Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24
2 июля 2015 21 просмотр

Мы финансируемся нашим учредителем ОАО «ММК» и это финансирование направлено на развитие физкультуры и спорта. В 2016 году финансирование планируется уменьшиться 30млн.руб.Магнитогорский городской благотворительный общественный фонд «Металлург» предоставляет, нашему учреждению, благотворительные пожертвования для использования в целях содействия деятельности в сфере физической культуре и массового спорта. В 2016 году благотворительные пожертвования планируются увеличиться на 30 млн.руб.У нас есть выручка от коммерческой деятельности (это проведение спортивных мероприятий и праздников с детьми и с взрослыми).Вопрос:1. Общепроизводственные расходы, такие как коммунальные расходы (электроэнергия, вода, тепло) возможно распределять на благотворительные пожертвования? Пропорционально каким показателям? Например:• заработная плата основного производства;• размер производственных площадей;• материальные затраты;• объем выработки в натуральных или стоимостных показателях.• Или другими….???2. Если мы утвердим в учетной политике какой-то показатель, пропорционально которому будем распределять коммунальные услуги на субсидию (например заработную плату), мы можем расходы по воде применять один показатель (напр.: зарплату), а на тепло другой (согласно обогреваемой площади- у нас есть такая возможность)???

Вопрос распределения общехозяйственных вопросов является спорным.

По мнению Минфина, некоммерческие организации при исчислении налога на прибыль доходы, полученные от предпринимательской деятельности, могут уменьшить лишь на расходы, непосредственно связанные с осуществлением такой деятельности. Иными словами, по мнению чиновников, для некоммерческих организаций Налоговым кодексом РФ не предусмотрено распределение общехозяйственных затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью.

Однако судьи придерживаются мнения, что расходы между коммерческой и некоммерческой деятельностью организации подлежат распределению в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса РФ.

Поскольку нормативные документы, регулирующие порядок распределения общехозяйственных расходов, отсутствуют, некоммерческая организация самостоятельно определяет базу для их распределения. Наиболее приемлемый вариант – распределение общехозяйственных расходов пропорционально суммам выручки и целевых средств.

Обоснование

Из статьи журнала «Некоммерческие организации: особенности бухгалтерского учета и налогообложения»

Целевое финансирование в налоговой политике

<…>

Кроме того, некоммерческим организациям в налоговой политике следует предусмотреть методику распределения общих расходов, используемых как в уставной, так и в иной деятельности, приносящей доход. Напомним, что возможность осуществления НКО предпринимательской деятельности, служащей для достижения целей, ради которых они созданы, предусмотрена статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если НКО осуществляет предпринимательскую деятельность, то на основании статьи 246 НК РФ она признается плательщиком налога на прибыль.

По мнению московских чиновников, изложенному в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 22 января 2003 года № 26-12/4743, общехозяйственные расходы некоммерческих организаций, осуществляющих помимо основной деятельности еще и предпринимательскую деятельность, должны в полном объеме покрываться за счет средств целевого финансирования.* В качестве аргумента они ссылаются на отсутствие в НК РФ порядка распределения расходов, осуществляемых одновременно для ведения уставной деятельности и деятельности, связанной с получением доходов.

Однако, по мнению автора, такая позиция нарушает принцип равенства налогообложения. Поэтому чтобы иметь возможность распределять суммы общих расходов и соответственно уменьшить размер налоговых платежей, организации следует в своей налоговой политике закрепить положение о пропорциональном распределении общих расходов. Причем за базу может быть взята, например, выручка от реализации товаров (работ, услуг), полученная в части предпринимательской деятельности в общем объеме поступлений, включая целевые средства.

Между тем финансисты настаивают на том, что у НКО, ведущей предпринимательскую деятельность нет оснований для распределения расходов между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Такой вывод содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 20 января 2010 года № 03-03-06/4/4.*

Из статьи журнала «Учет в образовании», № 10, октября 2010

Общехозяйственные расходы: организуем раздельный учет

<…>

Бухгалтерский учет

Некоммерческая организация может заниматься коммерческой деятельностью (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Предпринимательской деятельностью в данном случае признается производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, и приносящее прибыль.

При этом некоммерческая организация должна вести учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ).

В бухгалтерском учете доходы и расходы по коммерческой деятельности формируются по правилам, установленным ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Доходы и расходы образовательной организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности подразделяются на:
– доходы и расходы по обычным видам деятельности;
– прочие доходы и расходы.

Для обобщения информации о доходах и расходах по обычным видам деятельности, а также для определения финансового результата по ним используется счет 90.

В дебет счета 90 списываются расходы, собранные на счетах 20 и 26. Информация о прочих доходах и расходах отражается на счете 91.

На счете 26 отражаются расходы для нужд управления, не связанные непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы:
– административно-управленческие расходы;
– расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
– амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
– арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
– расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т. п. услуг;
– другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Затраты, связанные с коммерческой и некоммерческой деятельностью, учитываемые на счете 20, между целевыми доходами и доходами от предпринимательской деятельности расчетным путем не распределяются.

Затраты осуществляются либо за счет целевых расходов (счет 86), либо за счет предпринимательской деятельности (счет 90).

С общехозяйственными расходами, которые отражают на счете 26, ситуация иная, поскольку они могут быть связаны одновременно с осуществлением как коммерческой, так и уставной деятельности. В этом случае их необходимо распределить.*

Поскольку нормативные документы, регулирующие порядок распределения общехозяйственных расходов, отсутствуют, некоммерческая организация самостоятельно определяет базу для их распределения* (письмо Минфина России от 21 февраля 2002 г. № 16-00-14/67).

Базой для распределения общехозяйственных расходов могут быть:
– заработная плата;
– прямые расходы;
– иные базы распределения.

Однако наиболее приемлемый вариант – распределение общехозяйственных расходов пропорционально суммам выручки и целевых средств.*

Выбранный вариант распределения учебному заведению следует закрепить в учетной политике.

Налоговый учет

Некоммерческие организации не должны учитывать при расчете налога на прибыль доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса РФ. В частности, среди таких доходов упомянуты средства целевого финансирования и целевые поступления.

При этом расходы за счет целевых средств также не учитываются при расчете налога на прибыль.

Доходы, которые не упомянуты в статье 251 Налогового кодекса РФ, увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль.

Соответственно затраты за счет таких средств учитываются в составе налоговых расходов, если это не противоречит нормам действующего налогового законодательства.

Поэтому некоммерческие организации должны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений от доходов и расходов за счет иных источников (подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе их отнести (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, если организация применяет метод начисления, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности (например, общехозяйственные расходы), распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Тем не менее распределение расходов между некоммерческой и коммерческой деятельностью Налоговым кодексом РФ прямо не предусмотрено. Но, согласно статье 313 Налогового кодекса РФ, система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Следовательно, каждая некоммерческая организация вправе разработать собственную методику ведения раздельного учета, закрепив ее в учетной политике для целей налогообложения.*

Мнение чиновников

Специалисты главного финансового ведомства считают, что некоммерческие организации при исчислении налога на прибыль доходы, полученные от предпринимательской деятельности, могут уменьшить лишь на расходы, непосредственно связанные с осуществлением такой деятельности. Иными словами, по мнению чиновников, для некоммерческих организаций Налоговым кодексом РФ не предусмотрено распределение общехозяйственных затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью* (письма Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/25, от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4).

По мнению финансистов, порядок распределения расходов, предусмотренный статьями 252 и 272 Налогового кодекса РФ, применим только при совмещении различных режимов налогообложения в рамках предпринимательской деятельности. А некоммерческая организация совмещает виды деятельности, один из которых не является предпринимательским.

Хотя ранее Минфин России в письме от 31 октября 2005 г. № 03-03-04/4/73 высказывал иное мнение. Так, чиновники были не против того, чтобы расходы, относящиеся как к коммерческой, так и к некоммерческой деятельности, распределяли в соответствии с пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Разумеется, при условии, что данные расходы не оплачиваются за счет средств целевого финансирования или целевых поступлений.

Судебная практика

Однако судьи придерживаются мнения, что расходы между коммерческой и некоммерческой деятельностью организации подлежат распределению в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса РФ* (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008). По мнению арбитров, иное допускало бы различное применение норм налогового законодательства к коммерческим и некоммерческим организациям и противоречило бы принципу равенства налогообложения.

Таким образом, расходы между коммерческой и некоммерческой деятельностью некоммерческие организации должны распределять пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов, включая целевые средства.

Аналогичной точки зрения придерживаются судьи в постановлениях:
ФАС Московского округа от 14 апреля 2009 г. № КА-А40/2761-09;
ФАС Дальневосточного округа от 14 декабря 2005 г. № Ф03-А24/05-2/4419;
ФАС Уральского округа от 25 января 2005 г. № Ф09-6019/04-АК.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка