Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Арендатор может подтвердить расходы, не представляя ежемесячных актов на оказание услуг по договору аренды

29 ноября 2006 40 просмотров

, редактор-эксперт журнала «Документы и комментарии»

Организация вправе учесть арендные платежи в составе расходов, не представляя ежемесячные акты оказания услуг по договору аренды (далее - акты). Исключение составляют случаи, когда договором аренды прямо предусмотрено подписание актов.

Письмо Минфина России от 09.11.2006 г. № 03-03-04/1/742

ДОКУМЕНТОВ СТАНЕТ МЕНЬШЕ

Затраты в виде арендных платежей арендатор учитывает в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом статья 252 НК РФ требует, чтобы все расходы, на которые плательщик уменьшил налогооблагаемую прибыль, были документально подтверждены.

После появления комментируемого письма перечень документов, подтверждающих расходы арендатора, сократится на одну позицию: Минфин России исключил из него акты.

Однако прежде, чем воспользоваться выгодными разъяснениями финансового министерства, следует освежить в памяти текст вашего договора аренды.

Акты больше не нужны

Всего лишь пять месяцев тому назад Минфин России утверждал, что арендаторы недвижимого имущества обязаны каждый месяц составлять акт об оказании услуг по аренде (письмо Минфина России от 7 июня 2006 г. № 03-03-04/1/505).

В комментируемом документе плательщики обнаружат прямо противоположный вывод: для документального подтверждения расходов по оплате арендных платежей составлять акты не надо. Причем это правило применимо и к договорам аренды недвижимого имущества.

Трудно сказать, что побудило чиновников прийти к таким выводам: тенденция ли к изданию противоречивых разъяснений или здравый смысл. Тем не менее новая позиция финансового министерства - в пользу плательщиков, и мы с ней согласны.

По договору аренды арендодатель на определенный срок передает имущество арендатору. А тот владеет и пользуется им до тех пор, пока не возвратит обратно.

Поэтому при арендных отношениях важны только два факта хозяйственной деятельности: факт передачи имущества арендатору и факт возврата этого имущества. Очевидно, что акты здесь совершенно ни при чем, поскольку никаких фактов хозяйственной деятельности они не подтверждают.

Оговорка Минфина

Единственное, что смущало в комментируемом письме, - пространная оговорка, что заключать акты не надо, «если иное не вытекает из условий сделки». Не секрет, что для налоговиков она могла бы стать почвой для фантазий примерно такого свойства: «плательщик не обязан заключать акты только в том случае, если договор аренды не предусматривает ежемесячную уплату арендных платежей».

Что на самом деле означает эта оговорка, редакции «ДК» разъяснил консультант отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Г.Г. Лалаев. По его словам, плательщики обязаны представлять акты только в том случае, если их заключение прямо предусмотрено договором аренды.

Таким образом, если вы решили воспользоваться разъяснениями финансового министерства, то стоит убедиться, что ваш договор указанного условия не содержит. А если оно есть - надо подписать с арендодателем дополнительное соглашение (Для компаний, которые зарегистрировали договор аренды недвижимого имущества, подписание такого соглашения не будет обременительным, так как регистрировать его не нужно), которым исключить его из положений вашего договора.

Разъяснения выгодны

Разъяснения выгодны для большинства плательщиков.

Подписание актов - зачастую ненужная организациям бумажная волокита. Помимо этого сама процедура их заключения связана с необходимостью каждый месяц контактировать с арендодателем. А сделать это не всегда просто (например, арендодатель находится в другом регионе).

Однако не все организации откажутся от заключения ежемесячных актов. Например, акты могут быть нужны арендодателю для контроля за состоянием своего имущества.

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ОСТАЛИСЬ

Теперь, чтобы подтвердить свои расходы на арендные платежи, арендатору достаточно представить следующий комплект документов:
- договор аренды;
- акт приемки-передачи арендованного имущества;
- платежки.

Компаниям, которые арендуют недвижимое имущество, мы советуем учитывать разъяснения, данные Минфином России в письме от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288 (опубликовано в «ДК» № 9, 2006). В нем чиновники указали, что арендодатель должен иметь свидетельство о праве собственности на переданное в аренду имущество либо доверенность собственника, а сам договор должен содержать реквизиты этих документов. При всей неоднозначности таких требований арендатору разумнее будет все же запастись копиями указанных документов.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка