Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Вас поздравляют чиновники, от которых зависит ваша работа

Подписка
Срочно заберите все!
№24
2 июля 2015 31 просмотр

Дайте пож-та почитать материал по учету операций по трейд-ин автомобилям

Материал по учету операций по трейд-ин автомобилям Вы сможете увидеть ниже.

Обоснование
Из статьи журнала «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 17, СЕНТЯБРЬ 2009

Покупаем автомобиль взамен старого (трейд-ин)

Если организации требуется обновить свой автопарк, можно воспользоваться услугой трейд-ин, то есть приобрести новый автомобиль в обмен на старый. Об особенностях отражения подобной операции в налоговом и бухгалтерском учете покупателя и пойдет речь в статье

У организаций, использующих в своей деятельности транспортные средства, периодически возникает необходимость их замены из-за физического и морального износа. В настоящее время автосалоны все чаще предлагают услугу трейд-ин1. Это способ приобретения нового (подержанного) автомобиля, при котором покупатель передает продавцу собственный старый автомобиль. При этом продавец засчитывает стоимость сданного автомобиля в уменьшение цены приобретения нового. Подобный метод торговли широко используется и при продаже промышленного оборудования, бытовой и вычислительной техники.

В России рынок услуг трейд-ин находится, по сути, в начальной стадии развития. Однако если в 2006 году данной услугой воспользовались (по различным оценкам) лишь 3—4% покупателей автомобилей, то уже в 2008 году доля таких покупателей составила от 10 до 20%. Отметим, что в некоторых зарубежных странах до 80% сделок по покупке новых автомобилей производится с помощью услуги трейд-ин.

Привлекательность рассматриваемой услуги для покупателя нового автомобиля очевидна — не нужно тратить время и деньги на продажу старого автомобиля, автосалон учтет его стоимость в стоимости нового автомобиля. При этом покупатель доплачивает только разницу в цене. Если он не располагает достаточной суммой собственных средств для приобретения нового автомобиля, рассматриваемый способ покупки позволит сэкономить на уплате процентов по кредиту.

Вместе с тем за все приходится платить. Пользуясь услугой трейд-ин, покупатель теряет в среднем от 10 до 15% рыночной стоимости сдаваемого автомобиля (в странах с развитым рынком потеря в цене не превышает 5%). Таким образом, сопоставляя минусы от занижения автосалоном цены подержанного автомобиля и плюсы от экономии времени и средств, покупатель нового автомобиля должен принять решение: воспользоваться услугой трейд-ин или самостоятельно реализовать старый автомобиль, а затем уже приобрести новый.

Прибыль продавца, реализующего новый автомобиль с помощью услуги трейд-ин, равна разнице между рыночной ценой подержанного автомобиля и стоимостью, по которой автосалон его выкупает, за вычетом соответствующих расходов, связанных с перерегистрацией старого автомобиля, предпродажной подготовкой и др. Кроме того, нельзя не отметить, что благодаря данной услуге увеличивается объем продаж новых автомобилей.

С точки зрения действующего гражданского законодательства услуга трейд-ин может быть оформлена только двумя способами: либо путем заключения договора мены, либо путем заключения двух договоров купли-продажи с последующим зачетом сторонами взаимных требований.

Если заключен договор мены*

При оформлении сделки по договору мены сторонам следует руководствоваться главой 31 Гражданского кодекса. В соответствии со статьей 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой один товар в обмен на другой. При этом, если из договора не вытекает иное, товары, подлежащие обмену, считаются равноценными. Это установлено в статье 568 ГК РФ. В случае, когда обмениваемые товары признаются неравноценными, в договоре необходимо указать сумму, которая подлежит доплате стороной, продающей более дешевый товар, а также порядок оплаты (до или после передачи товара). Основание — пункт 2 статьи 568 ГК РФ. К договору мены применяются правила о купле-продаже (глава 30 ГК РФ), если они не противоречат существу мены (п. 2 ст. 567 ГК РФ).

Таким образом, использование услуги трейд-ин предполагает заключение договора мены между продавцом и покупателем, по которому одна из сторон договора передает в собственность другой подержанный автомобиль в обмен на новый. При этом доплачивается разница между стоимостью обмениваемых товаров. По договору каждая из сторон одновременно признается и продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам после фактической передачи товаров друг другу, если иное не предусмотрено договором (ст. 570 ГК РФ).

Если заключены два договора купли-продажи*

Приобретение автомобиля с помощью услуги трейд-ин может осуществляться на основании двух договоров купли-продажи, заключенных между продавцом и покупателем автомобиля. Согласно первому договору продавец выкупает подержанный автомобиль у покупателя, а согласно второму — продает ему новый.

Причем расчеты денежными средствами по первому договору не производятся, а на стоимость приобретенного старого автомобиля, как правило предназначенного для ремонта и дальнейшей перепродажи, уменьшается задолженность покупателя в соответствии с условиями второго договора.

Зачет взаимных требований, вытекающих из договоров купли-продажи, осуществляется по правилам статьи 410 Гражданского кодекса. Для оформления зачета сторонам не требуется заключать какое-либо специальное соглашение — продавцу нового автомобиля достаточно в письменной форме предупредить покупателя о погашении части суммы его задолженности за новый автомобиль в счет зачета своего аналогичного обязательства по оплате автомобиля, выкупленного у покупателя.

Правила налогообложения при приобретении автомобиля с помощью услуги трейд-ин*

Рассмотрим порядок налогообложения операций у организации — покупателя, приобретающей новый автомобиль с использованием услуги трейд-ин, на основании договора мены или двух договоров купли-продажи.

Сразу же отметим, что с точки зрения налогового законодательства обмен товарами (работами, услугами) признается их реализацией. Это следует из положений пункта 1 статьи 39 НК РФ. Таким образом, фактически сделка мены для оценки ее налоговых последствий разбивается на две операции: по реализации передаваемого подержанного объекта имущества и по приобретению нового объекта имущества (при оформлении услуги трейд-ин договорами купли-продажи такой порядок вытекает из документального оформления сделки).

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ*

передача подержанного автомобиля. Доходы, полученные в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, отражаются с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса. Такое правило действует как в отношении товарообменных операций (п. 4 ст. 274 НК РФ), так и при обычной реализации (п. 6 ст. 274 НК РФ). Следовательно, вне зависимости от стоимости автомобиля, указанной в договоре, налогоплательщик-покупатель при определении налоговых последствий сделки должен использовать рыночную стоимость передаваемого автомобиля. Особенно это актуально при использовании договора мены, ведь если в договоре купли-продажи цена является существенным условием, то в договоре мены стороны в принципе могут и не указывать стоимость имущества, а отразить только сумму, подлежащую доплате. В подобной ситуации налогоплательщик должен самостоятельно произвести оценку реализуемого автомобиля в соответствии с правилами, установленными в статье 40 НК РФ, или получить заключение независимого оценщика.

<…>

При использовании услуги трейд-ин у покупателя возникают доходы от реализации подержанного транспортного средства. Указанные доходы могут быть уменьшены на остаточную стоимость передаваемого автомобиля, сформированную в налоговом учете по правилам главы 25 НК РФ (п. 1 ст. 268 НК РФ). Также налогоплательщик вправе признать расходы, непосредственно связанные с такой реализацией (оценка, хранение, обслуживание и транспортировка продаваемого основного средства).

Напомним, что если остаточная стоимость объекта с учетом расходов, связанных с его продажей, превышает выручку от реализации, то полученный убыток признается в налоговой базе в особом порядке, который установлен в пункте 3 статьи 268 НК РФ. Он включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации.

ПРИМЕР 1*

ЗАО «Альфа» решило купить новый автомобиль, воспользовавшись услугой трейд-ин. Стороны заключили договор мены, согласно которому ЗАО «Альфа» передает автосалону (продавец) свой автомобиль и получает новый.

Остаточная стоимость автомобиля в налоговом учете ЗАО «Альфа» на момент передачи — 1 000 000 руб. Согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость передаваемого автомобиля составляет 1 050 000 руб. (без учета НДС).

Предположим, затраты на проведение оценки в соответствии с условиями договора осуществляет автосалон. Поскольку стоимость нового автомобиля равна 1 300 000 руб. (без учета НДС), то сумма (разница цен), которую ЗАО «Альфа» обязано доплатить продавцу, составляет (без учета НДС) 250 000 руб. (1 300 000 руб. - 1 050 000 руб.).

ЗАО «Альфа» на дату перехода права собственности на автомобиль, установленную договором мены, отражает в налоговом учете доходы от реализации в сумме 1 050 000 руб. и расходы, связанные с производством и реализацией, — 1 000 000 руб.

Так как доходы от продажи больше величины остаточной стоимости, то расходы (1 000 000 руб.) в полной сумме учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль в периоде реализации подержанного автомобиля.

Формирование первоначальной стоимости нового автомобиля. Рассмотрим, каков порядок формирования в налоговом учете организации-покупателя первоначальной стоимости приобретаемого автомобиля.

Напомним, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно к использованию, за исключением НДС и акцизов. Основание — пункт 1 статьи 257 Налогового кодекса.

Предположим, сторонами заключены два договора купли-продажи. Такая ситуация ничем не отличается от стандартной операции по приобретению объекта автотранспорта. Осуществление сторонами зачета взаимных требований и обязательств никак не влияет на порядок отражения в налоговом учете доходов и расходов.

При заключении договора мены могут возникнуть сложности с формированием первоначальной стоимости нового автомобиля. Очевидно, что основным видом расходов, связанных с его приобретением, является стоимость подержанного автомобиля, переданного взамен. Остается только определиться с тем, какая именно стоимость передаваемого имущества должна быть использована в данном случае. Это может быть:

  • остаточная стоимость по данным налогового учета;
  • цена сделки, указанная в договоре мены;
  • рыночная стоимость (если она отличается от цены, указанной в договоре).

По мнению автора, при формировании первоначальной стоимости приобретенного автомобиля следует учитывать рыночную цену передаваемого подержанного транспортного средства. Ведь именно эта сумма была включена покупателем в доходы от реализации согласно той части сделки, в которой предусматривалась передача подержанного автомобиля. Следовательно, рассматривая договор мены как две операции: продажа подержанного автомобиля и приобретение нового, — можно утверждать, что все доходы, полученные от продажи ранее принадлежавшего покупателю имущества, были потрачены на приобретение нового.

Вторая существенная часть расходов на приобретение автомобиля — это доплата (разница в цене), которую производит налогоплательщик.

Кроме того, на основании договора на покупателя нового автомобиля может быть возложена обязанность по осуществлению ряда иных расходов по подготовке подержанного автомобиля к обмену. Речь идет, например, о затратах на проведение независимой оценки рыночной стоимости автомобиля, его ремонт и др. Такие расходы не могут быть расценены в качестве расходов на приобретение, доставку и доведение нового автомобиля до состояния, пригодного к использованию, следовательно, не должны включаться в его первоначальную стоимость. Они относятся к прочим расходам, непосредственно связанным с реализацией, и уменьшают доходы от продажи подержанного автомобиля в соответствии требованиями статьи 268 НК РФ.

ПРИМЕР 2*

Продолжим рассмотрение предыдущего примера, дополнив и изменив его условия. Предположим, расходы, связанные с независимой оценкой подержанного автомобиля, в соответствии с условиями договора несет ЗАО «Альфа» (покупатель). Они составили 100 000 руб. (без учета НДС). Срок полезного использования этого транспортного средства — 60 месяцев, фактический срок его эксплуатации до момента реализации — 10 месяцев.

Остаточная стоимость объекта с учетом затрат на оценку составила 1 100 000 руб. (1 000 000 руб. + 100 000 руб.). То есть расходы, связанные с продажей подержанного автомобиля, превысили доходы от его реализации. Полученный убыток составляет 50 000 руб. (1 100 000 руб. - 1 050 000 руб.). ЗАО «Альфа» вправе его учитывать при исчислении налога на прибыль постепенно в течение 50 месяцев (60 мес. - 10 мес.) по 1000 руб. (50 000 руб.: 50 мес.) ежемесячно.

Следовательно, первоначальная стоимость автомобиля, приобретаемого ЗАО «Альфа», составит 1 300 000 руб. (1 050 000 руб. + 250 000 руб.), где 250 000 руб. — сумма доплаты (без учета НДС), зафиксированная в договоре мены.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ*

Как и в налоговом учете, исчисление НДС при оформлении услуги трейд-ин двумя договорами купли-продажи не должно вызывать вопросов. При реализации подержанного автомобиля налогоплательщик (покупатель) определяет сумму НДС к уплате в бюджет по общим правилам, установленным главой 21 Налогового кодекса.

Сумму «входного» НДС, предъявленную продавцом (при покупке нового автомобиля), покупатель вправе принять к вычету при выполнении всех условий, установленных в статьях 171 и 172 НК РФ. То есть налоговый вычет возможен, если:

  • автомобиль принят к учету, что подтверждается соответствующими первичными документами;
  • в наличии имеется правильно оформленный счет-фактура поставщика;
  • автомобиль используется в операциях, облагаемых НДС.

В случае заключения сторонами сделки договора мены налоговая база по налогу на добавленную стоимость рассчитывается как стоимость товаров, реализованных по договору, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 40 Налогового кодекса, без включения в них НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ).

Таким образом, определение рыночной цены в данном случае необходимо не только для правильного учета операции мены при исчислении налога на прибыль, но для определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость. Обе стороны договора мены обязаны выставить счета-фактуры, на основании которых «входной» НДС можно будет принять к вычету.

Отметим, что в 2009 году при осуществлении взаимозачета (при оформлении двух договоров купли-продажи), а также при совершении товарообменных операций (при заключении договора мены) не требуется перечислять сумму НДС отдельным платежным поручением, поскольку абзац 2 пункта 4 статьи 168 НК РФ, в котором предусматривалось такое требование, утратил силу с 1 января 2009 года2.

ПРИМЕР 3*

Воспользуемся условием примера 1. Сумма НДС, предъявленная ЗАО «Альфа» автосалону при передаче подержанного автомобиля, составляет 189 000 руб. (1 050 000 руб. ? 18%). На эту сумму ЗАО «Альфа» выставляет счет-фактуру в адрес автосалона и регистрирует его в книге продаж.

Сумма доплаты, перечисляемой ЗАО «Альфа», за новый автомобиль с учетом НДС составит 295 000 руб. (250 000 руб. + 250 000 руб. ? 18%).

Сумма «входного» НДС, предъявленная ЗАО «Альфа», составляет 234 000 руб. (1 300 000 руб. ? 18%).

Приобретенный автомобиль будет использоваться организацией в операциях, облагаемых НДС, он принят на учет, имеется правильно оформленный счет-фактура, выставленный автосалоном. Значит, ЗАО «Альфа» вправе принять предъявленный продавцом НДС к вычету.

Сторонам не нужно перечислять друг другу суммы налога на добавленную стоимость отдельными платежными поручениями.

Бухгалтерский учет

Так как организация, приобретающая новый автомобиль, воспользовавшись услугой трейд-ин, с одной стороны, является продавцом в отношении подержанного автомобиля, а с другой — покупателем, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета данной операции в случае оформления договора мены такой же, как и в ситуации, когда стороны оформляют два договора купли-продажи.

Напомним, что приобретенный актив признается объектом основных средств при выполнении всех условий, перечисленных в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, если новый автомобиль, приобретенный с помощью услуги трейд-ин, предназначен для использования в производственных целях или для управленческих нужд, он учитывается у покупателя в составе основных средств на счете 01 «Основные средства».

При продаже старого автомобиля его первоначальная стоимость, учтенная на счете 01, а также сумма начисленной по нему амортизации (отраженной на счете 02) списываются в дебет (кредит) счета 01 субсчета «Выбытие основных средств». Сформированная таким образом остаточная стоимость автомобиля отражается в составе прочих расходов (счет 91-2) в периоде выбытия объекта (п. 29 ПБУ 6/01 и п. 11 ПБУ 10/99).

Согласно пункту 7 ПБУ 9/99 поступления от продажи основного средства признаются прочими доходами (счет 91-1). После исполнения сторонами своих обязательств по заключенному договору (договорам) в бухгалтерском учете отражается взаимозачет.

ПРИМЕР 4*

Продолжим рассмотрение примера 1. Допустим, первоначальная стоимость передаваемого автосалону автомобиля в бухучете — 1 200 000 руб., остаточная стоимость на момент выбытия — 1 000 000 руб., сумма накопленной амортизации — 200 000 руб. В соответствии с договором мены ЗАО «Альфа» производит доплату за новый автомобиль в размере 295 000 руб. (включая НДС 45 000 руб.). Сумма «входного» НДС, предъявленная автосалоном, равна 234 000 руб. (1 300 000 руб. ? 18%).
В бухгалтерском учете ЗАО «Альфа» указанные операции отражаются следующим образом:

дебет 01 субсчет «выбытие основных средств» кредит 01
1 200 000 руб. — списана первоначальная стоимость продаваемого автомобиля;

дебет 02 кредит 01 субсчет «выбытие основных средств»
200 000 руб. — списана амортизация, начисленная по продаваемому автомобилю;

дебет 62 кредит 91-1
1 239 000 руб. (1 050 000 руб. + 189 000 руб.) — отражена выручка от реализации подержанного автомобиля;

дебет 91-2 кредит 01 субсчет «выбытие основных средств»
1 000 000 руб. — списана остаточная стоимость;

дебет 91-2 кредит 68 субсчет «расчеты по ндс»
189 000 руб. (1 050 000 руб. ? 18%) — начислен НДС с выручки от продажи старого автомобиля;

дебет 08 кредит 60
1 300 000 руб. — учтена стоимость нового автомобиля, приобретаемого по договору мены;

дебет 19 кредит 60
234 000 руб. — учтен НДС, предъявленный автосалоном;

дебет 60 кредит 51
295 000 руб. — перечислена доплата продавцу нового автомобиля (с учетом НДС);

дебет 60 кредит 62
1 239 000 руб. — отражен взаимозачет сторонами встречных обязательств; дебет 01 кредит 08
1 300 000 руб. — принят к учету новый автомобиль в составе основных средств;

дебет 68 субсчет «расчеты по ндс» кредит 19
234 000 руб. — принят к вычету предъявленный НДС.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Подержанный автомобиль приобретен с помощью услуги трейд-ин

Сегодня в условиях экономической нестабильности у организаций зачастую отсутствует необходимая сумма денег для покупки нового автотранспортного средства даже в обмен на свой подержанный автомобиль. Поэтому она приобретает автомобиль с пробегом. Налоговый учет операций у покупателя в данной ситуации будет таким же, как в примере 4, рассмотренном в статье. Поясним, как ему следует определять срок полезного использования такого автомобиля.

Согласно пункту 7 статьи 258 НК РФ налогоплательщик, приобретающий основное средство, бывшее в употреблении, устанавливает для него срок полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного объекта предыдущими собственниками. Причем приобретенные организацией объекты, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника. Так установлено в пункте 12 статьи 258 НК РФ. Однако не исключена ситуация, когда предыдущий собственник неверно определил срок использования объекта и соответственно включил его в другую амортизационную группу. По мнению автора, в этом случае организация вправе самостоятельно установить срок полезного использования основного средства и включить его в амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств.

Возможна и другая ситуация, когда предыдущий собственник автомобиля по каким-либо причинам не сообщил сведения о сроке полезного использования, изначально установленном для него. Тогда покупатель при принятии на учет подержанного автомобиля вынужден самостоятельно определять амортизационную группу, в которую его следует включить.

И в той и в другой ситуации необходимо учитывать требования пункта 1 статьи 258 НК РФ. В нем указано, что срок полезного использования определяется на дату ввода объекта в эксплуатацию. Он может быть изменен после реконструкции, модернизации или технического перевооружения, но только в пределах сроков, установленных для амортизационной группы, в которую данный объект был включен ранее. Возможность перевода основного средства в другую амортизационную группу Налоговым кодексом не предусмотрена. Поэтому если новый собственник подержанного основного средства неверно определил амортизационную группу, то ему скорее всего придется нести ответственность за искажение налоговой базы и неполную уплату налога.

Подобные ошибки вполне вероятны, так как Классификация основных средств, согласно которой определяется срок полезного использования амортизируемого имущества, с 1 января 2009 года действует в новой редакции (изменения внесены постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 676). В частности, отдельные виды основных средств переведены в другую амортизационную группу. Однако при определении срока полезного использования бывшего в употреблении объекта следует применять Классификацию основных средств в редакции, действовавшей в период его ввода в эксплуатацию. Иными словами, такое основное средство не может быть отнесено к амортизационной группе в соответствии с новой редакцией названного документа

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка