Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

О новом направлении в бизнесе уведомите чиновников

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7
17 июня 2015 308 просмотров

Какую отчётность должен сдавать начинающий фермер? Зарегистрировался только в этом году, свою деятельность только начал, какие налоги должен платить, если прибыли никакой(сами понимаете только начало)?

Перечень налогов при УСН и ЕСХН одинаков:

- единый налог при УСН (или ЕСХН),

- транспортный налог (при ЕСХН предусмотрены льготы для сельхозтехники),

- страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование,

- НДФЛ (в качестве налогового агента),

- земельный налог,

- негативное воздействие на окружающую среду.

Данные налоги предприниматель должен оплачивать при наличии налогооблагаемой базы (например, ЕСХН /УСН – при наличии дохода, транспортный налог – при наличии транспорта, НДФЛ и страховые взносы – при выплате дохода наёмным работникам и т.д.)

При выборе системы налогообложения обратите внимание на список расходов, которые можно признавать в налоговом учете.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочник:ЕСХН. ПЕРЕХОД, ИСЧИСЛЕНИЕ, УПЛАТА. ВИТАЛИЙ СЕМЕНИХИН

<…>

2. Какие налоги заменяет ЕСХН у индивидуальных предпринимателей

Рассмотрим, от каких налогов освобождаются индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН.

Однако для начала отметим, что право на уплату единого сельскохозяйственного налога распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Напомню, что в настоящее время правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств установлены Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 этого Закона фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ).

В случае если он перейдет на уплату единого сельхозналога, он будет освобожден от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц по предпринимательской деятельности, налога на имущество физических лиц по имуществу, используемому для предпринимательства.

Он также не признается плательщиком налога на добавленную стоимость за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, и если уплачивает его как участник договора простого товарищества.*

<…>

5.2. Подача уведомления

Переход на уплату ЕСХН носит уведомительный порядок. Поэтому в инспекцию необходимо подать уведомление. Сделать это надо не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году, начиная с которого сельхозпроизводитель переходит на этот спецрежим. Ждать разрешения или запрета на применение спецрежима от налоговиков не нужно. Ведь, как уже говорилось, порядок перехода уведомительный. Форма (форма № 26.11) уведомления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждена приказом ФНС России от 28 января 2013 г. № ММВ-7-3/41@.

Эту же форму (форма № 26.1-1) уведомления направляют в налоговую инспекцию и вновь созданные организации, и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели (приравненные к ним крестьянские (фермерские) хозяйства). Они вправе уведомить о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет.* Данный порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ.

<…>

7. Плательщик ЕСХН исполняет обязанности налогового агента по НДФЛ

Налоговыми агентами по НДФЛ, согласно статье 226 Налогового кодекса РФ, признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Причем в данном случае условием возникновения обязанностей налогового агента является факт выплаты указанными лицами дохода физическому лицу, а не применяемый ими режим уплаты налогов. Следовательно, российские организации и индивидуальные предприниматели (приравненные к ним крестьянские (фермерские) хозяйства), уплачивающие ЕСХН, признаются налоговыми агентами по НДФЛ в общем порядке.* О том, что плательщики единого сельхозналога не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ, говорится и в пункте 4 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ. По общему правилу НДФЛ уплачивается и исчисляется налоговым агентом в соответствии со статьей 226 Налогового кодекса РФ в отношении всех доходов, источником которых является он сам, с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Исключение установлено лишь в части доходов, в отношении которых налог исчисляется и уплачивается в соответствии со статьями 214.1,214.3214.4227227.1 и 228 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой. Кроме них самостоятельно платят налог в бюджет физические лица, получившие доходы:

  • от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности;
  • по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
  • с доходов, с которых налоговый агент не удержал налог;
  • в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
  • в денежной и натуральной формах в порядке дарения за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению;
  • от выигрышей в лотерее и других основанных на риске играх.

Кроме того, самостоятельно исчисляют и платят НДФЛ в бюджет иностранцы, работающие по договору найма у граждан Российской Федерации на основании патента. Во всех иных случаях НДФЛ исчисляет и уплачивает налоговый агент. Аналогичные разъяснения на этот счет содержатся в многочисленных письмах контролирующих органов, например в письме Минфина России от 5 августа 2011 г. № 03-04-06/3-179, в письме ФНС России от 1 ноября 2010 г. № ШС-37-3/14584@ и в других.

В зависимости от налогового статуса физического лица (резидент или нерезидент) и от вида дохода главой 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено несколько ставок налога: 9 процентов, 13 процентов, 15 процентов, 30 процентов и 35 процентов. При этом общей ставкой налога является ставка 13 процентов, все остальные являются специальными.

Налоговый агент начисляет НДФЛ с нарастающим итогом. То есть с начала налогового периода по итогам каждого месяца. В расчет берутся все доходы, начисленные за данный период, в отношении которых применяется общая ставка НДФЛ, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Налог удерживается за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом. Делается это при фактической выплате денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

<…>

17. Уплата обязательных страховых взносов

Для сельхозтоваропроизводителей (которые соответствуют критериям, приведенным в статье 346.2 Налогового кодекса РФ) статьями 5858.1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ предусмотрены специальные, а именно пониженные тарифы страховых взносов, которые будут применяться в переходный период 2011–2027 годов.*

В течение 2013–2014 годов данные плательщики страховых взносов должны применять следующие тарифы (ч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

  • ПФР – 2013–2014 годы – 21 процент;
  • ФСС РФ – 2013–2014 годы – 2,4 процента;
  • ФФОМС России – 2013–2014 годы – 3,7 процента;

Итого общий тариф:

в 2013 и 2014 году – 27,1 процента.

Тарифы в ПФР распределяются в порядке, установленном в пункте 5 статьи 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Для лиц 1966 года рождения и старше на 2013–2014 годы страховая часть равна 21 проценту (из них солидарная часть тарифа – 5%, индивидуальная часть тарифа – 16%).

Для лиц 1967 года рождения и моложе на 2013–2014 годы страховая часть равна 15 процентам (из них солидарная часть тарифа – 5%, а индивидуальная часть тарифа – 10%). При этом накопительная часть составляет 6 процентов. С 1 января 2014 года накопительная часть будет составлять 2 процента, а индивидуальная часть соответственно увеличится до 14 процентов (ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели, которые не выплачивают вознаграждений физическим лицам, исчисляют и уплачивают страховые взносы в особом порядке, установленном статьей 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.* Расчет суммы своих страховых взносов за расчетный период они производят самостоятельно. В отличие от плательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, у индивидуала-одиночки размер страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование не зависит от величины полученного им дохода. Ему не нужно определять объекты обложения страховыми взносами и базу для их начисления. Расчет суммы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР и ФОМС, производится исходя из стоимости страхового года, на что указывает часть 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Соответственно, расчет по форме РСВ-2 в ПФР с 1 января 2012 года обязаны представлять лишь главы КФХ.

<…>

Справочник «ЕСХН. Переход, исчисление, уплата»

Виталий Семенихин

2. Рекомендация: Какие налоги (кроме единого) нужно платить при упрощенке

<…>

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:

– налога на имущество. Исключение составляет налог на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость. Подробнее о расчете налога на имущество исходя из кадастровой стоимости см. Как рассчитать налог на имущество;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходовконтролируемых иностранных компаний, дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (п. 5 ст. 25.15 НК РФписьмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4).

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС:


– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558, и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н, и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Такие правила установлены пунктами 2 и 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке (ЕНВД, ЕСХН) перечислять экологические платежи. Деятельность организации связана с природопользованием

Да, должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). При этом обязанность по перечислению экологических платежей не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.* Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262. Несмотря на то что это письмо адресовано организациям на ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

Налоговые агенты

Организации (в т. ч. автономные учреждения) на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

Это следует из положений пункта 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.*

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация:Какие расходы можно учесть при расчете единого сельхозналога

<…>


Расходы, которые организация может учесть при расчете ЕСХН, должны быть:

Перечень расходов*

Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке.* В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:

Единственным видом расходов, правила признания которых при применении ЕСХН и при упрощенке различаются, являются расходы на приобретение покупных товаров. Такие расходы уменьшают налоговую базу:

Кроме того, существуют отдельные виды расходов, которые законодательство позволяет учитывать только при применении одного из этих налоговых режимов.

В отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация вправе учитывать:

1) расходы на обеспечение мер техники безопасности и расходы, связанные с содержанием здравпунктов, находящихся на территории организации (подп. 6.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

2) расходы на добровольное страхование (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ):

  • транспорта (в т. ч. арендованного) и грузов;
  • основных средств производственного назначения (в т. ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в т. ч. арендованных);
  • товарно-материальных запасов, урожая сельхозкультур и животных;
  • другого имущества, которое используется в деятельности, направленной на получение доходов;
  • рисков при выполнении строительно-монтажных работ;
  • ответственности за причинение вреда, если добровольное страхование является условием деятельности организации в соответствии с международными требованиями;

3) расходы на питание работников, занятых на сельхозработах (подп. 22 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

4) расходы на питание экипажей морских и речных судов (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

5) расходы на информационно-консультативные услуги (подп. 25 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

6) расходы в виде штрафов (пеней, санкций) за нарушение договоров, уплаченных по решениям суда, а также расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 28 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

7) расходы на подготовку специалистов (при условии, что с обучающимися заключены договоры на обучение, предусматривающие их работу в организации в течение не менее трех лет по специальности после окончания обучения) (подп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

8) расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки. При этом неважно, засеяна земля сельхозпродукцией или нет (подп. 31 п. 2 ст. 346.5 НК РФписьмо Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-11/5154);

9) расходы на приобретение молодняка скота и птицы, продуктивного скота, мальков рыбы (подп. 32 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

10) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству (подп. 33 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

11) расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции (подп. 41 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

12) расходы в виде потерь:

Потери, вызванные чрезвычайными ситуациями, по этой статье расходов не учитываются;

13) суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы (подп. 43 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

14) расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий (подп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

15) таможенные платежи, уплачиваемые при вывозе товаров с территории России и не подлежащие возврату (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).*

В то же время в отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация не вправе учитывать:
1) расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (подп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
2) расходы на НИОКР (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
3) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (подп. 25 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
4) расходы на обслуживание ККТ (подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
5) расходы по вывозу твердых бытовых отходов (подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

<…>

Приобретение прав на земельные участки

Расходы на приобретение земельных участков (в т. ч. засеянных сельхозпродукцией) при расчете ЕСХН учитывайте равномерно в течение срока, определенного организацией, но не менее семи лет (абз.1 п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ).*

Затраты на приобретение имущественных прав на земельные участки включайте в состав расходов равными долями (в последние дни отчетных (налоговых) периодов) при соблюдении следующих условий:

  • расходы оплачены;
  • факт подачи документов на госрегистрацию приобретенных прав документально подтвержден (у организации есть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов);
  • приобретенные земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

Такой порядок предусмотрен абзацами 234 пункта 4.1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-11/5154.

<…>

Олег Хороший

начальник отдела налогообложения прибыли организаций

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4. Рекомендация: Как начать применять упрощенку

<…>

Срок подачи уведомления

По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Из этого правила есть исключение. Оно касается организаций Крыма и г. Севастополя, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. При переходе на упрощенку с 2015 года им разрешено подавать уведомления позже – до 1 февраля 2015 года включительно. А если их участником является публично-правовое образование (или их имущество находится в собственности публично-правового образования), такие организации могут уведомить инспекцию о переходе на упрощенку еще позже – до 1 апреля 2015 года включительно.

Такой порядок предусмотрен абзацами 3 пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Вновь создаваемые организации могут подать уведомление о переходе на упрощенку одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты начинайте применять спецрежим.* Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Организации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, применять упрощенку не вправе (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если организация применяла ЕНВД и переходит на упрощенку с начала того месяца, в котором она перестала быть плательщиком этого налога, в ячейке «Признак налогоплательщика» следует указать код 2, а в ячейке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» – код 3.

Если организация направила уведомление о переходе на упрощенку позже установленных сроков, инспекция ответит ей сообщением о допущенном нарушении. В этом случае применять упрощенку организация не сможет (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если в период между подачей уведомления о переходе на упрощенку и 31 декабря налогоплательщик решил поменять объект налогообложения, он тоже должен уведомить об этом налоговую инспекцию(п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

18.06.2015г.

С уважением,

Татьяна Гнедышева, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка