Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Регламент по работе с налогоплательщиками: мнение бухгалтеров и юристов

7 декабря 2006 52 просмотра

Ксения Батанова

В конце октября этого года ФНС России разместила новую версию регламента. Это уже третье изменение Регламента по организации работы с налогоплательщиками, впервые принятого 9 сентября 2005 года. Мы попросили бухгалтеров и юристов проанализировать документ и дать ему свою оценку.

Бухгалтерская оценка

Мнение Елены Демьяненко, главного бухгалтера ЗАО БДО «Юникон Бизнес Сервис»:

«Регламент по-прежнему не решает проблемы прохождения сверки расчетов с бюджетом»

- Во-первых, в новом регламенте по-прежнему остается неясным самый наболевший вопрос - так сколько налогоплательщику придется ждать, чтобы окончательно провести процедуру сверки своих расчетов с бюджетом?!

Подать заявление на получение акта сверки и через десять дней получить его - вот что гарантирует регламент. Формально инспекция выполнит свою функцию по информированию о состоянии расчетов по налогам и сборам.

Предприятие же сверяет данные акта с данными учетной задолженности и видит расхождения. Выяснить их причину налогоплательщик не может из-за того, что в регламенте речь идет о сводной справке состояния расчетов с бюджетом, полная картина начислений и уплаты налоговых платежей не раскрыта. Возможность ознакомиться с полной формой составленного акта регламентом не предусмотрена, как не предусмотрен также и порядок выяснения и устранения расхождений.

Во-вторых, необходимо дополнительно предусмотреть регламент действий налогового органа и налогоплательщика при переходе из одной инспекции в другую, чтобы исключить потерю учетных дел, актов сверки, выполненных платежей.

В-третьих, не следует загромождать регламент пунктами, заведомо невыполнимыми. Так, раздел 2.1 предусматривает, что при приеме устного запроса сотрудник отдела работы с налогоплательщиками дает ответ самостоятельно, используя при этом (цитирую дословно) «информационные ресурсы налоговых органов, информационно-справочные системы, нормативные правовые акты и методические материалы». Это означает, что инспектор данного отдела должен знать все.

На деле это приведет к тому, что налогоплательщик либо просто потеряет время, либо будет вынужден довольствоваться неполной и недостоверной информацией, так как инспектор составил ее по принципу «лишь бы ответить». Гораздо целесообразнее было бы активизировать сайты налоговых инспекций, размещать и обновлять там необходимую для предприятий информацию.

Мнение Олега Закурдаева, главного бухгалтера ООО «Энергопроект Групп»:

«Выполнить пункт о том, что ожидание в очередях будет не больше 30 минут, налоговые инспекторы вряд ли смогут»

- Вреда от этого документа точно не будет, но и глобальных изменений взаимоотношений инспекций и налогоплательщиков ждать не стоит.

Возьмем, к примеру, пункт 2.1.2.5, где говорится что «...ожидание в очереди не должно составлять более 30 минут». Его выполнение зависит от наличия людей и помещения. Если инспекция находится в старом здании и не хватает сотрудников, что может сделать руководитель инспекции? Заставить всех имеющихся подчиненных бросить свою работу для выполнения этого пункта? Абсолютно нереально.

По поводу пункта 2.1.3.5, касающегося информирования налогоплательщиков, хотелось бы отметить следующее. В налоговой инспекции, с которой я раньше сотрудничал, стенды с обновляемой информацией стояли и до регламента. И семинары там тоже проводились до того, как был принят регламент. Инспекторов этой налоговой не нужно было заставлять работать с налогоплательщиками из-под палки. А если инспекторы не хотят этого делать сами, то никакой регламент их не заставит.

Мнение Оксаны Мижиевской, финансового директора агентства недвижимости «ДОМОСТРОЙ»:

«Сомневаюсь, что для бухгалтеров, которые сдают отчетность по нескольким фирмам, будет выделено отдельное окно, чтобы они не задерживали остальных бухгалтеров»

- Заранее уверена в невыполнимости положения о том, что «время ожидания в очереди не должно быть более 30 минут на одного человека». Потому что все бухгалтеры на собственном опыте знают, что это невозможно.

Вызывает сомнение возможность применить на практике положение о том, что «в случае представления большого объема налоговых деклараций (расчетов) одним уполномоченным представителем от нескольких налогоплательщиков необходимо организовать прием так, чтобы предоставление услуги данному лицу не влияло на время ожидания в очереди других налогоплательщиков. Для этого рекомендуется выделить специальное окно в операционном зале». Сомневаюсь, что во всех инспекциях тут же бросятся сооружать отдельные окна. Кроме того, в этом же пункте 2.2.5.2 не конкретизировано, что именно предлагается считать «большим объемом» - две декларации, пять или десять?

Заявление о том, что отчетность будут принимать и на бумажных носителях, тоже вызывает сомнения. Сейчас во многих инспекциях просто отказываются ставить отметки о приеме отчетности до тех пор, пока вы не принесете дискету или не отправите декларацию письмом или по электронной почте. Налоговики мотивируют свой отказ тем, что сотрудникам неудобно работать - большой объем бумажных документов. Так что, я думаю, регламент ситуацию не изменит.

Насчет индивидуального подхода налоговики также погорячились. Сомнительно, что в каждой инспекции найдут персонал, время и средства для гибкого подхода к каждому налогоплательщику.

Мнение Ольги Комаровой, руководителя департамента бухгалтерского учета компании «Академия Аудита»:

«Скорее всего регламент проработает какое-то время, а потом о нем все забудут»

- Само по себе название документа уже заставляет задуматься... «По бесплатному информированию...» Можно предположить, что помимо бесплатного информирования налоговики осуществляют информирование и на коммерческой основе.

На мой взгляд, в регламенте есть два положительных момента. Первый - в документе неоднократно говорится о том, что налоговики должны вести разговор в вежливой и корректной форме, лаконично, давать разъяснения по существу вопроса. Это правильный подход к работе с налогоплательщиком, ведь налоговая служба - это лицо нашего государства. И каким же оно порой представляется ужасным, когда инспектор грубит, не желает давать какие-либо пояснения.

Второй - ограничение времени ожидания в очереди. При этом налоговики обязаны осуществить прием всех налогоплательщиков или их законных представителей, обратившихся в инспекцию, в течение рабочего дня. Поэтому, даже если вы пришли за 30 минут до закрытия инспекции, вас все равно обязаны принять. Хотя на практике на сегодняшний день бухгалтер может оказаться у «закрытого окна» в обычное (не обеденное время). Так, например, в ИФНС № 5 г. Москвы заявления на выписку из ЕГРЮЛ принимают только до 13 часов.

Хотелось бы выделить и два минуса. По моему мнению, сроки предоставления информации о состоянии расчетов с бюджетом и ответов на письменные запросы затянуты. Ведь порой бухгалтеру ответ на запрос нужен был еще вчера, а его просят ждать почти месяц.

Скорее всего этот регламент поработает какое-то время, а потом про него просто-напросто забудут. Вряд ли будут решены проблемы с очередями и корректностью налоговых инспекторов. Решение первой проблемы отдано на откуп руководителю ИФНС - он сам решает, привлекать ли дополнительных работников. А для решения второй должен измениться подход к работе с налогоплательщиками в целом всей системы, а не одной инспекции.

Мнение Татьяны Амитовой, главного бухгалтера компании ООО «ИММА-трейд»:

«Любопытно будет посмотреть, как налоговики без всяких возражений принимают отчетность на бумаге, без дискеты»

- Что плохого в новом регламенте? Вполне возможно, что бухгалтерам теперь будет труднее получить ответ на письменный запрос. Дело в том, что перечень поводов для отказа дополняется еще одним очень важным пунктом. Чиновники утвердили образец формы письменного обращения. Если письмо не соответствует форме, его просто не примут или не будут отвечать, когда запрос отправлен по почте.

Для запроса на получение справки о расчетах с бюджетом ФНС также утвердила специальную форму. Такая справка должна быть подготовлена в инспекции в течение пяти рабочих дней со дня поступления запроса.

Что хорошего? В регламенте не сказано, что декларации нужно сдавать вместе с дискетой. Эти требования на местах теперь «вне закона». Правда, интересно посмотреть, как это будет выполняться в действительности.

Самое главное, что все перечисленные действия налоговики должны делать вежливо и в срок. Мне кажется, что если бы это требование исполнялось чиновниками точь-в-точь, то, войдя в налоговую, бухгалтеры чувствовали себя клиентами элитного швейцарского банка. О чем, к сожалению, остается только мечтать.

Юридическая оценка

Мнение Сергея Савсериса, ведущего юриста компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»:

«В регламенте совершенно не прописана система контроля за его соблюдением, что сводит на нет все начинание»

- Если сотрудники налоговых органов не будут исполнять принятый регламент, то налогоплательщику вряд ли удастся упрекнуть их в этом - вероятнее всего он услышит давно известный ответ: «Регламент создан для нас, а не для вас».

Можно было бы только гордиться за налоговые органы, если бы все прописанное в регламенте соблюдалось.

Но уже сейчас видно - при отсутствии контроля за исполнением регламента со стороны налогоплательщиков и судов он будет исполняться только тогда, когда это захочется самим налоговым органам, а это значит - «почти никогда».

Плюсы и минусы регламента

на стр. 1

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка