Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
29 июня 2015 74 просмотра

Иностранная организация - нерезидент оказывает консультационные услуги нашей организации. Наша организация осуществила платеж за оказание услуг и одновременно оплатила НДС как налоговый агент на дату оплаты платежа. Через два дня сумма оплаченная за услуги вернулась обратно на наш расчетный счет, так как неправильно были указаны реквизиты. При повторной оплате Банк затребовал у нас еще раз оплатить сумму НДС налоговый агент на дату второй оплаты.Вопрос: правомерно ли решение Банка об оплате НДС налоговый агент второй раз и как нам возвратить оплату НДС которую мы произвели при первоначальной оплате?С уважением, Еловенко О.А.

Да, решение Банка об оплате НДС налоговым агентом второй раз, т.е. при повторном перечислении денежных средств иностранной компании, - правомерно. Так как при уплате НДС налоговым агентом по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете, удержанный НДС перечисляется в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо ФНС России от 29 октября 2008 г. № ШС-6-3/782). Банкам запрещено принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, т.е. в т.ч. при повторной оплате, если одновременно с ними заказчик не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Подробно и примеры см. Рекомендация.

Возвратить оплату НДС, которую вы произвели при первоначальной оплате, можно только путем возврата данных денежных средств на ваш расчетный счет. Так как переплату по налогу, который организация перечислила в качестве налогоплательщика, нельзя зачесть в счет уплаты другого налога, по которому организация является налоговым агентом. Даже если эти налоги относятся к одной группе. Для этого нужно:

- в налоговую инспекцию подать заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Форма его утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90. Заявление можно передать в инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам). Подать заявление можно в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога (п. 6 и 7 ст. 78 НК РФ);

- решение о возврате переплаты инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, если сверка расчетов не проводилась. Или же со дня подписания акта сверки, если сверка была. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Инспекция обязана известить организацию о согласии на возврат или отказе в возврате в течение пяти дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ). Форма решения о возврате и форма решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога утверждены приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, как получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Обоснование

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как перечислить НДС в бюджет
<…>

Налоговые агенты

НДС, удержанный при выполнении обязанностей налогового агента, перечислите в бюджет в те же сроки, что и налог, начисленный при выполнении собственных операций (п. 1 ст. 173 НК РФ).

Из этого правила есть исключение – уплата НДС налоговым агентом по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. В этом случае удержанный НДС перечислите в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо ФНС России от 29 октября 2008 г. № ШС-6-3/782). Банкам запрещено принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними заказчик не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ).

В таком же порядке должны платить НДС налоговые агенты, освобожденные от обязанностей налогоплательщиков по статье 145 Налогового кодекса РФ, и организации, у которых в течение квартала не было налогооблагаемых операций. Это следует из положений статьи 163 Налогового кодекса РФ.

НДС, удержанный при выполнении обязанностей налогового агента, перечисляйте в бюджет отдельным платежным поручением. Об особенностях его заполнения см. Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС.

Ответственность

Внимание: если НДС перечислен в бюджет позже установленных сроков, то налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Если неуплата (неполная уплата) налога выявлена по результатам проверки, организация может быть привлечена к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ).

<…>

Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

<…>

НДС по услугам иностранных организаций

Ситуация: какую сумму НДС должна удержать организация на ОСНО при приобретении работ (услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете. Местом реализации признается Россия. Работы (услуги) приняты к учету, но не оплачены

Удержите сумму НДС, рассчитанную по курсу Банка России на дату перечисления денег.

В бухучете входной НДС по приобретенным у иностранной организации товарам (работам, услугам) следует отражать на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по курсу Банка России, действующему на дату принятия на учет данных товаров, работ, услуг (п. 5, 6 ПБУ 3/2006, Инструкция к плану счетов).

Однако налоговую базу для расчета суммы НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента в этом случае, нужно определять по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ). Эту же сумму налога налоговый агент может принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 января 2015 г. № 03-07-08/1467.

Значит, если на дату перечисления денег иностранной организации курс иностранной валюты изменится, сумму НДС, учтенного на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», скорректируйте.

Пример расчета НДС при приобретении услуг у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Оплата за услуги перечислена после того, как подписан акт приема-передачи оказанных услуг. Курс иностранной валюты на дату оплаты услуг вырос. Организация применяет общую систему налогообложения

ООО «Альфа» (заказчик) заключило с украинской организацией ООО «Юристы Украины» (исполнитель) договор на оказание юридических услуг, которые необходимы для производственной деятельности, облагаемой НДС.

Стоимость услуг по договору составляет 11 800 долл. США. Украинская организация не состоит в России на налоговом учете. Местом реализации юридических услуг является Россия (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, их стоимость облагается НДС.

Услуги были оказаны в период с 26 по 28 января. 28 января сторонами был подписан акт приема-передачи оказанных услуг. 31 января бухгалтер «Альфы» перечислил украинской организации оплату за услуги.

Сумма НДС, которую «Альфа» должна удержать из доходов украинской организации как налоговый агент, составляет 1800 долл. США (11 800 USD ? 18/118).

На дату принятия на учет услуг (т. е. на 28 января) курс доллара США (условно) составил 30,30 руб. за доллар. В этот день бухгалтер сделал такие проводки:

Дебет 26 Кредит 60
– 303 000 руб. ((11 800 USD – 1800 USD) ? 30,30 руб./USD) – отражены затраты по оказанным юридическим услугам (на основании акта приема-передачи);

Дебет 19 Кредит 60
– 54 540 руб. (1800 USD ? 30,30 руб./USD) – учтен НДС со стоимости услуг, подлежащий удержанию при выплате дохода украинской организации.

На дату оплаты услуг (т. е. на 31 января) курс доллара США (условно) составил 30,40 руб. за доллар. В этот день «Альфа» перечислила:

  • оплату за услуги украинской организации – 10 000 USD (11 800 USD – 1800 USD);
  • сумму удержанного НДС в федеральный бюджет – 54 720 руб. (30,40 руб./USD ? 1800 USD).

Так как на дату оплаты услуг официальный курс доллара США вырос, бухгалтер скорректировал сумму, отраженную на счете 19.

31 января бухгалтер «Альфы» сделал такие проводки:

Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 54 720 руб. (1800 USD ? 30,40 руб./USD) – удержан НДС из суммы, подлежащей выплате украинской организации, не состоящей на налоговом учете в России;

Дебет 60 Кредит 52
– 304 000 руб. ((11 800 USD – 1800 USD) ? 30,40 руб./USD) – перечислены деньги украинской организации (за вычетом удержанного НДС);

Дебет 91-2 Кредит 60
– 1000 руб. (10 000 USD ? (30,40 руб./USD – 30,30 руб./USD)) – отражена отрицательная курсовая разница;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 54 720 руб. – сумма удержанного НДС перечислена в федеральный бюджет;

Дебет 19 Кредит 60
– 180 руб. (1800 USD ? (30,40 руб./USD – 30,30 руб./USD)) – скорректирована сумма НДС, подлежащая вычету;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 54 720 руб. – НДС, удержанный из доходов, подлежащих выплате украинской организации, и перечисленный в бюджет, принят к вычету.

Ситуация: как российской организации перечислить НДС в бюджет, если она приобрела работы (услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу

Если приобретены работы (услуги), которые по российскому законодательству не освобождены от налогообложения, НДС нужно перечислить в бюджет за счет собственных средств.

При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

Если договор с иностранной организацией предполагает денежные расчеты, налог должен быть перечислен в бюджет в любом случае. В том числе и за счет российского покупателя. После уплаты в бюджет сумму удержанного налога можно предъявить к вычету (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06, от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908).

Поскольку договором не предусмотрено удержание НДС, налоговую базу определите в особом порядке. Сначала возьмите контрактную стоимость работ (услуг) и увеличьте ее на 18 процентов. После того как налоговая база определена, начислите налог по расчетной ставке (18/118) (п. 1 ст. 161 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-07-08/276.

При расчетах с исполнителями учитывайте, что банк не примет платежное поручение на перевод оплаты иностранной компании, если одновременно с ним заказчик не предъявит платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/33).

Исключение составляют сделки, в которых российская организация не является налоговым агентом. Например, если территория России не признается местом реализации работ (услуг) или если работы, выполненные иностранной компанией, в России освобождены от налогообложения. При расчетах по таким сделкам банк переведет деньги иностранному исполнителю без платежного поручения на перечисление НДС в бюджет. Но вместо этой платежки в банк следует представить письменное уведомление об отсутствии у российской организации обязанности по удержанию НДС. Контролировать достоверность подобных уведомлений банки не уполномочены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 августа 2014 г. № 03-07-08/40724.

Ситуация: по какому курсу определять сумму НДС, которую российский налоговый агент перечисляет в бюджет с опозданием, уже после того, как выплатил валютное вознаграждение иностранному исполнителю работ (услуг)

Сумму НДС определяйте по курсу рубля, который действовал на дату выплаты вознаграждения исполнителю.

Вообще, перечисляя оплату иностранному исполнителю за работы (услуги), местом реализации которых является Россия, НДС с этого вознаграждения нужно направить в бюджет в тот же день. Такая обязанность налогового агента ложится на российскую организацию, если ее иностранный контрагент не состоит на налоговом учете в России. Данный порядок следует из пункта 2 статьи 161 и абзаца 2 пункта 4 статьи 174 Налогового кодекса РФ.
При этом по закону банк, через который российская организация рассчитывается с иностранным исполнителем, не вправе принимать поручения на перевод вознаграждения без поручения на уплату НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/33). Исключение составляют только расчеты по операциям, освобожденным от налогообложения (письмо Минфина России от 22 августа 2013 г. № 03-07-05/34399). Но, даже если по каким-то причинам банк все же нарушил этот запрет, налоговый агент не освобождается от исполнения своих обязанностей. Он все равно должен перечислить в бюджет сумму НДС, исчисленную с вознаграждения иностранного исполнителя, хоть и с опозданием.

В этом случае налоговую базу определите в рублях по курсу Банка России на дату перечисления вознаграждения исполнителю (п. 3 ст. 153 НК РФ, письма Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303 и от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170). Этим правилом следует руководствоваться независимо от того, выделена сумма НДС в контракте с иностранным исполнителем или нет. Положения пункта 5 статьи 45 Налогового кодекса РФ в рассматриваемой ситуации не применяются.

Важная деталь: поскольку организация несвоевременно исполняет обязанности налогового агента, вместе с суммой НДС в бюджет нужно перечислить и пени за просрочку платежа (ст. 75 НК РФ).

Пример уплаты НДС налоговым агентом. Российская организация с опозданием перечисляет в бюджет сумму НДС, выделенную в контракте с иностранным исполнителем

Организация «Альфа» заключила договор на оказание услуг с иностранной организацией, не состоящей на налоговом учете в России. Сумма вознаграждения по договору составила 1180 долл. США (в т. ч. НДС – 180 долл. США).

20 августа «Альфа» перечислила исполнителю вознаграждение за вычетом НДС. Условный курс доллара на эту дату составлял 36,1094 руб.

НДС в бюджет «Альфа» перечислила с опозданием – 19 сентября (просрочка – 29 дней).

При расчете суммы НДС бухгалтер организации использовал курс доллара, действовавший на дату расчетов с исполнителем.

Сумма НДС к уплате в бюджет составила:
180 долл. ? 36,1094 руб. = 6500 руб.

Сумма пеней за просрочку уплаты налога составила:
6500 руб. ? 29 дн. ? 1/300 ? 8,25% = 52 руб.

Пример уплаты НДС налоговым агентом. Российская организация с опозданием перечисляет в бюджет сумму НДС, не выделенную в контракте с иностранным исполнителем

Организация «Альфа» заключила договор на оказание услуг с иностранной организацией, не состоящей на налоговом учете в России. Сумма вознаграждения по договору составила 1000 долл. США. Условия об НДС в договоре не прописаны.

15 июля «Альфа» перечислила исполнителю вознаграждение в размере 1000 долл. США. Условный курс доллара на эту дату составлял 34,3135 руб. НДС в бюджет уплачен не был.

20 августа «Альфа» перечислила в бюджет НДС со стоимости услуг, приобретенных у иностранного исполнителя.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал налог следующим образом:
1000 долл. ? 18% ? 34,3135 руб. = 6176 руб.

Одновременно организация перечислила в бюджет пени за просрочку уплаты налога:
6176 руб. ? 35 дн. ? 1/300 ? 8,25% = 59 руб.

<…>

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как организации перечислить налог в бюджет

<…>

Когда налог считают уплаченным

Налог считают уплаченным в тот день, когда организация предъявила в банк платежное поручение, чтобы перечислить деньги со своего расчетного счета на счет Казначейства России. При этом на расчетном счете организации должно быть достаточно денег для платежа.

И само собой, платежное поручение должно быть правильно заполнено. Иначе сотрудники банка его не примут. Правила, по которым нужно заполнять поручения на уплату налогов, прописаны в Положении Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и в приказе Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Подробнее об этом см. Как заполнить платежное поручение на перечисление налогов и страховых взносов.

Другим способом перечислить налоги нельзя. К слову, оплата через платежные терминалы или переводом без открытия банковского счета, законодательством не предусмотрена (письма Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-02-08/17543, от 21 июня 2010 г. № 03-02-07/1-287).

Но исполнить обязанность по уплате налогов можно и без перевода денег. Так, налог считают уплаченным в тот день, когда:

  • налоговая инспекция приняла решение о зачете переплаты по одному налогу в счет погашения обязательств по другому;
  • с доходов налогоплательщика положенную сумму налога удержал налоговый агент. Конечно, только если за ним законодательно закреплена такая обязанность.

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

И напротив, налог не будет считаться уплаченным в таких случаях:

  • организация отозвала из банка свое платежное поручение на уплату налога;
  • в платежном поручении указаны неправильные банковские реквизиты Казначейства России (номер счета казначейства и наименование банка получателя), и из-за этого налог не зачислили в бюджет;
  • для уплаты налога на расчетном счете организации недостаточно средств.

Такие правила установлены пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: считается ли обязанность по уплате налога исполненной, если деньги не поступили в бюджет из-за того, что на корреспондентском счете банка не хватило средств. На расчетном счете организации денег было достаточно

Да, обязанность посчитают исполненной. Но нужно быть готовыми доказать в суде, что банк не известил вас о нехватке у него денег.

Вообще обязанность организации по уплате налога считают исполненной в тот день, когда организация предъявила в банк платежное поручение, чтобы перечислить деньги в бюджет. И главное, чтобы на расчетном счете организации было достаточно денег. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Дальше уже обязанность банка – исполнить поручение организации. А если средств на корреспондентском счете банка не хватает, то он обязан проинформировать об этом клиента и вернуть ему поручение без исполнения. В этом случае налог считается неуплаченным (подп. 1 п. 4 ст. 45, п. 2 и 3.1 ст. 60 НК РФ).

Банк не вернул платежку и не сообщил о проблеме? Тогда обязанность организации по уплате налога признают исполненной. Даже если деньги в бюджет так и не поступили (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 29 июня 1995 г. № 04-01-10).

Казалось бы, все просто. Да не совсем. Налоговые инспекторы применяют вышеописанный алгоритм только в отношении добросовестных налогоплательщиков. Когда банка нет в списке проблемных. Проверяющие руководствуются постановлением Конституционного суда РФ от 12 октября 1998 г. № 24-П, определением Конституционного суда РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О, а также постановлениями Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2002 г. № 6294/01, от 22 октября 2002 г. № 2045/01, от 22 октября 2002 г. № 9448/01, от 29 октября 2002 г. № 4621/01. Такие указания ФНС России дает своим территориальным подразделениям в письме от 22 мая 2014 г. № СА-4-7/9954.

А арбитражные судьи, разбирая подобные дела, отмечают, что само по себе отсутствие денег на корреспондентском счете банка не говорит о том, что его клиент недобросовестен. Тем более что на расчетном счете организации денег достаточно.

Когда организацию признают добросовестной и налог будет считаться уплаченным

В суде важно доказать, что вы не знали о нехватке средств на кореспондентском счете банка. Если это сделать удастся, то сумму возникшей недоимки переведут на банк. С лицевого счета организации такую задолженность спишут. Такие выводы есть в решении ВАС РФ от 25 декабря 2009 г. № ВАС-17582/08, постановлениях ФАС Московского округа от 20 марта 2013 г. № А40-76467/12-116-163, от 11 марта 2012 г. № А41-20941/11, от 5 февраля 2010 г. № КА-А41/224-10, Дальневосточного округа от 11 июня 2009 г. № Ф03-2459/2009, Северо-Кавказского округа от 4 августа 2010 г. № А53-27390/2009-С5-47, Центрального округа от 23 января 2012 г. № А54-1303/2011, от 27 апреля 2010 г. № А48-571/2009, Уральского округа от 13 декабря 2010 г. № Ф09-10212/10-С3.

При этом некоторые суды отмечают, что выявлять и оценивать достаточность денег на корреспондентских счетах своих банков организации не обязаны. Как, впрочем, и обращаться в другие кредитные организации в таких случаях (см., например, определение ВАС РФ от 19 февраля 2010 г. № ВАС-1894/10, постановление ФАС Уральского округа от 12 ноября 2009 г. № Ф09-7910/09-С2).

А что будет, если у банка отозвали лицензию и налог, перечисленный накануне, не дошел до бюджета? Суды реагируют на такую ситуацию следующим образом. Если на дату передачи платежки в банк у него была действующая лицензия, налог должен быть признан уплаченным. А действия налогоплательщика, единственный расчетный счет которого открыт в таком банке, считаются добросовестными. Даже в том случае, если обязанность по уплате налога он исполнил досрочно. Такой вывод содержится в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2014 г. № А41-2280/14 и определении Верховного суда РФ от 20 апреля 2015 г. № 305-КГ15-2582.

В каком случае организацию признают недобросовестной и налог придется платить

Инспекторы, а потом и судьи расценят действия организации как недобросовестные, если она знала о финансовой нестабильности банка и все равно передавала ему платежные поручения на уплату налогов. В этом случае недоимку зафиксируют за организацией, насчитают пени и даже могут выписать штраф. Суды поддерживают такую позицию (см., например, определение ВАС РФ от 7 сентября 2009 г. № ВАС-11854/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2010 г. № А75-3067/2009, Центрального округа от 20 мая 2009 г. № А48-4542/08-18, Московского округа от 29 февраля 2012 г. № А40-53497/11-140-239, от 21 ноября 2011 г. № А40-124428/10-127-703).

Главбух советует: если вы знаете о проблемах банка, не стоит платить через него налоги заранее. Ведь если он не исполнит поручение, налог все равно посчитают неуплаченным.

По мнению судей, при передаче платежки в банк заранее налоговые обязательства у организации еще отсутствуют. Следовательно, положения пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ не применяют. Поэтому действия организации опять же могут признать недобросовестными. Правомерность такого подхода подтверждена и в постановлении Президиума ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № 2105/11.

Правда, иногда организациям удается обосновать досрочную уплату налога конкретными финансовыми обстоятельствами. В частности, таким обстоятельством может быть неритмичное поступление доходов, которое затрудняет своевременную уплату налогов в полном объеме. Например, если из-за сезонного характера деятельности организация получает выручку неравномерно, заблаговременная уплата налогов (в т. ч. через проблемные банки) не свидетельствует о ее недобросовестности. В таком случае обязанность по уплате налога, не поступившего в бюджет, признают исполненной. К такому выводу пришел ФАС Московского округа в постановлении от 25 января 2013 г. № А40-37852/12-99-194.

<…>

Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как вернуть или зачесть излишне уплаченные (взысканные) суммы – налоги, пени, штрафы

<…>

Возвращать суммы из бюджета нужно в зависимости от того, по какой причине у организации образовалась переплата и каким способом вы планируете ее вернуть. Возможны три варианта:

Обнаружить переплату может как сама организация, так и налоговая инспекция. Если первыми это сделали инспекторы, то в течение следующих 10 рабочих дней они должны письменно сообщить об этом организации (п. 3 ст. 78 НК РФ). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

<…>

Ситуация: можно ли зачесть переплату по налогу, который организация перечислила как налогоплательщик, в счет уплаты другого налога, по которому она является налоговым агентом

Нет, нельзя.

Зачесть излишне уплаченные суммы в счет недоимки или в счет предстоящих платежей можно в пределах налогов одной группы (федеральные, региональные, местные). Такой порядок зачета предусмотрен пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Однако переплату по налогу, который организация перечислила в качестве налогоплательщика, нельзя зачесть в счет уплаты другого налога, по которому организация является налоговым агентом. Даже если эти налоги относятся к одной группе.

Например, переплату по НДС нельзя зачесть в счет уплаты НДФЛ, который организация удерживает из доходов своих сотрудников. И наоборот – НДФЛ, излишне удержанный и перечисленный в бюджет, нельзя зачесть в счет уплаты других федеральных налогов. Такой позиции придерживается Минфин России в письмах от 23 ноября 2010 г. № 03-02-07/1-543, от 19 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-81.

Главбух советует: если речь идет о крупных суммах для зачета и вы готовы отстаивать свою позицию в суде, то можно заявить о зачете между налогами, которые организация перечислила как налогоплательщик и как налоговый агент. В суде помогут следующие аргументы.

Правила о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм в равной степени распространяются как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов (п. 14 ст. 78 НК РФ). Поэтому организация вправе зачесть переплату по налогу, уплаченному ею как налогоплательщиком, в счет недоимки по налогу, удержанному ею из доходов контрагентов. Ведь общая сумма поступлений в бюджет по группе начисленных федеральных налогов в результате зачета не изменится.

Поэтому вы можете подать заявление в инспекцию о зачете. И если получите отказ, то вправе обратиться в суд. Шансы отстоять свою позицию велики. Вот примеры судебных решений по этому вопросу в пользу организаций (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 16 сентября 2011 г. № А56-3707/2011, Московского округа от 4 мая 2010 г. № КА-А40/4125-10).

<…>

Возврат налогов

Чтобы вернуть переплату по налогу на расчетный (лицевой) счет организации, в налоговую инспекцию нужно подать заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Форма его утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Заявление можно передать в инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам).

Подать заявление можно в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога (п. 6 и 7 ст. 78 НК РФ).

Перед тем как вернуть сумму переплаты, инспекция направит ее на погашение недоимок (если они есть) по другим налогам (пеням, штрафам) (п. 6 ст. 78 НК РФ). Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом.

Решение о возврате

Решение о возврате переплаты инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, если сверка расчетов не проводилась. Или же со дня подписания акта сверки, если сверка была. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Инспекция обязана известить организацию о согласии на возврат или отказе в возврате в течение пяти дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Форма решения о возврате и форма решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога утверждены приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Срок возврата

Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, как получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция задержать возврат переплаты по налогу более чем на один месяц

Да, может. Но лишь на период камеральной проверки декларации, по которой возникла переплата.

Чтобы вернуть излишне уплаченную сумму, инспекторы сначала проведут камеральную проверку декларации, по которой возникла переплата. А максимальный срок камеральной проверки – три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Поэтому если организация подала заявление о возврате переплаты одновременно с декларацией, по которой возникла переплата, то срок возврата может увеличиться до четырех месяцев. Проценты за просрочку в пределах этого срока налоговая инспекция платить не обязана.

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-03-06/1/317 и пункте 11 письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.

Проценты за несвоевременный возврат

Организация вправе получить сумму переплаты с начисленными на нее процентами, если инспекторы вернули деньги позже срока. В таком случае инспекторы принимает решение о возврате переплаты с процентами и отправляют поручение на возврат в территориальное управление Казначейства России (п. 8 ст. 78 НК РФ).

То есть переплату с процентами за задержку выплатит территориальное управление Казначейства России (п. 11 ст. 78 НК РФ). А налоговые инспекторы лишь контролируют правильность расчета процентов, и если есть ошибка, то в течение трех дней они поручают территориальному управлению Казначейства России доплатить недостающую сумму (п. 12 ст. 78 НК РФ).

Сумму процентов можете проверить по формуле:

Проценты за задержку возврата переплаты по налогу (сбору, пеням, штрафу) = Сумма переплаты ? Количество календарных дней просрочки, включая день возврата средств на счет организации ? Ставка рефинансирования, действовавшая в период просрочки : Количество календарных дней в году

Такой порядок расчета процентов установлен пунктами 10 и 14 статьи 78 Налогового кодекса РФ и разъяснен в постановлении Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13.

Ситуация: сколько календарных дней в году берется для расчета процентов за задержку возврата переплаты по налогам (сборам, пеням, штрафам)

Проценты определяют из расчета 365 или 366 дней в году.

Дело в том, что проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов представляют собой не что иное, как компенсационную выплату за просрочку платежа. По сути это аналог пеней, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств (п. 3 ст. 75, п. 10 ст. 78 НК РФ).

В законодательстве могут использовать разную продолжительность календарного года. Например, по Гражданскому кодексу РФ проценты за пользование чужими денежными средствами определяют из расчета 360 дней в году.

В налоговом законодательстве нет особых правил, которые устанавливают продолжительность календарного года при расчете процентов. А значит, нужно исходить из реальной продолжительности календарного года (365 или 366 дней). При этом проценты должны быть начислены за фактическое количество дней, на которое был задержан возврат, включая день, когда средства поступили на банковский счет плательщика.

Приведенный порядок следует применять и при задержке возврата излишне взысканных налогов (п. 5 ст. 79 НК РФ), и при просрочке возврата НДС (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13 и письмом Минфина России от 29 октября 2014 г. № 03-02-08/54846.

Раньше контролирующие ведомства настаивали на том, что рассчитывать проценты за несвоевременный возврат нужно исходя из расчета 360 дней в году (Методические рекомендации, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683, письма Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-7 и ФНС России от 8 февраля 2013 г. № НД-4-8/1968). Но после выхода постановления Президиума ВАС РФ Минфин России скорректировал свою позицию. Изменения внесут и в Методические рекомендации налоговой службы. Инспекции должны руководствоваться выводами ВАС РФ (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571), поэтому прежний алгоритм расчета (исходя из 360 дней) более не актуален.

Пример возврата переплаты по налогу на счет организации

Организация в феврале текущего года (после подачи декларации по транспортному налогу за предыдущий год) выяснила, что при расчете транспортного налога была завышена сумма налога из-за применения неверно рассчитанного коэффициента использования транспортного средства. Сумма завышения составила 13 077 руб. В связи с этим бухгалтер подал уточненную декларацию по транспортному налогу за предыдущий год, отразив в ней уменьшенную сумму налога.

На момент подачи уточненной декларации недоимок по налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет. Поэтому переплату по транспортному налогу было решено вернуть на счет организации. Бухгалтер составил заявление на возврат переплаты.

Налоговая инспекция вернула переплату в мае текущего года. Поскольку задержка была обусловлена камеральной проверкой уточненной декларации, проценты на сумму переплаты не начислялись.

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказаться платить проценты, если она не вернула переплату вовремя из-за недостатка средств в бюджете

Нет, не может.

Раз организация подала заявление на возврат, то в течение месяца после этого инспекция обязана его исполнить (п. 6 ст. 78 НК РФ). А если она вернет переплату позже срока, то организация вправе получить проценты (п. 10 ст. 78 НК РФ). Каких-либо дополнительных условий для начисления такой компенсации в законодательстве нет.

Поэтому факт того, что в бюджете не было средств для выплаты процентов, – не может быть причиной для отказа.

Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письме от 1 августа 2007 г. № 03-02-07/2-136.

Ситуация: может ли налоговая инспекция зачесть проценты, которые должна перечислить организации за поздний возврат переплаты, в счет будущих платежей по налогам (сборам)

Нет, не может.

В законодательстве лишь предусмотрено, что инспекция должна выплатить проценты, если возвращает переплату позже срока (п. 10 ст. 78 НК РФ). То есть позже одного месяца со дня, когда она получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

О возможности зачитывать проценты в счет уплаты налогов или сборов в законодательстве не говорится (письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 03-02-07/1-132). Поэтому налоговая инспекция должна возвратить всю сумму процентов на расчетный (лицевой) счет организации (п. 10 ст. 78 НК РФ).

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка