Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24
5 июня 2015 4386 просмотров

На основании какого правового документа или официального разъяснения налогоплательщик, подключенный к ТКС, обязан постоянно контролировать входящую корреспонденцию от инспекции ФНС и выполнять сроки, указанные в простых сообщениях фнс, которые не требуют отправки квитанции о получении? Налогоплательщик получил сообщение с требованием на электронную почту, подтверждения это сообщение не требовало. Какую ответственность несет налогоплательщик за нарушение сроков предоставления сведений, требуемых в таком "простом" сообщении?

 С 2015 года организации и предприниматели, которые должны сдавать отчетность в электронном виде, обязаны обеспечить прием и подтверждение приема электронных документов, направленных налоговыми инспекциями. Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Если в шестидневный срок организация (предприниматель) не подтвердила прием документов, то в течение следующих 10 рабочих дней инспекция вправе заблокировать расчетный счет налогоплательщика (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Так же разъяснения по данному вопросу даны в письмах - ФНС России от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24519, ФНС России от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071. Больше никакой ответственности для налогоплательщика в данной ситуации не предусмотрено.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Как обеспечить своевременное информирование налоговой инспекции о получении документов в электронном виде. Организация обязана сдавать отчетность по ТКС

Ежедневно проверяйте поступление документов из налоговой инспекции и оперативно реагируйте на полученные запросы.

С 1 января 2015 года налогоплательщики, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде, должны иметь возможность получать электронные документы из налоговой инспекции. Такими документами могут быть, например, требования о представлении документов или пояснений, уведомления о вызове в инспекцию и др. При этом просто подключиться к «электронному общению» с ИФНС недостаточно. Организация должна поддерживать обратную связь и подтверждать, что документы получены, электронными квитанциями. Такую квитанцию нужно отправить в инспекцию в течение шести рабочих дней. Сделать это может как законный, так и уполномоченный представитель организации. Например, если срок передачи квитанции истекает, а в офисе отключили Интернет, бухгалтер может отправить электронную квитанцию со своего домашнего компьютера (письмо ФНС России от 22 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/6906).

Важно: шестидневный срок отсчитывайте не с того момента, когда вы получили (открыли) электронный документ, а со дня, когда он был отправлен инспекцией. Пропускать такой срок рискованно – инспекция может заблокировать ваш банковский счет. На то, чтобы принять решение о заморозке счета, у инспекторов есть 10 рабочих дней после того, как истечет шестидневный срок на отправку электронной квитанции. То есть счет может быть заблокирован в любой из дней, входящих в этот 10-дневный период.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 23 и подпункта 2 пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Поэтому, если хотите избежать санкций наверняка, лучше ежедневно проверять, нет ли входящих сообщений из налоговой инспекции.

В Системе Главбух Отчеты подтверждать получение документов просто и удобно. Вы всегда видите все входящие и отправленные письма. А чтобы отослать квитанцию о приеме документов, достаточно нажать кнопку «Подтвердить получение». При этом будет указан крайний срок для отправки подтверждения.

Пример, как определить срок для отправки электронной квитанции о получении документов из налоговой инспекции

Инспекция направила организации электронное требование о представлении документов 11 февраля 2015 года. Электронную квитанцию о получении требования организация должна отослать в инспекцию не позже 19 февраля. Решение о блокировке банковского счета организации (если квитанция не будет отправлена) инспекция может принять в период с 20 февраля по 6 марта 2015 года включительно.

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация:Когда налоговая инспекция может приостановить операции по расчетному счету

Налоговая инспекция может приостанавливать операции по банковским счетам организации только в случаях и по правилам, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, подп. 5 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Блокировка за нарушение правил электронного документооборота

С 2015 года организации и предприниматели, которые должны сдавать отчетность в электронном виде, обязаны обеспечить прием и подтверждение приема электронных документов, направленных налоговыми инспекциями. К таким документам относятся требования о представлении документов (пояснений), а также уведомления о вызове в инспекцию. Подтверждение приема документов сводится к отправке в инспекцию электронных квитанций о получении таких требований и уведомлений. Отправить квитанцию о приеме документов нужно в течение шести рабочих дней с даты получения. Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Если в шестидневный срок организация (предприниматель) не подтвердила прием документов, то в течение следующих 10 рабочих дней инспекция вправе заблокировать расчетный счет налогоплательщика (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Отмена решения о блокировке

Решение о приостановлении операций по счетам, указанным в заявлении, отменяется:

  • в течение двух рабочих дней со дня получения от организации заявления об отмене блокировки (если организация приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 2 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • в течение двух рабочих дней со дня получения из банка сведений об остатках денежных средств на заблокированных счетах организации (если организация не приложила подтверждающие документы к заявлению) (абз. 4 п. 9 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Решение о приостановлении операций в отношении всех остальных счетов отменяется:

  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации, – если счет был заблокирован в связи с несвоевременным представлением организацией налоговой декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем передачи электронной квитанции о приеме требований и уведомлений либо за днем представления самих документов, пояснений, явки в инспекцию (подп. 2 п. 3.1 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения налоговой инспекцией документов (их копий), подтверждающих взыскание налога (пеней, штрафа), – если счет был заблокирован в связи с неисполнением организацией требования налоговой инспекции об уплате налога (пеней, штрафа) (п. 8 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • в день принятия решения об отмене (замене) обеспечительных мер, если счет был заблокирован, чтобы организация не могла скрыть имущество от принудительного взыскания для погашения задолженности, выявленной по итогам налоговой проверки (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Основанием для разблокировки счета могут стать и иные условия, не поименованные в Налоговом кодексе РФ. Такие условия могут быть установлены отдельными федеральными законами. Например, все ограничения по распоряжению имуществом (в т. ч. денежными средствами) автоматически снимаются, если в рамках процедуры банкротства вводится процедура наблюдения или открывается конкурсное производство (п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 126 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). Если отмена приостановления операций по счетам организации осуществляется по таким дополнительным основаниям, наличие решения инспекции об отмене блокировки не требуется. Об этом говорится в пункте 9.1 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Проценты за нарушение срока разблокировки

Если срок разблокировки счета был нарушен или если решение о приостановлении операций по счетам было принято неправомерно, налоговая инспекция обязана выплатить организации проценты. Проценты начисляются по ставке рефинансирования за каждый календарный день нарушения срока разблокировки (неправомерного приостановления операций по счетам). Продолжительность периода начисления процентов определяется со дня поступления в банк решения о приостановлении операций до дня поступления в банк решения об отмене блокировки. При этом за тот день, когда в банк поступило решение о приостановлении операций, инспекция должна начислить проценты даже в том случае, если в течение этого дня организация пользовалась своим счетом. Например, если решение о блокировке было получено банком по окончании операционного дня.

Сумму процентов, причитающихся организации, можно рассчитать по формуле:

Проценты за нарушение срока разблокировки счета (или за неправомерную блокировку счета) = Сумма, на которую приостановлены операции по счету Количество календарных дней нарушения срока разблокировки счета (или неправомерной блокировки счета) Ставка рефинансирования, действовавшая в период нарушения срока разблокировки счета (или в период неправомерной блокировки счета) : Количество календарных дней в году


Это следует из положений пункта 9.2 статьи 76 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 3 августа 2012 г. № 03-02-07/1-196 и ФНС России от 31 июля 2012 г. № АС-4-2/12725.

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24519:О проведении необходимых мероприятий

Федеральная налоговая служба в целях реализации положений Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон), а также для проведения необходимых мероприятий по обеспечению информационной кампании по информированию налогоплательщиков об изменениях в законодательстве, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее - Кодекс), с 1 января 2015 года лица, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (далее - по ТКС) документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий, а также передавать ему квитанцию о приеме таких документов по ТКС в течение шести дней со дня их отправки.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 76 Кодекса установлено, что с 1 января 2015 года налоговый орган вправе принимать решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, а также переводов его электронных денежных средств в случае неисполнения им обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 76 Кодекса, с 1 января 2015 года налоговый орган вправе принимать решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения установленного срока представления указанной декларации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Кодекса (в редакции Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ) налоговая декларация, представленная на бумажном носителе в случае, если указанным пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.
Согласно пункту 5.1 статьи 174 Кодекса, начиная с налогового периода I квартал 2015 года, в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
При осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе соответствующих договоров, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 5.2 статьи 174 Кодекса, начиная с налогового периода I квартал 2015 года лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления (получения) ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основании соответствующих договоров, а также при выполнении функций застройщика, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату по ТКС.
В связи с необходимостью проведения информационной кампании в целях доведения до налогоплательщиков указанных изменений Кодекса, Федеральная налоговая служба поручает руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам:

1. В срок до 03.12.2014 направить в адрес администрируемых налогоплательщиков по телекоммуникационным каналам связи информационное письмо (Приложения № 1).

2. В срок до 05.12.2014 разработать и утвердить план мероприятий по информированию налогоплательщиков (далее - План) об изменениях в Кодексе, предусматривающий проведение мероприятия на период 05.12.2014-31.12.2014 по информированию в части установления обязательного электронного взаимодействия и в части расширенного электронного декларирования на период 05.12.2014-31.03.2015. Типовой План приведен в Приложении № 2 к настоящему письму.
Утвержденный План, с указанием мероприятий, сроков выполнения, ответственных лиц необходимо представить в Управление камерального контроля ФНС России в срок не позднее 09.12.2014, а также при дальнейшей реализации Плана необходимо представлять промежуточные отчеты в табличном виде по срокам 26.12.2014, 31.01.2015, 28.02.2015, 31.03.2015.
Контроль за исполнением настоящего поручения возлагается на руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

4. ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071: О рассмотрении обращения

Вопрос


Каков порядок передачи налоговому органу квитанции о приеме документов в электронной форме?

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 27 января 2015 года № ЕД-4-15/1071

О рассмотрении обращения

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу передачи налоговому органу квитанции о приеме документов в электронной форме, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ лица, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
В случае неисполнения налогоплательщиком установленной пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган - в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом, принимается решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 76 Кодекса в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ.
Указанные решения в соответствии с пунктом 3.1 статьи 76 Кодекса отменяются решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:
- день передачи в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 статьи 23 Кодекса, налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
- день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, - при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган - при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка