Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сколько НДФЛ теперь удерживать с работника — новые примеры от ФНС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 июня 2015 17 просмотров

Наша организация находится на общем режиме и арендует муниципальное имущество. В договоре аренды прописано следующее: " Годовой размер арендной платы за Объект устанавливается в сумме 93081,60 рублей, в месяц 7756,8 рублей. Сумма арендной платы не включает сумму налога на добавленную стоимость.При перечислении Арендодателю арендной платы Арендатор, являющийся налоговым агентом, должен самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость." Как мы понимаем, платить НДС в бюджет мы должны в случае перечисления суммы арендной платы Арендодателю в нашем случае исходя из условий договора не удержав его из суммы арендной платы, а начислить сверху. В первом квартале 2015 года арендную плату по договору мы не перечисляли. Поэтому при заполнении декларации по НДС за 1 квартал мы не заполняли раздел 2 декларации (Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогового агента). Правильно ли мы поступили? Если в текущем квартале мы перечисляем арендную плату по договору аренды, то на сумму перечисленной арендной платы мы накручиваем 18% и перечисляем ее в бюджет, а в налоговой декларации заполняем раздел 2 и отражаем сумму НДС. Одновременно мы можем принять эту сумму НДС к вычету в разделе 3 строка 180.

Налоговую базу по НДС налоговые агенты – арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше) либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца), либо на дату перечисления арендной платы арендодателю. Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает (письмо ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402). Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается путем умножения размера арендной платы, отраженной в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть стоимости – органу государственной (муниципальной) власти. Право на вычет возникает в том налоговом периоде, в котором сумма НДС была перечислена в бюджет. Соответственно, во втором квартале в декларации по НДС заполните разделе 2 и по строке 180 раздела 3 отразите НДС к вычету.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух


1.Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество. Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты – арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше)*:

  • либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
  • либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402*.

Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42)Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42)Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно*

Из рекомендации «Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС»

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Ситуация: в каком периоде у налогового агента возникает право на вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам). Товары (работы, услуги) приобретены для использования в операциях, облагаемых НДС

Право на вычет возникает в том налоговом периоде, в котором сумма НДС была перечислена в бюджет*.

Организация – налоговый агент имеет право на налоговый вычет, если она:

  • приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147148 НК РФ). Вычетом можно воспользоваться даже в том случае, если стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) не уменьшает налогооблагаемую прибыль (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-07-08/77);
  • арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • покупает (получает) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • покупает имущество (имущественные права) должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).

Это следует из положений пункта 3 статьи 171, абзаца 2 пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ.

По товарам (работам, услугам), принятым к учету, налоговый агент может воспользоваться вычетом по НДС в том налоговом периоде, в котором сумма удержанного налога была фактически уплачена в бюджет. При этом правила определения этого налогового периода различаются:

  • при приобретении работ (услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете;
  • при приобретении товаров (в т. ч. у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете), а также работ (услуг) у российских поставщиков (исполнителей).

В первом случае налоговым периодом, в котором сумма НДС была фактически уплачена, является квартал, в котором налоговый агент перечислил оплату иностранному контрагенту. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 174 Налогового кодекса РФ.

Во втором случае сумма НДС уплачивается в бюджет по истечении налогового периода, в котором были приобретены товары (работы, услуги). Поэтому такая сумма может быть включена в состав налоговых вычетов только в следующем квартале.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 февраля 2012 г. № 03-07-11/54от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06от 29 ноября 2010 г. № 03-07-08/334от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/61,ФНС России от 13 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14814.

Если налоговый агент приобретает товары (работы, услуги) для совершения операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, на него распространяется порядок применения налоговых вычетов, предусмотренный для налогоплательщиков-экспортеров.

Из рекомендации «Как налоговому агенту принять к вычету удержанный НДС»

Ольга Цибизова,

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка