Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
19 июня 2015 123 просмотра

Российская компания берет в аренду вагоны у компании - резидента Белоруссии (члена таможенного союза), не имеющей представительства в РФ. Вагоны курсируют по территории РФ, странам СНГ и Балтии. Будет ли в этом случае российская компания арендатор являться налоговым агентом по НДС и налогу на прибыль?Если нет, согласно конвенции, какие документы, нужно иметь российской организации, чтобы иметь возможность не быть налоговым агентом? В частности, интересует справка о резидентстве на территории республики Беларусь, а именно обязателен ли апостиль на данной справке, конечно, в случае ее надобности?

Ваша компания не является налоговым агентом по НДС. Так организация признается налоговым агентом по НДС, если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). В вашем случае Россия не является местом реализации услуг. Потому что арендодателем подвижного состава железнодорожного транспорта является иностранная организация (резидент государства – участника Таможенного союза), не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 2 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

Также Ваша компания не является налоговым агентом по налогу на прибыль. Потому что при аренде железнодорожных вагонов у организации, зарегистрированной и осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, а также при использовании данных вагонов для перевозок как на территории Российской Федерации, так и для международных перевозок, доход от их сдачи в аренду подлежит налогообложению только на территории Республики Беларусь. Но при одном условии - белорусский арендодатель должен подтвердить свое постоянное местонахождение на территории Республики Беларусь.

В отношении международных перевозок Минфин представил разъяснения в Письме от 10.09.2012 № 03-08-06/Беларусь (направлено Письмом ФНС России от 17.10.2012 № ОА-4-13/17604). Чиновники указали, что согласно нормам ст. 8 "Прибыль от международных перевозок" Соглашения прибыль от международных перевозок включает прибыль, полученную от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме транспортных средств, а также использования, содержания или сдачи в аренду контейнеров и относящегося к ним оборудования, и подлежит налогообложению только в государстве резидентства предприятия, осуществляющего такую деятельность.

В этом же письме Минфин высказался в отношении перевозок по территории РФ. Чиновники отметили, что в случаях, если предоставляемые в аренду железнодорожные вагоны-цистерны не будут эксплуатироваться в международных перевозках, доход от сдачи в аренду подлежит налогообложению в рамках ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения. А ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения гласит, что прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательской деятельности в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство.

Отметим, что разъяснение вопросов о порядке подтверждения налогового резидентства при применении Соглашения с Республикой Беларусь содержится в Письме МНС Беларуси от 11.02.2013 № 4-19/600, доведенном до сведения российских налоговых органов Письмом ФНС России от 05.03.2013 № ЗН-4-13/3634@.

Право подтверждения постоянного местонахождения резидентов Республики Беларусь предоставлено городским (районным) налоговым инспекциям Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (по месту регистрации организаций). Такие подтверждения подписываются начальником или заместителем начальника соответствующей инспекции и заверяются гербовой печатью с наименованием налоговой инспекции (Письмо ФНС России от 08.08.2007 № ГИ-6-26/636@).

При этом наличие апостиля на документе, который подтверждает резиденство Вашего арендодателя, не требуется. Это подтверждается Письмом ФНС от 04.09.2008 № 3-7-06/277, Письмами УФНС по городу Москве от 10.02.2012 № 16-15/011596@ и от 21.12.2010 № 16-15/133937@.

1.Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:

  • если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
  • если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
  • если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ).

<…>

Ольга Цибизова,

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация:Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС

Вид работ (услуг) Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если:

Аренда подвижного состава железнодорожного транспорта

В отношениях с государствами – участниками Таможенного союза:

арендодатель осуществляет деятельность в России. То есть арендодателем является российская организация, которая находится в России (подп. 2 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).

В отношениях с другими государствами:

арендатор осуществляет деятельность в России. То есть арендатором является российская организация, постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России, или гражданин, проживающий в России** (абз. 2 и 7подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ)

В отношениях с государствами – участниками Таможенного союза:

арендодателем является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 2 п. 29 приложения 18 кдоговору о Евразийском экономическом союзе).

В отношениях с другими государствами:

арендатором является иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России, или иностранец, не проживающий в России (подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ,подп. 4 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе)


3. Рекомендация: Письмо ФНС России от 17 октября 2012 г. N ОА-4-13/17604

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 17 октября 2012 г. N ОА-4-13/17604

Федеральная налоговая служба настоящим доводит до сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 03.10.2012 N 03-08-06/Беларусь с приложениями о единообразном подходе к применению норм Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года к доходам, выплачиваемым по договорам лизинга оборудования и аренды железнодорожных вагонов-цистерн.

Данную информацию необходимо довести до сведения нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

А.Л.ОВЕРЧУК

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 октября 2012 г. N 03-08-06/Беларусь

В связи с письмом Министерства финансов Республики Беларусь от 11.07.2012 N 4-20/246 о единообразном подходе к применению норм Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 к доходам, выплачиваемым по договорам лизинга оборудования и аренды железнодорожных вагонов-цистерн, направляем для использования в работе ответ Минфина России белорусской стороне.

При этом обращаем внимание на ссылку, данную белорусской стороной на письмо УФНС РФ по г. Москве от 19.04.2010 N 16-15/041436@, содержащее подход к налогообложению дохода по договорам лизинга, отличный от применяемого Минфином России и Минфином Беларуси.

Заместитель

директора Департамента налоговой

и таможенно-тарифной

С.В.РАЗГУЛИН

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 сентября 2012 г. N 03-08-06/Беларусь

В связи с письмом касательно налогообложения лизинговых платежей по договорам лизинга машиностроительного оборудования и по договорам аренды железнодорожных вагонов-цистерн Минфин России как компетентный орган по вопросам применения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение) сообщает следующее.

Согласно нормам статьи 12 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения термин "доходы от авторских прав и лицензий" означает, в том числе, платежи любого вида за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования. При этом право налогообложения доходов от авторских прав и лицензий представлено как государству резидентства получателя дохода, так и государству источника выплаты такого дохода. Ставка налогообложения в государстве источника выплаты дохода не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.

В связи с изложенным при заключении договоров на сдачу в аренду, включая лизинг, машиностроительного оборудования Минфин России подтверждает общий подход к налогообложению дохода от такой деятельности на основании норм статьи 12 Соглашения. Поэтому в случае если рассматриваемый доход получен от источника в Российской Федерации, налог с доходов будет удерживаться налоговым агентом - российской организацией по ставке, не превышающей 10 процентов, при условии представления белорусской организацией подтверждения постоянного местопребывания.

Следует отметить, что в случае если деятельность лица - резидента одного государства в связи с представлением в аренду (лизинг) оборудования приводит к образованию по смыслу статьи 5 "Постоянное представительство" Соглашения к образованию постоянного представительства на территории другого государства, то доход, полученный в данной связи, подлежит налогообложению в рамках статьи 7 Соглашения "Прибыль от предпринимательской деятельности".

Также считаем необходимым согласовать единый подход к налогообложению доходов, полученных в связи с договором лизинга, предусматривающим по окончании срока действия договора лизинга приобретение предмета лизинга лизингополучателем в собственность, с учетом того, что общая сумма договора лизинга может включать выкупную цену предмета лизинга.

Что касается налогообложения доходов от сдачи в аренду железнодорожных вагонов-цистерн, то согласно нормам статьи 8 "Прибыль от международных перевозок" Соглашения прибыль от международных перевозок включает прибыль, полученную от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме транспортных средств, а также использования, содержания или сдачи в аренду контейнеров и относящегося к ним оборудования, и подлежит налогообложению только в государстве резидентства предприятия, осуществляющего такую деятельность.

Таким образом, Минфин России поддерживает понимание того, что при эксплуатации железнодорожных вагонов-цистерн в международных перевозках доход от их сдачи в аренду подлежит налогообложению только в государстве резидентства предприятия, осуществляющего деятельность по сдаче в аренду железнодорожных вагонов-цистерн.

В случаях, если представляемые в аренду железнодорожные вагоны-цистерны не будут эксплуатироваться в международных перевозках, доход от сдачи в аренду подлежит налогообложению в рамках статьи 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения.

В то же время считаем целесообразным учитывать, что некоторые виды цистерн ввиду своих исключительных конструкционных особенностей и назначения могут быть отнесены к категории оборудования, указанного в пункте 3 статьи 11 "Доходы от авторских прав и лицензий", поскольку, как правомерно указано в письме, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359, и Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, конкретно вагоны-цистерны относятся к транспортным средствам, а, например, контейнеры-цистерны могут быть отнесены к группам производственного и хозяйственного инвентаря и сооружений и передаточных устройств.

С.Д.ШАТАЛОВ

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка