Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как выбрать подходящую кассу и подключить ее

Подписка
Срочно заберите все!
№23
11 июня 2015 37 просмотров

У меня вопрос по транспортному налогу.ОАО "Чебоксарский речной порт" занимается деятельностью внутреннего водного транспорта, в т.ч. основными видами деятельности (в уставе прописано) являются перевозка пассажиров и грузов. Имеются лицензии на перевозку пассажиров-бессрочная и на перевозку грузов (до конца следующего года)-вообщем-то не нужна, поскольку данный вид деятельности с 2012 года не лицензируется, но поскольку действие лицензии никто не прекращал, она вроде-как действующая.Мы подаем декларации по транспортному налогу в ИФНС г.Н.Новгород (поскольку суда зарегистрированы там) и заявляем льготу на все суда по пп.4 п.2 ст.358 НК РФ.ИФНС нам доначисляют налог по некоторым судам, которые по их мнению, занимаются перевозкой пассажиров и грузов (например, в рамках доп.мероприятий они посылали запрос в лицензирующий орган, выдававший лицензию на груз.перевозки, в ответе была информация, что да, лицензия выдавалась и еще выдали копии лицензии для нескольких судов и их перечень). Согласно этого перечня они льготируют эти суда, хотя среди них есть такие которые физически не могут заниматься перевозкой грузов. Да уже для осуществления этого вида деятельности лицензия не нужна, а тем-более и какие-то ее копии.Доля в выручке по пассажирским и грузовым перевозкам менее 50%, на этом основании ИФНС пишет, что мы неправомерно пользуемся льготой и ссылаются на постановление Правительства от 01.12.2005 №713 для установления страховых тарифов на ОСС от НС. Тем не менее, все-же, применяют льготу к судам, которым когда-то выдавалась копия лицензии на груз.перевозки.Все условия, поименованные в п.17,2 методических рекомендаций мы выполняем- систематически осуществляем эти виды деятельности, в статистику отчитываемся.Кто прав? Мы считаем, что льготируется субъект (организация), а не объект (суда).Как вы считаете, есть ли у нас шансы отстоять свою точку зрения?

Льготируется объект (суда), а не организация. Это прямо следует из Налогового кодекса РФ – где даны определения объектов налогообложения.

При этом шансы отстоять свою точку зрения есть, так как ссылка на Постановление Правительства №713 неуместна, оно применяется только для тарифов по НС.

Понятие основной вид деятельности не раскрыто ни в НК РФ, ни в пункте 17.2 методических рекомендаций, при этом суды признают правомерность применения льготы при наличии выполнения условий пункта 17.2 даже если выручка менее 1%. Суды приведены ниже

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЗО ОТ 23.06.2006 № А56-49975/2005

«В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда от 14.02.2006. По мнению подателя жалобы, поскольку выручка общества от осуществления грузовых и пассажирских перевозок во втором полугодии 2004года составила 0,61%, а в первом полугодии 2005 года - 0,41%, то данный вид деятельности (по договорам фрахта) для общества не является основным. Таким образом, общество как собственник транспортных средств должно было исчислить и уплатить в бюджет транспортный налог за 2004 год, а также уплатить авансовые платежи по транспортному налогу за 2005 год.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

Представители общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, инспекция с 03.08.2005 по 05.08.2005 провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах в период с 23.08.2004 по 30.06.2005, о чем составлен акт от 19.08.2005 № 16-07/100.В ходе проверки уплаты обществом транспортного налога инспекция установила, что в проверяемый период осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок не было основным видом деятельности общества, что отражено в пункте 2.4.1 акта от 19.08.2005 № 16-07/100.Общество представило возражения по акту проверки, которые инспекция приняла в части необоснованного начисления 93000 руб. авансовых платежей по транспортному налогу за 2005 год по сроку уплаты 20.04.2005.На основании акта проверки инспекция приняла решение от 15.09.2005 № 16-07/23775 о привлечении общества к налоговой ответственности. Обществу начислено 32289 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также предложено уплатить 2250 руб. штрафа (в том числе 1500 руб. на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ, 600 руб. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ и 150 руб. на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ), 114000 руб. транспортного налога (в том числе 3000 руб. за 2004 год и 111000 руб. за 2005 год) и 708 руб. пеней (в том числе 403 руб. по НДС и 305 руб. по транспортному налогу).В требовании № 9124 по состоянию на 15.09.2005 обществу предложено в срок до 26.09.2005 добровольно уплатить налоги и пени. Общество обжаловало решение инспекции в судебном порядке.

Решением от 14.02.2006 суд удовлетворил требования общества, указав, что поскольку осуществление пассажирских перевозок является основным видом деятельности общества, носит сезонный характер и законом не определены соотношения объемов выручки от осуществления различных видов деятельности, то довод налогового органа о несопоставимости объемов оказанных услуг не может быть принят.Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Судом установлено, что обществу на праве собственности принадлежат самоходные пассажирские теплоходы "Руслан", "Медея", "Даная".Суд кассационной инстанции отклоняет довод налогового органа о том, что деятельность по перевозке (по договорам фрахта) не является основным видом деятельности общества, по следующим основаниям.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 № БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Методические рекомендации). В силу пункта 17.2 Методических рекомендаций подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются: 1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; 2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок. Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться: получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок; систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств); наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов. При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17.2, Методических рекомендаций главным подтверждением того, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются: 1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; 2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

В материалах дела имеется устав общества, в котором указано, что одним из видов деятельности является перевозка пассажиров и грузов (л.д.40), а также лицензия на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров (л.д.37).Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.05.2005 № 05-05-5/326 основным видом деятельности налогоплательщика является деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (л.д.53).Иные условия, приведенные в пункте 17.2 Методических рекомендаций, подтверждающие, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, носят дополнительный характер.

Налоговым законодательством предоставление льготы на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ не ставится в зависимость от соотношения размера выручки от осуществления пассажирских и грузовых перевозок с размером выручки от других видов деятельности.

Правомерен и вывод суда о том, что, поскольку транспортные средства, принадлежащие обществу, не являются объектом обложения транспортным налогом, общество не должно уплачивать транспортный налог и представлять в инспекцию налоговую декларацию по транспортному налогу.

Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

Постановил

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2006 по делу № А56-49975/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ленинградской области - без удовлетворения.»*

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦО ОТ 21.11.2006 № 08-2091/06-7

«Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.В качестве основания для доначисления транспортного налога по воздушному судну ЯК-40, регистрационный знак RА-87467, послужил вывод налогового органа о том, что Общество необоснованно применило пп.4 п.2ст.358 НК РФ, поскольку пассажирские и грузовые авиаперевозки не являются основным видом деятельности налогоплательщика, так как доля выручки от данного вида деятельности составляет 10,6% от выручки, полученной в январе 2005 года.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования налогоплательщика, суд правомерно исходил из следующего.Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно пп.4 п.2 ст.358 НК РФ не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Исходя из представленных Обществом доказательств (устав ОАО "Белгородское авиапредприятие", лицензия на право осуществления воздушных перевозок пассажиров и грузов, информационное письмо Белгородского областного комитета государственной статистики), суд пришел к обоснованному выводу о том, что в качестве основного вида деятельности налогоплательщика является осуществление авиаперевозок пассажиров.

Отклоняя довод Инспекции о том, что пассажирские и грузовые авиаперевозки не являются основным видом деятельности налогоплательщика, так как доля выручки от данной деятельности составляет 10,6% от выручки, полученной в январе 2005 года, суд правомерно указал, что налоговым законодательством предоставление льготы на основании пп.4 п.2 ст.358 НК РФ не ставится в зависимость от соотношения размера выручки от осуществления пассажирских и грузовых перевозок с размером выручки от других видов деятельности.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у Общества обязанности уплатить транспортный налог по причине отсутствия объекта налогообложения.

Признавая недействительным решение налогового органа в части доначисления суммы транспортного налога по воздушному судну ЯК-40, регистрационный знак RА-88304, суд правомерно указал на следующее.В силу ч.1 ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.

На основании п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Общество в проверяемый период времени эксплуатировало воздушное судно ЯК-40, государственный и регистрационный знак RА-88304, арендованное у собственника данного воздушного судна - ООО "АВИААТОН".В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания в данной норме законодательства подразумеваются расходы, которые обязан произвести собственник в целях содержания принадлежащего ему имущества, в том числе и обязательные платежи.

Из содержания вышеназванных законодательных норм следует, что обязанность по уплате транспортного налога с такого объекта, как воздушное судно, возлагается на его собственника как субъекта соответствующего вещного права.

Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Кроме того, п.9 ст.33 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, их переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляется в соответствии со ст.131 ГК РФ.

Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что Общество обоснованно не включило в налоговую декларацию воздушное судно, арендованное им у собственника, поскольку оно не является налогоплательщиком транспортного налога по указанному объекту.

Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены принятого по делу судебного акта.

Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемого решения, кассационной инстанцией не установлено.Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287ст.289 АПК РФ, суд

Постановил

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.05.2006 по делу № А08-2091/06-7 оставить без изменений, а кассационную жалобу ИФНС по г.Белгороду - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.»*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка