Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
8 июня 2015 24 просмотра

Может ли организация получить рассрочку в уплате налогов на основании п. 3 ч. 2 ст. 64 НК РФ – угроза возникновения банкротства в случае единовременной уплаты недоимки (пени, штрафа), если при рассчете степени платежеспособности и коэффициента ликвидности по методике, определяющей правила проведения ФНС анализа фин. состояния, степень платежеспособности 0,6 месяца, коэффициент ликвидности 4,8. Однако сумма штрафа существенна к валюте баланса и составляет 1/3 (10 млн. руб)

 1) Как можно заключить из первоначального вопроса № 558887, речь шла об акте по выездной проверке.

В этом случае не может идти речь о производстве по делу о налоговом правонарушении. Здесь речь идет о налоговой проверке. Налоговая проверка не является производством по делу об административном правонарушении. А потому не исключает возможности попробовать воспользоваться рассрочкой/отсрочкой уплаты налогов. Для вашего случая может быть применим п. 3 ч. 2 ст. 64 НК РФ – угроза возникновения банкротства в случае единовременной уплаты недоимки (пени, штрафа).

При определении степени неплатежеспособности следует иметь ввиду следующие параметры:

- организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены ею в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

- требования кредиторов к организации в совокупности составляют не менее трехсот тысяч рублей.

2) С учетом дальнейших дополнений и уточнений (вопросы №№ 559820, 561217), речь зашла только об акте в отношении выявленного налогового правонарушения в порядке ст. 101.4 НК РФ. То есть о производстве по делу о налоговом правонарушении. К таковым не относятся акты по налоговым проверкам – выездным и камеральным.

Наличие производства по делу о налоговых правонарушениях исключает возможность рассрочки/отсрочки уплаты налогов. Об этом говорит и Минфин в своем письме от 17.10.2012 № 03-02-07/1-258.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.

1. Налоговый кодекс РФ

<…>

«Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях

1. При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт,* подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте».

<…>

2. Рекомендация: Как получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов

<…>

Когда в отсрочке откажут

Есть обстоятельства, при которых отсрочку (рассрочку) по уплате налогов не предоставляют. А именно когда:*

  • в отношении должностных лиц организации возбуждено уголовное дело по статьям 199199.1 или 199.2 Уголовного кодекса РФ;
  • ведется производство по делу о налоговых правонарушениях;*
  • ведется производство по делу об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • ведется производство по делу о правонарушениях, связанных с уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу России;
  • уполномоченные ведомства предполагают, что предоставленная отсрочка (рассрочка) может способствовать уходу от налогов;
  • есть решение уполномоченного ведомства о прекращении ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением ее условий. Причем такое решение приняли в период, не превышающий трех лет до дня подачи организацией заявления о предоставлении очередной отсрочки (рассрочки) по уплате налога.

Когда есть хотя бы одно из названых обстоятельств, решения об отсрочке или рассрочке по налогам не будет.* Более того, те решения, что уже приняты, отменят (п. 1 и 2 ст. 62 НК РФ).

Не получат отсрочку и налоговые агенты. Положения главы 9 Налогового кодекса РФ не распространяются на них (п. 9 ст. 61 НК РФ).

<…>

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 17.10.2012 № 03-02-07/1-258

«Вопрос

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 62 Налогового кодекса РФ срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

ООО просит разъяснить, какие именно мероприятия, поименованные в вышеназванном подпункте, подпадают под понятие "производство по делу о налоговом правонарушении либо об административном правонарушении".* Следует ли относить к названным мероприятиям, например:

- апелляционные жалобы, поданные налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в порядке статьи 101.2 Налогового кодекса РФ, в том числе за иной налоговый период;

- судебные производства, возбужденные на основании заявлений налогоплательщика в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ?

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики с участием ФНС России рассмотрено обращение по вопросу о применении подпункта 2 пункта 1 статьи 62 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 62 Кодекса предусмотрено, что срок уплаты налога и (или) сбора не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица проводится производство по делу о налоговом правонарушении* либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Статьей 10 Кодекса предусмотрено, что порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главами 14 и 15 Кодекса.* Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения, ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (раздел IV Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статьей 100.1 Кодекса установлено, что дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Кодекса.*

Таким образом, производство по делу о налоговом правонарушении заканчивается вынесением решения о привлечении к ответственности, либо решения об отказе в привлечении к ответственности в порядке, указанном в статье 100.1 Кодекса.

Полагаем, что рассмотрение налоговым органом апелляционной жалобы налогоплательщика в соответствии с Кодексом, а также осуществление производства по делу в суде не являются обстоятельствами, исключающими изменение срока уплаты налога или сбора, за исключением случаев, когда заявление об изменении срока уплаты налога и (или) сбора подано в отношении решения, которое является предметом апелляционной жалобы или судебного производства».

4. Комментарий к статье 101.4 Налогового кодекса РФ

Статья 101.4 Налогового кодекса РФ регулирует порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, которые инспекции выявляют не в ходе камеральных или выездных налоговых проверок, а в процессе других мероприятий налогового контроля.

К таким нарушениям, в частности, относятся:

? нарушение срока постановки на учет в налоговой инспекции (ст. 116 НК РФ);

? непредставление документов по требованию (ст. 126 НК РФ);

? неявка свидетеля по повестке (ст. 128 НК РФ);

? нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ) и т. д.

При выявлении подобных нарушений проверяющие должны составить акт.* Форма акта и требования к его составлению утверждены Приказом ФНС РФ от 13 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/860.

Порядок оформления такого акта несколько отличается от порядка оформления актов, которые составляются по результатам камеральных и выездных налоговых проверок. Например, отсутствует четко установленный срок составления такого акта. В пункте 1 статьи 101.4 Налогового кодекса РФ сказано лишь, что акт должен быть составлен в течение 10 дней со дня выявления нарушения. Однако какой именно день считать днем выявления нарушения, не разъяснено.

Пример

26 августа 2013 года организация открыла расчетный счет в банке. Сведения об открытии счета в налоговую инспекцию она представила лишь 9 сентября 2013 года, нарушив установленный семидневный срок (п. 2 ст. 23 НК РФ). Сотрудник налоговой инспекции, который осуществляет обработку и ввод таких данных, обнаружил нарушение в этот же день.

Поскольку камеральная или выездная проверка в отношении организации не проводилась, срок составления акта о выявленном нарушении не ограничивается. Акт был составлен 20 сентября.

Акт вручается лицу, которое совершило налоговое правонарушение, под расписку или передается другим способом, свидетельствующим о дате его получения. Например, направляется по почте заказным письмом или по телекоммуникационным каналам связи (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).

Если организация не согласна с тем, что изложено в акте, она может представить возражения в течение одного месяца со дня получения акта (ранее этот срок составлял 10 дней). То есть порядок представления возражений аналогичен порядку, который установлен для актов выездных и камеральных налоговых проверок.

По результатам рассмотрения материалов инспекция выносит одно из двух возможных решений:

  • либо о привлечении организации к ответственности;
  • либо об отказе в привлечении к ответственности.*

Момент вступления в силу такого решения законодательством не определен, следовательно, оно вступает в силу немедленно – в момент его принятия. Данная позиция отражена в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20 июля 2011 г. № А82-3773/2010.

Кроме того, за подобные нарушения предусмотрена и административная ответственность (п. 13 ст. 101.4 НК РФ). Например, если организация не представила в срок документы по требованию, то сотрудник налоговой инспекции составит акт об обнаружении налогового правонарушения по статье 101.4 Налогового кодекса РФ. В этом случае организация будет привлечена к ответственности по статье 126 Налогового кодекса РФ. А ее руководителя привлекут к административной ответственности по статье 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

<…>

«Статья 3. Признаки банкротства

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.*

3. Положения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

<…>

Статья 6. Рассмотрение дел о банкротстве

1. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее трехсот тысяч рублей,* к должнику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона».

<…>

08.06.2015г.

С уважением,

Виктория Рыбалкина, эксперт Системы Главбух

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем VIP-поддержки Системы Главбух

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка