Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В трудовых книжках можете не ставить печати

Подписка
Срочно заберите все!
№24
8 июня 2015 50 просмотров

Резерв на выплату вознаграждений

Изменить порядок формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам года в течение отчетного года организация не может, так как для этого нужно вносить изменения в учетную политику.

В бухгалтерском учете организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, обязаны формировать оценочные обязательства, в том числе на выплату вознаграждений по итогам работы за год. Методика формирования резерва должна быть разработана организацией самостоятельно и утверждена в учетной политике для бухгалтерского учета.

В налоговом учете организация вправе также создавать подобный резерв и учитывать расходы не его создание при определении налогооблагаемой прибыли. Решение о создании резерва, способ его формирования, ежемесячный процент отчисления и предельная годовая сумма должны быть зафиксированы в учетной политике для целей налогообложения.

Принятую учетную политику, как для бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, организация должна применять последовательно из года в год. Изменения можно вносить лишь в особых случаях.

Изменения в учетную политику для бухгалтерского учета можно вносить только в случаях, когда:

• изменяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета, федеральные и отраслевые стандарты;

• организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, снижающие трудоемкость и повышающие достоверность данных и качество информации (например, переходит на компьютерную обработку бухгалтерской информации);

• существенно меняются условия деятельности организации (реорганизация, смена собственников, перепрофилирование).

В основном изменения вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в течение текущего года.

Изменения в учетную политику для целей налогообложения можно внести только в двух случаях:

В течение календарного года корректировать учетную политику для целей налогообложения можно только в связи с изменениями законодательства.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как создать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ежегодного вознаграждения за выслугу лет, вознаграждения по итогам года) в налоговом учете

Чтобы равномерно списывать суммы единовременных выплат сотрудникам, организации вправе создавать в налоговом учете специальные резервы*. Таких резервов три:
– на выплату отпускных;
– на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет;
– на выплату вознаграждений по итогам года.

Такое правило установлено пунктами 1, 6 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.

Любой из этих резервов может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления. Организации, применяющие кассовый метод, резервы не создают. Объясняется это тем, что любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они учитывают только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Отражение в учетной политике

Решение о создании резерва закрепите в учетной политике для целей налогообложения. Там же укажите*:
– способ резервирования (порядок расчета ежемесячных отчислений, состав расходов, учитываемых при формировании резерва, и т. д.);
– ежемесячный процент отчислений в резерв;
– предельную годовую сумму отчислений в резерв.

Такие правила установлены пунктами 1, 6 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ.

<…>

Ситуация: нужно ли в налоговом учете пересчитать процент отчислений в резервы предстоящих выплат сотрудникам и предельную сумму отчислений, если в течение года сотрудники увольнялись и принимались на работу

Нет, не нужно.

Такой пересчет статьей 324.1 Налогового кодекса РФ не предусмотрен. К тому же изменения в установленную учетную политику (кроме уточнений, связанных с изменением законодательства о налогах и сборах) можно внести только со следующего года* (абз. 6 ст. 313 НК РФ).

<…>

Ответственность

Внимание: если при составлении учетной политики организация не утвердит все элементы, необходимые для расчета резерва, налоговая инспекция может оспорить законность решения о его создании и исключить отчисления в резерв из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Способ резервирования, ежемесячный процент отчислений в резерв и предельную годовую сумму отчислений в резерв необходимо отразить в учетной политике для целей налогообложения (п. 1, 6 ст. 324.1 НК РФ).

Учетная политика применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, все положения учетной политики на очередной налоговый период должны быть утверждены руководителем организации до его начала. Утверждение хотя бы одного из элементов, необходимых для создания резерва, после начала календарного года признается изменением учетной политики. Изменения учетной политики вступают в силу с начала нового налогового периода, то есть с 1 января года, следующего за внесением изменений (абз. 6 ст. 313 НК РФ). Если, не дожидаясь вступления этих изменений в силу, организация начнет производить отчисления в резерв, при проверке налоговая инспекция может признать такие расходы необоснованными. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 июля 2006 г. № Ф08-2766/2006).

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Книга:Годовой отчет — 2014

Общие правила формирования резервов в бухгалтерском учете

1.11.1 Какие резервы обязательны в бухгалтерском учете.

Резерв в бухгалтерском учете или является обязательным, или его вообще не создают. Выделяется две группы резервов*.

Во-первых, компании обязаны формировать оценочные обязательства (то есть, по сути, те же резервы), в частности:

— на предстоящую оплату отпусков работникам;

— на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет или вознаграждений по итогам работы за год;

— на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;

— на предстоящую реструктуризацию деятельности организации.

Во-вторых, необходимо делать отчисления, связанные с уценкой активов. Наиболее яркий пример — при наличии сомнительной дебиторской задолженности нужно формировать резерв по сомнительным долгам (отражается на счете 63). Так же следует поступить и если высока вероятность неисполнения контрагентом своих обязательств. Например, покупатель должен расплатиться через месяц, но уже сейчас есть информация о начавшейся процедуре банкротства данной компании. Также к этой группе относятся:

— резерв под снижение стоимости материальных ценностей (отражается на счете 14);

— резерв под обесценение финансовых вложений (отражается на счете 59).

Вместе с тем, если не наступило обязывающее событие, формировать оценочные обязательства не нужно. В частности, нет оснований создавать резерв в отношении предстоящих расходов на ремонт основных средств или предметов проката.

Малое предприятие может не создавать резервы первой группы (п. 3 ПБУ 8/2010). В то же время малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (что на практике редкость), обязаны формировать оценочные обязательства по общим правилам.

А вот резервы второй группы, то есть связанные с уценкой активов, должны быть абсолютно у всех компаний. Конечно, если есть основания их создавать. Например, дебиторка бывает почти у всех компаний. А финансовыми вложениями занимаются не все.

1.11.2 Что будет, если не формировать обязательные резервы в бухучете*.

За такие действия главному бухгалтеру (или директору), как должностному лицу, грозит наказание по статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Правда, санкции возможны, если какая-то из строк отчетности будет искажена как минимум на 10 процентов. В этом случае может быть выписан штраф в размере от 2000 до 3000 руб.

Резервы являются корректирующей величиной, то есть на их сумму уменьшается соответствующий актив или задолженность, и отдельной строкой в балансе не показываются. Следовательно, узнать о том, что резервы не начислялись, налоговые инспекторы смогут, только если запросят бухгалтерские регистры или пояснения к отчетности. Либо когда придут в компанию с выездной проверкой. Но и при проверках, как показывает практика, контролеры не задаются вопросом, создавала компания резервы или нет, поскольку их главная задача — проверка соблюдения налогового законодательства.

<…>

3.Рекомендация: Как изменить учетную политику для целей бухучета

Учетную политику для целей бухучета организация должна применять последовательно из года в год. Тем не менее, в этот документ можно вносить необходимые изменения и дополнения*. Такие правила установлены частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

<…>

Изменения учетной политики

Изменением учетной политики признается корректировка уже существующих описаний фактов хозяйственной деятельности или операций.

Изменения в учетную политику можно вносить только в случаях, когда*:

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пунктом 10 ПБУ 1/2008.

Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в течение текущего года *(ч. 7 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 12 ПБУ 1/2008).

Если же изменения в учетной политике обусловлены изменениями в законодательстве, то они вступают в силу в порядке, указанном в нормативном правовом акте, который их вносит (п. 14 ПБУ 1/2008).

Если изменения в учетной политике существенно повлияли на финансовые результаты (движение денежных средств) организации, их необходимо раскрыть в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).

<…>

Как минимум в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах за год, в котором были утверждены изменения в учетной политике, необходимо указать*:
– причину изменения учетной политики в отчетном году;
– содержание изменения учетной политики в отчетном году;
– порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);
– суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;
– сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.

Такой порядок установлен пунктами 21, 25 ПБУ 1/2008.

При этом изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (п. 16 ПБУ 1/2008).

Ситуация: как отразить изменение учетной политики в бухгалтерской отчетности*

Ответ на этот вопрос зависит от того, относится организация к субъектам малого предпринимательства или нет.

Организациям, не являющимся субъектами малого предпринимательства, при изменении учетной политики нужно пересчитать показатели отчетности за прошлые периоды (ретроспективный пересчет). Однако прежде следует определить период такого перерасчета и оценить возможность его проведения.

В ситуации, когда меняется способ ведения бухучета, период ретроспективного пересчета определяйте исходя из предположения, что измененный способ бухучета применялся с момента возникновения деятельности данного вида. Если перерасчет нельзя сделать с достаточной степенью точности, не проводите его и применяйте измененный способ бухучета перспективно. То есть с начала нового отчетного периода.

Если принимается новый или изменяется существующий нормативно-правовой акт, в нем может быть установлен конкретный период или порядок перерасчета. Тогда перерасчет проводите в установленном этим документом порядке.

Такой порядок следует из пунктов 14 и 15 ПБУ 1/2008.

При ретроспективном пересчете показатели отчетности нужно пересчитать исходя из предположения, что новая учетная политика применялась в течение всего периода перерасчета. Поскольку это приведет к изменению остатков активов и обязательств, информацию о результатах пересчета нужно отразить в Пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах к отчетности. Это будет документальным обоснованием внесенных изменений.

После этого нужно внести изменения в данные бухгалтерской отчетности текущего периода. И отразить в них результаты перерасчета показателей предыдущих периодов (п. 21 ПБУ 1/2008). А в бухучете следует отразить разницу между фактическими данными и результатами перерасчета. Необходимые записи внесите в учет в межотчетном периоде между 31 декабря и 1 января. В итоге они не попадут в заключительное сальдо баланса за отчетный год, но будут включены во вступительное сальдо баланса следующего года. Различия между этими двумя показателями покажут денежную оценку изменений в учетной политике. Результаты перерасчета относите на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». При переоценке статей баланса в межотчетном периоде используйте этот счет, а также связанные счета, участвующие в перерасчете.

Такой порядок установлен пунктом 15 ПБУ 1/2008.

Организации, признаваемые субъектами малого предпринимательства, ретроспективный пересчет могут не проводить и все изменения в отчетности отражать перспективно. Это означает, что измененный способ ведения бухучета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после внесения изменений в учетную политику. Такое право малым предприятиям предоставлено пунктом 15.1 ПБУ 1/2008.

Изменения учетной политики нужно раскрыть в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах за отчетный год. Здесь указывают:

Если такое раскрытие по предшествующему периоду, представленному в отчетности, или по более ранним отчетным периодам является невозможным, раскройте такую информацию в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах и укажите период, в котором начинается применение изменений.

Если изменение учетной политики вызвано изданием нового или изменением существующего нормативно-правового акта, раскрывайте информацию о последствиях изменения учетной политики согласно нормам, предусмотренным этим актом.

Такой порядок следует из пунктов 21 и 25 ПБУ 1/2008.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

4.Ситуация: Как внести изменения в учетную политику

Изменения в учетную политику можно внести только в двух случаях*:

  • принято решение об изменении ранее выбранного метода учета в организации;
  • меняется законодательство о налогах и сборах.
    • изменяются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухучета, федеральные и отраслевые стандарты;
    • организация разрабатывает и внедряет новые способы ведения бухучета, снижающие трудоемкость и повышающие достоверность данных и качество информации (например, переходит на компьютерную обработку бухгалтерской информации);
    • существенно меняются условия деятельности организации (реорганизация, смена собственников, перепрофилирование).
    • причину изменения учетной политики;
    • содержание изменения;
    • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухотчетности;
    • суммы корректировок по каждой статье бухотчетности за каждый из представленных в отчетности периодов;
    • сумму корректировки, которая относится к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, насколько это практически возможно.
  • вы решили поменять ранее выбранный метод учета;
  • меняется законодательство о налогах и сборах.

Для этого нужно:

  • подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;
  • определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);
  • проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы организация должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);
  • утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время*:

  • при смене метода учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);
  • при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений в силу.

Об этом сказано в абзаце 6 статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В течение календарного года корректировать учетную политику можно только в связи с изменениями законодательства*. Если поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не нужно. Учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).

Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.

Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода – задним числом применять их нельзя. Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитывают в прежнем порядке. Например, с нового года организация исключила из состава прямых расходов затраты на хранение материалов. Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные организацией до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке. То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены (ст. 319, абз. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336).

Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений. Например, с нового года организация изменила способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (ст. 269 НК РФ). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда организация получила кредиты или займы, по которым начисляются проценты (письмо Минфина России от 9 ноября 2010 г. № 03-03-06/2/191).

Также существует минимальная периодичность, которую должны действовать некоторые правила. В частности, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Из рекомендации «Как составить учетную политику для целей налогообложения»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка