Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как отражать цены, чтобы на счете 42 не было путаницы

Подписка
Срочно заберите все!
№23
9 июня 2015 266 просмотров

Может ли индивидуальный предприниматель в арендованном помещении оказывать услуги посетителям по курению кальяна. И если да, то какое налогообложение он может применять. Может ли он также в этом помещении сделать бар с продажей алкогольных напитков?

1. Законодательство ограничивает продажу табака и табачных изделий, устанавливает запрет на курение табака в общественных местах (в том числе и в помещениях, предназначенных для общественного питания (ст. 12 Закона № 15)), поэтому оказывать посетителям услуги по курению кальянов с использованием смесей, содержащих табак, предприниматель не вправе. Не вправе он и рекламировать кальяны, поскольку они являются курительными принадлежностями (ст. 7 Закона о рекламе).

Но можно оказывать услуги по курению безтабачных смесей, и продавать кальяны.

2. индивидуальный предприниматель может оказывать услуги общепита (бар), но продавать в нем предприниматель вправе только пиво, сидр, пуаре или медовуху.

Для реализации иных видов алкогольной продукции в общепите требуется иметь лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. При этом в соответствии со статьями 16 и 18 Закона от 22.11.95 № 171ФЗ розничной продажей алкогольной продукции вправе заниматься только организации. Индивидуальные предприниматели могут заниматься исключительно розничной продажей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции (получать лицензию на их продажу не требуется, поскольку согласно п. 1 ст. 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением деятельности по производству и обороту пива и пивных напитков).

3. Предприниматель при ведении деятельности вправе самостоятельно выбрать любую систему налогообложения, если эта деятельность соответствует критериям, установленным для этого вида налогообложения, и такая система может применятся в выбранном регионе.

Поэтому при ведении такой деятельности, как услуги общепита предприниматель может выбрать патентную систему налогообложения или ЕНВД (если это позволяет муниципальное законодательство), УСН (если деятельность предпринимателя соответствует установленным критериям) или ОСНО.

В отношении услуг по организации курения кальянов предприниматель может применять УСН (если деятельность предпринимателя соответствует установленным критериям) или ОСНО.

При этом если такой вид деятельности, как услуги по организации курения кальяна (как развлекательная деятельность) и услуги общепита не указан в ЕГРИП, нужно уведомить о нем налоговую инспекцию. Для смены (добавления) видов экономической деятельности (ОКВЭД) в налоговую инспекцию требуется подать только заявление по форме Р24001.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

По вопросу организации услуг по курению кальянов

1. Статья 7 закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»

«Не допускается реклама:*

1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;

2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры;

3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;

4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;

6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;

7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений;

8) табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок;*

9) медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности».

<…>

2. Закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

<…>

«Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;*

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

<…>

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):*

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;*

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.»

<…>

По вопросу реализации алкоголя

1. Закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

<…>

«Статья 18. Виды деятельности, подлежащие лицензированию

1. Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:

производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи*;
розничной продажи спиртосодержащей продукции;*

закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;

перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.

2. Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

розничная продажа алкогольной продукции;

перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции*.

3. Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона.

4. Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абзацах пятом и шестом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию и спиртосодержащую непищевую продукцию.
Лицензии на вид деятельности, указанный в абзаце одиннадцатом пункта 2 настоящей статьи, выдаются отдельно на этиловый спирт (в том числе денатурат), нефасованную спиртосодержащую пищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, нефасованную спиртосодержащую непищевую продукцию с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
5. Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям статьи 8настоящего Федерального закона».

<…>

Статья 19. Порядок выдачи лицензий

<…>

4. Организация, имеющая лицензию на осуществление одного из видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением розничной продажи алкогольной продукции и перевозок этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции), при получении лицензии на осуществление другого вида деятельности, за исключением деятельности, связанной с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляет в лицензирующий орган только заявление о выдаче лицензии, копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии*. В случае, если копия указанного документа не представлена заявителем, лицензирующий орган проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах».

<…>

2. Статья: За торговлю алкоголем без лицензии предпринимателю грозит штраф

Документ: постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.07.2014 № А19-2251/2014
Позиция суда: предпринимателя можно оштрафовать за отсутствие лицензии на осуществление розничной торговли алкоголем даже несмотря на то, что законодательством не предусмотрена выдача ему такой лицензии.
Цена вопроса: 4000 руб.

Предприниматель занимался розничной торговлей алкогольной продукцией без получения специального разрешения на ведение такой деятельности. При этом частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности без лицензии, если она необходима. На этом основании контролеры привлекли коммерсанта к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 4000 руб. Предприниматель с таким решением не согласился, поскольку частью 2статьи 14.1 КоАП РФ ответственность предусмотрена только для организаций и ее должностных лиц. И обратился в суд.

Арбитры указали, что в соответствии со статьями 16 и 18 Федерального закона от 22.11.95 № 171ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию и ею вправе заниматься только организации. Индивидуальные предприниматели могут заниматься исключительно розничной продажей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.

Если же в нарушение законодательных норм предприниматель осуществляет розничную торговлю алкоголем без лицензии, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2статьи 14.1 НК РФ. При этом тот факт, что данная норма предусматривает наказание только для юридических лиц, значения не имеет.*

Таким образом, арбитры пришли к выводу, что контролеры правомерно привлекли коммерсанта, осуществляющего розничную торговлю алкоголем без лицензии, к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Журнал «Бухгалтерия ИП», Сентябрь 2014

По вопросу выбора системы налогообложения

1. Рекомендация:Кто может применять патентную систему налогообложения


Патентная система налогообложения является самостоятельным специальным налоговым режимом, который применяется в добровольном порядке (гл. 26.5п. 2 ст. 346.44 НК РФ).

Перейти на патентную систему налогообложения можно только в тех субъектах РФ, где этот налоговый режим установлен региональным законодательством (п. 1 ст. 346.43 НК РФ).

Перечень регионов, на территории которых введена патентная система налогообложения, представлен в таблице.

Условия для применения спецрежима

Применять патентную систему налогообложения могут лишь предприниматели и только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • вид деятельности, которым предприниматель занимается (планирует заниматься после приобретения патента), указан в пункте 2 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ. В этом случае предприниматель вправе применять данный спецрежим при оказании услуг (выполнении работ) как для населения, так и для организаций (письмо ФНС России от 10 июня 2014 г. № ГД-4-3/11215). Кроме того, субъекты РФ вправе расширить данный перечень, дополнив его иными бытовыми услугами, указанными вОКУН (подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Однако применять патентную систему налогообложения при оказании таких услуг (расширенных) можно лишь в отношении тех, которые предоставляются только населению (письма Минфина России от 2 сентября 2014 г. № 03-11-12/43824 и от 28 декабря 2012 г. № 03-11-11/398);
  • предприниматель ведет деятельность самостоятельно или с привлечением наемного персонала (в т. ч. по договорам гражданско-правового характера), средняя численность которого не превышает 15 человек по всем видам деятельности. По мнению Минфина России, данное ограничение применяется не к общему числу сотрудников предпринимателя, а только к задействованным в деятельности на патенте (патентах). Например, предприниматель на ЕНВД, у которого более 15 человек сотрудников, может вести и деятельность на патентной системе, но только еслисредняя численность наемного персонала, задействованного именно в ней, не превысит 15 человек. Такие разъяснения даны в письме от 22 августа 2014 г. № 03-11-11/42180. При этом среднюю численность определяйте за тот период, на который выдан патент;
  • деятельность не осуществляется в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

Перечисленные условия должны выполняться в течение всего срока действия патента.

Такой вывод следует из положений пунктов 25 и 6 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.*

Если в течение срока действия патента хотя бы одно из перечисленных условий нарушится, предприниматель должен перейти на общий режим налогообложения. Подробнее об этом см. В каких случаях предприниматель лишается права применять патентную систему налогообложения.

Применять патентную систему предприниматель может независимо от своего налогового статуса, то есть будучи как резидентом, так и нерезидентом (письмо Минфина России от 25 ноября 2013 г. № 03-11-12/50675).

Внимание: в 2015 году состав услуг для целей применения патентной системы налогообложения по-прежнему можно будет определять на основании ОКУН.

Несмотря на то что Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)действует до 1 января 2015 года, в целях применения патентной системы налогообложения его можно применять и после этой даты. Связано это с тем, что виды деятельности, которые включены в ОКУН, отражены в ОК 029-2014 и ОК 034-2014 лишь частично. В дальнейшем по мере необходимости эти классификаторы будут дополняться. Переходный период их применения продлен до 1 января 2016 года. До этой даты в целях применения патентной системы налогообложения руководствуйтесь ОКУН.

Такие разъяснения содержит письмо Минфина России от 12 сентября 2014 г. № 03-11-11/45760. Несмотря на то что в данном письме даны разъяснения в отношении ЕНВД, их можно применять и для патентной системы налогообложения.*

Форма расчетов с покупателями (заказчиками), а также источник оплаты товаров (работ, услуг), реализуемых предпринимателем, также не влияет на возможность применения патентной системы налогообложения. То есть предприниматель может получать оплату от организаций и населения как в наличной, так и в безналичной формах, причем даже из бюджетных средств. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 5 апреля 2013 г. № 03-11-12/40от 21 января 2013 г. № 03-11-12/07.

Освобождение от подачи налоговой декларации

Предприниматель, применяющий патентную систему налогообложения, освобождается от представления налоговой декларации по данному спецрежиму (ст. 346.52 НК РФ).

На какие виды деятельности выдается патент

Перечень видов деятельности, на которые можно получить патент, установлен пунктом 2статьи 346.43 Налогового кодекса РФ. При этом субъекты РФ вправе расширить данный перечень в отношении иных бытовых услуг, указанных в ОКУН (подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).*

Если предприниматель планирует одновременно заниматься несколькими из перечисленных видов деятельности, он должен получить патенты на каждый из них.

Бывает, что несколько предпринимателей хотят в рамках патентной системы сдавать в аренду недвижимость, которая им принадлежит на праве долевой собственности. В таком случае получить патент на аренду должен каждый из них в части своей доли. Об этом сказано в письме Минфина России от 27 февраля 2015 г. № 03-11-12/10144.

<…>

Начало применения и срок действия патента

Начать применение патентной системы можно в любое время. Для этого достаточно приобрести патент на определенный срок. Перейти на патентную систему с упрощенки можно тоже с любой даты в течение календарного года. С этим соглашается ФНС России, несмотря на то что положения пункта 6 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ разрешают переход только с начала года (письмо ФНС России от 19 сентября 2014 г. № ГД-4-3/19079).

Срок действия патента может быть от 1 до 12 месяцев включительно, но в пределах одного календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ). То есть налоговый период не может начинаться в одном календарном году, а заканчиваться в другом.

По общему правилу началом ведения деятельности на основе патента признается указанная в патенте дата начала его действия (п. 1 ст. 346.46 НК РФ). Вместе с тем, патент может быть выдан предпринимателю и позже даты, обозначенной в этом документе. То есть дата постановки на учет и дата начала действия патента могут не совпадать. В такой ситуации считается, что предприниматель начал применять спецрежим со дня постановки на учет. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 июля 2013 г. № 03-11-09/26233. Документ доведен до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 26 июля 2013 г. № ЕД-4-3/13693, которое размещено на официальном сайте налогового ведомства в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Вновь зарегистрированные предприниматели могут применять спецрежим сразу, с первого дня ведения деятельности. Однако это возможно, если деятельность на основе патента будет в регионе проживания предпринимателя. Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.45 и пункта 1 статьи 346.46 Налогового кодекса РФ.

Заявление на получение патента

Чтобы применять патентную систему, подайте в налоговую инспекцию заявление.

Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 18 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/589.

Гражданам, которые уже ведут предпринимательскую деятельность, подать заявление нужно не позднее чем за 10 рабочих дней до того, как планируете применять патентную систему.

Разобраться в том, в какую налоговую инспекцию подавать заявление, поможет таблица:

Территория действия патента Состоит ли предприниматель на учете по местожительству на этой территории Состоит ли предприниматель на учете в качестве плательщика ПСН на этой территории Куда подавать заявление
Весь субъект РФ Да Нет В налоговую инспекцию по местожительству
Нет Да В налоговую инспекцию по месту учета в качестве плательщика ПСН
Да Да В налоговую инспекцию по местожительству
Нет Нет В любую налоговую инспекцию, расположенную на территории субъекта
Одно или несколько муниципальных образований Да Нет В инспекцию по местожительству (даже если предприниматель состоит на учете не в том муниципальном образовании, где планирует вести деятельность)
Нет Да В налоговую инспекцию по месту учета в качестве плательщика ПСН (даже если эта инспекция не в том муниципальном образовании, где предприниматель планирует вести деятельность)
Да Да В налоговую инспекцию по местожительству (даже если он состоит на учете не в том муниципальном образовании, где планирует вести деятельность)
Нет Нет В любую налоговую инспекцию, расположенную на территории субъекта

Аналогичный вывод сделан в письме ФНС России от 26 января 2015 г. № ГД-3-15/211.

Заявление можно подать следующими способами:

Тем гражданам, которые только регистрируются в качестве предпринимателя и сразу же планируют применять патентную систему, заявление на патент нужно подать одновременно с регистрационными документами. Но важно отметить, что так могут поступить только граждане, которые планируют вести деятельность на этом спецрежиме в регионе, в котором регистрируются как предприниматели. Для остальных действуютобщие правила подачи заявления.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 346.45 Налогового кодекса РФ.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация: Кто может применять ЕНВД

С 2013 года организации могут применять ЕНВД в добровольном порядке (п. 2 ст. 346.28 НК РФ).*

Условия применения

Организация вправе применять ЕНВД, если одновременно выполняются следующие условия:*

1. Система налогообложения в виде ЕНВД по тому или иному виду деятельности введена на территории муниципального образования, где работает (находится) организация. Для этого должен быть принят соответствующий местный нормативный акт (п. 1 ст. 346.26 НК РФ). При этом с 2013 года организация, осуществляющая одну и ту же деятельность в разных муниципальных образованиях, может применять в отношении этой деятельности разные налоговые режимы (письмо Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 03-11-06/3/89).

Следует отметить, что в Москве, где на присоединенных территориях с 1 июля 2012 года до 1 января 2014 года можно было применять ЕНВД, в настоящее время этот налоговый режим не действует (ч. 2 ст. 21 Закона г. Москвы от 26 сентября 2012 г. № 45).

2. Организация занимается одним или несколькими видами деятельности, в отношении которых предусмотрено применение ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ). Операции, которые выходят за рамки такой деятельности, облагаются налогами по общей или упрощенной системе налогообложения (п. 1 ст. 346.26 НК РФ). Перечень видов деятельности, которые могут быть переведены на ЕНВД, приведен в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

Местное законодательство может предусматривать ЕНВД для всех перечисленных в Налоговом кодексе РФ видов деятельности либо только для некоторых из них (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).*

3. Деятельность, подпадающая под ЕНВД, ведется за рамками договора простого товарищества и договора доверительного управления имуществом (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). Иначе с такой деятельности нужно платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения (ст. 278п. 3 ст. 346.14 НК РФ). Если часть имущества, которое признается физическим показателем для расчета ЕНВД (например, рекламных конструкций), организация передает в простое товарищество или доверительное управление, деятельность, связанная с использованием остальной части этого имущества, может быть переведена на ЕНВД при условии организации раздельного учета (письмо Минфина России от 8 декабря 2009 г. № 03-11-06/3/286).

4. Организация не относится к категории крупнейших налогоплательщиков. До тех пор пока налоговая инспекция не уведомит организацию о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, организация может платить ЕНВД, даже если она соответствует критериям, установленным в приказе ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308 (письмо ФНС России от 22 октября 2007 г. № 02-7-11/405). Однако с получением такого уведомления организация должна будет отказаться от применения специального налогового режима. Перейти на общую систему налогообложения ей придется со следующего квартала после получения уведомления (письмо Минфина России от 13 февраля 2008 г. № 03-11-02/19).

5. Средняя численность сотрудников организации за предшествующий календарный год не превышает 100 человек (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Указания, регулирующие порядок расчета средней численности сотрудников, утверждены приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428. Определяя среднюю численность, организация должна учесть всех своих сотрудников, в том числе работающих в обособленных подразделениях (филиалах, представительствах и т. п.), по всем видам деятельности организации независимо от применяемых режимов налогообложения (письма Минфина России от 7 июня 2011 г. № 03-11-06/3/63от 10 ноября 2008 г. № 03-11-02/126от 29 октября 2008 г. № 03-11-04/3/485от 28 октября 2008 г. № 03-11-04/3/488). При этом в расчет включаются внешние совместители и сотрудники, работающие по гражданско-правовым договорам (п. 77 указаний, утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428,Информационное сообщение Минфина России от 5 июля 2012 г.).

Ограничение по средней численности сотрудников не распространяется:

  • на организации потребкооперации, действующие на основании Закона от 19 июня 1992 г. № 3085-1;
  • на организации, единственными учредителями которых являются организации потребкооперации.

6. Доля участия других организаций в уставном капитале организации не превышает 25 процентов. Ограничение распространяется в том числе на филиалы и представительства иностранных организаций, созданные на территории России, поскольку по смыслу статьи 11 Налогового кодекса РФ они также признаются организациями (письмо Минфина России от 3 марта 2009 г. № 03-11-06/3/50).
Ограничение по структуре уставного капитала не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. При этом среднесписочная численность инвалидов должна составлять не менее 50 процентов общей среднесписочной численности сотрудников, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов (подп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). При расчете среднесписочной численности инвалидов не учитываются внешние совместители и сотрудники, работающие по гражданско-правовым договорам (п. 7880 указаний, утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428).
С момента, когда доля других организаций в уставном капитале организации станет меньше 25 процентов, она сможет применять ЕНВД (если соблюдаются другие условия). При этом в течение следующих пяти рабочих дней в налоговую инспекцию нужно подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Например, если организация с долей уставного капитала, превышающей 25 процентов, вышла из состава учредителей 17 февраля текущего года, заявление о постановке на учет нужно подать в инспекцию не позднее 22 февраля этого же года. Это следует из положений пункта 3статьи 346.28, пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмамиМинфина России от 5 ноября 2013 г. № 03-11-09/46985 и ФНС России от 3 декабря 2013 г. № ГД-4-3/21537.

7. Организация – плательщик ЕСХН не реализует через торговые объекты (объекты общепита) сельхозпродукцию собственного производства (абз. 2 п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ). В противном случае такая организация не вправе применять ЕНВД по этим видам деятельности (розничной торговле и услугам общественного питания).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация:Как зарегистрироваться и сняться с учета плательщику ЕНВД


Встать на учет в качестве плательщика ЕНВД может организация или предприниматель, если соблюдаются условия применения этого спецрежима и при этом у заявителя есть физические показатели для расчета налога. Например, наемные работники или торговое помещение.

Полный перечень таких показателей для применения ЕНВД содержится в пункте 3 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ. До тех пор пока физических показателей, необходимых для расчета ЕНВД, нет, на учет в качестве плательщика этого налога встать не удастся. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 сентября 2009 г. № 03-11-11/188.

Где зарегистрироваться

Чтобы применять ЕНВД, организации нужно зарегистрироваться (встать на налоговый учет) в каждом муниципальном образовании, на территории которого она ведет деятельность, облагаемую этим налогом.*

Из этого правила есть исключения. Так, организации обязаны встать на налоговый учет только в одной инспекции по своему местонахождению, если они занимаются:

  • перевозкой пассажиров и грузов;
  • развозной (разносной) торговлей;
  • размещением рекламы на транспортных средствах.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.

Например, организация зарегистрирована в муниципальном образовании, где в отношении перечисленных выше видов деятельности ЕНВД не применяется. Но возможность перейти на ЕНВД для таких направлений бизнеса есть на территории другого муниципального образования, где организация фактически и работает. Однако по такому месту ведения деятельности (в т. ч. через обособленное подразделение) организацию не поставят на учет в качестве плательщика ЕНВД, так как по месту регистрации данный режим не предусмотрен. В этом случае по месту фактического осуществления деятельности организации придется платить налоги либо по общей системе налогообложения, либо по упрощенке. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 30 октября 2009 г. № 03-11-06/3/262.

Порядок регистрации

Чтобы зарегистрироваться в качестве плательщика ЕНВД, организации нужноподать в налоговую инспекцию заявление по форме ЕНВД-1, утвержденнойприказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. № ММВ-7-6/941. Предприниматели подают заявление по форме ЕНВД-2, утвержденной приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. № ММВ-7-6/941.

Подать заявление необходимо в течение пяти рабочих дней с даты, когда начали вести вмененную деятельность. Эту дату и нужно указать в заявлении. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 346.28, пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Формы заявлений, утвержденные приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. № ММВ-7-6/941, применяются с 1 января 2013 года (письмо ФНС России от 25 декабря 2012 г. № ПА-4-6/22023).*

Налоговая инспекция, получив заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД, обязана в течение пяти рабочих дней после этого уведомить организацию (предпринимателя) о состоявшейся регистрации. Датой постановки на учет в качестве плательщика единого налога будет дата начала применения ЕНВД, указанная в заявлении. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация повторно зарегистрироваться в качестве плательщика ЕНВД в муниципальном образовании, в котором будет вести вмененную деятельность, если она уже числится там по другим основаниям

Да, должна.

По общему правилу регистрироваться в качестве плательщика ЕНВД нужно в каждом муниципальном образовании, где организация ведет деятельность, в отношении которой она намерена применять этот спецрежим. Так предусмотрено пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ. Никаких исключений для тех, кто уже состоит в этих муниципальных образованиях на налоговом учете по другим основаниям, в налоговом законодательстве нет. А не встав на учет в качестве плательщика ЕНВД, организация попросту не сможет воспользоваться своим правом применять данный спецрежим. Такой порядок следует из положенийпункта 1 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.*

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Рекомендация: Кто может применять упрощенку

Платить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Сделать такой выбор вправе не все. Да и те, кому это удалось, то есть кто уже перешел на упрощенку, должны соблюдать определенные условия. Разобраться во всех требованиях и ограничениях, так чтобы не слететь с выгодного спецрежима, поможет эта рекомендация.

Возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый – это характер деятельности. А второй – стоимостные и количественные показатели организации или предпринимателя. Полный перечень тех, кому перейти на упрощенку не удастся, приведен в таблице.

Характер деятельности

Некоторым организациям и предпринимателям прямо запрещено применять упрощенку. Например, когда их деятельность связана со страхованием, микрофинансированием или производством подакцизных товаров.

<…>

Условия применения УСН

По общему правилу применять упрощенку могут только те, у кого соблюдены следующие количественные и стоимостные ограничения:

Названные условия должны соблюдать как те, кто уже применяет упрощенку, так и те, кто только собирается перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Исключение предусмотрено только для организаций, которые работают в Крыму или г. Севастополе и сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. С 2015 года они могут применять упрощенку, даже если в 2014 году у них не выполнялись ограничения по размеру полученных доходов и по остаточной стоимости основных средств (абз. 3 п. 2 ст. 346.12абз. 3 п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Лимит дохода для тех, кто хочет перейти на УСН

Начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 000 000 руб.) ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитывают.*

Предельную величину доходов для перехода на упрощенку со следующего года определяйте по формуле:

Лимит доходов для перехода на упрощенку = 45 000 000 руб. ? Коэффициент-дефлятор, установленный на год, предшествующий переходу

Например, предельная величина доходов за девять месяцев 2015 года, которая позволит применять упрощенку начиная с 2016 года, составляет 51 615 000 руб. (45 000 000 руб. ? 1,147).

Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов. Такие правила установлены статьей 248 и пунктом 2статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Если применяете общую систему налогообложения и платите ЕНВД, то доходы, полученные от вмененной деятельности, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагают налогом на прибыль. Причем в состав этих доходов не включайте суммы дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживают и платят по ставкам 0, 9 или 15 процентов ((п. 4 ст. 346.12подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

По вопросу изменения кодов ОКВЭД

Рекомендация:Как внести изменения в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Изменения в ЕГРЮЛ необходимо вносить в случае изменения содержащихся в нем сведений, внесенных ранее.

<…>

Ситуация: какие сведения об ООО содержатся в ЕГРЮЛ

В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения об ООО (ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации)).*

1. Наименование.

2. Организационно-правовая форма («общество с ограниченной ответственностью»).

3. Юридический адрес ООО. При наличии управляющего (управляющей организации) указывается также местожительство управляющего (местонахождение управляющей организации).

4. Способ образования ООО (создание или реорганизация).

5. Размер уставного капитала.

6. Сведения о филиалах и представительствах ООО.

7. Сведения об учредителях (участниках) ООО, сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

8. Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ООО (т. е. директора), а также паспортные данные и ИНН такого лица.

9. Коды видов экономической деятельности.*

10. ИНН, КПП и дата постановки ООО на учет в налоговом органе.

11. Номер и дата регистрации ООО в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования РФ.

12. Дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО.

13. Сведения о лицензиях, полученных ООО.

14. Способ прекращения ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «и» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

15. Сведения о правопреемстве ООО (указывается в определенных случаях в соответствии с подп. «ж» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации).

16. Сведения о том, что ООО находится в процессе ликвидации или реорганизации.

Кроме того, в реестре хранятся подлинники учредительных документов общества.

Сведения, указанные в пунктах 1–5, содержатся также в учредительных документах ООО. Изменение таких сведений нужно проводить в порядке внесения изменений в учредительные документы.

Чтобы внести изменения в ЕГРЮЛ, необходимо подать в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Такое правило установлено в пункте 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).

Подпись заявителя на заявлении нужно заверить у нотариуса.*

Порядок представления заявления в регистрирующий орган такой же, как при внесении изменений в учредительные документы и при первичной регистрации ООО.


Ситуация: кто должен подписать заявление о внесении изменений в сведения об ООО, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Во всех случаях внесения изменений в ЕГРЮЛ заявителем является директор ООО. Исключение составляют случаи, когда изменения вносятся в связи с продажей доли с использованием преимущественного права или отчуждением доли по сделке, подлежащей обязательному нотариальному удостоверению. В таких случаях заявителем является продавец доли либо (в отдельных случаях) нотариус.

<…>

При внесении изменений в ЕГРЮЛ без внесения изменений в учредительные документы госпошлину платить не нужно*.

Владислав Кузнецов

ведущий эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

Владислав Добровольский

судья в отставке, кандидат юридических наук

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка