Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Учетная политика '2017 — какие формулировки изменить

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
8 июня 2015 745 просмотров

Мы сдали декларацию по транспортному налог за 2014 год с опозданием, т.е. 12 февраля 2015. за четвертый квартал авансовый платеж был оплачен во время, но была задолженность за 1 и 2 квартал14, ЕЕ погасили 17 февраля 2015г. Нам не приходили не акты о правонарушении, что сдана не в срок декларация, не было никаких запросов на пояснения. А 5 июня был звонок из инспекции, что мы сдали не во время и что большие штрафы будут. Нам пояснили что они получили 16 февраля 2015г. декларацию(мы отчитываемся через интернет) и Что они составили акт 26 мая 2015г. и сроки указывает что по итогам камеральной проверки и после в течении 10 дней они составили акт. Правда мы его еще не видели, они почтой отправили и какой точно документ не знаем. Сказали штраф по 119 5% от не уплаченной суммы. Вопрос: А правомерны или их действия? Это же не камеральная проверка. Мне кажется, что они пропустили сроки. Напишите пожалуйста подробно, какие статьи и на что нам ссылаться

Налоговый орган действует правомерно. Штраф назначается после проведения камеральной проверки не вовремя сданной налоговой декларации. Исходя из содержания вопроса, сроки налоговой инспекцией не пропущены. И даже, если Вы получите акт проверки позже установленных сроков, решение отменить вряд ли получится.

Остается только апеллировать к смягчающим обстоятельствам и просить инспекцию или суд снизить размер штрафа (возможно даже меньше минимального). Об этом в материалах ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как составить и сдать декларацию по транспортному налогу

<…>

Когда сдавать

Сдать декларацию по транспортному налогу нужно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным годом (абз. 1 п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Последний срок подачи декларации может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте декларацию в следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).*

Ответственность за непредставление декларации

Внимание: несвоевременная подача декларации по транспортному налогу является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа составляет 5 процентов от суммы налога, которая должна быть уплачена (доплачена) на основании декларации, но которая не была перечислена в бюджет в установленный срок (ст. 119 НК РФ). Этот штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки со дня, установленного для подачи декларации. Общая сумма штрафа за весь период опоздания составит от 1000 руб. до 30 процентов от указанной суммы. Если налог полностью уплачен в срок, то штраф составит 1000 руб. Если организация уплатила только часть налога, то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога, которую нужно было уплатить по декларации, и суммой, которая фактически была перечислена в бюджет в установленный срок.*

Подробнее об определении размера штрафов за непредставление деклараций см. В каком размере взимается штраф за несвоевременное представление годовой налоговой декларации.

Кроме того, за непредставление или за представление с опозданием декларации суд по заявлению инспекции может вынести должностным лицам организации (например, руководителю) предупреждение или назначить штраф на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация: Кто обязан представить налоговую отчетность в инспекцию

<…>

Несвоевременное представление декларации

За несвоевременное представление налоговой декларации налоговая инспекция может:

  • оштрафовать организацию:
  • заблокировать банковский счет организации.

При этом неважно, является организация налогоплательщиком или нет. Инспекция может оштрафовать за такое правонарушение любую организацию, которая должна сдавать налоговые декларации, но по какой-либо причине не исполнила эту обязанность. Например, организацию, которая освобождена от обязанностей налогоплательщика, но является налоговым агентом по НДС (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ).*

Размер штрафа составляет 5 процентов от суммы налога, которая подлежит уплате (доплате) на основании данной декларации. При определении размера штрафа из этой суммы вычитается сумма налога, которая была перечислена в бюджет в установленный срок. Пятипроцентный штраф начисляется за каждый месяц (полный или неполный) просрочки с подачей декларации. При этом общая сумма штрафа не может быть больше 30 процентов от суммы налога и меньше 1000 руб. Например, если налог по декларации был полностью уплачен в установленный срок, то штраф за несвоевременное представление декларации составит 1000 руб. Если в установленный срок организация уплатила только часть налога, то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога, отраженной в декларации, и фактически перечисленной в бюджет.

Такой порядок предусмотрен статьей 119 Налогового кодекса РФ. При наличии смягчающих обстоятельств налоговая инспекция или суд могут снизить размер штрафа в два и более раза (п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ, п. 19 постановления от 11 июня 1999 г. Пленума Верховного суда РФ № 41 и Пленума ВАС РФ № 9).

Решение о штрафе и его размере принимается только после проведения камеральной проверки несвоевременно поданной декларации. Причем в результате штраф может быть установлен исходя из данных, указанных в декларации (по данным организации) или с учетом доначислений по итогам камеральной проверки (по данным инспекции). Такие разъяснения содержатся в пункте 1.6 письма ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705.

Кроме того, налоговая инспекция может оштрафовать организацию за несоблюдение порядка представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (если такой способ подачи отчетности является обязательным). Размер штрафа составляет 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).*

Наряду с взысканием штрафа за опоздание с подачей налоговой декларации инспекция вправе заблокировать банковские счета организации. Счет может быть заблокирован, если организация не представила декларацию в течение 10 рабочих дней после того, как истек срок, установленный для ее подачи (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167). За несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам блокировка банковских счетов не применяется (письмо Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324).

Ситуация: грозит ли штраф организации, если налоговую декларацию она сдала с опозданием на один день

Да, грозит. При условии что срок сдачи декларации приходился на рабочий день.*

За несвоевременно сданную налоговую отчетность инспекторы вправе оштрафовать организацию по статье 119 Налогового кодекса РФ. Штраф рассчитают за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для подачи декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ).

И неважно, на сколько задержали отчет: на один день, на неделю или на месяц. Основание одно. Есть срок – это календарная дата, указанная в соответствующей главе части второй Налогового кодекса РФ. Сдать декларацию можно до 24 часов этого дня (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). А если сдали позже хотя бы на час, то срок считается нарушенным. И потому штраф посчитают как минимум за один месяц нарушения.

При этом первым днем опоздания является тот, который следует за крайней датой для подачи декларации (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно с этого дня инспекция рассчитает штраф по статье 119 Налогового кодекса РФ.

Здесь также действует общее правило. Срок сдачи налоговой декларации, который приходится на нерабочий день, переносится на ближайший следующий за ним рабочий (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Пример расчета штрафа при нарушении срока подачи налоговой декларации на один день

ООО «Альфа» является плательщиком налога на прибыль. Налоговым периодом является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), срок сдачи налоговой декларации – не позднее 28-го марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ). Поскольку последний срок сдачи декларации по налогу на прибыль за 2014 год выпадает на выходной день (28 марта 2015 года – суббота), этот срок переносится на ближайший рабочий день, то есть на 30 марта 2015 года (понедельник).

«Альфа» сдала декларацию во вторник 31 марта 2015 года, то есть с опозданием на один день. Тем самым организация совершила правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ. Неполный месяц нарушения срока, установленного для подачи декларации, отсчитывается с 31 марта 2015 года.

Сумма налога к доплате, исчисленная на основании декларации, составляет 200 000 руб. Размер штрафа составит 10 000 руб. (200 000 руб. ? 5%).

Тут важно разобраться еще с тем, какой день считать нерабочим. Таковыми являются выходные и праздники, предусмотренные трудовым законодательством.

Праздники есть общероссийские, которые перечислены в статье 112 Трудового кодекса РФ. И могут быть еще региональные, в каждом регионе свои. Это следует из статьи 6 Трудового кодекса РФ.

А выходных дней может быть два. Один, общий для всех организаций – воскресенье. Второй (при пятидневной рабочей неделе) работодатель вправе установить самостоятельно, закрепив это в коллективном договоре или в Правилах трудового распорядка. И вовсе не обязательно, что это будет суббота. Об этом сказано в статье 111 Трудового кодекса РФ.

В государственных же ведомствах, коим является и налоговая инспекция, выходными днями являются, как правило, суббота и воскресенье.

Таким образом, может возникнуть ситуация, когда второй выходной день в неделе у организации и у инспекции отличается. Как это повлияет на расчет штрафа?

Так вот, если срок для подачи налоговой декларации приходится на день, который признан выходным в коллективном договоре (Правилах внутреннего распорядка) организации, то он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. Даже если этот выходной для организации день – рабочий для инспекции. Это следует из части 2 статьи 111 Трудового кодекса РФ, пункта 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

И наоборот, если срок приходится на день, который является выходным лишь для инспекции, но не для организации, то он не переносится. Для последней ведь этот день рабочий, а значит, декларацию можно сдать (например, отправить по почте или в электронном виде).

Пример определения срока сдачи налоговой декларации. Выходные дни, установленные в организации, не совпадают с общепринятыми

ООО «Альфа» является плательщиком водного налога. Налоговым периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ), срок сдачи налоговой декларации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 333.14, 333.15 НК РФ).

Последний срок сдачи декларации по водному налогу за I квартал 2015 года – 20 апреля 2015 года (понедельник).

Коллективным договором «Альфы» предусмотрено два выходных дня в неделю – воскресенье и понедельник. Поэтому бухгалтер сдал налоговую декларацию во вторник 21 апреля 2015 года. Действия организации правомерны, поскольку срок, установленный для подачи налоговой декларации, приходится на день, который признан выходным локальным нормативным актом.

Пример определения срока сдачи налоговой декларации. Выходные дни, установленные в организации, не совпадают с общепринятыми, и срок подачи декларации выпадает на субботу

ООО «Альфа» является плательщиком налога на прибыль. Налоговым периодом является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), срок сдачи налоговой декларации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Последний срок сдачи декларации по налогу на прибыль за 2014 год – 28 марта 2015 года (суббота).

Коллективным договором «Альфы» предусмотрено два выходных дня в неделю – воскресенье и понедельник. При этом выходными для налоговой инспекции являются суббота и воскресенье.

Срок, установленный для подачи налоговой декларации, приходится на день, который признан рабочим локальным нормативным актом организации, и одновременно является выходным для налоговой инспекции. Поэтому бухгалтер направил налоговую декларацию по почте в субботу 28 марта 2015 года. Откладывать отчет до вторника в данном случае нельзя.

Ситуация: может ли налоговая инспекция или суд при наличии смягчающих обстоятельств снизить минимальный размер штрафа, установленный статьей 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление налоговой декларации

Да, может.

Из писем Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-02-08/86, от 16 мая 2012 г. № 03-02-08/47 и от 30 января 2012 г. № 03-02-08/7 следует, что при наличии смягчающих обстоятельств (п. 1 ст. 112 НК РФ) налоговая инспекция или суд могут снижать штрафы ниже минимального предела. В частности, за несвоевременное представление налоговой декларации штраф может быть назначен меньше 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

До недавнего времени налоговое ведомство придерживалось противоположной точки зрения. Так, в письме ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37-7/16376 говорилось, что даже при наличии смягчающих обстоятельств минимальный размер штрафа снижению не подлежит. Однако это письмо было отменено письмом ФНС России от 30 сентября 2014 г. № СА-4-7/19945.

Правомерность уменьшения штрафных санкций ниже минимального размера подтверждена пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57. Следует отметить, что до выхода этого постановления арбитражная практика по данному вопросу была неоднородной. Некоторые суды разделяли позицию Минфина России и уменьшали суммы штрафов за несвоевременное представление деклараций ниже минимального размера (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2012 г. № А66-5375/2011, Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2012 г. № А33-17923/2011, Московского округа от 4 августа 2011 г. № КА-А40/8428-11). Но были и противоположные судебные решения (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2011 г. № Ф03-1312/2011, Северо-Кавказского округа от 28 января 2011 г. № А32-53844/2009, Западно-Сибирского округа от 19 августа 2010 г. № А27-25004/2009).
С выходом постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 арбитражная практика должна стать единообразной – в пользу налогоплательщиков (ч. 1 ст. 3 Закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ).*

Пример расчета штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации

Организация является плательщиком ЕНВД. По законодательству последний срок подачи декларации за IV квартал 2014 года – 20 января 2015 года. Фактически декларацию по ЕНВД бухгалтер представил в налоговую инспекцию 13 марта 2015 года. Таким образом, просрочка составила два месяца: один полный (с 21 января по 20 февраля) и один неполный (с 21 февраля по 13 марта).
В декларации указана сумма налога к уплате в бюджет 65 000 руб.

Последний срок уплаты ЕНВД за IV квартал 2014 года – 26 января 2015 года. В этот срок организация перечислила ЕНВД в бюджет частично – в сумме 20 000 руб.

Поскольку декларация сдана с опозданием, налоговая инспекция оштрафовала организацию. Штраф установлен в размере 5 процентов от не уплаченной в срок суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки.

Сумма штрафа составила:
(65 000 руб. – 20 000 руб.) ? 5% ? 2 мес. = 4500 руб.

Ситуация: в каком размере взимается штраф за несвоевременное представление годовой налоговой декларации. В течение года организация перечисляет авансовые налоговые платежи

Штраф начисляется исходя из разницы между суммой налога, начисленной за налоговый период, и суммой налога (включая авансовые платежи), фактически перечисленной в бюджет на дату, установленную для уплаты налога за год. Это объясняется так.

Несвоевременное представление налоговой декларации признается правонарушением, ответственность за которое установлена статьей 119 Налогового кодекса РФ. Штрафы, предусмотренные этой статьей, рассчитываются исходя из разницы между суммой налога, которая должна быть уплачена в бюджет на основании несвоевременно поданной декларации, и суммой налога, которая была фактически перечислена в бюджет в установленный срок.

По некоторым налогам, налоговым периодом для которых является календарный год, предусмотрено перечисление авансовых платежей. К таким налогам, в частности, относятся земельный налог, транспортный налог, налог на имущество, единый налог при упрощенке. При этом сумма налога, подлежащего уплате (доплате) по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, начисленного за налоговый период, и суммой авансовых платежей, перечисленных в бюджет в течение этого же периода.

Следовательно, исходя из буквального толкования положений статьи 119 Налогового кодекса РФ в рассматриваемой ситуации базой для расчета штрафа является разница между суммой налога, отраженной в декларации к уплате (за вычетом авансовых платежей, перечисленных в бюджет), и суммой налога, фактически перечисленной в бюджет в установленный срок. Применительно к прежней редакции статьи 119 Налогового кодекса РФ аналогичные разъяснения содержались в письме Минфина России от 10 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-59. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 10 октября 2006 г. № 6161/06, постановления ФАС Уральского округа от 21 января 2009 г. № Ф09-10346/08-С2, от 8 сентября 2008 г. № Ф09-6390/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 11 января 2008 г. № А74-1746/07-Ф02-9642/07, Московского округа от 9 июня 2007 г. № КА-А40/4904-07, Северо-Западного округа от 20 марта 2008 г. № А56-35279/2007, Волго-Вятского округа от 4 июня 2007 г. № А29-8431/2006А, Дальневосточного округа от 30 мая 2006 г. № Ф03-А04/06-2/1532).*

За нарушение сроков сдачи налоговых деклараций предусмотрена не только налоговая, но и административная ответственность. По заявлению налоговой инспекции мировой судья может вынести предупреждение или оштрафовать руководителя или главного бухгалтера организации на сумму от 300 до 500 руб. за каждую несвоевременно сданную декларацию (ст. 15.5, абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Кроме того, если организация не подает налоговые декларации, налоговые инспекции вправе приостанавливать ее операции по расчетным счетам.

Расчетный счет может быть заблокирован в течение 10 рабочих дней после того, как истек последний срок подачи декларации по тому или иному налогу. О приостановке расчетных операций налоговая инспекция обязана сообщить налогоплательщику, выслав ему копию решения по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Копия решения должна быть вручена представителю налогоплательщика под расписку или отправлена по почте с уведомлением о вручении. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 6.1, пункта 3 и абзаца 5 пункта 4 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: какой штраф налоговая инспекция может взыскать за несвоевременную сдачу нулевых деклараций

По общему правилу за такое нарушение инспекция может взыскать штраф в размере 1000 руб.

Если организация обязана платить налог (является налогоплательщиком), но в течение отчетного (налогового) периода у нее не было налогооблагаемых операций, она не освобождается от обязанности подавать налоговые декларации. Такой вывод следует из положений статьи 80 Налогового кодекса РФ и подтверждается пунктом 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71.

Если декларация не представлена в установленный срок, то налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию по статье 119 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа зависит только от не уплаченной в установленной срок суммы налога, которая подлежит уплате (доплате) по декларации. При этом статьей 119 Налогового кодекса РФ установлен минимальный размер штрафа – 1000 руб. Минимальный штраф взыскивается, если размер штрафа, рассчитанный исходя из суммы налога к уплате (доплате), меньше 1000 руб. В нулевой декларации сумма налога к уплате (доплате) отсутствует. Следовательно, за несвоевременное представление нулевых налоговых деклараций инспекция может оштрафовать организацию на сумму в 1000 руб. (письмо Минфина России от 12 октября 2011 г. № 03-02-08/110). Даже при наличии смягчающих обстоятельств.

Если нулевая декларация за отчетный (налоговый) период была представлена с нарушением установленных сроков и после этого организация подала уточненную декларацию за этот же период, размер штрафа будет зависеть от суммы реальных налоговых обязательств (ст. 119 НК РФ). То есть от суммы, указанной в уточненной налоговой декларации. Правомерность такого вывода подтверждается постановлениями Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. № 7265/11 и от 15 мая 2007 г. № 543/07.

Кроме налоговых санкций, за нарушение сроков сдачи налоговых деклараций (в т. ч. нулевых) предусмотрена административная ответственность (ст. 15.5 КоАП РФ).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: Как оформляются результаты камеральной налоговой проверки

<…>

Оформление акта проверки

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта камеральной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте камеральной проверки, см. в таблице.*

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки. Инспекция составила акт камеральной проверки с нарушениями (ошибками)

Можно, если нарушения (ошибки), допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам камеральной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт камеральной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам камеральной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам камеральной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

Срок составления акта

Составить акт камеральной налоговой проверки инспекция должна не позднее 10 рабочих дней после ее окончания (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Инспекция составляет два экземпляра акта: один из них остается на хранении в инспекции, другой – вручается проверенной организации (п. 2.3 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). При этом в ряде случаев инспекция обязана приложить к экземпляру акта, который передается в организацию, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, которые были выявлены в ходе камеральной проверки (ст. 100 НК РФ).*

Вручение акта организации

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.*

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: что делать, если акт камеральной проверки вручен с нарушениями сроков

Получить акт и ознакомиться с ним.

Дело в том, что нарушение срока вручения акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налоговой инспекции по результатам проверки. Такое упущение со стороны проверяющих не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Суды в такой ситуации тоже вряд ли помогут (см., например, постановления ФАС Московского округа от 9 апреля 2014 г. № А40-76732/13-99-232, Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 09АП-40446/2013).*

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта камеральной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом в адрес организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из совокупности положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Пример определения даты получения акта камеральной проверки. Инспекция направила акт в организацию заказным письмом

20 сентября 2012 года (четверг) инспекция направила акт камеральной проверки заказным письмом по местонахождению организации. Считается, что указанный акт получен организацией 28 сентября 2012 года (пятница).

Налоговое законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос, вправе ли инспекция направлять акт камеральной проверки заказным письмом, если организация не уклоняется от его получения (абз. 1, 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

<…>

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4. Книга: «Упрощенка». Годовой отчет – 2014Важные сроки при налоговых проверках

Права и обязанности Срок Комментарий
Налогоплательщик обязан
Представить пояснения или внести исправления в декларацию, в которой по итогам камеральной проверки выявлены ошибки (п. 3 ст. 88 НКРФ) 5 дней Срок исчисляется со дня извещения о выявленных ошибках
Представить документы, затребованные в ходе налоговой проверки (абз. 1 п. 3 ст. 93 НКРФ) 10 дней Срок исчисляется со дня получения требования
Письменно уведомить инспекцию о невозможности представить затребованные документы в течение 10 дней и о необходимых сроках (абз. 2 п. 3 ст. 93 НКРФ) 1 день Имеется в виду следующий день после получения требования представить документы
Исполнить требование об уплате налога (абз. 4 п. 4 ст. 69 НКРФ) 8 дней Срок исчисляется с даты получения требования. И в нем может быть указан срок, превышающий 8 дней
Налогоплательщик вправе
Представить возражения по акту налоговой проверки в случае несогласия с изложенными в нем фактами, выводами и предложениями (п. 6 ст. 100 НКРФ) 1 месяц Срок исчисляется со дня получения акта налоговой проверки1
Подать жалобу в вышестоящий налоговый орган на акт налоговой инспекции, действия или бездействие должностного лица (п. 2 ст. 139 НКРФ) 1 год2 Срок исчисляется со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав
Подать апелляционную жалобу на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (п. 9 ст. 101 и п. 2 ст. 139.1 НКРФ) 1 месяц Срок исчисляется со дня вручения решения налогоплательщику. То есть апелляционную жалобу можно подать до момента вступления решения в силу
Подать жалобу на вступившее в законную силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 139 НКРФ) 1 год Срок исчисляется с момента вынесения обжалуемого решения
Налоговый орган вправе
Продлить срок представления документов, истребованных в ходе налоговой проверки, или отказать в продлении сроков (абз. 3 п. 3 ст. 93 НКРФ) 2 дня Срок исчисляется со дня получения уведомления от налогоплательщика о невозможности представить вовремя истребованные документы
Налоговый орган обязан
Направить налогоплательщику требование об уплате налога при выявлении недоимки (п. 1 ст. 70 НКРФ) 3 месяца Срок исчисляют со дня выявления недоимки. При этом если сумма менее 500 руб., срок равен одному году
Направить налогоплательщику требование об уплате налога по результатам налоговой проверки (п. 2 ст. 70 НКРФ) 20 дней Срок исчисляется с даты вступления в силу решения налогового органа
Передать копии изъятых документов (п. 8 ст. 94 НКРФ) 5 дней Срок исчисляется со дня изъятия документов
Составить акт по результатам выездной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 100 НКРФ) 2 месяца Срок исчисляется со дня составления справки о проведенной выездной проверке
Составить акт по результатам камеральной проверки в случае выявления нарушений (абз. 2 п. 1 ст. 100 НКРФ) 10 дней Срок исчисляется со дня окончания камеральной проверки
Вручить акт проверки плательщику (п. 5 ст. 100 НКРФ) 5 дней Срок исчисляется с даты оформления акта
После рассмотрения материалов проверки вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности (п. 1 ст. 101 НКРФ) 10 дней3 Срок исчисляется с даты истечения месяца, отведенного на представление налогоплательщиком возражений по акту*
Вручить налогоплательщику решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности (п. 9 ст. 101 НКРФ) 5 дней Срок исчисляется со дня вынесения решения
Вручить налогоплательщику копию решения о принятии или об отмене обеспечительных мер по исполнению решения о привлечении к ответственности (п. 13 ст. 101 НКРФ) 5 дней Срок исчисляется со дня вынесения решения о принятии или об отмене обеспечительных мер
Направить в вышестоящий налоговый орган со всеми имеющимися материалами поступившую апелляционную жалобу на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности (п. 1 ст. 139.1 НКРФ) 3 дня Срок исчисляется со дня поступления жалобы
Принять решение по жалобе на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности (абз. 1 п. 6 ст. 140 НКРФ) 1 месяц4 Обязанность вышестоящего налогового органа. Срок исчисляется со дня получения жалобы
Принять решение по жалобе на действия (бездействие) налоговых органов (абз. 2 п. 6 ст. 140 НКРФ) 15 дней4 Обязанность вышестоящего налогового органа. Срок исчисляется со дня получения жалобы
Сообщить налогоплательщику о продлении срока рассмотрения жалобы, а также само решение по результатам жалобы (абз. 3 и 4 п. 6 ст. 140 НКРФ) 3 дня Обязанность вышестоящего налогового органа. Срок исчисляется со дня принятия решения

1 В случае направления акта проверки заказным письмом датой вручения является шестой день, считая с даты отправки (п. 5 ст. 100 НКРФ).

2 Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы по заявлению налогоплательщика может быть восстановлен.

3 Если нужны дополнительные доказательства для подтверждения факта нарушения, срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

4 Срок может быть продлен на тот же период для получения и рассмотрения дополнительных документов.

Примечание. Сроки, указанные в таблицах, исчисляются в рабочих днях. Срок начинает течь со дня после даты или события, которое определяет его начало (п. 2 и 6 ст. 6.1 НКРФ).

08.06.2015 г.

С уважением,

Павел Зайкин

эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Натальей Колосовой

Ведущим экспертом БСС Система Главбух

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какой код вы указали в поле 101 январской платежки по взносам?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка