Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин разрешил пересчитать сотрудникам НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Порядок применения льгот в особой экономической зоне

4 декабря 2006 5273 просмотра

И Орлова

С 1 апреля 2006 года вступил в силу Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области...», направленный на повышение инвестиционной привлекательности региона, в том числе и в части развития туристического бизнеса. Срок его действия – 25 лет. О том, какие льготы предусматривает этот Закон и как ими воспользоваться, а также о самых актуальных вопросах, возникающих у инвесторов, расскажем в нашей статье с учетом разъяснений, данных в письме Минфина России от 15 августа 2006 г. № 03-11-02/179.

Льготный режим налогообложения

Цель создания особых экономических зон – ускорение их социально-экономического развития. Для этого устанавливается специальный правовой режим. Такой режим наделяет участников ОЭЗ особыми правами, в том числе и в сфере налогообложения.

Необходимо отметить, что особая экономическая зона в Калининградской области существовала и до принятия Федерального закона № 16-ФЗ (см. Федеральный закон от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ). Это связано в первую очередь с ее особым географическим положением. Однако несмотря на очевидную привлекательность региона для развития индустрии отдыха (мягкий климат, море, уникальная природа Куршской косы), каких-либо существенных изменений в сфере создания современной инфраструктуры туристической отрасли, к сожалению, не произошло.

Новый закон (далее – Закон № 16-ФЗ) установил льготы, которых раньше не было. Внесены изменения в Налоговый кодекс РФ – он дополнен статьями 288.1 и 385.1. Срок действия льгот – 12 лет. Так, резиденты ОЭЗ в первые шесть лет реализации инвестиционного проекта полностью освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. А в последующие шесть лет будут платить эти налоги в размере 50 процентов от действующей ставки. Эти положения распространяются только на прибыль, полученную от реализации инвестиционного проекта, и на имущество, используемое при реализации проекта. При осуществлении иной хозяйственной деятельности организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов.

Обращаем внимание на то, что указанные льготы предоставляются не всем организациям, зарегистрированным в Калининградской области, и не всегда. Для их получения установлены определенные требования, о которых мы расскажем далее.

Что касается остальных налогов и сборов, то они уплачиваются в соответствии с действующим законодательством, то есть от них резиденты не освобождаются.

Кто имеет право на льготы?

Конечно, этот вопрос возникает в первую очередь у туристических фирм, зарегистрированных в Калининградской области до 1 апреля 2006 года. Однако скажем сразу – на них действие таких льгот не распространяется.

Применение льгот предусмотрено только для резидентов ОЭЗ, способных осуществить инвестиционный проект на сумму не менее 150 000 000 руб. Отметим, что резидент ОЭЗ – это юридическое лицо, соответствующее требованиям настоящего Федерального закона и включенное в единый реестр резидентов особой экономической зоны (п. 5 ст. 2 Закона № 16-ФЗ).

Резиденты ОЭЗ

Резидентами могут быть только организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, зарегистрированные в Калининградской области, осуществляющие свою деятельность и инвестирование на территории особой экономической зоны и представившие инвестиционный проект. Так гласит пункт 1 статьи 4 Закона № 16-ФЗ.

Итак, прежде всего организация должна получить статус резидента исходя из требований Закона № 16-ФЗ. То есть получить свидетельство о том, что она включена в единый реестр резидентов ОЭЗ. Для этого ей необходимо подать заявление в администрацию особой экономической зоны и представить следующие документы:
– нотариально заверенные копии учредительных документов;
– нотариально заверенную копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
– свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
– инвестиционную декларацию.

Инвестиционная декларация должна содержать следующие сведения:
– цель инвестиционного проекта (виды товаров, услуг, производство или оказание которых планируется осуществить);
– общий объем инвестирования проекта;
– график ежегодного объема инвестиций на первые три года реализации проекта.

При подготовке документов особое внимание необходимо уделить разработке инвестиционного проекта, поскольку без него стать резидентом невозможно.

Инвестиционный проект должен отвечать установленным требованиям:
– проект реализуется на территории ОЭЗ;
– инвестиции осуществляются в форме капитальных вложений в основной капитал (основные средства);
– объем капитальных вложений составляет сумму не менее 150 000 000 руб.;
– срок осуществления капитальных вложений (в сумме не менее 150 000 000 руб.) – три года со дня включения в реестр;
– в объеме капитальных вложений не учитывается безвозмездная передача или возмездная передача (с рассрочкой платежа более чем на три года) машин, оборудования и транспортных средств лицами, зарегистрированными в Калининградской области до введения Закона № 16-ФЗ.

Решение о включении в реестр либо об отказе принимается в течение 10 дней. В случае положительного решения организации выдается соответствующее свидетельство.

Контроль реализации проекта

Получение свидетельства – не повод для успокоения. Ведь Законом предусмотрены и меры по его соблюдению, в частности, исключение из реестра резидентов ОЭЗ, в том числе и по решению суда (ст. 5 Закона № 16-ФЗ).

Кроме того, администрация ОЭЗ обязана контролировать, соответствует ли деятельность резидента установленным требованиям. Для этого проводятся ежегодные проверки. Предусмотрена также проверка совместно с налоговыми органами по истечении трех лет со дня внесения в реестр. Если занижения объемов капитальных вложений такой проверкой не выявлено, резиденту выдается еще одно свидетельство – о выполнении условий инвестиционной декларации. А в случае занижения объема резидент может быть исключен из реестра в судебном порядке.

Свидетельство о выполнении условий инвестиционной декларации. Для чего оно нужно?

Для подтверждения права на льготу. Ведь если резидент будет исключен из реестра до получения такого свидетельства, он обязан будет уплатить налоги, не уплаченные в связи с использованием особого порядка (п. 7 ст. 7 Закона № 16-ФЗ).

Гарантии резиденту

Поскольку инвестиции носят долгосрочный характер, для обеспечения стабильности резиденту ОЭЗ предоставляются определенные гарантии. Если в случае изменения законодательства произойдет увеличение совокупной налоговой нагрузки по сравнению с нагрузкой на момент начала финансирования инвестиционного проекта, то вновь принятые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ к резиденту не применяются (при условии выполнения резидентом требований Закона № 16-ФЗ).

Это положение не распространяется, в частности, на регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу (взимание пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных пошлин).

Еще один немаловажный момент. Если резиденту для реализации инвестиционного проекта предоставлен в аренду земельный участок в соответствии с земельным законодательством, размер арендной платы не может изменяться в течение всего срока аренды, необходимого для реализации указанного проекта.

Как применять предоставленные льготы?

Льготный период – начало отсчета. Отсчет срока действия льготного режима начинается с момента включения организации в реестр резидентов особой экономической зоны. Возникает резонный вопрос: что толку от льготы, которой нельзя воспользоваться? И нельзя ли начинать отсчет «льготного времени» с момента ввода объекта в эксплуатацию и начала выпуска продукции (оказания услуг)? Тогда бы льготы имели для инвестора реальный, а не абстрактный смысл.

Однако ответ однозначен: нельзя. Поскольку срок начала действия льгот установлен именно с момента включения организации в реестр резидентов ОЭЗ и никакого переноса сроков не предусмотрено (см. п. 6 и 7 ст. 288.1, п. 3 и 4 ст. 385.1 Налогового кодекса РФ).

Инвестору остается лишь подсчитать «упущенную выгоду». Полученный результат наверняка послужит стимулирующим фактором для ускорения осуществления инвестиционного проекта.

Оборудование, полученное от калининградских поставщиков. При реализации инвестиционного проекта приобретается оборудование, в том числе и у поставщиков, зарегистрированных в Калининградской области до 1 апреля 2006 года. Будет ли его стоимость учитываться при определении минимальной стоимости проекта? Ведь в Законе № 16-ФЗ есть ограничение, не позволяющее учитывать в объеме капитальных вложений безвозмездную и возмездную передачу машин, оборудования и транспортных средств лицами, зарегистрированными в Калининградской области до вступления в силу указанного Закона (подп. 6 п. 10 ст. 4).

Формулировка непонятна. Означает ли это, что учесть в стоимости проекта нельзя любое оборудование (а также машины и транспортные средства), полученные от калининградских поставщиков? Ведь их «возмездная передача» происходит в том числе и при приобретении в собственность, то есть при покупке.

Однако, как разъяснили чиновники Минфина, не учитывается при определении объема капитальных вложений в данном случае только имущество, принятое резидентом на условиях безвозмездного пользования (по договору ссуды) или возмездного пользования (аренда, лизинг) от организаций, зарегистрированных в Калининградской области до 1 апреля 2006 года.

Необходимо также помнить, что в стоимости инвестиционного проекта нельзя учесть затраты на приобретение легковых автомобилей, спортивных, туристских и прогулочных судов, а также на строительство и реконструкцию жилых помещений (подп. 3 п. 10 ст. 4 Закона № 16-ФЗ).

Поэтапная реализация инвестиционного проекта. Инвестиционный проект может носить поэтапный характер и иметь несколько пусковых очередей. Можно ли разделить сроки начала действия льгот по пусковым очередям (этапам) инвестирования?

В соответствии с ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Если объект состоит из нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Поэтому если объект пусковой очереди (этапа) является отдельным инвентарным объектом, то в отношении него может применяться нулевая ставка по налогу на имущество.

При этом следует иметь в виду, что объекты недвижимости в качестве основных средств к бухгалтерскому учету разрешено принимать только в том случае, если по ним закончены капитальные вложения, оформлены первичные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и объекты фактически эксплуатируются (п. 52 приказа Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

То есть если сданная пусковая очередь является самостоятельным объектом, сданным в эксплуатацию и выпускающим готовую продукцию (оказывающим услуги), то организация вправе начать применять к нему нулевые ставки по налогу на прибыль и имущество.

Но опять же, как было сказано выше, отсчет срока действия льготного режима будет вестись не с момента сдачи объекта (этапа), а с момента включения организации в реестр резидентов особой экономической зоны.

Изменение инвестиционного проекта. В ходе реализации инвестиционного проекта возможно изменение некоторых его условий – объекта капитальных вложений, источников финансирования и т. д. При этом основные параметры инвестиционной декларации соблюдаются. Будут ли такие изменения расцениваться как основание для исключения из реестра резидентов? И каков порядок разрешения споров?

К основаниям для отказа во внесении изменений относятся:
– несоответствие вносимых изменений требованиям Закона № 16-ФЗ;
– изменение цели проекта;
– снижение общего объема финансирования до уровня ниже минимально установленного предела – 150 000 000 руб.;
– изменение графика ежегодного объема инвестирования, исключающее возможность реализации проекта в соответствии с установленными требованиями (п. 13 ст. 4 Закона № 16-ФЗ).

То есть решение зависит от того, какие именно вносятся изменения. Споры разрешаются арбитражным судом в соответствии с законодательством РФ (ст. 20 Закона № 16-ФЗ).

Модернизация и реконструкция действующего предприятия. Будут ли льготы распространяться на все предприятие или только на объем капитальных вложений, направленных на модернизацию и реконструкцию, и соответственно только на дополнительно выпущенную в связи с этим продукцию?

На все предприятие. Разберемся почему.

Инвестиционный проект может предусматривать инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий (подп. 3 п. 10 ст. 4 Закона № 16-ФЗ).

Долгосрочные инвестиции могут быть связаны в том числе и с реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы. Поскольку указанные работы приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, при реализации проекта, направленного на модернизацию и реконструкцию основных фондов действующего предприятия, являющегося резидентом особой экономической зоны, льготы распространяются на весь объект.

Исключение составляет только часть стоимости имущества, используемая для производства товаров (оказания услуг), которые не могут являться целью инвестиционного проекта (п. 5 ст. 385.1 Налогового кодекса РФ). С этой части имущества налог платится в полном размере.

При этом стоимость такого имущества определяется пропорционально доходу от реализации указанных товаров в суммарном объеме всех доходов резидента. Доходы от реализации этих товаров не могут учитываться в составе базы по налогу на прибыль, облагаемой по ставке 0 процентов. Они должны учитываться отдельно и облагаться по ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ.

Кроме особой экономической планируют создать еще одну особую зону

Турфирмам интересно будет узнать о планах создания в Калининградской области еще одной зоны – особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Пока конкурсная комиссия Минэкономразвития России отобрала 7 претендентов, в число которых вошел и самый западный регион. Если будет принято положительное окончательное решение, возможно, такое сочетание «двух зон в одной» обеспечит наиболее благоприятные условия для развития туристического бизнеса.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка