санкции (стр. 33). Кроме того, сделана попытка ограничить стремление инспекторов подменять камеральную проверку выездной, требуя большое число документов. Однако нормы закона нечетки, а потому специалисты сомневаются, что изменения принесут ожидаемый эффект (стр. 27). Поэтому мы предлагаем вам каждую поправку «примерить на себя», чтобы понять, как она повлияет на работу. Помогут же в этом наши материалы.

Камеральные проверки в уходящем и в новом году

С начала 2007 года вступает в силу новая редакция статьи 88 Налогового кодекса РФ, посвященной камеральным проверкам. Причем все внесенные в нее изменения носят принципиальный характер. Главная поправка (ее так ждали бухгалтеры!) ограничивает объем документов, которые инспекторы могут потребовать при камеральной проверке. Правда, конкретного перечня бумаг, как обещали в свое время в Минфине, в кодексе не появилось. Вместо него оговорены все ситуации, когда налоговики вправе запросить дополнительные документы.

Мы перечислим и прокомментируем все эти случаи, а также рассмотрим другие поправки, появившиеся в Налоговом кодексе РФ. При этом мы наглядно продемонстрируем разницу между действующими нормами и теми правилами, которые ожидают бухгалтеров в 2007 году.

Подача дополнительных документов

На данный момент. Пожалуй, самые распространенные из спорных вопросов, связанных с камеральной проверкой: что за бумаги могут требовать инспекторы от фирмы и каким может быть объем запрашиваемой документации? Сегодняшняя редакция статьи 88 Налогового кодекса РФ фактически предоставляет чиновникам право изучать в ходе камеральной проверки неограниченное количество бумаг. Что, по сути, превращает камеральную проверку в выездную.

В частности, проверяющие требуют бумаги, подтверждающие правомерность вычетов по НДС. Но при этом статья 172 Налогового кодекса РФ не содержит конкретного и закрытого перечня документов, которые могут быть основанием для вычета. Результат – нынешняя судебная практика, которая поддерживает инспекторов. В качестве примера можно привести постановление Президиума ВАС РФ от 23 мая 2006 г. № 14766/05. Тогда арбитры позволили налоговикам при камеральной проверке деклараций по НДС требовать первичные документы.

С 2007 года. В новом пункте 7 статьи 88 Налогового кодекса РФ установлено: инспекция не вправе требовать дополнительные сведения и документы, за исключением тех, что должны прилагаться к декларации. Таким образом, новая редакция статьи 88 призвана существенно ограничить права налоговых органов при камеральной проверке.

Перечислим случаи, когда при камеральной проверке фирме придется подать в ИФНС дополнительную информацию.

1. Организация пользуется налоговыми льготами. Инспекторы попросят ее подтвердить право на это (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

2. Чиновники проверяют налоги, связанные с использованием природных ресурсов. В таком случае инспекторы могут истребовать документы, на основании которых рассчитывался налог (п. 9 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

3. Фирма подает декларацию по НДС, в которой заявлено возмещение налога. Чиновники вправе заинтересоваться документами, подтверждающими право на вычет (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Хотя статья 172 кодекса по-прежнему не поясняет, какие это могут быть бумаги.

4. Инспектор выявил в декларации какие-либо ошибки или несовпадения. Тогда он попросит бухгалтера представить пояснения. Вот только какие именно несоответствия могут послужить основанием для запроса дополнительных сведений – об этом в кодексе говорится весьма туманно. И что за пояснения должен представить налогоплательщик, статья 88 не уточняет. А это дает налоговикам возможности для маневра. Например, запросить дополнительные сведения инспекторы смогут, если их не устраивает какое-либо из соотношений, проверять которые налоговиков обязывают многочисленные внутренние методички.

Таким образом, всех проблем, связанных с истребованием документов при камеральной проверке, поправки не решили. К тому же настораживает неувязка новой редакции статьи 88 Налогового кодекса РФ со статьей 93, в которой прописано право инспекторов запрашивать любые бумаги. И в ней не объясняется, во время каких проверок – выездных или камеральных – у налоговиков есть такие полномочия.

Акт по итогам камеральной проверки

На данный момент. Налоговый кодекс РФ не обязывает инспекторов составлять акты камеральных налоговых проверок. Но и не запрещает этого.

Эта неопределенность повлияла на арбитражную практику. Многие суды указывают на то, что когда подобного акта нет, то результаты проверки недействительны. В частности, такой вывод сделан в постановлении ФАС Уральского округа от 20 ноября 2003 г. № Ф09-3923/03-АК. В то же время иногда судьи соглашаются с тем, что по результатам камеральной проверки составлять акт не нужно. Так, об этом говорит постановление ФАС Дальневосточного округа от 29 марта 2006 г. № Ф03-А80/ 06-2/431.

С 2007 года. По этому вопросу разногласия возникать не будут. В новой редакции кодекса установлена обязанность налоговой инспекции: если в ходе камеральной проверки выявлено нарушение, нужно составлять акт.

Порядок тот же, что и при выездной проверке. Только установлен иной срок, в который инспекторы должны уложиться с оформлением данного документа, – 10 рабочих дней после окончания проверки (второй абзац п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что это изменение на руку налогоплательщикам. С нового года у бухгалтера будет возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения по акту. Таким образом, предполагается, что часть споров, которые сейчас рассматриваются в арбитраже, может быть решена в досудебном порядке.

Представление пояснений

На данный момент. Обнаружив в декларации неточность или ошибку, ИФНС должна предложить налогоплательщику либо исправить оплошность, либо представить пояснения. Так сказано в Налоговом кодексе РФ, на этом настаивают и арбитры. Судьи уверены: если фирме не дали возможность внести исправления в налоговую декларацию, то результаты проверки можно оспорить. Выделим в этой связи постановление ФАС Поволжского округа от 30 сентября 2003 г. № А57-1246/03-7.

Чтобы бухгалтер внес в декларацию исправления, ему отводят определенный срок – его устанавливают в каждом конкретном случае. А вот в какой срок компания должна представить необходимые пояснения, кодекс ничего не говорит.

С 2007 года. Суть нормы не изменится: инспектор будет обязан сообщить налогоплательщику об ошибках в декларации. Это говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Останется у чиновников и право вызвать в инспекцию бухгалтера, чтобы он пояснил тот или иной спорный момент (подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). Для этого они должны направить в адрес предприятия письменное уведомление. Впрочем, на практике инспектор может вызвать представителя фирмы и по телефону. Игнорировать такой вызов не стоит. Ведь развеять сомнения налоговиков в интересах организации.

Изменение же состоит в следующем: законодатели зафиксировали срок, который ИФНС обязана дать компании на то, чтобы та смогла внести пояснения. Сделать это будет необходимо в течение пяти дней.

Представленные документы и пояснения организации инспекторы обязаны рассмотреть (п. 5 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Лишь после этого налоговики вправе принять решение о том, стоит ли привлекать фирму к ответственности. Правда, срока, в который чиновники должны будут изучить пояснения, Налоговый кодекс РФ не оговаривает. Но очевидно, что инспекторы должны уложиться в три месяца с момента подачи декларации – это максимальный срок, который отводится на камеральную проверку.

Подготовили Юрий Лермонтов, консультант Минфина России, Алена Яковлева,

ведущий консультант отдела консалтинга и методологии ООО «ФинЭкспертиза»

Количество выездных проверок возрастет

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

– Со следующего года при проведении камеральных проверок инспекторы смогут затребовать лишь ограниченный перечень документов. Причем в строго определенных случаях. В иных случаях организация вправе отказаться от представления документов, ограничившись пояснениями. Конечно, для налогоплательщиков это положительное новшество. Но при этом возможно увеличение комплексных выездных проверок: их станет больше, и проводиться они будут за максимальный период времени – три года.

Приоритет – статье 88 Налогового кодекса РФ

Сергей Савсерис, руководитель налоговой практики компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»

– Статья 88 «Камеральная налоговая проверка» Налогового кодекса РФ носит специальный характер. В то же время статья 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» Налогового кодекса РФ преимущественно регулирует порядок предоставления документов, и поэтому такие технические вопросы не затрагиваются в статье 88 кодекса. Следовательно, что касается перечня запрашиваемых при проверке бумаг, то в первую очередь применяться должна именно статья 88 Налогового кодекса РФ.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка