Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
11 июня 2015 7 просмотров

Подскажите пожалуйста! В налоговый кодекс могут вноситься изменения только федеральными законами или есть еще возможные варианты изменения налогового кодекса в Российской Федерации?

Нет, это прямая норма статьи 1 Налогового кодекса РФ.
Так, в пункте 7 статьи 1 Налогового кодекса РФ сказано, что внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Таким образом, в Налоговый кодекс РФ могут быть внесены изменения только и исключительно на основании отдельных Федеральных Законов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация:Как применять нормативные акты, регулирующие налоговое законодательство

Акты налогового законодательства

Налоговое законодательство России включает в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним:*

Об этом сказано в статье 1 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством, налоговые правоотношения регулируют нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами власти (в пределах их компетенции):*

Нормативно-правовые акты, изданные уполномоченными органами власти, не могут изменять или дополнять налоговое законодательство*.

Такой порядок установлен статьей 4 Налогового кодекса РФ.

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут издаваться только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Кроме того, они подлежат обязательной госрегистрации. Об этом сказано в пункте 3 разъяснений, утвержденных приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88.*

<…>

Официальная публикация

Законы и нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые правоотношения, приобретают юридическую силу только после их официального опубликования. Это следует из положений части 3 статьи 15 Конституции РФ.

Официальным опубликованием признается размещение полного текста документа:

  • в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ», «Парламентской газете» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) – для законов (ст. 4 Закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ);
  • в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (п. 2 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763) – для нормативно-правовых актов Правительства РФ;
  • в «Российской газете», «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (в т. ч. в электронном виде) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) – для прошедших регистрацию в Минюсте России нормативно-правовых актов министерств и ведомств (Вступление в законную силу

    акты законодательства о налогах (например, законы о внесении изменений в гл. 21 или 25 НК РФ) вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования и не раньше 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ);

  • акты законодательства о сборах (например, законы о внесении изменений в гл. 25.3 НК РФ) вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования (абз. 2 п. 1 ст. 5 НК РФ);
  • федеральные и региональные законы, а также нормативно-правовые акты муниципальных образований, которые вводят новые налоги или сборы, вступают в силу не раньше чем через месяц со дня их официального опубликования, но и не раньше 1 января года, следующего за годом их принятия (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ);
  • нормативно-правовые акты Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. 5 и 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763);
  • нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763).

При этом на нормативно-правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти тоже может распространяться особый порядок вступления в силу, предусмотренный статьей 5 Налогового кодекса РФ (п. 5 ст. 5 НК РФ).

Исключением из этих правил является порядок введения в действие актов налогового законодательства, которые улучшают положение налогоплательщиков. Такие нормативно-правовые акты перечислены в пунктах 3 и 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Они могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Об этом сказано в абзаце 4 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ.*

Кроме того, порядок введения в действие законов и нормативно-правовых актов, которые регулируют налоговые правоотношения, связан с принятием законов (решений) о бюджетах различных уровней. Если документ, меняющий налоговое законодательство, принят после того, как закон (решение) о бюджете на очередной финансовый год был внесен на рассмотрение в Госдуму (региональный или местный орган представительной власти), то этот документ вступает в силу не раньше 1 января года, следующего за очередным финансовым годом. Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 174.1 Бюджетного кодекса РФ.

Подробнее об официальных источниках опубликования нормативно-правовых актов и сроках их вступления в силу см. таблицу.

Ситуация: какую дату считать днем официального опубликования закона (нормативно-правового акта), регулирующего налоговые правоотношения

В статье 4 Закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ сказано, что датой официального опубликования закона считается первое размещение его полного текста в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ», «Парламентской газете» или на официальном интернет-портале правовой информации.

При этом есть некоторая неопределенность относительно первой публикации в печатных изданиях.*

На первый взгляд, то издание, которое имеет наиболее раннюю дату, и является первым источником опубликования. Например, если 15 марта документ был опубликован в «Собрании законодательства РФ», а 17 марта – в «Российской газете», то датой официального опубликования считается 15 марта. Однако «Собрание законодательства РФ» – это еженедельное издание. День публикации в нем приравнивается к дате подписания очередного номера в печать. Но поскольку с этого дня общий доступ к новому документу еще не обеспечен, более обоснованно считать датой первого официального опубликования дату публикации в ежедневных изданиях: в «Парламентской газете» (в отношении федеральных законов) или в «Российской газете» (в отношении федеральных законов и других нормативно-правовых актов). Такая позиция отражена в постановлениях Конституционного суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П, Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4, ФАС Дальневосточного округа от 28 июля 2004 г. № Ф03-А59/04-2/1704.

Если документ публикуется по частям, датой официального опубликования считается дата размещения его последней части. Это следует из статьи 4 Закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ.

Обратная сила нормативных актов

Акты налогового законодательства могут распространяться как на правоотношения, возникающие после их вступления в силу (не иметь обратной силы), так и на правоотношения, возникшие до этого момента (иметь обратную силу).

Обратную силу всегда имеют акты налогового законодательства, которые:

  • устраняют или смягчают ответственность за налоговые правонарушения;
  • устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков.

Обратную силу могут иметь акты налогового законодательства, в которых это прямо предусмотрено.

Это акты:

  • отменяющие налоги и сборы;
  • снижающие ставки налогов и сборов;
  • улучшающие положение налогоплательщиков.

Обратной силы не имеют акты налогового законодательства, которые:

  • устанавливают новые налоги и сборы;
  • устанавливают ответственность или дополнительные обязанности;
  • повышают налоговые ставки (размеры сборов);
  • ухудшают положение налогоплательщиков.

В таком же порядке действуют во времени и нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами исполнительной власти.

Обо всем этом сказано в статье 5 Налогового кодекса РФ.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

16.06.2015г.

С уважением,

Александр Ермаченко, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка