Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
16 июня 2015 47 просмотров

Белорусская организация оказала российской организации услуги по перевозке груза на территории России и Белоруссии. Как учитывать в данном случае НДС? и подпадают ли такие операции под валютный контроль?

1. В данной ситуации - ваша организация налоговом агентом не признается (подп. 5 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе), следовательно, входящего НДС у вас не будет, соответственно, и причин его отражать, как в БУ, так и в НУ у вас не возникает.

Подробно см. 2. Рекомендация, 3. Справочники.

2. Да, данные операции подпадают под валютный контроль. Так как:

- к разрешенным валютным операциям относятся в т.ч. операции с нерезидентами. Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;

- с нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

• расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России (ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 4–6 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);

• организация обязана представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции (ч. 2 ст. 24 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);

• при расчетах с нерезидентами необходимо проводить репатриацию валютной выручки (ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как отразить НДС в бухучете и при налогообложении

<…>

Налоговые агенты

Если организация выполняет обязанности налогового агента по НДС, удержание налога из сумм, причитающихся продавцу (арендодателю), оформляйте проводками:

Дебет 19 Кредит 60
– учтен НДС, предъявленный продавцом (арендодателем);

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– удержан НДС налоговым агентом.

Если НДС перечислен в бюджет за счет собственных средств, сделайте проводки:

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– отражена сумма НДС, подлежащая уплате налоговым агентом за счет собственных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– перечислен НДС за счет собственных средств.

Если организация выполняет обязанности налогового агента при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций (не состоящих на налоговом учете в России) по договорам поручения, комиссии или агентским договорам, в учете делайте следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 76
– реализованы товары (работы, услуги, имущественные права), принадлежащие иностранной организации;

Дебет 51 Кредит 62
– получена оплата за товары (работы, услуги, имущественные права);

Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– удержан НДС из доходов иностранной организации.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 19, 62, 68, 76).

<…>

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация:Как определить место реализации товаров (работ, услуг)

<…>

При реализации товаров (работ, услуг) НДС нужно платить, только если реализация произошла на территории России. При реализации товаров (работ, услуг) за пределами России (на территории иностранного государства) налог не платите. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Правила определения места реализации приведены в статьях 147 и 148 Налогового кодекса РФ. В законодательстве установлен различный порядок определения места реализации товаров и места реализации работ (услуг).

Реализация работ или услуг

В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):

  • по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
  • по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
  • по месту деятельности покупателя работ (услуг);
  • по месту фактического оказания услуг.

При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев.

По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны):

  • российской организацией;
  • предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
  • представительством иностранной организации, находящимся в России.

Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг).

Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России.

Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. При этом местонахождением считается тот адрес, по которому организация зарегистрирована в России.

Когда же организация в России не зарегистрирована, местом реализации будет считаться адрес:
– прописанный в учредительных документах;
– по которому находится управление организации или ее исполнительный орган;
– по которому находится постоянное представительство, если работы (услуги) были приобретены через него.

То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России. Например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России.

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если они фактически были выполнены (оказаны) в России.

Особенности определения места реализации работ и услуг по договорам между российскими организациями и организациями стран – участниц Таможенного союза предусмотрены разделом IV приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Подробнее порядок определения места реализации работ и услуг представлен в таблице.

Услуги иностранных организаций

Порядок определения места реализации работ (услуг) распространяется и на иностранные организации. Поэтому при заключении договора на выполнение иностранной организацией работ (услуг) выясните, есть ли у нее Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции по форме № 11-СВ-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 13 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/80. Если иностранная организация не состоит на учете в налоговой инспекции и местом реализации работ (услуг) признается Россия, то НДС за нее должна перечислить российская организация, приобретающая работы (услуги). Это следует из пункта 2 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

Документы, подтверждающие место реализации

Документами, подтверждающими правильность определения места реализации работ (услуг), являются:

  • договор, заключенный с российской или иностранной организацией;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: на основании каких документов, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг), организация может определить место их реализации для целей расчета НДС

Конкретный перечень документов, подтверждающих место реализации работ (услуг), в Налоговом кодексе РФ не определен.

К таким документам могут относиться:

  • акты приемки-передачи выполненных работ (акты об оказании услуг) или иные документы (аналогичные указанным актам), требование о составлении которых предусмотрено договором или законодательством;
  • документы, подтверждающие командирование сотрудников за рубеж;
  • копии документов, подтверждающих регистрацию иностранной организации за рубежом;
  • копии таможенных и транспортных документов, свидетельствующих о перевозке (транспортировке) грузов за рубежом;
  • документы, свидетельствующие о местонахождении движимого и недвижимого имущества за рубежом;
  • прочие документы, не вызывающие сомнений, что местом реализации работ (услуг) является территория России или иностранного государства.

Такой же позиции придерживается и Минфин России (письма Минфина России от 15 июля 2013 г. № 03-07-08/27466, от 9 февраля 2006 г. № 03-04-08/33, от 19 октября 2005 г. № 03-04-08/294 и от 11 февраля 2003 г. № 04-03-08/05).

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Справочники:Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС

<…>

Вид работ (услуг) Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если:
Перевозка, транспортировка
Услуги по перевозке (транспортировке) Перевозку (транспортировку) осуществляет российская организация, российский предприниматель. При этом пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) Российская организация (предприниматель) осуществляет перевозки на территориях иностранных государств (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 24 мая 2006 г. № 03-04-08/108)
Перевозку (транспортировку) осуществляет иностранная организация. При этом пункт отправления и пункт назначения находятся на территории России* (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) Перевозку (транспортировку) осуществляет не состоящее на налоговом учете в России иностранное лицо. При этом пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ)
Перевозку (транспортировку) осуществляет российская организация для организаций из стран Таможенного союза независимо от местонахождения пунктов отправления и назначения (подп. 5 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе) Перевозку (транспортировку) осуществляет иностранная организация из стран – участниц Таможенного союза (подп. 5 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе)
Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) (за исключением перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру международного таможенного транзита) Работы (услуги) осуществляет российская организация или российский предприниматель. При этом пункт отправления и (или) пункт назначения перевозки находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой, осуществляет не состоящее на налоговом учете в России иностранное лицо. При этом пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ)
Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой, осуществляет не состоящее на налоговом учете в России иностранное лицо. При этом пункт отправления и пункт назначения находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) Российская организация (предприниматель) осуществляет работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров из иностранного государства в другое иностранное государство (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ)
Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенную процедуру международного таможенного транзита Работы (услуги) выполняет организация или предприниматель, осуществляющие деятельность в России. То есть российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России*** (подп. 4.2 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ) Работы (услуги) выполняет иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 4.2 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ)
Услуги по организации международной перевозки, оказываемые по договору транспортной экспедиции Услуги оказывает организация, осуществляющая деятельность в России. То есть российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России*** (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 1 февраля 2013 г. № 03-07-08/2075) Услуги оказывает иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 1 февраля 2013 г. № 03-07-08/2075)
Услуги, связанные с организацией транспортировки природного газа трубопроводным транспортом Услуги по организации транспортировки природного газа по территории России оказываются российской организацией*** (подп. 4.3 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ) Услуги по организации транспортировки природного газа по территории России оказываются иностранной организацией, не зарегистрированной и не имеющей постоянных представительств в России (подп. 4.3 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ)
Услуги по транзитной перевозке товаров воздушным транспортом через территорию России Услуги по транзитной перевозке товаров воздушным транспортом через территорию России оказываются российской организацией или предпринимателем***. При этом место посадки воздушного судна с товаром в России и место взлета с этим же товаром совпадают (подп. 4.4 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ) Услуги по транзитной перевозке товаров воздушным транспортом через территорию России оказываются иностранной организацией (предпринимателем), не зарегистрированной и не имеющей постоянных представительств в России. При этом место посадки воздушного судна с товаром в России и место взлета с этим же товаром совпадают (подп. 4.4 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ)

* Россия не признается местом реализации работ (услуг) по перевозке пассажиров и багажа, а также работ (услуг), непосредственно связанных с такими перевозками, если их выполняют иностранные организации не через постоянное представительство в России. Это следует из положений подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.

<…>

4. Рекомендация:Когда входной НДС можно принять к вычету

<…>

Какой НДС принимать к вычету

Обычно к вычету принимают тот НДС, сумму которого предъявил поставщик (в частности, в счете-фактуре). Разобраться в каждом таком случае удобнее по таблице ниже.

Случаи, когда суммы НДС можно принять к вычету Основание
Входной НДС предъявлен
поставщиками при приобретении товаров, работ, услуг и имущественных прав. В том числе по товарообменным (бартерным) операциям и по товарам, работам, услугам, приобретенным для проведения строительно-монтажных работ Пункты 2 и 6 статьи 171 и пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ
подрядными организациями, в том числе застройщиками и техническими заказчиками

При проведении ими следующих видов работ:

  • капитального строительства или ликвидации основных средств;
  • сборке, разборке или монтаже, демонтаже основных средств
Пункт 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ
продавцами объектов незавершенного капитального строительства
поставщиками с полной или частичной предоплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг или имущественных прав Пункт 12 статьи 171 Налогового кодекса РФ

Есть также ситуации, когда к вычету можно заявить налог, самостоятельно исчисленный и уплаченный (см. таблицу ниже).

Случаи, когда суммы НДС можно принять к вычету Основание
НДС уплачен
при импорте товаров на таможне или через налоговую инспекцию. Это правило действует, если ввоз осуществлен в таможенных процедурах:
– выпуска для внутреннего потребления;
– переработки для внутреннего потребления;
– временного ввоза;
– переработки вне таможенной территории;
– либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу России без таможенного оформления
Пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ
при выполнении обязанностей налогового агента при покупке товаров, работ и услуг Пункт 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ
при реализации товаров в случае их возврата Пункт 5 статьи 171 Налогового кодекса РФ
НДС начислен
при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления Пункт 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ
с предварительной оплаты в случае реализации в счет нее товаров, работ, услуг и имущественных прав Пункт 8 статьи 171 Налогового кодекса РФ

Кроме того, право на вычет возникает:
– по имуществу, нематериальным активам и имущественным правам, которые внесены в уставный капитал организации (при условии что НДС восстановлен учредителем) (п. 11 ст. 171 НК РФ);
при изменении цены или количества отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и переданных имущественных прав. Например, когда продавец предоставил скидку в виде уменьшения цены. Важно, чтобы изменение цены или количества произошло после реализации этих товаров, работ, услуг и имущественных прав. Об этом сказано в пункте 13 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

5. Рекомендация:Какие валютные операции могут проводить российские организации

<…>

Разрешенные валютные операции

К разрешенным валютным операциям относятся:

  • операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
  • операции с нерезидентами.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Ответственность на непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений об изменении реквизитов банковских счетов

Внимание: за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменениях реквизитов банковских счетов, открытых за рубежом, Росфиннадзор (по представлению налоговой инспекции) может оштрафовать организацию на основании статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За представление уведомления об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов с нарушением срока или формы уведомления Росфиннадзор может оштрафовать:

  • организацию – на 50 000 – 100 000 руб.;
  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 5 000 – 10 000 руб.

Если организация не представит уведомления об открытии (закрытии) счетов в банках за пределами России или изменении реквизитов таких счетов, Росфиннадзор может оштрафовать:

  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 40 000 – 50 000 руб.;
  • организацию – на 800 000 – 1 000 000 руб.

Это следует из частей 2 и 2.1 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Организация может без ограничений перевести средства на счет в банке за рубежом со своего счета в уполномоченном банке или с других зарубежных счетов. Единственное требование: при первом переводе в уполномоченном банке нужно предъявить уведомление об открытии счета с отметкой о его принятии инспекцией. Об этом сказано в части 4 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Исчерпывающий перечень остальных возможных случаев зачисления средств на зарубежные счета содержится в части 5 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Со средствами, зачисленными на счета за рубежом, организация вправе свободно проводить валютные операции с нерезидентами. В расчетах с резидентами средства на счете за рубежом можно использовать только в строго определенных случаях. В частности, при выплате зарплаты и оплате расходов, связанных с командированием сотрудников представительства организации, находящегося за пределами России. Полный перечень случаев, когда организация в валютных операциях с резидентами может использовать средства на счетах в зарубежном банке, установлен частью 6.1 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и представлен в таблице.

Российская организация обязана представлять в налоговую инспекцию отчеты о движении средств по зарубежным счетам. Это нужно делать ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала. Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819. По каждому счету представьте отчет в двух экземплярах. К отчетам приложите банковские документы, подтверждающие представленные сведения (выписки и т. д.). Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Ответственность за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам

Внимание: за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам предусмотрена административная ответственность.

Росфиннадзор может оштрафовать:
– организацию – на 40 000 – 50 000 руб.;
– руководителя и главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.

За повторное нарушение сумма штрафа составит:
– для организации – от 400 000 до 600 000 руб.;
– для руководителя и главного бухгалтера – от 30 000 до 40 000 руб.

Это предусмотрено частями 6 и 6.5 статьи 15.25, статьей 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пунктом 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Расчеты наличными

Организация вправе вести расчеты наличными, то есть без использования банковских счетов (оплачивать, получать в оплату рубли и иностранную валюту), в следующих случаях:

  • по операциям с уполномоченными банками;
  • по договорам розничной купли-продажи, заключенным с физическим лицом-нерезидентом в рублях;
  • когда организация оказывает физическим лицам-нерезидентам на территории России транспортные, гостиничные, образовательные и другие услуги;
  • когда организация обслуживает суда (в т. ч. воздушные) иностранных государств в аэропортах, речных и морских портах;
  • когда организация получает от нерезидентов аэронавигационные, аэропортовые и портовые сборы на территории России;
  • когда организация оплачивает обслуживание ее транспортных средств (воздушных, речных, морских, автомобильных и т. д.), находящихся за пределами России;
  • когда организация оплачивает обязательные сборы, связанные с обеспечением ее деятельности (в т. ч. аэропортовые, аэронавигационные и т. д.);
  • по договорам перевозки с физическими лицами-резидентами, филиалами, представительствами, находящимися за пределами России, и физическими лицами-нерезидентами;
  • по договорам перевозки грузов с физическими лицами резидентами и нерезидентами (для личных, семейных и других нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности);
  • когда организация оплачивает и (или) возмещает расходы, связанные с командированием сотрудников представительств на территорию страны местонахождения представительств и за ее пределы за исключением территории России;
  • в других случаях.

Полный перечень случаев, когда российская организация вправе рассчитываться с резидентами и нерезидентами наличными в рублях или иностранной валюте, установлен частью 2 статьи 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Этот перечень является исчерпывающим.

Репатриация валютной выручки

В отношении операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки. Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);
  • возврат денежных средств перечисленным нерезидентам за неввезенные или неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д.

Денежные средства должны поступить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте. Это предусмотрено пунктами 1–2 части 1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Для исполнения требования о репатриации российская организация обязана представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках:

  • получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);
  • исполнения нерезидентами обязательств по договорам (контрактам) в счет полученных авансов.

Такие правила установлены пунктами 1–2 части 1.1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Порядок предоставления указанной информации должен установить Банк России (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Выполнять требование о репатриации не нужно в следующих случаях:

  • если валютная выручка зачисляется на счета в банках за рубежом в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с нерезидентами, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • если заказчик (нерезидент) оплачивает местные расходы резидентов, связанные с сооружением объектов на территориях иностранных государств, на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • если организация использует иностранную валюту, получаемую от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории России, для покрытия расходов по их проведению на период проведения этих мероприятий;
  • если валютная выручка зачисляется на счета транспортных организаций-резидентов в банках за рубежом в целях оплаты возникающих у таких организаций расходов, связанных с оплатой обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории России транспортных средств и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Обратите внимание, что исходя из положений валютного законодательства зачет встречных однородных требований с нерезидентами возможен только в четырех случаях:

  • по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории России резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги по заключенным с ними агентским договорам;
  • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги резидентам по заключенным с ними договорам;
  • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты;
  • по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.

Во всех остальных случаях организация обязана обеспечить поступление денежных средств на счет в уполномоченном банке. Взаимозачет по операциям, не указанным в перечне, проводить нельзя.

Такой порядок следует из части 2 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Переуступка права требования по внешнеторговому контракту не освобождает от обязанности обеспечить поступление выручки на счет в уполномоченном банке или возврат денежных средств. Новый кредитор должен исполнить требование о репатриации валютной выручки в общем порядке. Об этом сказано в письме ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217.

Ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки

Внимание: за нарушение требования о репатриации валютной выручки предусмотрена административная и уголовная ответственность.

За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке Росфиннадзор может оштрафовать организацию и руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составит:

  • 1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;
  • от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.

Если нерезидент своевременно не вернул денежные средства за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, штраф на организацию и руководителя организации (главного бухгалтера) составит от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию.

Это следует из частей 4 и 5 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Вместе с тем, при привлечении к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки должна учитываться степень вины организации. Организация признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Кроме того, за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте свыше эквивалента 6 млн руб. руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности. В качестве наказания может быть наложен штраф:

  • от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет.

Вместо штрафа суд может направить на принудительные работы или лишить свободы на срок до трех лет.

Наказание в виде лишения свободы до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период от одного до пяти лет (или без штрафа) предусмотрено в случаях, если:

  • сумма невозвращенных средств превысит 30 млн руб.;
  • нарушение совершено группой по сговору или организованной группой;
  • будут использованы подложные документы;
  • операции проводятся через фирмы-однодневки.

Об этом сказано в статье 193 Уголовного кодекса РФ.

Главбух советует: Чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).

В частности:

  • предусмотрите в контракте способ обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);
  • выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;
  • предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.

Такие меры позволят доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка