Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

В компанию пришло письмо от Роскомнадзора о проверке

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Какими разъяснениями чиновников пользоваться в 2007 году

8 декабря 2006 20 просмотров

, шеф-редактор интернет-проектов журнала «Главбух»

Письменные разъяснения чиновников с 1 января будут освобождать не только от штрафов, но и от пеней. Такой новогодний подарок налогоплательщикам приготовили законодатели, внеся изменения в первую часть Налогового кодекса РФ. Но, к сожалению, воспользоваться новшеством на практике организациям будет не так-то просто. К разъяснениям, которые снимают с фирмы вину за нарушение, новая редакция Налогового кодекса РФ предъявляет чересчур много требований. Сотрудники Минфина России (а именно письмам этого ведомства будут отдавать предпочтение проверяющие) разъяснили журналу «Главбух», какими должны быть в 2007 году разъяснения, чтобы на них организации могли сослаться при проверке.

От каких неприятностей освободят неверные разъяснения чиновников

То, что с 2007 года неверные письменные разъяснения чиновников защитят не только от штрафов, но и от пеней, говорится в новой редакции статей 75 и 111 Налогового кодекса РФ. Однако от уплаты недоимки неверные разъяснения чиновников по-прежнему не освобождают.

Правда, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ, который внес изменения в первую часть Налогового кодекса РФ, предусматривает «переходные» положения. А именно освобождение от пеней будет действовать только в том случае, если налогоплательщик воспользовался разъяснениями чиновников, датированными после 31 декабря 2006 года. Более ранние разъяснения позволят не платить только штраф.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией статей 75 и 111 Налогового кодекса РФ от пеней и санкций будут освобождать только те письменные разъяснения чиновников, которые соответствуют определенным критериям. Поговорим о них подробнее.

Условия, которым должны соответствовать разъяснения

1. Разъяснение должно быть адресовано налогоплательщику или неопределенному кругу лиц. С письмами, адресованными конкретному налогоплательщику, все ясно. Такие разъяснения выпускаются по запросу организации и присылаются ей по почте. Письмом, которое адресовано определенной компании, может руководствоваться только она.

Причем к таким письмам минфиновцы относят разъяснения, размещенные в правовых базах, если в них нет указаний на то, что письма предназначены для неопределенного круга лиц.

Узнать же разъяснения для неопределенного круга лиц, по мнению Минфина России, можно по фразе «По вопросу применения такой-то статьи Налогового кодекса РФ доведите указанную позицию до налоговых органов».

Однако даже в этом случае сотрудники финансового ведомства скептически относятся к возможности получить освобождение от пеней и штрафов, сославшись на такое письмо. Сделать это не позволят другие ограничения Налогового кодекса РФ (см. ниже), особенно то, о котором мы рассказали в пункте 4.

2. Разъяснение должно быть выпущено финансовым, налоговым или другим уполномоченным ведомством (должностным лицом этого ведомства). Таким образом, от пеней и штрафов освобождают письма Минфина России, налоговиков (ФНС России, УФНС, инспекций), ФСС России, Пенсионного фонда РФ и отделений фондов. Перечисленные ведомства могут издавать разъяснения только по вопросам, которые входят в их компетенцию. При этом подписывать разъяснения должен руководитель ведомства (департамента) или его заместители.

3. По смыслу и содержанию разъяснение должно относиться к налоговым (отчетным) периодам, в которых организация им воспользовалась. Но обратите внимание: дата документа значения не имеет. Главное, чтобы в том периоде, когда организация руководствовалась мнением, высказанным в письме, действовали нормы законодательства, упомянутые чиновниками.

4. Письменные разъяснения должны быть основаны на полной и достоверной информации. Это новое требование к разъяснениям чиновников самое непонятное. В Минфине России считают: чтобы названное условие выполнялось, ситуация, которую рассмотрели чиновники, должна быть такой же, как и у фирмы. По мнению сотрудников финансового ведомства, если в запросе упущено какое-нибудь важное условие деятельности организации, ответ не будет освобождать от пеней и штрафов. В этом случае убеждать, что в письме рассмотрена аналогичная ситуация, придется уже судей.

А как быть с разъяснениями, которые изданы чиновниками до 2007 года? Они по-прежнему будут освобождать от штрафов. Но при условии, что письма соответствуют критериям, перечисленным в статье 111 новой редакции Налогового кодекса РФ. В частности, разъяснения должны быть основаны на полной и достоверной информации. Понять, соблюдается ли это условие, сложно, если письмо размещено в правовых электронных базах. Ведь в этом случае до 2007 года сами вопросы часто не приводились. И тогда проверяющие могут не согласиться с тем, что разъяснение освобождает от штрафов.

Но, как уверяют сотрудники Минфина России, с 1 января все письма будут издаваться вместе с самим вопросом – чтобы можно было понять, какая ситуация рассматривалась.

Как добиться «правильного» ответа на свой запрос

Учитывая, что требование о полноте и достоверности выполнить сложно, минфиновцы рекомендуют налогоплательщикам все-таки обращаться с запросами самим, а не руководствоваться ответами, адресованными неопределенному кругу лиц. Понятно, что воспользоваться этим советом весьма сложно: чиновники часто затягивают с ответом на запрос или приводят в письме неопределенный ответ и общие ссылки на Налоговый кодекс РФ. Но если вы все-таки решите добиваться развернутого ответа на свой запрос, то учтите несколько правил.

Сколько времени ждать ответ

С 1 января 2007 года в статье 34.2 Налогового кодекса РФ впервые появится указание на то, что Минфин России обязан отвечать на запросы организаций в течение двух месяцев. Это, конечно, хорошо. Однако руководитель финансового ведомства или его заместитель имеет право продлить указанный срок еще на месяц. Новая редакция статьи 34.2 Налогового кодекса РФ не уточняет, по каким причинам чиновники могут продлить двухмесячный срок. В связи с этим, согласно прогнозам юристов, меньше чем за три месяца чиновники отвечать на запросы налогоплательщиков не будут. Кроме того, кодекс не предусматривает для чиновников никакой ответственности за нарушение сроков.

Как получить четкий ответ

Бухгалтеры очень часто жалуются, что сотрудники налоговой службы дают размытые, непонятные ответы либо просто ограничиваются цитатами из кодекса. Минфин России в этом обвиняют гораздо реже. Но, учитывая большое количество запросов и ограниченные сроки, есть опасность получить нечеткий ответ и из министерства. Чтобы такой риск снизить, советуем по возможности помочь чиновникам. А именно дайте в запросе недвусмысленный намек на выгодный компании ответ – со ссылками на нормы законодательства.

Мы привели образец правильного запроса в Минфин России.

Как получить ответ на вопрос по бухгалтерскому учету

Сотрудники Минфина России часто отказываются давать разъяснения по поводу применения бухгалтерского законодательства. Ссылаются они на статью 34.2 Налогового кодекса РФ, где сказано, что Минфин России уполномочен давать разъяснения по налогам и сборам. А вот обязанность разъяснять бухгалтерское законодательство за финансовым ведомством не закреплена. Это не изменится и в 2007 году. В то же время в статье 120 Налогового кодекса РФ предусмотрена, в частности, ответственность за неправильное отражение операций на счетах бухучета.

Сразу отметим, что инспекторы не вправе проверять, насколько фирма правильно ведет бухгалтерский учет, если это напрямую не связано с исчислением налогов. Такой вывод следует из новой и старой редакций статьи 87 Налогового кодекса РФ.

Другое дело – правила бухучета, от которых зависит налогообложение. Если фирма сомневается в таких правилах, то советуем формулировать вопрос так, чтобы была понятна связь между бухгалтерским и налоговым учетом. Внимание: запрос нужно направить в отдел Минфина России, который курирует исчисление именно налога, а не бухучета! Отвечая на вопрос о налогах, специалисты по налогам сообщат заодно и о правилах бухучета.

Возьмем для примера бухгалтерский учет основных средств, который важен для расчета налога на имущество. Предположим, организация сомневается в том, с какого момента следует оприходовать на счете 01 недостроенную недвижимость, которая эксплуатируется. В этом случае в запросе надо описать ситуацию. А в самом конце спросить не про отражение операций на счете 01, а с какого момента нужно исчислять налог на имущество.

Осторожно – устные разъяснения

Неверные разъяснения чиновников могут освободить фирму от пеней и санкций, только если они выпущены в письменной форме. А из-за неграмотной устной консультации инспектора приходится расплачиваться недоимкой, пенями и штрафами.

Но иногда инспектор не может дать совет письменно из-за того, что единственно возможное практическое решение не совсем соответствует законодательству.

Вот две очень показательные реальные истории – негативный и позитивный опыт применения устного совета инспектора.

История первая. Ее рассказал нам бухгалтер одной крупной фирмы. Организация работала с иностранной компанией и как налоговый агент обязана была удерживать НДС. Но возникла проблема.

В поле платежки «101» отражается статус организации. Налоговые агенты обязаны здесь указывать значение «02». Однако бухгалтер фирмы, отчитываясь по НДС, получил от инспектора неожиданное замечание. Мол, программа инспекции не воспринимает статус налогового агента «02», поэтому в платежке нужно всегда указывать статус налогоплательщика «01». Иначе инспекторы не увидят полученный платеж. Сотрудники бухгалтерии приняли решение заполнять платежки так, как этого хотят инспекторы – все равно от статуса налогоплательщика не зависит, в какой бюджет попадет налог.

И каково же было удивление бухгалтеров, когда через год с лишним из налоговой пришло требование заплатить недоимку в той сумме, которая была перечислена по неверному статусу. Также инспекторы насчитали организации пени и штрафы.

К счастью, эта история закончилась для фирмы хорошо. Правда, пришлось пройти в налоговой многочисленные сверки, напомнить инспектору о его ошибочной консультации, а также пообщаться с начальником инспекции. Результат таков: налоговики перебросили суммы НДС на верный статус плательщика, не взяв с организации ни копейки.

А вот пример неформальной консультации, к которой стоило прислушаться. В одной московской ИФНС инспекторы дают налогоплательщикам с сезонным производством такой совет. Если в каком-нибудь месяце списанные расходы (не важно – прямые или косвенные) превышают доходы, то в налоговых расчетах лучше всю сумму затрат не указывать. Дело в том, что у налоговиков есть установка проводить углубленную камеральную проверку налогоплательщиков, у которых расходы превышают доходы, то есть по итогам отчетных (налоговых) периодов получился убыток.

И если в целом по итогам года организация выходит на прибыль, то инспекторы советуют в расчетах указывать сумму расходов, не превышающую доходы. А уже в годовой декларации по итогам налогового периода отразить всю сумму затрат.

Подготовила Екатерина Огиренко, эксперт журнала «Главбух»

Нарушение чиновниками срока ответа на запрос от ответственности не освободит

Дмитрий Черепков, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»:

– Появление в новой редакции Налогового кодекса РФ двухмесячного срока, думаю, упорядочит процедуру издания ответов на письменные обращения налогоплательщиков. В то же время неполучение разъяснений в установленный срок нельзя трактовать как молчаливое согласие Минфина России с позицией налогоплательщика. В соответствии со статьями 75 и 111 Налогового кодекса РФ только выполнение письменных разъяснений чиновников относится к обстоятельствам, исключающим вину лица. Отсутствие своевременного ответа Минфина России будет свидетельствовать лишь о ненадлежащем выполнении финансовым ведомством своих обязанностей. И в суде этот факт не поможет.

Кроме писем, какие еще разъяснения помогут избежать пеней и штрафов?

Акты о выездной проверке. Они помогут фирме избежать пеней и штрафов, если ошибки выявлены в ходе повторной проверки. Можно убедить судей в том, что акты первоначальных проверок являются разъяснениями чиновников, которые адресованы определенному налогоплательщику. Пример – постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2004 г. № Ф08-4989/2003-2057А.

Разъяснения на сайте www.nalog.ru. Это официальный сайт налогового ведомства. Информация на нем – это позиция, выработанная налоговиками в целом. И скорее всего проверяющие будут ее придерживаться. Кроме того, если информация на сайте важна для организации, есть смысл обратиться с запросом в ФНС России. В письме фирме лучше указать, что требуется подтверждение информации, размещенной, скажем, на сайте налогового ведомства. Скорее всего налоговики быстро ответят на такое письмо. Ведь позиция у них уже выработана. Тогда фирма станет обладателем официального письма (с номером, датой и подписями ответственных лиц), которое в случае ошибки освободит от пеней и штрафов.

Информация в СМИ. Есть примеры арбитражной практики, когда судьи освобождали организацию от ответственности, если она руководствовалась разъяснениями налоговиков в прессе. При этом публикация была приравнена к разъяснениям, которые по статье 111 Налогового кодекса РФ освобождают налогоплательщиков от ответственности (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 мая 2002 г. № А26-6342/01-02-12/178 – основанием для освобождения от ответственности послужила публикация в газете «Учет. Налоги. Право»).

Противоречия в разъяснениях ведомств не повлияют на права организаций

Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

С 2007 года налоговики обязаны руководствоваться письменными разъяснениями финансового ведомства (подп. 5 п. 1 новой редакции ст. 32 Налогового кодекса РФ). Это значит, что письма налогового ведомства и их действия при проверках не должны противоречить мнению Минфина России. Но устранит ли новая норма проблему противоречащих друг другу разъяснений, неверных консультаций инспекторов? Мы решили выяснить, как Минфин России собирается обеспечить обязанность налоговиков следовать письмам финансового ведомства.

– Сергей Викторович, в новой редакции Налогового кодекса РФ закреплена обязанность налоговиков руководствоваться разъяснениями Минфина России. Означает ли это, что, прежде чем выпустить письмо, ФНС России, региональное управление или инспекция будут согласовывать свою точку зрения в финансовом ведомстве?

– Не совсем так. Конечно, ФНС России вправе при подготовке писем обратиться с запросом в Минфин. Согласованию позиций Минфина и ФНС уделяется большое внимание, поскольку это одно из необходимых условий формирования единообразной правоприменительной практики. Но значение поправки в статью 32 Налогового кодекса РФ в другом – если налогоплательщик применял письменное разъяснение Минфина, то оно должно быть в обязательном порядке учтено налоговиками.

– Означает ли это, что письма финансового ведомства для инспекторов станут обязательными документами?

– Да, налоговики будут обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина России. При этом подчеркну, что налогоплательщик имеет право не согласиться с письмами финансового ведомства.

– На конференции бухгалтеров, которую журнал «Главбух» провел в Санкт-Петербурге, один из участников рассказал такой случай. Организация направила запрос в Минфин России. Не успел прийти из финансового ведомства ответ, как инспекция назначила выездную проверку, в ходе которой налоговики тщательно изучили именно проблему, изложенную в запросе. Из этого бухгалтер сделал вывод, что Минфин России сообщает о полученных запросах в ФНС России...

– Обязательности такой процедуры внутренний Регламент Минфина не предусматривает. Хотя Минфин России может запросить мнение налогового ведомства по тому или иному вопросу, в том числе по конкретной хозяйственной ситуации. Но чтобы Минфин России дал однозначный ответ, в запросе следует указывать всю информацию. С 2007 года условием освобождения от ответственности и пеней является тот факт, что запрос содержал полную и достоверную информацию.

– Будут ли в связи с новыми правилами отменены письма ФНС России, которые противоречат позиции финансового ведомства и были изданы до 2007 года?

– Данный вопрос с 2007 года решен законодательно. В настоящее время все имеющиеся разногласия рассматриваются в рамках Межведомственной комиссии Минфина и ФНС. Но следует иметь в виду, что освобождать от ответственности будут письма как налогового, так и финансового ведомства (подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ). Таким образом, при возникновении спора и при наличии противоречий между мнениями ФНС России и Минфина налогоплательщик вправе представить разъяснение в его пользу, полученное соответственно как от налогового ведомства, так и от Минфина.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка