Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В январе у вас новые сроки отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
19 июня 2015 17 просмотров

Возможно ли в контракте с Китайским поставщиком предусмотреть возможность частичного либо полного расчета за товар с третьими лицами находящимися также за пределами России? Прошу предоставить ссылку на нормативный документ позволяющий либо запрещающий подобные операции.

 Да, возможно. Так как:

- в данной ситуации соблюдаются все нормы валютного законодательства, т.е. такие расчеты допустимы. Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. (подробно см. 1. Рекомендация);

- согласно статьи 12 Закона № 5003-1 за первооснову для расчета таможенной стоимости принимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате продавцу. То есть речь идет об общей сумме всех платежей покупателя, причитающихся непосредственно продавцу или третьему лицу за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме;

- уплаченный на таможне НДС по импортированным товарам можно принять к вычету (п. 1, 2 ст. 171 НК РФ) при соблюдении следующих условий:

• товар приобретен для операций, облагаемых НДС;

• товар принят к учету (оприходован на баланс организации);

• факт уплаты НДС подтвержден первичными документами.

Такие условия вычета установлены пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух vip-версия

1. Рекомендация:Какие валютные операции могут проводить российские организации

<…>

Все валютные операции можно условно разделить на две группы:

  • запрещенные;
  • разрешенные.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Запрещенные валютные операции

По законодательству запрещено проводить валютные операции с резидентами (ч. 1 ст. 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Это означает, что российская организация не вправе:

  • продавать иностранную валюту резиденту;
  • приобретать иностранную валюту у резидента;
  • использовать иностранную валюту в расчетах с резидентом.

Такой порядок установлен подпунктом «а» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Приобретать и продавать иностранную валюту можно только в уполномоченных банках (ч. 1 ст. 11 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Из общего запрета на проведение валютных операций с резидентами есть исключения.

Ответственность за совершение незаконных валютных операций

Внимание: за совершение незаконных валютных операций предусмотрена ответственность.

Незаконными считаются запрещенные валютные операции. За их совершение Росфиннадзор может оштрафовать организацию, руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составляет от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Это следует из части 1 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Ситуация: могут ли организацию оштрафовать налоговая инспекция или таможня за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Нет, не могут.

Привлекать к ответственности за нарушения валютного законодательства могут только органы валютного контроля (ст. 23.60 КоАП РФ). Налоговые инспекции и таможня отнесены к агентам валютного контроля (ч. 3 ст. 22 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Они вправе проводить проверки, запрашивать документы и информацию по валютным операциям, однако штрафовать организации за нарушения валютного законодательства они не могут. Такой вывод следует из перечня прав и обязанностей органов и агентов валютного контроля, утвержденных частями 1 и 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Вместе с тем, налоговые инспекции и таможни вправе возбуждать дела об административных правонарушениях. Если должностное лицо этих ведомств установит факт того, что организация не выполняет требования валютного законодательства, будет составлен протокол (ч. 1 ст. 28.1, п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Однако рассматривать дела об этих правонарушениях вправе только органы валютного контроля – Росфиннадзор (ст. 23.60 КоАП РФ, п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77). Все необходимые документы и информацию агенты валютного контроля передают в Росфиннадзор в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 166, и Положением ЦБ РФ от 20 июля 2007 г. № 308-П.

Разрешенные валютные операции

К разрешенным валютным операциям относятся:

  • операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
  • операции с нерезидентами.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Представление документов в банк

Помимо требования о проведении расчетов по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или счета в банках за рубежом, законодательство устанавливает еще одну обязанность для российских организаций. При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом, следующие документы:

Обязанность представлять такие документы следует из пункта 1 части 2 статьи 24, части 4 статьи 5 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки, остальных документов – таблицу.

Ответственность за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях и подтверждающих документов

Внимание: за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях, о подтверждающих документах предусмотрена ответственность.

Эти документы отнесены к формам учета по валютным операциям (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). За нарушение порядка их представления Росфиннадзор может оштрафовать:

  • организацию – на 40 000 – 50 000 руб.;
  • руководителя организации, главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.

Штраф за нарушенные сроки представления отчетов зависит от количества дней просрочки.

Если просрочка не превышает десять дней, штраф составляет:

  • для организации – от 5000 до 15 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 500 до 1000 руб. Взамен штрафа должностным лицам может выноситься предупреждение.

Если сроки нарушены более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 2000 до 3000 руб.

Если сроки нарушены более чем на тридцать дней, штраф составляет:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для руководителя организации, главного бухгалтера – от 4000 до 5000 руб.

Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Кроме того, агенты валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, паспорт сделки, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др. Порядок представления таких документов по запросам агентов валютного контроля установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98.

Репатриация валютной выручки

В отношении операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки. Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить:

  • получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);
  • возврат денежных средств перечисленным нерезидентам за неввезенные или неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д.

Денежные средства должны поступить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте. Это предусмотрено пунктами 1–2 части 1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Для исполнения требования о репатриации российская организация обязана представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках:

  • получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);
  • исполнения нерезидентами обязательств по договорам (контрактам) в счет полученных авансов.

Такие правила установлены пунктами 1–2 части 1.1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Порядок предоставления указанной информации должен установить Банк России (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Выполнять требование о репатриации не нужно в следующих случаях:

  • если валютная выручка зачисляется на счета в банках за рубежом в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с нерезидентами, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  • если заказчик (нерезидент) оплачивает местные расходы резидентов, связанные с сооружением объектов на территориях иностранных государств, на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  • если организация использует иностранную валюту, получаемую от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории России, для покрытия расходов по их проведению на период проведения этих мероприятий;
  • если валютная выручка зачисляется на счета транспортных организаций-резидентов в банках за рубежом в целях оплаты возникающих у таких организаций расходов, связанных с оплатой обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории России транспортных средств и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Обратите внимание, что исходя из положений валютного законодательства зачет встречных однородных требований с нерезидентами возможен только в четырех случаях:

  • по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории России резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги по заключенным с ними агентским договорам;
  • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги резидентам по заключенным с ними договорам;
  • по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты;
  • по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.

Во всех остальных случаях организация обязана обеспечить поступление денежных средств на счет в уполномоченном банке. Взаимозачет по операциям, не указанным в перечне, проводить нельзя.

Такой порядок следует из части 2 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Переуступка права требования по внешнеторговому контракту не освобождает от обязанности обеспечить поступление выручки на счет в уполномоченном банке или возврат денежных средств. Новый кредитор должен исполнить требование о репатриации валютной выручки в общем порядке. Об этом сказано в письме ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217.

Ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки

Внимание: за нарушение требования о репатриации валютной выручки предусмотрена административная и уголовная ответственность.

За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке Росфиннадзор может оштрафовать организацию и руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составит:

  • 1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;
  • от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.

Если нерезидент своевременно не вернул денежные средства за не ввезенные в Россию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, штраф на организацию и руководителя организации (главного бухгалтера) составит от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию.

Это следует из частей 4 и 5 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.

Вместе с тем, при привлечении к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки должна учитываться степень вины организации. Организация признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Кроме того, за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте свыше эквивалента 6 млн руб. руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности. В качестве наказания может быть наложен штраф:

  • от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет.

Вместо штрафа суд может направить на принудительные работы или лишить свободы на срок до трех лет.

Наказание в виде лишения свободы до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период от одного до пяти лет (или без штрафа) предусмотрено в случаях, если:

  • сумма невозвращенных средств превысит 30 млн руб.;
  • нарушение совершено группой по сговору или организованной группой;
  • будут использованы подложные документы;
  • операции проводятся через фирмы-однодневки.

Об этом сказано в статье 193 Уголовного кодекса РФ.

Главбух советует: Чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).

В частности:

  • предусмотрите в контракте способ обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);
  • выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;
  • предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.

Такие меры позволят доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).

<…>

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация:Как получить вычет по НДС, уплаченному на таможне при импорте

<…>

Условия применения вычета

Уплаченный на таможне НДС по импортированным товарам можно принять к вычету (п. 1, 2 ст. 171 НК РФ) при соблюдении следующих условий:

  • товар приобретен для операций, облагаемых НДС;
  • товар принят к учету (оприходован на баланс организации);
  • факт уплаты НДС подтвержден первичными документами.

При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС уплачивается не на таможне, а через налоговую инспекцию (ст. 4, 72 договора о Евразийском экономическом союзе, п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Подробнее о том, как получить налоговый вычет в такой ситуации, см. Как получить вычет по НДС, уплаченному при импорте из стран – участниц Таможенного союза.

НДС принимается к вычету, если ввезенный товар был помещен под одну из четырех таможенных процедур:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • переработка для внутреннего потребления;
  • временный ввоз;
  • переработка вне таможенной территории.

Такие условия вычета установлены пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

При ввозе товаров на территорию России НДС может быть уплачен через посредника, действующего по поручению и за счет импортера. В таком случае у импортера есть основания принять к вычету суммы налога, уплаченные посредником. Если же НДС при ввозе товаров уплачен иностранной организацией (поставщиком) или посредником (агентом, комиссионером), действующим по ее поручению, воспользоваться налоговым вычетом импортер не вправе. Об этом сказано в письме Минфина России от 14 июня 2011 г. № 03-07-08/188.

В некоторых случаях НДС, уплаченный на таможне, к вычету не принимается, а включается в стоимость приобретаемых товаров. Это нужно сделать, если импортируемые товары:

  • используются в операциях, не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения);
  • используются для производства и реализации продукции, местом реализации которой территория России не признается;
  • ввозит организация, освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 Налогового кодекса РФ, или организация, не являющаяся плательщиком НДС (например, применяющая специальный налоговый режим);
  • предполагается использовать в операциях, которые не признаются реализацией согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Такие правила установлены пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС, уплаченный на таможне при импорте, если иностранному продавцу перечислена лишь часть суммы контракта. Ввезенные товары приняты к учету и предназначены для перепродажи

Да, можно.

В указанной ситуации организация выполнила все условия для вычета:

  • НДС перечислен в бюджет;
  • товары приняты к учету;
  • товары будут использоваться для перепродажи.

Что же касается не погашенной перед иностранным продавцом задолженности, то препятствием для вычета это не является (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Такой подход подтверждается и разъяснениями налоговой службы (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 18 апреля 2003 г. № 24-11/21291).

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС, уплаченный на таможне при импорте, если сумму налога организация оплатила за счет заемных средств

Да, можно.

В Налоговом кодексе РФ сказано, что принять к вычету можно НДС, уплаченный на таможне. Никаких ограничений по источнику уплаты налога в законодательстве нет (п. 2 ст. 171 НК РФ). Поэтому сам по себе факт уплаты ввозного НДС за счет заемных денежных средств не лишает плательщика права на вычет.

Такой точки зрения придерживается Минфин России в письме от 24 августа 2005 г. № 03-04-08/226.

Разделяют данную позицию арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 14 декабря 2007 г. № 16379/07, от 7 февраля 2007 г. № 859/07, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2007 г. № А33-27276/05-Ф02-5437/07, Северо-Западного округа от 1 октября 2007 г. № А56-207/2007, от 17 сентября 2007 г. № А56-31300/2006, от 28 февраля 2007 г. № А56-11254/2006, от 12 февраля 2007 г. № А56-17166/2006, от 27 ноября 2006 г. № А56-32438/2005, Волго-Вятского округа от 2 июля 2009 г. № А11-9386/2008-К2-18/461, Московского округа от 14 ноября 2007 г. № КА-А40/11812-07).

Документальное оформление

Документами, подтверждающими право на вычет при импорте товаров, являются:

  • внешнеэкономический договор (контракт);
  • инвойс (счет);
  • таможенная декларация. При оформлении таможенной декларации в электронной форме с использованием ЕАИС – ее бумажная копия (письмо Минфина России от 2 марта 2015 г. № 03-07-08/10606);
  • платежные документы.

На практике для уплаты НДС при ввозе товаров некоторые импортеры перечисляют на счет таможни аванс, из которого при возникновении обязанности по уплате налога таможня списывает необходимую сумму (ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза). По мере списания этих сумм в счет уплаты НДС импортер при соблюдении установленных правил может применять налоговые вычеты. При этом у таможни следует запросить Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (п. 4 ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза). Данный отчет (наряду с документами, перечисленными выше) является подтверждением факта использования аванса на уплату налога.

Принимать к вычету суммы авансовых платежей до их зачисления в счет уплаты НДС импортеры не вправе. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 июня 2012 г. № 03-07-08/158.

При ввозе импортного товара счет-фактуру не оформляйте. Номер таможенной декларации укажите в графе 13 книги покупок (подп. «р» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). А реквизиты платежного поручения, подтверждающего уплату НДС, – в графе 7 книги покупок (подп. «к» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Таможенные декларации (их копии, заверенные руководителем организации или главным бухгалтером) и платежные документы, подтверждающие уплату НДС, храните в течение четырех лет (абз. 5 п. 13 и абз. 3 подп. «а» п. 15 приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Наряду с платежными документами, свидетельствующими об уплате НДС на таможне, можно использовать подтверждение по форме, утвержденной приказом ФТС России от 23 декабря 2010 г. № 2554. Этот документ подтверждает уплату НДС при импорте товаров и выдается таможней по требованию организации. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 августа 2011 г. № 03-07-08/252.

Транспортные документы, свидетельствующие о перемещении товаров через границу России, для подтверждения права на вычет НДС не требуются (письмо Минфина России от 13 марта 2012 г. № 03-07-08/69).

Период применения вычета

Ситуация: в какой момент возникает право на вычет НДС, уплаченного на таможне при импорте

Право на вычет НДС, уплаченного на таможне, возникает в том квартале, когда импортированные товары были приняты на учет, и сохраняется за импортером в течение трех лет с этого момента. Например, если товары были приняты к учету 30 июня 2015 года, то право на вычет НДС, уплаченного на таможне при ввозе этих товаров, сохраняется за покупателем до 30 июня 2018 года (п. 3 ст. 6.1 НК РФ).

Уплаченный на таможне НДС можно принять к вычету при соблюдении следующих условий:

  • товар приобретен для операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи;
  • товар оприходован на баланс организации;
  • факт уплаты НДС подтвержден.

НДС принимается к вычету, если ввезенный товар был помещен под одну из четырех таможенных процедур:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • переработка для внутреннего потребления;
  • временный ввоз;
  • переработка вне таможенной территории.

Такой порядок применения вычета следует из положений пунктов 1, 2 статьи 171 и пунктов 1, 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Собственное имущество организации и все совершенные ею хозяйственные операции отражаются на соответствующих счетах бухучета (cт. 5, п. 3 ст. 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Таким образом, принятие к учету – это отражение стоимости имущества на счетах бухучета, которые для этого предназначены.

Если речь идет о товарно-материальных ценностях, принятие на учет – это момент, когда их стоимость отражена на счете 10 «Материалы» или счете 41 «Товары» с оформлением соответствующих первичных документов (например, приходного ордера по форме № М-4, товарной накладной по форме № ТОРГ-12). Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 30 июля 2009 г. № 03-07-11/188.

Вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, производится в полном объеме после их принятия на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ).

При оприходовании импортных товаров необходимо учитывать особенности, связанные с определением момента перехода права собственности на товары от продавца к покупателю. Этот момент (например, отгрузка товаров перевозчику, оплата товаров покупателем, пересечение товарами границы России и т. д.) должен быть зафиксирован во внешнеторговом контракте. Если такой оговорки нет, датой перехода права собственности следует считать момент исполнения продавцом своего обязательства по поставке товара. Обычно этот момент связывают с переходом рисков от продавца к покупателю, который в свою очередь определяется по положениям Международных правил толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2010».

Если импортные товары растаможены, но право собственности на них еще не перешло к покупателю, они могут быть приняты к учету за балансом. Например, на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». В этом случае покупатель тоже имеет право на вычет НДС, уплаченного на таможне. Такой вывод можно сделать из письма ФНС России от 26 января 2015 г. № ГД-4-3/911.

Подробнее о порядке предъявления к вычету НДС в зависимости от их принятия на учет см.:

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Статья:Если товар импортируется

<…>

Принято считать, что закупки за рубежом производят крупные организации. Но при наличии средств ничто не мешает стать импортером любому предприятию. Каким же при этом будет налоговый учет, если применять упрощенную систему?

В Таможенном кодексе РФ понятие «импорт» отсутствует, однако оно определено в статье 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Так, импортом называется ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.

Подобное определение импорта соответствует сразу нескольким таможенным режимам, установленным Таможенным кодексом (например, выпуск для внутреннего потребления, переработка для внутреннего потребления) и предусматривающим различный порядок уплаты таможенных платежей. Нас же интересует такой таможенный режим, как выпуск товаров для внутреннего потребления. Он регулируется параграфом первым главы 18 Таможенного кодекса и означает режим, при котором товары, ввезенные на таможенную территорию России, остаются на ней без обязательства об их вывозе (ст. 163).

Товары приобретают статус находящихся в свободном обращении в РФ после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

Сделка по ввозу товаров начинается с заключения контракта с иностранным поставщиком. Хотя бухгалтеры не обязаны оформлять юридические документы, работающим в небольших фирмах часто приходится брать это на себя. Поэтому остановимся на некоторых особенностях данного этапа.

К настоящему времени имеется множество международных соглашений и актов по импорту и экспорту товаров. Основой для сотрудничества может служить Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенная в Вене 11 апреля 1980 года (далее — Венская конвенция). Термины и правила, принятые в мировой практике, сведены в ИНКОТЕРМС — справочнике, который выпускает Международная торговая палата.

Венская конвенция (ст. 1) применяется, если:

  • коммерческие предприятия сторон находятся в разных странах — участницах Венской конвенции;
  • согласно нормам международного частного права к договору применимо право государства, поддержавшего Венскую конвенцию.

Вместе с тем следовать указанному документу необязательно (ст. 6), и мы не будем подробно его разбирать. Отметим только, что Венская конвенция допускает устную договоренность (ст. 11). Однако согласно постановлению Верховного Совета СССР от 23.05.90 № 1511-1 в нашей стране это положение не имеет силы, и российским бизнесменам, ведущим торговые операции, недостаточно заручиться согласием зарубежных партнеров — необходимо все зафиксировать на бумаге. Кстати, в противном случае будет невозможно обосновать расходы.

Инкотермс содержит кодификацию терминов, разъясняющих, как распределяются права и обязанности между поставщиком и покупателем в связи с поставкой, таможенной очисткой, оплатой и прочими процедурами. Мы уже приводили в журнале расшифровку некоторых терминов. Бухгалтеру, даже если он не занимается юридической частью контракта, важно изучить условия поставки по крайней мере по двум причинам: чтобы, во-первых, не платить лишнее, а во-вторых, не ошибиться при подсчете налогов. Например, покупателю, обеспечившему доставку вместо поставщика, в чьи обязанности она входила, нельзя включить ее стоимость в расходы.

На данный момент действуют одновременно две редакции: ИНКОТЕРМС-1990 и ИНКОТЕРМС-2000.

Валютные операции

Итак, контракт заключен, пора позаботиться о деньгах. Поставщика не всегда устраивают рубли, и тогда приходится искать другую валюту. Если вы занимаетесь еще и экспортом, можно оформить перевод со своего валютного счета. В общем случае валюту приобретают в банке. В последнее время делать это намного легче. Согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) валютные операции между резидентами и нерезидентами ведутся без ограничений. Потребуются лишь некоторые документы.

Паспорт сделки

В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция) при расчетах в иностранной валюте в обслуживающий банк нужно представить паспорт сделки.

Если расчеты ведутся через банк-нерезидент, паспорт сделки все равно сдается в банк-резидент, в котором открыт расчетный счет (п. 3.4 Инструкции)

Документ не требуется, когда партнером нерезидента выступает (п. 3.2 Инструкции):

  • резидент — физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем;
  • резидент — кредитная организация;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на проведение валютных операций;
  • резидент, если общая сумма контракта (кредитного договора) с учетом всех его изменений и дополнений не превышает в эквиваленте 5000 долл. США по курсу, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора).

Из перечисленных пунктов к «упрощенцам» может относиться только последний.

Чтобы утвердить паспорт сделки, в отдел валютного контроля банка нужно подать следующие документы (п. 3.5 Инструкции):

  • паспорт сделки (два экземпляра);
  • контракт;
  • разрешение органа валютного контроля на валютные операции по контракту и на открытие счета в банке-нерезиденте (в случаях, предусмотренных валютным законодательством РФ).

Банк вправе запросить и другие документы, указанные в пункте 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ (например, свидетельство о государственной регистрации, таможенные декларации и т. д.).

У индивидуального предпринимателя на паспорте сделки должна быть подпись (либо его, либо уполномоченного лица, на которое есть доверенность) и печать. От организации требуется две подписи (руководителя и главного бухгалтера) или одна (если в штате нет ответственного за бухгалтерский учет) с печатью. Как заполнять паспорт сделки, подробно разъяснено в приложении 4 к Инструкции.

Паспорт сделки проходит проверку в течение трех рабочих дней. Если все нормально, ответственное лицо банка расписывается на обоих экземплярах (один возвращается импортеру) и ставит печать. Найдутся ошибки — придется переоформлять. Без банковской подписи в паспорте сделки нельзя произвести валютный платеж, так что в интересах дела закончить с документом как можно быстрее.

Обратите внимание: оформлять паспорт сделки придется и в том случае, если резидент заключает контракт с иностранным лицом через его филиал или представительство, находящееся на территории РФ, так как требования валютного законодательства в отношении подобной ситуации не содержат каких-либо исключений.

Справка о валютных операциях

Когда паспорт сделки готов, можно приступать к оплате. Денежный перевод делается на основании платежного поручения, помимо которого налогоплательщик обязан представить справку о валютных операциях. Ее подписывают руководитель и главный бухгалтер организации, чьи подписи есть в банковской карточке, или индивидуальный предприниматель (его уполномоченный).

Образец справки и порядок ее заполнения приведены в приложении 1 к Инструкции

Банк проверяет сведения, внесенные в справку, и ее заполнение. Если замечаний нет, то справку, подписанную ответственным лицом и заверенную печатью банка, помещают в досье по сделке.

Справку могут не принять (п. 1.8 Инструкции), если:

  • она неправильно составлена;
  • по документам, которыми располагает банк, вид валютной операции не соответствует коду, указанному в справке в графе 6.

В таких случаях расчет придется отложить и снова заняться формальностями.

Внимание: репатриация

При импорте товаров участнику внешнеэкономической деятельности помимо оформления паспорта сделки важно соблюсти еще одно требование валютного законодательства. Особенно большое значение это имеет при заключении договоров купли-продажи (поставки) товаров с нерезидентами на условиях предварительной оплаты товара или заключении договора мены.

Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеэкономической деятельности резиденты обязаны обеспечить в сроки, предусмотренные контрактами, возврат уплаченных денежных средств за товары, не ввезенные на таможенную территорию РФ. При этом отметьте, что в случае просрочки поставки со стороны иностранного контрагента резидент должен в тот же день направить претензию. Иначе суд может посчитать, что резидент не исполнил своей обязанности по возврату валюты, и оштрафовать за нарушение валютного законодательства.

Обратите внимание

Если просрочка поставки товаров ожидается заранее, резидент может избежать ответственности, увеличив по соглашению с контрагентом сроки поставки. В этом случае изменения нужно также отразить в паспорте сделки

Ответственность за подобное нарушение валютного законодательства предусмотрена в пункте 5 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях: на должностные лица и организации налагается штраф в размере от трех четвертых до полной суммы денежных средств, не возвращенных на территорию России в установленный срок (индивидуальные предприниматели несут ответственность в тех же размерах, поскольку приравнены к должностным лицам на основании статьи 2.4 КоАП РФ).

Учет расходов на оплату внешнеторгового контракта

Будем считать, что с иностранным партнером расплатились. Разберемся с затратами, возникшими при переводе валюты. Прежде всего на ее покупку. Банк продает валюту, как правило, по курсу выше установленного ЦБ РФ. Можно ли учесть убыток, обусловленный разницей? Среди расходов, признаваемых при УСН, в подпункте 34 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ указаны отрицательные курсовые разницы от переоценки имущества и требований (обязательств) стоимостью, выраженной в иностранной валюте, которая проводилась в связи с изменением курса Центробанка. Сейчас данное положение роли не играет — ведь к убытку, который нас интересует, привело не колебание официального курса, а превышение его обслуживающим банком.

Некоторые советуют учесть расходы, сославшись на подпункт 9 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, как стоимость услуг кредитной организации, перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». И хотя в пункте 6 действительно указаны услуги по купле-продаже иностранной валюты, мы бы не рекомендовали спешить с выводом. Все-таки издержки на покупку валюты по завышенному курсу сложно соотнести с оплатой услуг кредитной организации. Поэтому остановимся на том, что убытки учесть не удастся — ничего подходящего, куда бы их можно было причислить, в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ нет.

Ситуация

Разница в курсах не расход, но доход

Как мы заключили, купив валюту по курсу, выше установленного ЦБ РФ, учесть в расходах убыток, образовавшийся из-за курсовой разницы, нельзя.

А если курс был ниже официального? Согласно статье 346.15 НК РФ при упрощенной системе в налоговую базу включаются доходы от реализации и внереализационные доходы, указанные в статьях 249 и 250 НК РФ.

В пункте 2 статьи 250 НК РФ среди внереализационных доходов названы доходы в виде положительной или отрицательной курсовой разницы, возникающей при покупке или продаже валюты по курсу, который отличается от установленного ЦБ РФ. Получается, что, выиграв на курсе, «упрощенец» обязан отразить облагаемый доход, между тем как в обратной ситуации учесть расход он не вправеѕ

Зато с включением в налоговую базу сумм банковской комиссии проблем не будет. Это и есть те самые расходы на услуги кредитных организаций, о которых говорится в подпункте 9 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Комиссию за приобретение валютных средств можно рассматривать как стоимость услуг по купле-продаже валюты, а за перевод на партнерские счета — как стоимость услуг по расчетам, поручаемым банку физическими и юридическими лицами (п. 4 и 6 ст. 5 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1). В пункте 2 статьи 346.17 НК РФ дополнительных требований для учета подобных расходов не названо, поэтому списать их можно сразу после оплаты.

Пример 1

ООО «Кворум» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. 12 мая 2008 года общество приобрело в банке 10 000 евро, чтобы заплатить по контракту на покупку иностранных товаров. Банк продал валюту по курсу 37,9 руб./евро, причем курс ЦБ РФ на тот момент равнялся 37,1 руб./евро (цифры условные). Комиссия за покупку валюты составила 3000 руб. 14 мая 10 000 евро были перечислены на счет зарубежного партнера, за что банк удержал комиссию в сумме 2400 руб. Какие суммы можно отразить в расходах?

Купив евро по завышенному курсу, общество потеряло 8000 руб. [(37,9 руб. – 37,1 руб.)#10 000 евро]. Но убыток останется неучтенным, так как такого вида расхода нет в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. А вот комиссии, уплаченные банку, подходят к формулировке подпункта 9 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, и поэтому в графе 5 Книги учета доходов и расходов нужно будет сделать две записи: 12 мая 2008 года — 3000 руб., 14 мая — 2400 руб.

Таможенные платежи

Все товары, ввезенные в нашу страну, следует задекларировать. Для них определяется таможенный режим, тип и величина таможенных платежей, порядок уплаты.

Из статьи 318 Таможенного кодекса следует, что при ввозе товаров в РФ взимаются следующие платежи:

  1. таможенная пошлина;
  2. НДС;
  3. акциз;
  4. таможенные сборы.

Суммы должны быть перечислены до подачи таможенной декларации, на которую отводится не более 15 дней со дня предъявления товара в месте прибытия на таможенную территорию России или со дня завершения внутреннего таможенного транзита при декларировании не в месте прибытия. Исключение составляют случаи, указанные в статьях 150, 286 и 293 Таможенного кодекса РФ.

Об этом говорится в пункте 1 статьи 129 Таможенного кодекса РФ

Таможенная пошлина

Ставки таможенных пошлин определяет Правительство РФ. Сегодня действует таможенный тариф, утвержденный постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 718. Согласно статье 4 Закона РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее — Закон № 5003-1) ставка ввозной таможенной пошлины зависит от страны происхождения товара, его вида (кода по ТН ВЭД), таможенной стоимости и бывает:

  • адвалорной (устанавливается в процентах от таможенной стоимости);
  • специфической (устанавливается в рублях на физическую единицу товара);
  • комбинированной (сочетание обоих видов).

В зависимости от страны происхождения товара применяются обычные, повышенные или пониженные ставки таможенных пошлин. Иногда они вообще отсутствуют (так называемый беспошлинный ввоз). Заметим, что на основании пункта 1 статьи 30 Таможенного кодекса страной происхождения товара является та, где товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. Это может быть и группа стран или таможенный союз, отдельный регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения.

Товарами, полностью произведенными в стране, считаются:

Об этом сказано в статье 31 Таможенного кодекса

  1. полезные ископаемые, добытые из ее недр, в территориальном море или на его дне;
  2. выращенная или собранная в стране продукция растительного происхождения;
  3. родившиеся и выращенные в ней животные;
  4. продукция, полученная из животных, выращенных в стране;
  5. продукты ее охотничьего и рыболовного промысла;
  6. продукты рыболовного и другого морского промысла, добытые судном, курсирующим под флагом страны;
  7. продукция, изготовленная на перерабатывающем судне, приписанном к порту страны;
  8. продукты, извлеченные с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря страны, при наличии исключительных прав на освоение;
  9. местные отходы и лом (вторичное сырье) от производства или переработки, а также изделия, бывшие в употреблении и пригодные только для получения сырья;
  10. продукция высоких технологий, полученная на зарегистрированных страной космических объектах;
  11. товары, выпущенные исключительно из перечисленных ингредиентов.

Критерии достаточной переработки указаны в статье 32 Таможенного кодекса. Так, если в переработке участвуют две страны, то страной происхождения товара считается та, где были осуществлены последние операции.

Перейдем к ставкам. При адвалорной ставке для расчета таможенной пошлины используется формула:

П = ТС x Ст: 100%,

где П — таможенная пошлина;

ТС — таможенная стоимость товара;

Ст — ставка пошлины (%).

Пример 2

ООО «Колониальные товары», применяющее УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, приобрело у иностранного поставщика и ввезло на таможенную территорию РФ 890 кг жареного кофе «Арабика» в зернах (код ТН ВЭД 0901 21 000 1). По контракту стоимость партии товара составляет 8900 евро.

Определим ввозную пошлину при условии, что курс ЦБ РФ на дату подачи таможенной декларации — 36,91 руб./евро.

Согласно таможенному тарифу ставка ввозной пошлины для жареного кофе «Арабика» в зернах — 10%, но она не может быть меньше 0,2 евро за 1 кг. Пошлина выражается в рублях, поэтому стоимость товара переведем в рубли. Искомая величина равна 32 849,9 руб. (8900 евро x 36,91 руб./евро x 10%: 100%). Она превышает 0,2 евро за 1 кг [(8900 евро x 10%: 100%: 890 кг) > > 0,2 евро], поэтому организация должна будет уплатить вычисленную сумму.

При специфической ставке формула такая:

П = Х x Ст x КВ,

где П — таможенная пошлина;

Х — характеристика ввозимого товара (количество или другой показатель) в натуральном выражении;

Ст — ставка таможенной пошлины в иностранной валюте за единицу товара;

КВ — курс валюты ставки, установленный ЦБ РФ.

Пример 3

ЗАО «Бакалея», применяющее УСН, ввозит из-за границы 10 500 кг короткозерного пропаренного риса (код ТН ВЭД 1006 10 210 0). Рассчитаем размер таможенной пошлины при условии, что в день подачи таможенной декларации курс ЦБ РФ составил 36,8512 руб./евро.

Ставка таможенной пошлины на ввоз данного товара равна 0,07 евро/кг. За него нужно будет уплатить таможенную пошлину — 27 085,63 руб. (10 500 кг#0,07 евро/кг x 36,8512 руб./евро).

Таможенная стоимость

В расчете таможенной стоимости есть свои нюансы. Однако учитывая, что это тема отдельного разговора, остановимся на основных моментах. Так, таможенная стоимость товара определяется одним из методов, перечисленных в статье 12 Закона № 5003-1:

  • по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

Методы определения таможенной стоимости рассмотрены в статьях 19—24 Закона № 5003-1

  • по стоимости сделки с идентичными товарами;
  • по стоимости сделки с однородными товарами;
  • методом вычитания;
  • методом сложения;
  • резервным методом.

При этом согласно пункту 2 статьи 12 Закона № 5003-1 за первооснову для расчета таможенной стоимости принимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате продавцу. То есть речь идет об общей сумме всех платежей покупателя, причитающихся непосредственно продавцу или третьему лицу за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.

Это и есть метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (ст. 19 Закона № 5003-1)

Однако метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами применяется, если выполняются следующие условия:

1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами либо имеющиеся ограничения:

  • установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
  • существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

3) любая часть дохода, полученного в результате дальнейшей перепродажи товаров (или использования товаров иным способом), не будет причитаться прямо или косвенно продавцу (за исключением случаев, когда дополнительные начисления предусмотрены статьей 19.1 Закона № 5003-1);

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами (за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей).

В противном случае таможенный орган имеет право самостоятельно произвести исчисление таможенной стоимости товаров. Причем оставшиеся методы используются в строго определенной последовательности (п. 2 ст. 12 Закона № 5003-1):

  • сначала таможенная стоимость рассчитывается по стоимости сделки с идентичными товарами, при невозможности — по стоимости сделки с однородными товарами;
  • если указанными способами воспользоваться нельзя, следующий на очереди — метод вычитания (либо, если об этом прямо заявил декларант, метод сложения), затем метод сложения (или соответственно вычитания);
  • последним используется резервный метод.

<…>

Л.А. Масленникова,

эксперт журнала «Упрощенка», кандидат экономических наук

Журнал «Упрощенка», № 5, май 2008

4. Статья: Особенности налоговых вычетов по НДС при ввозе товаров на территорию РФ

<…>

Когда существует риск отказа в применении вычета «ввозного» НДС или его восстановления

Отсутствие акта сверки с таможенным органом. Если организация вносит авансовые платежи, то эти средства не будут считаться таможенными платежами до тех пор, пока организация не сделает соответствующего распоряжения таможенному органу либо на указанные суммы не будет обращено взыскание (п. 3 ст. 73 ТК ТС и п. 4 ч. 1 ст. 117 Закона о таможенном регулировании). В качестве распоряжения лица, уплатившего авансовые платежи, рассматриваются подача им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей и т. п.

Налоговики в качестве подтверждения уплаты «ввозного» НДС могут запросить у организации отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Этот отчет организация вправе потребовать у таможенного органа (п. 4 ст. 73 ТК ТС и п. 5 ст. 121 Закона о таможенном регулировании).

Однако суды указывают, что отсутствие данного акта не может служить причиной отказа в вычете НДС при наличии отметки «Выпуск разрешен» на таможенной декларации, а также платежных документов на уплату таможенных платежей (постановления ФАС Московского округа от 17.06.10 №КА-А40/4524-10-П, от 13.10.09 №КА-А41/10783-09 и от 10.07.08 №КА-А40/4876-08).

Возврат товара иностранному поставщику. Допустим, российская организация ввезла импортный товар на территорию РФ, уплатила НДС таможенным органам и правомерно приняла его к вычету. Товар был принят к учету, а затем выяснилось, что он не соответствует условиям договора и подлежит возврату поставщику — вывозу из РФ в таможенной процедуре реэкспорта.

По разъяснениям Минфина России, при вывозе товаров в данном режиме с целью их возврата иностранным поставщикам НДС не уплачивается, поскольку отсутствует объект налогообложения. Налог, который был уплачен при ввозе таких товаров, возвращается налогоплательщику — российской организации в порядке, предусмотренном таможенным законодательством (подп. 2 п. 2 ст. 151 НКРФ). Если при этом «ввозной» НДС ранее был принят к вычету, его необходимо восстановить (письма Минфина России от 08.08.08 №03-07-08/197, УФНС России по г. Москве от 28.10.09 №16-15/113543). Сделать это нужно в том налоговом периоде, на который приходится фактический реэкспорт.

Допустим, некачественный товар выявлен при приемке. Организация составила акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров по форме №ТОРГ-3.Согласно пункту 2 статьи 475 ГКРФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков и др.) покупатель вправе по своему выбору:

  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

При отказе покупателя от исполнения договора купли-продажи товар в собственность покупателя не переходит. Оснований для принятия к вычету НДС, уплаченного при ввозе товара, нет (ст. 171 НКРФ). В этом случае суммы НДС, уплаченные при ввозе товара на территорию РФ, а также таможенный сбор и пошлину российская организация — покупатель вправе включить в сумму претензии, предъявленной иностранному поставщику (п. 1 ст. 393 ГКРФ) •

<…>

Лощинина Г. Н.,

ведущий эксперт-аудитор Аудиторской консалтинговой компании «ЮКОН/эксперты и консультанты»

Журнал «Российский налоговый курьер», № 20, октябрь 2011

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка