Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Выездные проверки в 2007 году

24 ноября 2006 28 просмотров

, шеф-редактор интернет-проектов журнала «Главбух»

С 1 января 2007 года выездные проверки будут проводиться по новым правилам. Изменится буквально все: длительность и частота проверок, порядок представления запрашиваемых документов, причины проведения повторных проверок. Одни новшества выгодны налогоплательщикам. Другие – на руку инспекторам. Давайте разберемся с новыми правилами, чтобы 2007 год встретить во всеоружии.

Сколько будут длиться выездные проверки?

Сейчас выездная проверка может длиться не более двух месяцев. В исключительных случаях длительность увеличивается до трех месяцев. Правда, такой максимальный срок предусмотрен для организаций, не имеющих филиалов и представительств.

Если же у фирмы есть обособленные подразделения, то максимальная длительность выездной проверки может увеличиться – на месяц по каждому филиалу и представительству. Этот порядок действует до 31 декабря 2006 года включительно.

С 1 января начнет действовать новая редакция статьи 89 Налогового кодекса РФ. В соответствии с новыми правилами длительность выездных проверок изменится. По общему правилу максимальный срок выездной проверки опять же составит два месяца. Однако инспекция сможет принять решение об увеличении длительности до четырех месяцев. А в исключительных случаях выездная проверка будет длиться и шесть месяцев.

При этом новая редакция статьи 89 не уточняет, какие причины являются исключительными. Значит, фактически инспекторы смогут на вполне законных основаниях проверять фирму полгода. Но, согласно абзацу второму пункта 6 статьи 89 Налогового кодекса РФ, основания и порядок продления сроков выездной проверки должна установить ФНС России. Но есть один важный нюанс. В максимальный срок выездной проверки – шесть месяцев – инспекторы должны уложиться, даже если у фирмы есть филиалы и представительства (независимо от их количества).

Но есть одно существенное отличие между старыми и новыми правилами, а именно: до 2007 года длительность определяется исходя из того, сколько времени инспекторы фактически провели на фирме. И на практике инспекторы злоупотребляют этим правилом – прерывают проверки, не объясняя причин.

С 1 января ситуация изменится. В новой редакции статьи 89 Налогового кодекса РФ прямо перечислены причины, из-за которых инспекторы имеют право прерывать выездную проверку: истребование документов у контрагентов и других сторонних организаций, получение информации от иностранных налоговых ведомств, проведение экспертиз, перевод документов на русский язык. Указанные причины позволяют налоговикам приостановить выездную проверку не более чем на полгода. И только отсутствие ответа иностранного налогового ведомства позволяет приостановить проверку на срок до 9 месяцев.

Какие периоды могут проверить инспекторы?

Выездная проверка может охватить текущий год и три предыдущих. Это правило в 2007 году не изменится.

Но налоговики вправе проверить только истекшие налоговые периоды текущего года, отмечают судьи. Пример – постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5. Например, инспекторы не смогут проверить I квартал, полугодие и 9 месяцев по налогу на прибыль не дожидаясь окончания года. Понятно, что с налогами, для которых отчетные периоды не предусмотрены (например, НДС и ЕНВД), дело обстоит иначе.

Камеральная проверка может охватить и отчетные периоды. За ошибки, которые организация допустила в отчетном периоде, не могут оштрафовать. А вот пени начислить инспекторы вправе.

Как часто могут проверять?

С 2007 года у инспекторов практически не будет оснований приходить с выездной проверкой более двух раз в течение одного календарного года. Исключение – случай, когда руководитель ФНС России принял решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. Об этом сказано в новой редакции статьи 89 Налогового кодекса РФ. При этом причины, по которым может быть принято такое решение, законодатели не определили. То есть фактически новая редакция кодекса ограничивает попытки налоговиков проводить проверки часто.

Особенности повторной проверки

Когда могут фирму проверить повторно. В новой редакции статьи 89 Налогового кодекса РФ для инспекторов предусмотрено следующее ограничение. Они могут проводить повторную выездную проверку по одному и тому же налогу за один и тот же налоговый период только в определенных случаях. Такое же правило действует и до 2007 года. Однако до 1 января инспекторы могут повторно проверить организацию, которая собирается ликвидироваться или проходить реорганизацию. Также провести выездную проверку уже охваченного периода может УФНС, которое контролирует инспекцию.

С 1 января проверять повторно налоговики смогут и в случае, если организация подаст уточненную декларацию. При условии, что в «уточненке» заявленная сумма налога меньше той, которая указана в первоначальной декларации. В связи с этим новшеством лучше не подавать «уточненку», если сумма налога была завышена несущественно. Не представлять уточненную декларацию при завышении суммы налога в первоначальной декларации позволяет статья 81 Налогового кодекса РФ. А вот если ошибка в первоначальной декларации привела к большой переплате, то представить «уточненку» придется.

Комментирует Валерий Бахтин, эксперт Консалтинговой группы «Что делать Консалт»:

– На самом деле и раньше налоговые инспекции не любили «уменьшающие уточненки» и не спешили возвращать или зачитывать возникающие при этом переплаты. Как минимум они требовали сверки налоговых платежей, а зачастую и представления других документов, подтверждающих наличие ошибки в первоначальной декларации, то есть фактически устраивали повторную камеральную проверку. Теперь они получили еще более мощное законное средство давления на налогоплательщиков – повторную выездную проверку. Хотя гораздо проще и для налогоплательщика, и для налогового инспектора было бы разрешение на исправление таких ошибок в текущем периоде. Таким образом, эта мера направлена на увеличение поступлений в бюджет за счет переплат налогов.

Что грозит организации после повторной проверки. Действующая редакция первой части Налогового кодекса РФ не уточняет, могут ли налоговики по результатам повторной проверки исчислить недоимку, пени и штрафы. Суды в таком случае освобождают организации от уплаты штрафов. А вот недоимку и пени фирмы должны платить, если ошибка привела к занижению налоговой базы. Примеры – постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2004 г. № Ф08-4989/2003-2057А и постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 сентября 2002 г. № А29-1440/02А.

И суды правы. Ведь результаты первоначальной проверки приравниваются к разъяснениям чиновников. А разъяснения чиновников в соответствии со статьей 111 Налогового кодекса РФ освобождают от ответственности.

Теперь же в новой редакции статьи 89 Налогового кодекса РФ четко написано, что по результатам повторной проверки фирме не грозят штрафы. Исключение – случай, когда при проведении первоначальной проверки был сговор между организацией и инспектором.

Сговор между налогоплательщиком и инспектором доказать сложно. Поэтому скорее всего фирмам не придется платить штрафы, даже если при повторной проверке налоговики найдут недоимку.

Комментирует Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

– Если при повторной проверке налоговики обнаружат недоимку, то штрафы платить не придется. Такое правило, согласно новой редакции Налогового кодекса РФ, будет действовать при условии, что первоначальная проверка проводилась не ранее 2007 года. Правда, если при повторной проверке налоговики обнаружат, что между организацией и инспектором был сговор, штрафы придется платить. Фактически факт сговора может быть обнаружен, если повторную проверку проводит вышестоящее налоговое ведомство. Но доказать сговор налоговики могут только в судебном порядке.

Как будут проверять с 2007 года обособленные подразделения?

Как в 2006 году, так и в 2007-м инспекторы вправе назначать самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств. Что касается других обособленных подразделений, то их проверить могут только вместе с головным отделением организации.

В 2007 году ситуация не изменится. Правда, новая редакция статьи 89 Налогового кодекса РФ более детально устанавливает правила проведения самостоятельных проверок филиалов и представительств.

1. Решение о проведении самостоятельной проверки филиала или представительства должна принимать инспекция по местонахождению обособленного представительств.

2. Форма решения должна содержать такие реквизиты:
– полное и сокращенное наименования филиала или подразделения;
– предмет проверки (это могут быть один или несколько региональных или местных налогов);
– периоды, которые охватит проверка (не более трех лет, предшествующих году, в котором началась проверка);
– Ф.И.О. и должности налоговых инспекторов, которые будут проводить выездную проверку.

3. Налоговики не могут проводить повторно выездную проверку подразделения по одному и тому же налогу за один и тот же налоговый период.

4. Каждый филиал (представительство) нельзя проверять более двух раз в год.

5. Срок самостоятельной проверки филиала или представительства не может превышать один месяц.

Какие документы и когда нужно представлять для проверки?

Какие документы. Статья 93 Налогового кодекса РФ позволяет инспекторам при выездной проверке требовать любые документы, прямо или косвенно связанные с исчислением налогов. Так будут обстоять дела и в 2007 году.

В каком виде представлять документы. Как сейчас, так и в 2007 году при выездной проверке организация должна предоставить копии документов (ст. 93 Налогового кодекса РФ). Но действующая редакция первой части кодекса не уточняет, как именно должны быть оформлены копии. Ясность внесли поправки. Согласно новой редакции статьи 93, копии должны быть заверены подписью руководителя организации (его заместителя или иного уполномоченного лица) и печатью фирмы. А вот удостоверять документы у нотариуса не нужно. Но получение копий документов не лишает проверяющих права ознакомиться с оригиналами документов.

Ответственность за несвоевременное представление. В соответствии со старой редакцией статьи 93 кодекса документы для выездной проверки организации должны представлять в течение пяти дней. С 1 января этот срок увеличится до 10 рабочих дней. Кроме того, с 2007 года у налогоплательщика появится возможность в исключительных случаях продлить установленный в кодексе срок – для этого фирма должна направить в инспекцию заявление. В заявлении нужно указать причины, по которым налогоплательщик не может уложиться в срок. И сообщить об этом обстоятельстве необходимо в течение рабочего дня, следующего за тем, когда фирма получила от налоговиков требование о представлении документов.

За несвоевременное представление фирме придется платить штраф в размере 50 руб. за каждый документ. Такая ответственность предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса РФ.

Повторное истребование документов. С 1 января 2010 года в статье 93 появится норма, запрещающая налоговикам повторно требовать копии документов во время проверки. Сейчас же такого запрета в первой части Налогового кодекса РФ нет. И инспекторы этим пользуются.

Комментирует Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

– Сейчас первая часть Налогового кодекса РФ не запрещает налоговикам повторно требовать документы при проверке. Это означает, что те бумаги, которые фирма представила при камеральной проверке, инспекторы могут потом запросить при выездной. Организациям, у которых большой документооборот, посоветую следующее. При передаче документов составляйте их подробный список. И если впоследствии налоговики повторно потребуют какие-нибудь документы, то напомните им о том, что в инспекцию они уже представлялись. В этом случае у инспекторов есть возможность поднять полученные ранее копии документов из архива. На практике, если у фирмы нет возможности сделать копии повторно, инспекторы идут навстречу.

И хотя прямой запрет на повторное истребование документов начнет действовать только с 2010 года, уже в 2007 году стоит об этом задуматься. Дело в том, что в 2010 году налоговики смогут проверить периоды начиная с 2007 года. Поэтому уже с 1 января внимательно составляйте перечень документов, которые инспекторы требуют при проверках. Позже перечень вам поможет избежать повторного представления документов.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка