Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 июня 2015 453 просмотра

В связи с изменениями в налогообложении движимого имущества с 2015 года, просим вас дать разъяснения по следующим вопросам:Признаются ли взаимозависимыми бюджетные учреждения у которых один Учредитель, например Министерство спорта Краснодарского края?Должны или нет облагаться налогом на имущество основные средства (движимое имущество 3-10 амортизационных групп) полученные при передаче между учреждениями?

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими
лиц, - одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Подробнее об условиях признания лиц взаимозависимыми в справочнике № 2.

В рассматриваемой ситуации бюджетные учреждения не выступают участниками, то есть нет участия в капитале другой организации. Таким образом, бюджетные учреждения, у которых один Учредитель, не являются взаимозависимыми лицами.

2. Статья 381 Налогового кодекса РФ устанавливает льготу, которой могут воспользоваться любые учреждения, имеющие на балансе движимое имущество. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет 1 января 2013 года и позже. Данную льготу нельзя применять в отношении движимого имущества, которое было принято на учет в результате:
– реорганизации (ликвидации) учреждения;
– сделок между взаимозависимыми лицами.

Такой порядок установлен пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Если в рассматриваемой ситуации основные средства (движимое имущество 3-10 амортизационных групп) получены при передаче между бюджетными учреждениями, у которых один Учредитель, не в результате реорганизации (ликвидации) учреждения, то такое имущество освобождено от налогообложения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Когда стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми

Одним из основных условий для признания сделок контролируемыми является их совершение между взаимозависимыми лицами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Стороны сделки могут быть признаны взаимозависимыми в связи с участием одной из них в капитале другой, с учетом степени влияния на принятие управленческих решений, а также по другим критериям.

В учете казенных учреждений:

Казенные учреждения выступать учредителем (участником) других организаций не вправе. Поэтому такие учреждения не могут быть признаны взаимозависимыми по причине участия в капитале другой организации.

На практике наиболее сложным является определение долей взаимного участия организаций в уставных капиталах друг друга. Между тем от правильной оценки этих долей зависит, являются ли стороны сделки взаимозависимыми и должны ли они соблюдать правила ценообразования для целей налогообложения.*

В налоговом законодательстве есть следующие понятия, используемые для определения взаимозависимости: доля участия, которая в свою очередь формируется исходя из доли прямого участия и доли косвенного участия.

Доля прямого участия определяется как:

доля непосредственного участия одной организации (физического лица) в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;

непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации.

Такой порядок предусмотрен пунктами 2 и 5 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.

Косвенное владение долей означает участие одной организации (физического лица) в другой организации через последовательную цепочку организаций. Доля косвенного участия в последнем звене цепочки определяется как произведение долей прямого участия каждой из организаций, входящих в цепочку, в следующем звене. Например, для цепочки, в которую последовательно входят четыре организации – «А», «Б», «В» и «Г», долю участия организации «А» в организации «Г» нужно определять по формуле:

Доля косвенного участия организации «А» в организации «Г» = Доля прямого участия организации «А» в организации «Б» ? Доля прямого участия организации «Б» в организации «В» ? Доля прямого участия организации «В» в организации «Г»


В более сложных ситуациях, когда организация является звеном нескольких последовательных цепочек, для определения косвенного участия произведения долей по каждой цепочке суммируются.

Такой порядок предусмотрен пунктами 3 и 5 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ и подтверждается разъяснениями Минфина России.

Из рекомендации «Как определить рыночную цену товаров (работ, услуг)»

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. Справочник: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения Типы государственных (муниципальных) учреждений
Казенное Бюджетное* Автономное
Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения Бюджетный кодекс РФ Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ

<…>

Право выступать учредителем (участником) других организаций*

Не вправе

(п. 4 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

Вправе:
– выступать учредителем некоммерческих организаций и в случаях, установленных законодательством, хозяйственных обществ;
– вступать в ассоциации и союзы

Государственные академии наук (в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами) вправе осуществлять полномочия:
– учредителей государственных унитарных предприятий, государственных учреждений;
– собственников закрепленного за указанными организациями федерального имущества

Денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и другое имущество (за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества) учреждение вправе:
– с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя (участника);
– вносить или другим образом передавать в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ в качестве их учредителя или участника (в случаях, установленных федеральным законодательством)

(п. 4 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)*

Вправе

Недвижимое и особо ценное движимое имущество учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить в уставный (складочный) капитал других организаций или другим образом передавать это имущество в качестве учредителя (участника)

Исключение составляют объекты культурного наследия народов России, предметов и документов, которые входят в состав Музейного и Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда

(ч. 6 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)

<…>

3. Справочник: Условия признания лиц взаимозависимыми

Условия признания лиц взаимозависимыми*

1) По доле участия.
2) По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием).
3) По другим критериям.

Взаимозависимые лица Условия признания взаимозависимыми Основание
По доле участия**
Организации А и В А прямо и (или) косвенно участвует в В с долей более 25% подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо F прямо и (или) косвенно участвует*** в организациях:
– А (с долей более 25%)
и
– В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо F прямо и (или) косвенно участвует в организации
– А (с долей более 25%)
и
близкие родственники**** физического лица F прямо и (или) косвенно участвуют в организации
– В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация D прямо и (или) косвенно участвует в организациях:
– А (с долей более 25%)
и
– В (с долей более 25%)
подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица А, В, С, D (количество неограниченно) А прямо участвует в В (с долей более 50%), В прямо участвует в С (с долей более 50%), С прямо участвует в D (с долей более 50%)*** подп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F F прямо и (или) косвенно участвует*** в А (с долей более 25%) подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
По функции исполнительного органа и полномочиям, связанным с его назначением (избранием)
Организация А и организация В В имеет полномочия по назначению (избранию):
– единоличного исполнительного органа А
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F (а также его супруг (супруга) и родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) Физическое лицо F имеет полномочия по назначению (избранию):
– единоличного исполнительного органа А
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А
подп. 4 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Физическое лицо F (а также его родственники, указанные в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) назначило (-и):
– единоличный исполнительный орган А, В, С
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Организация D назначила:
– единоличный исполнительный орган А, В, С
или
– не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С
подп. 5 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Более 50% коллегиального исполнительного органа (совета директоров, наблюдательного совета) А, В, С составляют одни и те же физические лица(совместно с их супругами и родственниками, указанными в подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ) подп. 6 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и организация В В выполняет функции единоличного исполнительного органа А подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организация А и физическое лицо F Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А подп. 7 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Физическое лицо F выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В,С подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации А, В, С (количество неограниченно) Организация D выполняет функции единоличного исполнительного органа А, В, С подп. 8 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Другие критерии
Физическое лицо F и физическое лицо G F подчиняется G по должностному положению подп. 10 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Физическое лицо, его (супруг (супруга) и родственники (родители (усыновители), дети (усыновленные), полнородные (неполнородные) братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный) Безусловно подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица На основании иных условий, когда отношения между лицами обладают признаками взаимозависимости и лица сами признали себя взаимозависимыми п. 6 ст. 105.1 НК РФ
Организации и (или) физические лица На основании иных условий (при наличии признаков взаимозависимости, поименованных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ) по решению суда п. 7 ст. 105.1 НК РФ


* Условия признания лиц взаимозависимыми, указанные в настоящей таблице, необходимо применять совместно с положениями пункта 1 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ.

** Долю участия в организации определяйте с учетом следующих особенностей.

1. При определении доли участия одной организации в другой организации у организации-покупателя не учитывается участие, реализованное посредством владения ценными бумагами, которые приобретены:
– по договорам РЕПО или
– в результате операции, признаваемой операцией РЕПО по законодательству иностранного государства.
У организации – продавца ценных бумаг при определении доли прямого и (или) косвенного участия учитываются проданные ценные бумаги, если организация является продавцом ценных бумаг по первой части РЕПО. Исключение – когда ценные бумаги, проданные продавцом по первой части РЕПО, были получены им по другой операции РЕПО или операции займа ценными бумагами. Эти правила не применяются, если вторая часть РЕПО не исполнена (исполнена не в полном объеме).

2. При определении доли участия одной организации в другой организации у организации – получателя займа не учитывается участие, реализованное посредством владения ценными бумагами, полученными по договору займа. При этом договор займа может быть заключен по законодательству России или по законодательству иностранного государства.
У организации-кредитора в целях определения доли прямого и (или) косвенного участия учитываются ценные бумаги, переданные по договору займа. Исключение – когда переданные ценные бумаги были получены кредитором по другой операции займа ценными бумагами или операции РЕПО. Эти правила не применяются, если обязательства по возврату заемных ценных бумаг не исполнены (исполнены не в полном объеме).

3. При определении доли участия в организации учитывается участие:
– физического лица;
– организации в иностранной структуре без образования юридического лица (если право участвовать в капитале других организаций либо в иностранных структурах без образования юридического лица предусмотрено законодательством).

Это предусмотрено пунктами 3.1–3.3 статьи 105.2 Налогового кодекса РФ.

*** Доля участия физического лица определяется как совокупная доля участия в данной организации самого физического лица и его взаимозависимых лиц, указанных в подпункте 11 пункта 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 105.1 НК РФ).

**** К близким родственникам относятся супруги, родители (в т. ч. усыновители), дети (в т. ч. усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекуны (попечители) и подопечные (подп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФписьмо ФНС России от 25 сентября 2013 г. № 13-3-08/0022).

4. Рекомендация:Какое имущество облагается налогом у государственных (муниципальных) учреждений

Плательщиками налога на имущество являются все российские организации (в т. ч. государственные и муниципальные учреждения), у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ). Перечень объектов налогообложения приведен в статье 374 Налогового кодекса РФ. Таким образом, определяя, должно ли учреждение рассчитывать налог на имущество, перечислять его в бюджет и подавать отчетность по этому налогу, нужно ориентироваться только на состав имеющегося у него имущества. Наличие льготируемых объектов не снимает с учреждения статуса плательщика налога на имущество.

Условия, при которых учреждения признаются (не признаются) плательщиками налога на имущество, приведены в таблицах.

Учреждения – плательщики налога на имущество

Состав имеющегося имущества Основание
Учреждение применяет общую систему налогообложения
Учреждение имеет имущество, которое признается объектом налогообложения. Льгот нет п. 1 ст. 373,п. 1 ст. 386НК РФ
Учреждение имеет имущество, которое признается объектом налогообложения, а также имущество, исключенное из объектов налогообложения (например, основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1) п. 1 ст. 373,п. 1 ст. 386,п. 4 ст. 374НК РФ
Учреждение имеет имущество, которое признается объектом налогообложения. Часть имущества подпадает под льготы п. 1 ст. 373,п. 1 ст. 386,ст. 381 НК РФ
Учреждение имеет имущество, которое признается объектом налогообложения, но полностью подпадает под льготы п. 1 ст. 386,ст. 381 НК РФ
Учреждение имеет имущество, часть которого не признается объектом налогообложения, а другая часть подпадает под льготы п. 1 ст. 373,п. 4 ст. 374 ,п. 1 ст. 386,ст. 381 НК РФ

Учреждения, которые не являются плательщиками налога на имущество

Система налогообложения/Состав имеющегося имущества Основание
Общая система налогообложения. У учреждения нет имущества, которое признается объектами налогообложения п. 1 ст. 373п. 1 ст. 386 НК РФ, письма Минфина Россииот 17 апреля 2012 г. № 03-02-08/41от 12 октября 2011 г. № 03-05-05-01/81от 23 сентября 2011 г. № 03-05-05-01/74
Упрощенка или ЕНВД п. 4 ст. 346.26п. 2 ст. 346.11п. 1 ст. 386 НК РФ
Независимо от состава имеющегося имущества плательщиками налога на имущество не признаются учреждения:
– которые участвовали в подготовке и проведении Олимпийских игр в Сочи (в соответствии с Законом от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ);
– которые участвуют в подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года (в соответствии с Законом от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ) (п. 1.1 ст. 373 НК РФ)
п. 1.1 и 1.2 ст. 373, п. 1 ст. 386 НК РФ

Что облагают налогом на имущество

Государственные (муниципальные) учреждения облагают налогом на имущество объекты, которые учтены на счете 0.101.00.000 «Основные средства». Это правило распространяется как на объекты недвижимости, так и на некоторые объекты движимого имущества. В частности, налогом на имущество облагаются объекты, которые:

предназначены для передачи или уже переданы во временное владение, пользование, распоряжение;

приобретены и фактически эксплуатируются за границей, даже если их никогда не ввозили в Россию.

К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно. При этом платить налог с земельных участков или объектов незавершенного строительства не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают.

Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости.

Это следует из положений пункта 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, статьи 130 Гражданского кодекса РФ, статьи 374 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 и ФНС России от 18 февраля 2013 г. № БС-4-11/2677.

Определяя состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Такие разъяснения есть и в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322.

Таким образом, под обложение налогом на имущество подпадают только основные средства. А именно объекты, учет которых регулируется правилами Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счет 101.00). Ни материальные запасы, ни прочие активы, которые относятся к движимому имуществу, объектами налогообложения не являются.

Из общего правила есть два исключения.

Во-первых, не нужно платить налог с объектов, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

К таким объектам относятся:
– земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
– основные средства силовых структур;
– объекты культурного наследия;
– ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
– ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;
– космические объекты;
– корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
– любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

А во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы, предусмотренные статьей 381 Налогового кодекса РФ.

Важно: наряду со льготами отраслевого или социального характера статья 381 Налогового кодекса РФ устанавливает льготу, которой могут воспользоваться любые учреждения, имеющие на балансе движимое имущество. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет 1 января 2013 года и позже. Данную льготу нельзя применять в отношении движимого имущества, которое было принято на учет в результате:
– реорганизации (ликвидации) учреждения;
– сделок между взаимозависимыми лицами.

Такой порядок установлен пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.*

Если имущество, принятое на учет начиная с 1 января 2013 года, учреждение приобрело через посредника, оно тоже может воспользоваться льготой по пункту 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Но только при условии, что продавец имущества не является взаимозависимым лицом ни по отношению к посреднику, ни по отношению к самому учреждению-заказчику. Об этом сказано в письме Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17304.

Определить состав движимого имущества, с которого в 2015 году нужно платить налог, поможет следующая таблица.

Основания для постановки имущества на учет Амортизационные группы, к которым относится объект движимого имущества, по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1
Первая или вторая Другие
Объект принят на учет до 1 января 2013 года
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации учреждения-правопредшественника Не облагается
(подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)
Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Другие основания Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (ст. 374 НК РФ)
Объект принят на учет 1 января 2013 года или позже
Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации учреждения-правопредшественника (письмаМинфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 иФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503) Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)
Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503) Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)*
Другие основания Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) Не облагается (ст. 374 НК РФ)

Основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу, не облагаются налогом на имущество независимо от даты, когда их приняли на учет (письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 03-05-05-01/19338).

<…>

Ситуация: в каких случаях имущество федеральных государственных органов освобождается от налогообложения

Имущество федеральных государственных органов исполнительной власти, освобождается от налогообложения, если:

в данных органах предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба (например, Вооруженные силы РФ, пограничные войска, органы МВД, МЧС России, таможенные органы);

имущество используется для нужд обороны (в т. ч. гражданской), для обеспечения безопасности и охраны правопорядка.

Если одно из двух условий не выполняется, со стоимости объекта нужно заплатить налог на имущество.

Такой порядок установлен подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ и подтвержден Минфином России в письмах от 14 января 2013 г. № 03-05-04-04/01от 20 ноября 2009 г. № 03-05-05-01/74.

Вопрос об освобождении от налогообложения имущества, закрепленного за учреждениями, подведомственными данным госорганам, является неоднозначным.

В отношении учреждений, входящих в структуру Минобороны России, специалисты финансового ведомства высказали следующую позицию. Освобождение от налогообложения (в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ) может распространяться, в том числе на имущество самостоятельных организаций, входящих в структуру Минобороны России при условии его целевого использования. Для этого должны быть соблюдены следующие условия:

организация имеет статус государственной военной организации;

в организации предусмотрена военная и или приравненная к ней служба;

в штате организации (полностью или частично) состоят военнослужащие.

К таким организациям могут относиться управление объединения, управление соединения и воинские части Вооруженных сил РФ, созданные в форме федеральных казенных учреждений (ст. 11.1 Закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ).

Об этом сказано в письмах Минфина России от 11 марта 2013 г. № 03-05-05-01/7251от 17 октября 2012 г. № 03-05-05-01/61от 1 декабря 2010 г. № 03-05-04-01/53.

В арбитражной практике также есть примеры судебных решений, в которых суды признают правомерность освобождения имущества подведомственных организаций от налогообложения (см., например, п. 7 информационного письма Президиума ФАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 148, постановления Президиума ВАС РФ от 21 ноября 2006 г. № 7290/06, ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2008 г. № Ф08-2681/2008,от 6 февраля 2008 г. № Ф08-222/08-73Аот 28 февраля 2007 г. № А42-5729/2006от 15 февраля 2007 г. № А42-2151/2006от 24 ноября 2006 г. № А56-12820/2006от 9 октября 2006 г. № А56-12819/2006от 7 августа 2006 г. № А05-19559/2005-11, ФАС Московского округа от 1 февраля 2007 г. № КА-А41/24-07от 20 июля 2006 г. № КА-А40/6575-06от 6 июля 2006 г. № КА-А41/4692-06, Поволжского округа от 27 сентября 2006 г. № А06-1463У/06от 3 августа 2006 г. № А55-34620/05Центрального округа от 15 сентября 2006 г. № А62-813/2006). Принимая такие решения, суды аргументируют их так. Имущество подведомственного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления органом исполнительной власти (например, МВД России), осуществляющим в отношении этого имущества правомочия собственника (ст. 214215125296 ГК РФ). Таким образом, имуществом, закрепленным за государственным органом, можно считать в том числе имущество, находящееся в оперативном управлении у подведомственных учреждений. А значит, оно не облагается налогом на имущество (при соблюдении прочих условий) (подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В то же время ранее Минфин России придерживался противоположной позиции (письма от 10 апреля 2006 г. № 03-06-04-04/12от 3 марта 2006 г. № 03-06-01-02/09МНС России от 23 апреля 2004 г. № 21-3-04/28). Свою точку зрения специалисты финансового ведомства объясняли тем, что данные учреждения являются самостоятельными юридическими лицами и не относятся к органам исполнительной власти (п. 1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314). Тогда как правовой статус организации является одним из условий применения освобождения от налогообложения. Поэтому с имущества, принадлежащего подведомственным учреждениям на праве оперативного управления, налог платить нужно в общем порядке. Аналогичной позиции придерживались и арбитражные суды (см., например, постановления ФАСДальневосточного округа от 10 ноября 2006 г. № Ф03-А51/06-2/3905, Северо-Западного округа от 14 октября 2005 г. № А13-1616/2005-05Волго-Вятского округа от 24 апреля 2006 г. № А17-555/5/2005).

В рассматриваемой ситуации окончательное решение учреждение должно принять самостоятельно. Причем, если налоговая инспекция не согласится с принятым решением, свою позицию учреждению придется отстаивать в суде.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

5. Статья: Налог на имущество бюджетных учреждений в 2015 году

Движимое имущество, учтенное в качестве основных средств после 1 января 2013 года, по-прежнему не облагается налогом на имущество. Однако с 1 января 2015 года это считается налоговой льготой (если активы не относятся к первой или второй амортизационной группе).

Государственное бюджетное учреждение пользуется объектом недвижимости, на который не оформлена госрегистрация права оперативного управления. Нужно ли с него уплачивать налог на имущество?

Нет, не нужно. Недвижимое имущество, учитываемое на балансе учреждения в качестве объекта основных средств, признается объектом обложения налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Объекты недвижимости, права на которые подлежат госрегистрации, принимаются в состав основных средств при наличии документов, подтверждающих госрегистрацию права (п. 36 Инструкции № 157н). Федеральное имущество до госрегистрации права оперативного управления – это объект, составляющий казну РФ. Поэтому он не является объектом бюджетного учета в составе основных средств. Таким образом, при отсутствии госрегистрации права оперативного управления на объекты недвижимости они не учитываются в качестве основных средств. Следовательно, в базу по налогу на имущество учреждения не включаются.

Облагается ли налогом на имущество движимое имущество, принятое к бухучету в 2015 году?

Нет, не облагается. С 1 января 2015 года учреждения освобождены от обложения налогом на имущество в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ. Исключение – объекты движимого имущества, принятые к учету в результате:

реорганизации или ликвидации юридических лиц;

передачи (включая приобретение) имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.*

Кроме того, с 1 января 2015 года основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств(утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1), не являются объектом обложения налогом на имущество. Это установлено подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ в новой редакции. Ранее в этой норме речь шла о движимом имуществе, поставленном на учет с 1 января 2013 года. Теперь возможность не платить налог на имущество с таких объектов (если они не относятся к первой или второй амортизационной группе) признается налоговой льготой.

Нужно ли в отчетности по налогу на имущество за 2015 год показывать стоимость недвижимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года?

Формы декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895.

Как заполнить формы отчетности до внесения изменений в этот приказ, сказано в письме ФНС России от 12 декабря 2014 г. № БС-4-11/25774@. Учреждения, заявляющие право на льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ, по строке с кодом 160 раздела 2 декларации (с кодом 130 расчета) должны указать присвоенный данной налоговой льготе код 2010257. Он указывается начиная с налогового и отчетных периодов 2015 года.

Алексей Валентинович Сорокин,

начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2015

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка