Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин сообщил, кого накажут за ошибки в декларациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Отмена лицензирования. Что ждет турфирмы?

4 декабря 2006 2259 просмотров

Г Мохов

С 1 января 2007 года отменяется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Отмена лицензирования предусмотрена Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 27 июля 2006 года. С целью сохранения государственного контроля за туристической деятельностью и обеспечения защиты прав потребителей Федеральное агентство по туризму внесло в Государственную думу предложение о внесении поправок в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Новая редакция закона содержит положения, предусматривающие новый порядок ведения туроператорской деятельности – при наличии у туроператора финансовой гарантии, обеспечивающей его ответственность перед потребителями. Подробнее о том, что готовит для тур-

операторов и турагентов проект поправок к Закону о туризме, – в нашей статье.

Виды финансовой гарантии для туроператоров

В связи с отменой лицензирования предлагается в целях ограничения правоспособности юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность, вести Единый федеральный реестр (далее – реестр) туроператоров. В поправках предусмотрено, что деятельность туроператора возможна только после включения предприятия в реестр и выдачи ему соответствующего свидетельства.

Причем существенным условием внесения в реестр служит предоставление финансовой гарантии на достаточную сумму. Согласно предложенным изменениям вводится понятие финансовой гарантии и определяются способы обеспечения в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности туроператора на сумму от 1 млн до 10 млн руб. в зависимости от направлений туристической деятельности.

Рассмотрим способы обеспечения финансовой гарантии...

Банковская гарантия

Банковская гарантия в силу статьи 368 Гражданского кодекса РФ выдается банком или иной Кредитной организацией или страховой организацией по просьбе принципала. Это письменное обязательство уплатить Кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Предоставление банком гарантии является по существу Кредитной операцией. Для получения гарантии туроператор должен предоставить банку обеспечение (депозит, залог) или подтвердить постоянный оборот по счетам, достаточный для выплаты по гарантии. Выплата банка по гарантии впоследствии возмещается за счет средств принципала (туроператора). Получение гарантии доступно только проверенным клиентам банков со значительными оборотами и легальным учетом.

Банковская гарантия предоставляется для выплаты конкретному бенефициару-получателю, которому выдается соответствующий бланк, который он (бенефициар) предъявляет в банк для взыскания. В договоре банковской гарантии указывается лицо, которому должна уплачиваться сумма вследствие неисполнения обязательства принципалом, а оригинал бланка банковской гарантии выдается на руки бенефициару-получателю. В случае выдачи банковской гарантии туроператору бенефициар (турист) не может быть указан, поскольку сделка по продаже тура еще не заключена, более того, непонятно существо, предмет обязательства, ведь это могут быть разнообразные туры с разным составом услуг и с разной стоимостью. Кроме того, туроператор практически никогда не заключает договора с туристами, у него нет прямых договорных отношений с потребителем, соответственно, на момент выдачи банковской гарантии не будет определено, по какому обязательству будет производиться выплата. В проекте закона не указано, где будет находиться бланк банковской гарантии, каким образом потребитель будет получать его на руки для цели предъявления в банк. Проект закона устанавливает обязанность туриста представить в банк согласие туроператора на выплату из средств банковской гарантии или, в случае отказа туроператора в выплате, – судебное решение. Однако выплата по гарантии ограничена сроком ее действия, и, если основанием для выплаты будет судебное решение, высока вероятность того, что потребитель не успеет получить такое решение до окончания действия гарантии. Кроме того, договор предоставления банковской гарантии может быть расторгнут вследствие ее неоплаты принципалом.

На наш взгляд, банковская гарантия не может быть эффективным способом обеспечения ответственности туроператора в отношениях с потребителями, за исключением случаев легального банкротства. Выданные гарантии будут служить исключительно для цели внесения предприятия в реестр, но на практике получить выплаты из средств гарантии туристу будет невозможно, а ответственность по-прежнему будет распространяться исключительно на турагентов – розничных продавцов.

Для того чтобы сделать этот механизм эффективным, необходимо, на наш взгляд, принять особый порядок применения банковской гарантии для обеспечения обязательств туроператора, который должен быть отражен в специальном межведомственном нормативном акте, разработанном и согласованном совместно с Центральным банком и Федеральным агентством по туризму, в противном случае порядок выплаты по банковской гарантии не позволит потребителям реализовать свои права.

Страхование гражданской ответственности

Страхование гражданской ответственности туроператоров может быть более результативным способом защиты прав потребителей. Однако проект поправок не содержит практически никакой регламентации порядка осуществления такого вида страхования. На наш взгляд, необходимо указать:
– перечень страховых случаев, по которым будет производиться выплата;
– в какой срок и каким способом турист должен уведомить страховую компанию о страховом случае;
– каким образом будет доказываться размер убытков;
– как будет определяться момент неисполнения туроператором обязательства;
– каким образом турист, приобретающий тур через турагента, будет получать выплату по страховке туроператора.

Кроме того, необходимо ввести подробную регламентацию и при необходимости внести изменения в страховое законодательство и принять совместные инструкции Федерального агентства по туризму и Росстрахнадзора. Недостаточная регламентация не позволит потребителям полноценно защищать свои права, выплаты по гарантии или страховке получить будет невозможно, поскольку порядок получения будет связан с массой формальностей и сложностей. При отсутствии подробной регламентации в законе страховые компании установят правила, ограничивающие возможность получения выплаты по страховке.

Страхование ответственности туроператора имеет существенный недостаток, не позволяющий потребителям в полной мере защитить свои права в случае недобросовестности туроператора. Страхователем по договору выступает сам туроператор, соответственно, его умышленные действия, в том числе и мошеннические, или преднамеренное банкротство не будут основанием для выплаты страхового возмещения. Стандартные договоры страхования гражданской ответственности содержат соответствующие исключения, освобождающие страховую компанию от ответственности в случае умышленных действий со стороны страхователя. Кроме того, такой способ обеспечения, когда страхователем выступает то лицо, которое само может причинить убытки застрахованному и чьи недобросовестные действия должны компенсироваться страховой выплатой, позволяет вступить в сговор со страховой компанией в целях усложнения процедуры выплаты.

Предложенная редакция закона содержит ряд норм, требующих дополнительной проработки. Вот некоторые из них...

Сумма обеспечения финансовой ответственности туроператора

Предложенная в проекте сумма обеспечения – 10 млн руб. для международного туризма (выездного и въездного) и 1 млн руб. для внутреннего туризма – не обоснована. Туристическая деятельность чрезвычайно разнообразна по форме и экономическим схемам деятельности. Выездной и въездной туризм – не единственный критерий оценки деятельности туроператора, существуют различные способы формирования туров, объемы деятельности, варианты перевозки, виды оказываемых туристических услуг. Императивная привязка к одной сумме не учитывает интересы небольших компаний, осуществляющих туроператорскую деятельность в незначительных объемах, и в то же время не обеспечит ответственность по долгам, возникшим у крупного туроператора. На наш взгляд, дифференциация суммы обеспечения должна быть более подробной с учетом специфики деятельности туроператоров разного профиля и масштабов деятельности.

Кроме того, неоправданно приравнены по сумме гарантии въездной и выездной туризм. Это принципиально разные по способу формирования туристские продукты. Ответственность перед туристами-иностранцами, въезжающими в РФ, несет зарубежный туроператор, отправляющий туристов в Россию. Правовые основания для предъявления требований о возмещении убытков туристом-иностранцем российской стороне практически отсутствуют, ответчиком всегда выступает иностранный туроператор. Таким образом, объем обеспечения ответственности предприятий, которые организуют прием иностранных туристов, требуется значительно меньший, чем на выездных направлениях.

Ограничение правоспособности туроператоров

Проект вводит в закон новую статью 4.1 «Особенности правоспособности туроператоров». Статья устанавливает обязательное внесение туроператора в реестр, это является основанием для осуществления туроператорской деятельности. Однако действующее законодательство не предусматривает ответственности предприятия или предпринимателя за то, что он не внесен в реестр. Уголовная ответственность за осуществление деятельности без регистрации или разрешения (лицензии) по статье 171 Уголовного кодекса РФ не может применяться в случае непредставления информации для внесения в реестр. Также не может применяться в данном случае статья 14.1 КоАП РФ. Единственная статья, которая при определенных обстоятельствах может применяться для наложения штрафа, – статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с максимальным штрафом до 50 МРОТ. Таким образом, подача документов на внесение в реестр по сути является добровольной, а деятельность туроператора, не представившего сведения для внесения в него, практически ненаказуема. Теперь после отмены лицензирования пропадает правовое основание для квалификации преступного деяния как незаконной предпринимательской деятельности по признаку отсутствия лицензии.

Для того чтобы установить ответственность за незаконную туроператорскую деятельность без соответствующей финансовой гарантии и получения свидетельства, необходимо внести соответствующие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ.

Регулирование турагентской деятельности

Деятельность турагента согласно предложенному проекту федеральным законом не регулируется. Между тем турагенты – это основная масса предприятий в сфере туризма, кроме того, туроператорская и турагентская деятельность часто смешаны в процессе оказания услуг населению. Турагент, как розничный продавец туров, вступает в непосредственные отношения с потребителем, предоставляет необходимую информацию для выбора тура, разъясняет специфику путешествия, принимает денежные средства в оплату тура и выдает необходимые туристские и проездные документы. По существующей практике туроператор может не присутствовать на территории РФ, нередко турагент реализует туры иностранного поставщика и переводит платеж за услуги непосредственно на счета иностранной компании.

Для регламентации деятельности турагентов проект содержит ссылку на Порядок работы турагентов, который будет утвержден Правительством РФ. Однако следует учесть, что указанный Порядок или правила работы турагентов по существу должны соблюдаться добровольно, то есть без угрозы потерять право на осуществление турагентской деятельности или подвергнуться какому-либо наказанию за их неисполнение. Предложенная в проекте поправок схема обеспечения ответственности туроператоров перед потребителями напрямую зависит от действий турагента и оформления тура. От грамотности работы турагента будет во многом зависеть возможность применения финансовых гарантий туроператора. Между тем сведения о турагенте (продавце), согласно тексту поправок, даже не относятся к существенным условиям договора. Отсутствие контроля за деятельностью турагентов, отсутствие их государственного учета и разрешительной системы, фактическое освобождение их от ответственности может привести к самым пагубным последствиям и значительному ухудшению положения потребителей и возможности защиты их прав.

Таким образом, на наш взгляд, отмена лицензирования тур-агентской и туроператорской деятельности – мера преждевременная и неоправданная, а механизм дополнительного финансового обеспечения ответственности туроператоров недостаточно проработан и требует значительного времени для его внедрения, разработки подзаконных нормативных актов и инструкций.

Противоречие в тексте проекта

В понятийной части указана финансовая гарантия как способ возмещения убытков, причиненных неисполнением обязательств, возникающих на основании договора о реализации турпродукта. Далее по тексту проекта речь идет о страховании гражданской ответственности туроператора. Между тем страхование ответственности по договору и страхование гражданской ответственности – это разные виды страхования. В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 932) страхование ответственности по договору возможно только в случае прямого указания в законе, а поэтому в законопроекте следует однозначно указать, какое именно страхование предполагается применять.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка