Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
2 июля 2015 17 просмотров

Полученные средства по целевому финансированию (от государства) были потрачены на оплату проекта, который впоследствии был списан со сч. 08 за ненадобностью. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данное списание?

Отнесите списание недостроенного объекта ОС на прочие расходы как в. бухгалтерском, так и в налоговом учете, при условии, что полученная помощь была учтена в доходах. Однако, для целей налогового учета, следует запастись доказательствами того, что нацеленность получить доход от создания объекта была, но, по независящим от организации обстоятельствам, этого не произошло.

Обоснование

Из статьи журнала «Главбух» № 3, Февраль 2009

Как защитить расходы по приостановленным и нереализованным проектам

Главным аргументом для компании в ситуации, когда расходы есть, но доходы отсутствуют, может стать ссылка на определение Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П. Напомним, что в этом документе судьи указали: экономическая обоснованность затрат налогоплательщика не зависит от того, получил он доход в текущем налоговом периоде или нет. Таким образом, предприятию в подобных ситуациях важно документально доказать, что затраты изначально были направлены на получение дохода.

Остальные аргументы будут зависеть от конкретных обстоятельств, с которыми столкнулась компания. Рассмотрим три наиболее распространенные сейчас ситуации: приостановка нового проекта, простой арендованных площадей и «заморозка» оборудования без консервации. Арбитражную практику по этим ситуациям мы привели в таблице ниже.

Если проект «свернули», а расходы на него уже осуществили

Организация существенно потратилась на подготовку нового проекта, но так и не запустила производство. В этой ситуации инспекторы при проверке могут не признать расходы, поскольку дохода компания не получила.

На такой случай предприятию не помешает запастись аналитическими заключениями специалистов, которые указывали бы на то, что запускать на данном этапе новое производство действительно невыгодно. Это могут быть отчеты коммерческого отдела, исследования маркетинговой службы.

Один из видов расходов, на учет которых может повлиять «заморозка» проекта, – это оплата научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Например, если с помощью таких НИОКР планировалось создать новую или усовершенствовать уже применяемую технологию производства. Ведь может случиться так, что акт сдачи-приемки результатов НИОКР уже подписан, а выпуск нового вида изделия в итоге приостановлен.

Если у компании нет уверенности в том, что производство нового изделия будет запущено в течение года, то затраты на конструкторские разработки лучше списать как безуспешные, применив третий абзац пункта 2 статьи 262 Налогового кодекса РФ. Иначе по истечении года учесть расходы на НИОКР уже не получится. Причина в следующем. В том же пункте 2 статьи 262 абзацем выше говорится, что расходы на НИОКР можно списать равномерно в течение года после завершения научных работ, если результаты исследований используются в производстве. Не исключено, что из этого инспекторы сделают такой вывод: раз результаты успешных НИОКР не используются, списывать соответствующие расходы нельзя. *

Поэтому можно силами технических специалистов (например, отдела контроля качества) составить заключение об обнаруженном дефекте в опытном образце изделия. Это будет означать, что научно-исследовательские работы, стоимость которых уже была оплачена, все-таки не дали положительного результата и не могут быть внедрены в производство. Тем самым предприятие сможет смело списать на расходы стоимость работ по изготовлению опытного образца. И сделать это нужно равномерно в течение одного года (абз. 3 п. 2 ст. 262 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, согласно новой редакции Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 января 2009 года, те виды научных разработок, которые включены в перечень НИОКР, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 988, можно списать с увеличенным коэффициентом 1,5.

Если простаивают арендованные помещения

Инспекторы убеждены в том, что расходы по аренде имущества можно принять к налоговому учету, только если такие объекты используются компанией (письмо УФНС России по г. Москве от 2 сентября 2005 г. № 20-12/62488).

Такого же мнения придерживаются и чиновники Минфина России (см., например, письмо от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/112). Поэтому, если в ходе проверки инспекторы обнаружат неиспользуемые помещения, они попытаются снять расходы на аренду и коммунальные платежи, а также вычеты НДС по ним.

Компания может привести различные объяснения, почему на момент проверки помещения пустуют.

Причина 1. Помещение переоборудуется для нового производства (новой деятельности)

Один из возможных вариантов – документально оформить переоборудование арендованного помещения, например, под будущий магазин. В связи с этим открытие новых торговых площадей по распоряжению руководства можно отложить на более поздний период, пока не закончится ремонт.

Чиновники Минфина России не возражают против учета затрат по содержанию неиспользуемого помещения в период ремонта. Согласно подпункту 34 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, такие затраты можно отнести к расходам на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов (письмо Минфина России от 20 августа 2007 г. № 03-03-06/2/155). Естественно, при условии, что они будут документально подтверждены.

Причина 2. Договор аренды необходим, чтобы получить лицензию на ведение деятельности

Если предприятие ведет деятельность, подлежащую лицензированию, это может послужить еще одним аргументом в пользу учета расходов по долгосрочной аренде. Даже если площади не будут использоваться какое-то время. Ведь для того, чтобы пройти лицензирование по большинству видов деятельности, нужно иметь в собственности или в законном долгосрочном пользовании помещение, в котором предприятие планирует вести бизнес. Например, такое требование нужно соблюсти, чтобы открыть аптеку (п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 416). Поэтому инспекторам можно указать на тот факт, что предприятие заключило договор аренды здания, чтобы получить лицензию. Иначе без специального разрешения компания не сможет получить доход. В частности, подобные аргументы принял Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 10 октября 2006 г. № А05-2343/2006-34).

Причина 3. Договор заключен заблаговременно на выгодных условиях, что позволило снизить расходы

Компании могут взять на вооружение из вышеприведенного постановления ФАС Северо-Западного округа от 10 октября 2006 г. № А05-2343/2006-34 еще один убедительный довод. Так, арбитры приняли во внимание и то обстоятельство, что арендодатель предложил заключить договор аренды, предоставив значительные скидки на свои услуги. В результате суд признал расходы на аренду экономически обоснованными, совершенными с разумными деловыми целями, такими как минимизация расходов.

Таким образом, обосновывая расходы по аренде временно не используемого помещения, можно сказать, что договор был заключен заранее, поскольку контрагент на тот момент предлагал выгодные условия. Это позволит снизить расходы, что особенно актуально в условиях нестабильного финансового положения.

Причина 4. Задержана поставка оборудования, которое предполагалось разместить на арендуемой площади

Инспекторам можно объяснить, что организация арендовала помещение для того, чтобы разместить в нем оборудование. При этом данный факт надо отразить документально – в договоре аренды помещения, во внутренних распоряжениях организации. Важно, чтобы договор на покупку и доставку оборудования был заключен в период аренды помещения. Проверяющим можно сказать, что помещение арендуется заранее, чтобы подготовить его должным образом (например, отремонтировать) для будущей установки оборудования.

При таком объяснении расходы на аренду помещения будут непосредственно связаны с приобретением производственного оборудования. Поэтому их нужно включить в первоначальную стоимость объекта на основании пункта 1 статьи 257 и пункта 5 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Это относится к затратам на аренду, произведенным до того, как объект был введен в эксплуатацию и зачислен в состав основных средств. Затем арендные платежи нужно учитывать в составе прочих расходов на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Аналогичный вывод сделал, например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 14 января 2008 г. № А56-4910/2007 в отношении расходов на аренду земли, взятой под строительство здания. Судьи отметили, что подобные затраты до и во время стройки связаны исключительно с возведением объекта основных средств и потому включаются в его первоначальную стоимость. Такую же точку зрения высказали чиновники Минфина России в письме от 28 октября 2008 г. № 03-03-06/1/610.

Причина 5. Арендованное помещение планируется сдавать в субаренду

Еще один довод, который поможет отстоять расходы на аренду при простое, – это факт сдачи арендованного помещения (его части) в субаренду или же намерение это сделать. Подтверждающими документами здесь будут либо уже заключенный договор с субарендатором, либо распоряжение директора о поиске такового. Также в качестве доказательства можно привести соответствующие объявления, размещенные в средствах массовой информации или Интернете.

Так, в постановлении от 2 мая 2006 г. № А56-18791/2005 ФАС Северо-Западного округа признал экономически обоснованными расходы на аренду помещения, часть которого сдается в субаренду. Подтвердить тот факт, что расходы действительно направлены на получение дохода, компании помог также прогнозный расчет прибыли, получаемой от субаренды.

Если оборудование простаивает без консервации

Посчитать экономически необоснованными инспекторы могут и расходы в виде амортизации, начисляемой на оборудование во время простоя. Ведь такие объекты, по их мнению, нужно законсервировать. И если срок консервации превысит три месяца, то начисление амортизации нужно приостановить и в бухгалтерском, и в налоговом учете (п. 3 ст. 256 Налогового кодекса РФ).

Однако предприятие может обойтись и без консервации. Так, по мнению Минфина России, если имущество временно не используется и не приносит дохода по причине обоснованного простоя, то амортизацию можно продолжать начислять и учитывать при налогообложении прибыли (см., например, письмо Минфина России от 21 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/367).

Поэтому компании стоит подготовить документы, обосновывающие простой без консервации. В качестве причин можно указать, что четких сроков простоя никто не знает, они могут быть «плавающими». К тому же оборудование может понадобиться для производства в любой момент, если ситуация на рынке изменится. А подготовка основного средства к консервации потребует определенных затрат, которые могут оказаться лишними при сложившемся финансовом положении на предприятии. Подобные объяснения можно оформить в виде служебной переписки между финансовым и техническим отделом о нецелесообразности перевода имущества на консервацию.

И опять же компания может сказать, что основное средство приобреталось с той целью, чтобы в дальнейшем использовать его в деятельности, приносящей доход. Такой аргумент чаще всего помогает в суде. Например, организация запланировала в ближайшем будущем оказывать услуги физическим лицам за наличный расчет, для чего купила ККТ. Однако продолжительное время касса простаивала, поскольку не было заказов. Тем не менее предприятие учитывало затраты на обслуживание контрольно-кассовой техники и начисляло амортизацию. Налоговики не признали такие расходы, сославшись на то, что ККТ не приносила дохода. Однако судьи встали на сторону компании, отметив, что организация изначально планировала получать доход с помощью основного средства. А если кассового аппарата, зарегистрированного должным образом, на предприятии не будет, то это может повлечь за собой штрафы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 августа 2008 г. № А56-27963/2007).

Ответы на налоговые вопросы о консервации основных средств ищите в журнале «Главбух» № 2, 2009.

Арбитражная практика по вопросу признания расходов на «замороженные» или нереализованные проекты

Из статьи журнала Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 9, Сентябрь 2014

Господдержка: учет полученных и возвращенных средств

* Письмо ФНС России от 30 июня 2014 г. № ГД-4-3/12324@.

Государственная помощь

На создание необходимых условий для ведения сельхоздеятельности направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717. В ней предусмотрены мероприятия, призванные помочь хозяйствам обеспечить обновление основных средств, закладку и уход за многолетними насаждениями, повышение плодородия почв и т. д.

При этом, как показывает практика, господдержка в форме субсидий может предоставляться сельхозорганизациям на возмещение убытков или затрат. Так, предприятию могут выделить средства на компенсацию части расходов на модернизацию сельхозтехники, а также на уплату процентов по инвестиционным кредитам. Или же, например, финансовая поддержка может покрыть часть затрат на страховую премию по договорам сельскохозяйственного страхования, заключение которых необходимо для минимизации рисков гибели растений и животных. *

Добавим, что рассчитывать на получение субсидии можно в случае, если в регионе, где расположена организация, есть соответствующая утвержденная программа развития сельского хозяйства.

Баланс доходов и расходов

При определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде целевого финансирования. Об этом сказано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Однако заметим: данная норма действительна только для бюджетных и автономных учреждений. Перечень доходов, признаваемых средствами целевого финансирования, исчерпывающий. Это подтверждают и чиновники в письме Минфина России от 12 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/68. Поэтому сельхозпредприятия при получении таких средств должны включить их в доходы.

В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ определено, что при расчете налога на прибыль не учитываются целевые поступления. Эта норма распространяется не на все организации, а только на некоммерческие. Но сельхозпроизводитель не может быть причислен к некоммерческим организациям. Получается, что у хозяйства нет оснований не учитывать полученные субсидии в доходах.

Отметим, что эти выводы справедливы и для тех предприятий, которые применяют специальные режимы.

Таким образом, хозяйство, признавая расходы, понесенные за счет субсидии, должно учитывать и сумму финансирования. Тем самым обеспечивается баланс доходов и расходов. *

Возможна и обратная ситуация: если суммы господдержки не учитываются в доходах, то нельзя признать и соответствующие им расходы. Так, например, в пункте 1 письма Минфина России от 14 сентября 2012 г. № 03-11-06/1/19 был рассмотрен следующий случай. Хозяйство, уплачивающее ЕСХН, понесло убытки от засухи. Часть потерь компенсировал бюджет. Чиновники разъяснили, что в составе расходов учитывается только разница между суммой убытка и средствами, выделенными на его покрытие.

Когда можно применить льготную ставку

Напомним, что к доходам от реализации произведенной сельхозпродукции применяется ставка налога на прибыль 0 процентов (п. 1.3 ст. 284 Налогового кодекса РФ).

Поэтому при получении средств финансирования льготную ставку можно применять, если они непосредственно относятся к деятельности по производству сельхозпродукции, ее переработке и продаже.

Например, хозяйство вправе использовать нулевую ставку налога на прибыль в отношении средств господдержки, полученных:

  • на компенсацию затрат, понесенных по причине гибели сельскохозяйственных культур из-за засухи;
  • на субсидирование элитного семеноводства;
  • на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений;
  • на возмещение процентных ставок по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники, семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 6 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/217.

Что касается субсидий, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, то они облагаются по ставке 20 процентов. Об этом сказали чиновники в письме Минфина России от 1 ноября 2013 г. № 03-03-06/1/46682.

Особый порядок отражения господдержки

Хозяйство может получать средства финансирования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Но не только. Например, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264ФЗ «О развитии сельского хозяйства» также предусмотрена госпомощь сельхозорганизациям.

Подробнее о субсидиях читайте в книге «Субсидии для сельхозпроизводителей. Как получить и отразить в учете».

Обратите внимание: в данных случаях хозяйство должно отражать полученные средства в составе доходов пропорционально расходам, фактически понесенным за счет соответствующего источника не более двух лет.

При этом если по окончании двухлетнего периода сумма субсидии превысит размер признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов последнего года.

Отметим также, что если за счет бюджетных средств приобретается амортизируемое имущество, то суммы субсидии отражаются в составе доходов по мере начисления амортизации. Данные правила применяются независимо от того, на каком режиме налогообложения находится хозяйство. Это предусмотрено:

  • для компаний на общей системе и использующих метод начисления при расчете налога на прибыль – пунктом 4.3 статьи 271 Налогового кодекса РФ, а при кассовом методе – пунктом 2.3 статьи 273 Налогового кодекса РФ;
  • для хозяйств, уплачивающих единый сельхозналог, – подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ;
  • для организаций, которые работают на упрощенном режиме налогообложения, – пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Если хозяйство зарегистрировано на своего главу (индивидуального предпринимателя), то оно применяет особый порядок учета субсидий на основании пункта 4 статьи 223 Налогового кодекса РФ.

Бухгалтерский учет субсидий

Бухгалтерский учет получаемых субсидий регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и ведется на счете 86 «Целевое финансирование».

Возможны два варианта учета (п. 7 ПБУ 13/2000):

  • по мере возникновения права на субсидию;
  • при ее фактическом получении.

Если выбрать первый вариант, то нужно будет сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86

– признаны средства господдержки;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– поступило финансирование.

При выборе второго варианта достаточно будет одной проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
– получена господдержка.

По мере расходования субсидии ее сумма списывается со счета 86. Порядок списания зависит от того, на какие расходы она выделена – капитальные или текущие.

Господдержка, направленная на финансирование текущих затрат, списывается в периодах признания соответствующих расходов. При этом сумма субсидии учитывается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету сырья и материалов. Затем при отпуске их в производство суммы финансирования переносятся со счета 98 в состав прочих доходов отчетного периода.

Что касается средств на финансирование капитальных расходов, то они списываются на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов по мере начисления амортизации (п. 9 ПБУ 13/2000).

Если средства господдержки предоставлены на финансирование расходов предыдущих периодов, то необходимо отразить возникновение задолженности по ним за счет увеличения прочих доходов (п. 10 ПБУ 13/2000):

ДЕБЕТ 76
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– сформирована задолженность по средствам финансирования.

Обратите внимание: если предприятие вернуло в бюджет неиспользованный остаток субсидий, то эту сумму можно учесть в составе внереализационных затрат. Причем в том отчетном (налоговом) периоде, в котором он перечислен (письма ФНС России от 30 июня 2014 г. № ГД-4-3/12324@ и Минфина России от 16 мая 2014 г. № 03-03-10/23121).

Хозяйство, уплачивающее ЕСХН, получило субсидию в размере 400 000 руб. на компенсацию части стоимости минеральных удобрений, которые необходимо закупить.

Фактически их приобретено меньше запланированного объема, поэтому получился остаток средств финансирования в размере 25 000 руб.

Бухгалтер в этом случае должен сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
– 400 000 руб. – выделена субсидия;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 400 000 руб. – получены средства;

ДЕБЕТ 09
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 80 000 руб. (400 000 руб. х 20%) – отражен отложенный налоговый актив;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– 375 000 руб. – приобретены удобрения;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– 375 000 руб. – признана сумма субсидии в доходах будущих периодов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– 375 000 руб. – использованы удобрения;

ДЕБЕТ 98
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– 375 000 руб. – включено финансирование в состав доходов;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
КРЕДИТ 09
– 75 000 руб. (375 000 руб. х 20%) – погашена часть отложенного налогового актива;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 76
– 25 000 руб. (400 000 –375 000) – отражена задолженность по возврату средств;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– 25 000 руб. – возвращена часть субсидии;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
КРЕДИТ 09
– 5000 руб. (80 000 – 75 000) – учтен в расходах неиспользованный остаток субсидии. *

Важно запомнить
Для учета средств господдержки предусмотрены два варианта: по мере возникновения права на субсидию или при ее фактическом получении.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка