Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
18 июня 2015 72 просмотра

Подскажите пожалуйста, мы построили ТРЦ и сделали асфальтирование прилегающей территории силами подрядной организации, без этого благоустройство ни возможно было бы привлечь ни арендаторов ни покупателей. В налоговом учете амортизируем и НДС приняли к вычету, т.к. данные расходы учитываются для получения дохода облагаемых НДС. Правомерно такое действие или нет?

Вопрос по поводу начисления амортизации на объекты внешнего благоустройства, к которым относятся асфальтированные участки вокруг магазинов и промышленных предприятий является спорным.
С одной стороны в письмах от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63, от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487 Минфин России отрицает возможность начисления амортизации по объектам внешнего благоустройства.
Однако есть и противоположная позиция. В ней сказано, что асфальтовые покрытия относятся к объектам дорожного хозяйства. Буквальное прочтение подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что если при строительстве объектов дорожного хозяйства не было использовано бюджетное или другое целевое финансирование, то амортизацию по таким объектам начислять можно. Главное, чтобы обустройство таких объектов было связано с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если организации начислит амортизацию на объекты внешнего благоустройства у нее могут возникнуть споры с ИФНС.
НДС по данным расходам можно принять к вычету.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Что относится к амортизируемому имуществу в налоговом учете

<…>

Ситуация: можно ли в налоговом учете начислять амортизацию на объекты внешнего благоустройства (тротуары, внешнее освещение, клумбы и вазоны)

Нет, нельзя.

Понятие «объект внешнего благоустройства» в налоговом законодательстве не определено. Контролирующие ведомства поясняют, что под объектами внешнего благоустройства подразумеваются объекты, которые:

  • не связаны с коммерческой деятельностью организации;
  • не относятся к каким-либо производственным зданиям и сооружениям;
  • предназначены для создания удобного, эстетически обустроенного пространства на территории организации.

Расходы, связанные с благоустройством территории (в т. ч. амортизационные отчисления по объектам внешнего благоустройства), не соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, а следовательно, налоговую базу по налогу на прибыль они не уменьшают. Об этом сказано в письмах Минфина России от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/278от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745УМНС России по Московской области от 8 декабря 2003 г. № 04-24/АА885.

В письмах от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201 Минфин России отрицает возможность начисления амортизации по таким объектам внешнего благоустройства, как:*

  • асфальтированные участки вокруг магазинов и промышленных предприятий;*
  • погрузочно-разгрузочные площадки;
  • парковки для грузового и легкового автотранспорта;
  • подъездные пути;
  • тротуары и пешеходные дорожки;
  • внешнее электрическое освещение (в т. ч. установки наружного освещения);
  • газоны, клумбы, деревья и кустарники;
  • лестницы, декоративные фонтаны, скульптуры, вазоны и т. п.

Свою позицию финансовое ведомство аргументирует тем, что первоначальную стоимость основных средств, с сооружением которых связаны эти объекты, расходы на их обустройство не увеличивают. В Общероссийском классификаторе основных фондов они не упомянуты. Следовательно, такие объекты не отвечают критериям основных средств (п. 1 ст. 257 НК РФ), а являются самостоятельными видами амортизируемого имущества, не подлежащими амортизации. Некоторые суды поддерживают эту точку зрения (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1от 10 марта 2006 г. № А33-22400/04-С3-Ф02-858/06-С1).*

Следует отметить, что в некоторых хозяйственных ситуациях Минфин России соглашается с возможностью амортизации объектов внешнего благоустройства либо с включением затрат на благоустройство в первоначальную стоимость других основных средств. В частности, финансовое ведомство допускает начисление амортизации по объектам, которые имеют признаки объектов внешнего благоустройства, но при этом соответствуют критериям основного средства (п. 1 ст. 257 НК РФ). Например, это возможно в организациях, деятельность которых связана с организацией отдыха (санаториях, пансионатах и т. п.), выставок и культурно-массовых мероприятий. Расходы на благоустройство и озеленение своей территории такие организации могут квалифицировать как затраты, непосредственно связанные с обеспечением нормальных условий отдыха, то есть с деятельностью, направленной на получение доходов. При расчете налога на прибыль эти затраты включаются в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если в ходе работ по благоустройству создаются объекты, соответствующие критериям основных средств (например, спортплощадки, теннисные корты, автомобильные парковки и т. п.), стоимость этих объектов можно амортизировать на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 августа 2012 г. № 03-03-06/1/386от 7 июля 2009 г. № 03-03-06/1/443от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94.

Кроме того, амортизация объектов внешнего благоустройства либо включение затрат на их создание в первоначальную стоимость других основных средств возможны, если эти объекты создаются в силу требований законодательства, а также нормативно-технических документов в области промышленной безопасности. В отдельных отраслях экономики формирование таких объектов прямо вменяется в обязанности организаций. Поэтому их тоже можно амортизировать (письмо Минфина России от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362). Арбитражная практика подтверждает этот вывод (см., например, постановления ФАС Московского округа от 10 апреля 2008 г. № КА-А40/2263-08от 27 сентября 2007 г. № КА-А40/9456-07,от 20 марта 2006 г. № КА-А40/1706-06Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29,Восточно-Сибирского округа от 20 апреля 2006 г. № А58-5090/05-Ф02-1684/06-С1Северо-Западного округа от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие амортизировать объекты внешнего благоустройства и в некоторых других ситуациях. Но чтобы воспользоваться этими аргументами, организации, скорее всего, придется обращаться в суд.*

Иногда расходы на благоустройство неразрывно связаны с сооружением основных средств. Такая ситуация может возникнуть, если в проекте на строительство здания изначально заложено создание объектов внешнего благоустройства. Например, когда внешнее благоустройство является элементом единого дизайна возводимого строения или когда договором предусмотрено, что подрядчик при строительстве здания должен заасфальтировать прилегающую к нему территорию. Такие расходы не приводят к созданию самостоятельных объектов внешнего благоустройства, а включаются в первоначальную стоимость возводимых зданий, сооружений и т. п. После ввода этих объектов в эксплуатацию расходы организации на благоустройство будут постепенно уменьшать налогооблагаемую прибыль через амортизацию. При рассмотрении подобных ситуаций некоторые суды встают на сторону организаций (см., например, постановления ФАС Московского округа от 21 января 2009 г. № КА-А40/12910-08, Северо-Западного округаот 13 июля 2009 г. № А56-48313/2008от 7 июня 2004 г. № А56-28373/03).

Кроме того, иногда начисление амортизации по объектам внешнего благоустройства признается правомерным из-за неоднозначной формулировки, которая содержится в подпункте 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Исходя из его буквального толкования можно сделать вывод, что амортизировать запрещено лишь объекты лесного и дорожного хозяйства, сооруженные с привлечением бюджетного (целевого) финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты. Поскольку иных ограничений в отношении амортизации объектов внешнего благоустройства Налоговый кодекс РФ не содержит, некоторые суды принимают решения в пользу организаций именно по этой причине (см., например, постановления ФАС Московского округа от 12 октября 2010 г. № КА-А40/12233-10от 2 апреля 2010 г. № КА-А40/2846-10Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008). Подробнее об этом см. ниже.

<…>

Ситуация: можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам, как асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия, которые созданы без привлечения бюджетного (целевого) финансирования

Да, можно, если обустройство таких объектов обусловлено требованиями законодательства.

По общему правилу независимо от источников финансирования асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам внешнего благоустройства, и, следовательно, амортизация по ним не начисляется (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201 и от 13 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/73.

В то же время для отдельных отраслей экономики обустройство производственных площадок с асфальтовым и другими видами покрытий рядом с производственными объектами является обязательным в силу законодательства, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. В таких случаях организация может начислять на них амортизацию. Такой вывод сделан вписьме Минфина России от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362.

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие начислять амортизацию по асфальтовым (бетонным, тротуарным) покрытиям, созданным без привлечения бюджетных средств, независимо от того, обусловлено ли их обустройство нормами законодательства или нет. Они заключаются в следующем.

Асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам дорожного хозяйства. Буквальное прочтение подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что если при строительстве объектов дорожного хозяйства не было использовано бюджетное или другое целевое финансирование, то амортизацию по таким объектам начислять можно. Главное, чтобы обустройство таких объектов было связано с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).* В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008от 14 января 2008 г. № А56-4910/2007от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04 и от 25 октября 2004 г. № А56-32626/03Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29Московского округа от 23 июля 2008 г. № КА-А40/6654-08,Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3Поволжского округа от 13 июня 2012 г. № А55-19091/2011).

Кроме того, организация может включить такие объекты (стоимостью более 40 000 руб.) в состав амортизируемого имущества:

  • в качестве сооружения;
  • в качестве капитальных вложений в арендованные основные средства.

Учесть твердые декоративные покрытия в качестве сооружений можно по следующим основаниям. Во-первых, они улучшают доступ к организации, способствуют привлечению дополнительных клиентов, а значит, положительно влияют на увеличение продаж. Во-вторых, наличие твердого покрытия позволяет сократить время погрузочно-разгрузочных работ, что также повышает эффективность бизнеса. Из этого следует, что твердое покрытие используется в деятельности, связанной с получением доходов, и соответствует определению амортизируемого имущества, указанному в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Основанием для начисления амортизации в этом случае является абзац 1пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

Если твердое покрытие обустроено на арендованной земле, затраты на его строительство можно классифицировать как капитальные вложения в арендованные основные средства (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 16 марта 2006 г. № 18-11/1/20791). При этом в договоре аренды земли (дополнительном соглашении к нему) должно быть отражено согласие арендодателя (право арендатора) на производство неотделимых улучшений в виде асфальтового (бетонного, тротуарного) покрытия (абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФст. 615 ГК РФ). Кроме того, таким договором (дополнительным соглашением) должно быть предусмотрено, что арендодатель не возмещает арендатору стоимость капитальных вложений (абз. 4 п. 1 ст. 258 НК РФст. 623 ГК РФ). Основанием для начисления амортизации в этом случае является абзац 4 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 14 декабря 2007 г. № 20-12/119684от 17 марта 2006 г. № 18-11/20791). О применении амортизационной премии при амортизации неотделимых улучшений арендованного имущества см. Как рассчитать амортизацию по арендованным объектам основных средств в налоговом учете.

Не исключено, что при проверке налоговая инспекция не согласится с включением расходов на устройство (укладку) твердых покрытий в расчет налогооблагаемой прибыли. В таком случае свою позицию организации придется отстаивать в суде.*

Пример отражения в бухучете и при налогообложении асфальтированной автостоянки, оборудованной на арендуемой территории. Организация-арендатор применяет общую систему налогообложения*

В январе ООО «Торговая фирма "Гермес"» (арендатор) заключило с ООО «Альфа» (арендодатель) договор аренды земельного участка, на котором расположен торговый комплекс. Срок действия договора аренды – 25 лет.

Условиями договора предусмотрено:

  • любые работы на арендованном участке арендатор вправе проводить только с согласия арендодателя;
  • арендодатель не возмещает вложения арендатора в арендуемое имущество.

В апреле «Гермес» решил оборудовать на арендуемом участке асфальтированную автостоянку. Для этого он заключил с «Альфой» дополнительное соглашение к договору, в котором было отражено согласие арендодателя на обустройство стоянки. Работы по асфальтированию стоянки были выполнены подрядной организацией в мае. Стоимость работ составила 2 360 000 руб. (в т. ч. НДС – 360 000 руб.).

Бухгалтер «Гермеса» руководствовался разъяснениями УФНС России по г. Москве и включил оборудованную автостоянку в состав основных средств.

Согласно Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, данный объект входит в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно.

Объект принят к бухгалтерскому и налоговому учету по первоначальной стоимости 2 000 000 руб. со сроком полезного использования 10 лет.

Доходы и расходы для расчета налога на прибыль «Гермес» определяет методом начисления. Амортизация начисляется линейным методом.

В бухучете «Гермеса» сделаны следующие записи.

В мае:

Дебет 08 Кредит 60
– 2 000 000 руб. – отражена стоимость работ по оборудованию автостоянки;

Дебет 19 Кредит 60
– 360 000 руб. – отражен НДС со стоимости работ по оборудованию автостоянки;

Дебет 60 Кредит 51
– 2 360 000 руб. – оплачены работы, выполненные подрядной организацией;

Дебет 01 Кредит 08
– 2 000 000 руб. – введена в эксплуатацию оборудованная автостоянка;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 360 000 руб. – принят к вычету НДС, начисленный при выполнении работ по оборудованию автостоянки.*

С июня в течение 10 лет бухгалтер «Гермеса» ежемесячно начисляет амортизацию по введенному в эксплуатацию объекту основных средств в размере 16 667 руб.:

Дебет 44 Кредит 02
– 16 667 руб. – начислена амортизация по автостоянке за текущий месяц.

В налоговом учете ежемесячно начиная с июня бухгалтер включает в расходы сумму начисленной амортизации в размере 16 667 руб.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Статья:Когда расходы на благоустройство смело можно брать в расчет налоговой прибыли

Компания заасфальтировала дорожки вокруг здания, разбила газоны, посадила деревья… Вот, пожалуй, самые простые виды благоустройства территории. Можно ли учесть расходы на подобные преобразования территории при расчете налога на прибыль?

Главное препятствие здесь — подпункт 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Он не позволяет начислять амортизацию на объекты внешнего благоустройства. В Минфине России считают, что под эту норму подпадают лишь экономически не обоснованные затраты. В каких ситуациях это поможет списать расходы, а в каких нет? Об этом и пойдет речь.

<…>

Вокруг нового магазина построили парковку, разбили газоны

Трудно представить себе современный торговый комплекс без заасфальтированных участков вокруг здания, прилегающих тротуаров, погрузочно-разгрузочных площадок. А еще рядом обычно строят отдельные автостоянки, устанавливают фонари, разбивают газоны. В результате общая сумма расходов на обустройство территории тоже получается немаленькой.

Для работы крупного магазина эти затраты совершенно необходимы. Более того, создавать удобное и безопасное пространство вокруг торговых центров застройщиков часто обязывают местные власти. Соответствующие требования могут быть прописаны, например, в градостроительном заключении на размещение объекта строительства. Если предписания этого документа нарушены, здание попросту не примет госкомиссия. А значит, и эксплуатировать его не разрешат.

Тем не менее в Минфине считают, что в этом случае расходы на благоустройство не связаны с коммерческой деятельностью компании и не направлены на получение доходов. Потому учитывать их нельзя. В случае с капитальными затратами они ссылаются на подпункт 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ. А в случае с текущими — на пункт 1 статьи 252.

Если спорить с контролерами вы не готовы, лучше придерживаться позиции главного финансового ведомства. Но между тем имейте в виду: ее можно успешно оспорить в суде. Многим налогоплательщикам это уже удалось. Свидетельство тому — постановление ФАС Московского округа от 25 мая 2011 г. № КА-А41/4670-11.

Внимание судей важно обратить на два момента. Первый — в данном случае расходы на благоустройство экономически обоснованны. И второй. Подпункт 4 пункта 2 статьи 256 кодекса сформулирован неоднозначно. Из его текста следует, что амортизировать запрещено лишь объекты лесного и дорожного хозяйства, сооруженные с привлечением бюджетного (целевого) финансирования, а также специализированные сооружения судоходной обстановки и другие аналогичные объекты.

И пару слов о ремонте. Затраты на него списывают по статье 260 Налогового кодекса РФ. Однако применять эту статью к объектам благоустройства налоговики в большинстве случаев тоже не разрешают (подробнее — ниже).

Разъясняет Екатерина Шестакова, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»

Как учесть расходы на ремонт объекта благоустройства

— Расходы на ремонт основных средств относятся к прочим. Их можно полностью списать в периоде, когда они совершены. Так сказано в статье 260 Налогового кодекса РФ. Как это правило действует в ситуации с ремонтом объектов благоустройства? Одно дело, если это имущество, которое Минфин России разрешил амортизировать. Например, санитарно-защитная зона. Тут претензий у ИФНС быть не должно.

А если это, скажем, парковка вокруг торгового центра? Тогда учитывать расходы на ремонт опасно. Чиновники считают, что затраты на создание этого объекта экономически необоснованны. Скорее всего расходы на ремонт инспекторы автоматически отнесут к этой же категории. Но ведь статьи 260 и 256 кодекса напрямую между собой не связаны, — скажете вы. Да, действительно. Но это аргумент для суда. Пример выигранного компанией спора на эту тему — постановление ФАС Уральского округа от 6 сентября 2011 г. № Ф09-5468/11.

<…>

Журнал «Главбух» № 11, Июнь 2012

3. Статья:Расходы на благоустройство – учет без конфликтов с чиновниками и не в ущерб компании

<…>

Любая компания стремится выглядеть респектабельно перед своими сотрудниками, деловыми партнерами и, конечно же, клиентами. Для этого приходится разбивать газоны, асфальтировать подъезды, обустраивать автостоянки, устанавливать уличное освещение. Список мероприятий по благоустройству территории можно продолжать долго. Причем в большинстве случаев без таких затрат действительно не обойтись. Вопрос только в том, как отразить их в учете.

Дело в том, что в законодательстве не сказано, что считать благоустройством. Признают этот факт в своих разъяснениях и контролирующие органы. Так, еще в письмах от 7 июля 2009 г. № 03-03-06/1/443 и от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362 представители Минфина России подчеркивали, что раз само понятие не определено, то нужно использовать его общепринятое значение. В том числе и для налогов.

По мнению чиновников, к расходам на внешнее благоустройство относятся все траты компании на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на своей территории. Это может быть:

– разбивка клумб, газонов, посадка деревьев и кустарников;

– укладка асфальта и плитки на тротуарах, пешеходных дорожках, вокруг магазинов и промышленных предприятий;

– установка скамеек, урн, скульптур и фонтанов;

– организация автостоянок и парковок, подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок;

– внешнее освещение (установка уличных фонарей);

– другие аналогичные благоустраивающие мероприятия.

Как видите, список получается довольно значительный. В нем есть и те расходы, без которых многие компании попросту не смогут эффективно работать. Но ключевой момент в том, что, по мнению чиновников, затраты на внешнее благоустройство и озеленение не относятся к производственным зданиям, сооружениям или оборудованию. А это как раз напрямую влияет на их налоговый учет.

Рекомендация лектораБезопаснее не принимать к вычету входной НДС по затратам на благоустройство

Контролирующие органы считают, что раз затраты на благоустройство необоснованны, то и входной НДС по ним принять к вычету нельзя. По мнению чиновников, объекты благоустройства не используются в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ). А значит, вычет налога компании не положен. Такой вывод представители Минфина России сделали в письме от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/278. Но если компания в суде сможет доказать, что затраты на благоустройство территории обоснованны, то есть их можно списать в расходы, тогда и право на вычет НДС у компании есть. Пример тому – постановление ФАС Поволжского округа от 20 августа 2010 г. № А55-36402/2009.

Получится ли списать расходы при расчете налога на прибыль

Затраты на благоустройство могут быть достаточно внушительными. И зачастую дело здесь не в простом желании потратиться на внешний имидж. Речь может идти о привлечении и удержании клиентов. К примеру, мало кто выберет торговый центр без автостоянок и тротуаров, к которому невозможно нормально подъехать. Так что организациям в любом случае приходится вкладывать деньги, чтобы удержать покупателей.

Но несмотря на все эти вполне логичные доводы, чиновники рассуждают иначе: затраты на внешнее благоустройство не связаны с коммерческой деятельностью компании и не направлены на получение доходов. Поэтому учесть такие расходы нельзя. Об этом, к примеру, есть письма Минфина России от 27 января 2012 г. № 03-03-06/1/35 и от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/278.

А вот для компаний, деятельность которых напрямую связана с отдыхом, лечением, выставками и культурно-массовыми мероприятиями, финансисты делают исключение. Так, санатории, пансионаты, лагеря, аквапарки и другие подобные организации, по мнению чиновников, вправе списывать в налоговом учете затраты на благоустройство территорий. Такой вывод следует из письма Минфина России от 9 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/736.

Кроме того, финансисты признают расходы обоснованными, и когда речь идет о компаниях в отдельных опасных отраслях промышленности. К примеру, организация занимается транспортировкой газа. Для нее обязанность по благоустройству прописана в специальных федеральных законах или в нормативных документах по промышленной безопасности. Об этом есть письмо Минфина России от 2 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/203.

Ну, а всем остальным организациям учитывать расходы на благоустройство рискованно. Налоговики на местах придерживаются позиции финансистов и снимают такие затраты.

Кроме того, что касается капитальных расходов, которые должны списываться через амортизацию, то чиновники ссылаются на подпункт 4 пункта 2 статьи 256 НК РФ. В нем запрещено амортизировать объекты лесного и дорожного хозяйства, которые строились с бюджетным или другим целевым финансированием, и прочие аналогичные объекты внешнего благоустройства. Какие именно, в законе не уточняется.

Так что, как видите, норма прописана очень неоднозначно. И контролирующие органы трактуют такую формулировку с выгодой для бюджета. Они подчеркивают, что амортизировать объекты внешнего благоустройства компании не могут. И не важно, за счет бюджетных или собственных ресурсов они созданы. Пример тому – письмо Минфина России от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94.

Правда, в судах некоторым компаниям удается доказать и обоснованность затрат, и возможность списывать расходы на благоустройство через амортизацию.

Так, к примеру, в постановлениях ФАС Московского округа от 12 октября 2010 г. № КА-А40/12233–10 и ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008 победили компании. Им удалось доказать, что расходы на благоустройство территорий связаны с деятельностью организаций, обеспечивают нормальные санитарно-гигиенические условия для работников, а также функционирование основных средств. Кроме того, они подчеркнули, что объекты внешнего благоустройства не амортизируются, только когда они созданы с помощью бюджетного или аналогичного финансирования. В остальных же случаях амортизировать такое имущество можно.

А также суды учитывают требования местного законодательства. Ведь если компания благоустраивает территорию, следуя указаниям органов власти, расходы являются вынужденными и обоснованными (постановление ФАС Московского округа от 25 мая 2011 г. № КА-А41/4670–11). Еще несколько судебных решений, где компаниям удалось отстоять затраты, посмотрите в таблице (см. ниже. – Примеч. ред.).

Судебные споры, в которых затраты на благоустройство признали обоснованными

Объект благоустройства Аргументы Реквизиты судебного решения
Ограждение Ограждение нужно для безопасности компании, ее работников и клиентов Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2009 г. № А45-4756/2009
Асфальтированная автостоянка Стоянка повышает уровень обслуживания и удобства посетителей Постановление ФАС Уральского округа от 14 января 2010 г. № 09–10855/09-С2
Озеленение и асфальтирование, рекультивация свалки Благоустройство территорий осуществлялось по согласованию с представителями местного природоохранного органа Постановление ФАС Уральского округа от 23 августа 2007 г. № Ф09-6737/07-С2
Асфальтовое покрытие для прохода к арендуемому магазину Компания благоустраивала территорию на основании соглашения с арендодателем Постановление ФАС Московского округа от 26 августа 2011 г. № КА-А40/9285–11

Так что если ваша организация уже столкнулась с претензиями налоговиков или собирается учитывать затраты на благоустройство в расходах, посмотрите в решениях, какие аргументы судьи считают весомыми. Они помогут отстоять затраты.

Ну, а тем компаниям, которые не готовы спорить с налоговиками, советую затраты на благоустройство не учитывать. Тогда претензий со стороны инспекторов не будет. Это не самый выгодный, но уж точно наиболее безопасный вариант.

Как отразить затраты на благоустройство в бухгалтерском учете

По бухучету объектов благоустройства есть письмо Минфина России от 18 ноября 2005 г. № 07-05-06/307. И в нем финансисты подчеркивают, что такие улучшения относятся в бухгалтерском учете к основным средствам. А еще в пункте 5 ПБУ 6/01 прямо прописано, что основными средствами считаются многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Но, по моему мнению, считать все объекты благоустройства основными средствами некорректно. Ведь основные средства должны удовлетворять критериям из пункта 4 ПБУ 6/01. В частности, участвовать в производстве или предназначаться для управленческих нужд. А также приносить доходы в будущем.

К примеру, автостоянку для клиентов и площадку для погрузочно-разгрузочных работ организация использует в своей деятельности. То же самое можно сказать и про ограждение, если его компания установила для охраны, а не для украшения. Эти активы длительного пользования (больше 12 месяцев) вполне можно считать основными средствами. И амортизировать их.

Так что компания должна сама решить, удовлетворяет ли конкретный объект благоустройства понятию основных средств. Если да, тогда амортизируйте его в бухучете. А если нет, то затраты на такой объект вполне можно считать прочими. И сразу списывать на счет 91.

И конечно, не забудьте отразить разницы, которые возникнут, если в налоговом учете не списать расходы на благоустройство. Сделать это нужно по правилам ПБУ 18/02. Освобождены от этой обязанности лишь малые и некоммерческие компании.

И еще напоследок о налоге на имущество. Он как раз рассчитывается по данным бухучета. Налог придется платить с тех объектов благоустройства, которые числятся на балансе компании как основные средства. Исключение сделано для движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). По таким объектам налог платить не нужно.

Так что компаниям важно не только определить, являются ли объекты благоустройства основными средствами, но и движимые они или нет. Особо сложно классифицировать забетонированные или асфальтированные территории. Налоговики нередко настаивают, что это недвижимость. Правда, в суде компаниям удается отстоять обратное. Посмотрите, к примеру, постановление ФАС Поволжского округа от10 июля 2012 г. по делу № А65-5399/2011.

Конспект подготовил Сергей Киселев

<…>

Раздаточный материал

Письмо Минфина России от 27 января 2012 г. № 03-03-06/1/35

Расходы на благоустройство территории списывать нельзя.

<…>

…в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 256 Кодекса объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации. Следовательно, в целях налогообложения прибыли капитальные расходы на их создание (приобретение) не учитываются. Расходы на благоустройство территории текущего характера также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 Кодекса.

<…>

Журнал «Семинар для бухгалтера» № 4, Апрель 2014

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка