Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Банк запросил авансовые отчеты директора. Показать?

Подписка
Срочно заберите все!
№24
8 июня 2015 36 просмотров

В журнале Главбух №11 за июнь2015г. я прочитала на странице 22 статью про экологический сбор за транспорт,где сказано,что согласно п.13 ст.5 закона №219-ФЗ от 21.07.2014г.,платежи с 01.01.2015г.за передвижные источники перечислять не нужно.Департамент Росприроднадзора по Сибирскому Федеральному округу нам пояснил,что нужно читать ст.12 п,3 данного закона, где четко написано, что п.8 вводится в действие с 01.01.2016г.,поэтому возвращать сбор за 1 квартал 2015г. не будет.ВОПРОС:С какого даты отменяется взимание экологического сбора за транспорт?

 Это разъяснений Росприроднадзора полностью противоречит официальному разъяснению Министерства природы по данному вопросу. Так, в письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников» Министерство сообщает, что со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Вместе с тем, при буквальном подходе к нормам о вступлении законов:
– об охране окружающей среды – с 2016 г.;

– об охране атмосферного воздуха – с 2015 г.

можно сделать вывод о том, что существует их коллизия. Вместе с тем, оба Закона самого порядка взимания платы за загрязнение не устанавливают, он содержится в Постановлениях Правительства. А в них пока никаких изменений нет. Поэтому ссылка Росприроднадзора на названные в вопросе нормы вполне оправдана.

Этой ситуации в 2015 году лучше продолжать платить за передвижные объекты до выхода в свет обещанных Минприроды нормативов: «в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду»

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база»

1. Рекомендация:Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.

Кроме того, перечислять плату за загрязнение окружающей среды должны предприниматели и иностранные организации, осуществляющие деятельность в России.

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-Опостановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11,пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Совершать какие-либо действия для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика сборов за негативное воздействие на окружающую среду, организация не должна. Территориальные органы Росприроднадзора зарегистрируют ее самостоятельно.

Основания для постановки организации на учет приведены в пункте 6 Порядка, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 24 ноября 2005 г. № 867. К ним, в частности, относятся:
– обращение организации за выдачей разрешения на выбросы вредных веществ;
– включение объекта негативного воздействия в расчет платы за загрязнение окружающей среды;
– упоминание объекта в протоколе об административном правонарушении в сфере экологии или в акте проверки, проведенной органом Росприроднадзора.

При постановке организации на учет территориальное отделение Росприроднадзора присвоит ей регистрационный номер, внесет ее в реестр и зафиксирует все необходимые характеристики каждого источника негативного воздействия на окружающую среду.

Виды негативного воздействия

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Однако в настоящее время плата взимается не за все перечисленные выше виды негативного воздействия. А только за те виды негативного воздействия на окружающую среду, на которые постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы. К ним относятся:

Это следует из постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

Обратите внимание: с 1 января 2015 года плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (ст. 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗписьмо Минприроды России от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413). Таким образом, с 2015 года все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.*

Ситуация: кто из участников строительства – инвестор, застройщик, заказчик или подрядчик – должен перечислять экологические платежи

Платить должен тот, кто непосредственно наносит вред окружающей среде своей хозяйственной деятельностью.

Экологические платежи взимаются с организаций (природопользователей), осуществляющих на территории РФ любые виды деятельности, связанные с природопользованием (п. 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632абз. 7 ст. 3 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Невнесение в установленные сроки платы за загрязнение окружающей среды влечет наложение административного штрафа.

Иными словами, плательщиками указанных сборов являются организации (природопользователи), хозяйственная деятельность которых наносит вред окружающей среде. В строительстве такими организациями являются подрядчики или застройщики (заказчики), выполняющие строительство собственными силами (ч. 4 ст. 4 Закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗст. 751 ГК РФ). При этом не имеет значения, кто является инициатором строительства (собственником строящегося объекта). По общему правилу экологические сборы должны платить организации, фактически оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204). Однако это не мешает сторонам прописать в договоре подряда (инвестиционном договоре) условие о компенсации подрядчику уплаченных им экологических сборов (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

Существует такой вид платы за загрязнение окружающей среды, как плата за размещение отходов производства и потребления (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). В процессе строительства образуются отходы от разборки зданий, стружка, пыль бетонная и т. д. Право собственности на отходы принадлежит организации, в результате деятельности которой они образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Поэтому организация-собственник отходов, приобретает обязанность внесения в бюджет платы за негативное воздействие, оказываемое их размещением (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Однако обязанность вносить плату по этому основанию организацией, чья деятельность не носит специализированный характер по размещению отходов, является спорной.

Выбросы в атмосферу

Обязанность вносить плату за атмосферные выбросы возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.

<…>

Олег Хороший, начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. ПИСЬМО МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 10.03.2015 № 12-47/5413 «О плате за негативное воздействие от передвижных источников»


Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России рассмотрел письмо Центра правового обеспечения природопользования от 18 ноября 2014 года № 11003 по вопросу внесения платы за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников и сообщает.

Со вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"28 статья Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" излагается в новой редакции, согласно которой с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

Таким образом, с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено.*

В настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка