Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
10 июля 2015 45 просмотров

Наша организация ООО находится на УСНО 15%. Сумма исчисленных авансовых вышла больше начисленного налога по итогам налогового периода с учётом убытка прошлых лет. Налоговая нам выставляет требование на оплату пеней по неоплаченным авансовым платежам. Согласно письму Минфина России №03-02-07/1-323 должно быть уменьшение (сторнирование) начисленных пеней соразмерно сумме налога. Для налоговой данное письмо носит рекомендательный характер и обжалование начисленных пеней придётся оспаривать в суде? Если да, есть ли судебная прктика по данному вопросу в пользу налогоплательщика?

Да, действительно письма МинФина РФ для ИФНС носят рекомендательный характер.

Т.е. по общему правилу налоговые инспекции должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Исходя из буквального толкования этой нормы, налоговые инспекции обязаны следовать любым письмам финансового ведомства по вопросам применения налогового законодательства. Однако, по мнению Минфина России и ФНС России, налоговые инспекции должны руководствоваться только теми письменными разъяснениями, которые непосредственно адресованы налоговому ведомству (письма Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019, от 13 апреля 2010 г. № 03-02-08/22 и ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716).

При этом в письме от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716 ФНС России подтверждает право налоговых инспекций на обжалование судебных решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, – если они направлены налогоплательщикам и отражают позицию, с которой инспекция не согласна. Но предварительно налоговая служба рекомендует инспекциям ознакомиться с арбитражной практикой конкретного региона по аналогичным делам. Если шансы выиграть спор в суде невелики, обжаловать такие решения нецелесообразно.

Разъяснения контролирующих ведомств, обязательные для применения налоговыми инспекциями, представлены на официальном сайте ФНС России и доступны для общего пользования. Руководствоваться этими разъяснениями обязаны налоговые службы всех уровней (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).

Следует отметить, что иногда разъяснения, приведенные в письмах контролирующих ведомств, не соответствуют позиции, отраженной в решениях, постановлениях и письмах ВАС РФ или Верховного суда РФ. В подобных ситуациях Минфин России и налоговая служба признают приоритет высших судебных инстанций. С того момента, как документы ВАС РФ или Верховного суда РФ были официально опубликованы, налоговые инспекции должны руководствоваться именно этими документами. Такие указания были подготовлены финансовым ведомством (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571) и направлены налоговым инспекциям для использования в работе (письмо ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097).

Но:

- согласно действующего законодательства - есть одно исключение, именно - платить пени не придется, если недоимка возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, налогоплательщик руководствовался письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ). То есть, к примеру, любыми письмами Минфина России или ФНС России. Например, для данной ситуации - письмо Минфина России от 12 мая 2014 г. № 03-11-11/22105;

- согласно позиции судов, пени нужно начислять до дня погашения недоимки. Это объясняется тем, что в день перечисления недоимки в бюджет обязанность по уплате налога считается исполненной (п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ). Следовательно, задолженность по налогу отсутствует и начислять пени за день уплаты недоимки неправомерно, подтверждает ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлениях от 15 марта 2012 г. № А19-15092/2011, от 15 марта 2012 г. № А19-14886/2011.

Обоснование

Из рекомендации

Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса

Как применять нормативные акты, регулирующие налоговое законодательство

<…>

Ситуация: обязана ли налоговая инспекция следовать письменным разъяснениям Минфина России, которые адресованы налогоплательщикам

Нет, не обязана.

По общему правилу налоговые инспекции должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Исходя из буквального толкования этой нормы, налоговые инспекции обязаны следовать любым письмам финансового ведомства по вопросам применения налогового законодательства. Однако, по мнению Минфина России и ФНС России, налоговые инспекции должны руководствоваться только теми письменными разъяснениями, которые непосредственно адресованы налоговому ведомству (письма Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019, от 13 апреля 2010 г. № 03-02-08/22 и ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716).

При этом в письме от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716 ФНС России подтверждает право налоговых инспекций на обжалование судебных решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, – если они направлены налогоплательщикам и отражают позицию, с которой инспекция не согласна. Но предварительно налоговая служба рекомендует инспекциям ознакомиться с арбитражной практикой конкретного региона по аналогичным делам. Если шансы выиграть спор в суде невелики, обжаловать такие решения нецелесообразно.

Разъяснения контролирующих ведомств, обязательные для применения налоговыми инспекциями, представлены на официальном сайте ФНС России и доступны для общего пользования. Руководствоваться этими разъяснениями обязаны налоговые службы всех уровней (письмо ФНС России от 23 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15678).

Следует отметить, что иногда разъяснения, приведенные в письмах контролирующих ведомств, не соответствуют позиции, отраженной в решениях, постановлениях и письмах ВАС РФ или Верховного суда РФ. В подобных ситуациях Минфин России и налоговая служба признают приоритет высших судебных инстанций. С того момента, как документы ВАС РФ или Верховного суда РФ были официально опубликованы, налоговые инспекции должны руководствоваться именно этими документами. Такие указания были подготовлены финансовым ведомством (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571) и направлены налоговым инспекциям для использования в работе (письмо ФНС России от 26 ноября 2013 г. № ГД-4-3/21097).

<…>

Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.

Как перечислить единый налог при упрощенке в бюджет
<…>

Сроки уплаты

Авансовые платежи по единому налогу перечислите не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным периодом (квартал, полугодие и девять месяцев). То есть не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября. Такой порядок установлен статьей 346.19 и пунктом 7 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.

Для уплаты единого (минимального) налога по итогам года установлены разные сроки. По общему правилу организации должны перечислить налог не позднее 31 марта следующего года, а предприниматели – не позднее 30 апреля следующего года. Если деятельность на упрощенке прекращается до окончания календарного года, налог нужно перечислить в бюджет в сроки, установленные для подачи деклараций за неполный налоговый период.

Это следует из положений пункта 7 статьи 346.21 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Бывает, что срок уплаты приходится на выходной или нерабочий праздничный день. Тогда единый налог или аванс по нему можно направить в бюджет не позднее чем в ближайший за крайним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

А когда единый налог посчитают уплаченным? То есть при каких обстоятельствах можно быть уверенным, что претензий от налоговых инспекторов не будет? Днем уплаты считают тот день, когда налогоплательщик предъявит в банк платежное поручение на перечисление единого налога со своего расчетного (лицевого) счета на счет Казначейства России. При этом важно, чтобы денег на счете хватило для платежа (письма Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-02-08/17543от 21 июня 2010 г. № 03-02-07/1-287). Иначе поручение не исполнят.

Нередко текущее обязательство по уплате налога погашают, засчитывая имеющуюся переплату. В этом случае днем уплаты налога считают дату, когда налоговые инспекторы приняли решение о зачете, получив от налогоплательщика соответствующее заявление. Такие правила установлены пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Налог не признают уплаченным, если платежное поручение на его перечисление:

  • отозвали из банка;
  • содержит неверные банковские реквизиты Казначейства России (номер счета казначейства и наименование банка получателя), из-за чего сумма налога не была зачислена в бюджет соответствующего региона.

Конечно, если платежку с правильными реквизитами вы не успели передать в срок.

Такие правила установлены пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Внимание: если единый (минимальный) налог или авансовые платежи по нему перечислите с опозданием, то придется платить пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:

Пени = Неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма налога (авансового платежа) ? Количество календарных дней просрочки ? 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки


Пени начислят за каждый день просрочки. В том числе за выходные и нерабочие праздники. Срок будут считать со дня, следующего после срока для уплаты налога, до дня, когда организация перечислила деньги или погасила задолженность зачетом.

Обратите внимание: за сам день уплаты пени не начисляют. Это связано с тем, что взимают их только с недоимки. В день же, когда задолженность уплачена, ее считают погашенной. То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Такой порядок следует из пункта 3 статьи 45, пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Даже если налогоплательщик подаст заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита, это не освободит его от необходимости платить пени. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Пени, которые начисляли за несвоевременную уплату авансовых платежей, могут и пересчитать. Однако инспекторы сделают это, только если сумма единого налога по итогам года будет меньше суммы начисленных авансовых платежей. Это справедливо и в ситуации, когда платить надо лишь минимальный налог. Об этом сказано в письме Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 03-02-07/1-323. Порядок соразмерного уменьшения пеней применительно к налогу на прибыль разъяснен в письме ФНС России от 13 ноября 2009 г. № 3-2-06/127. Аналогичный порядок применяется и при пересчете пеней по единому налогу при упрощенке.

Пени не начисляют, только если недоимка возникла по следующим причинам:

  • инспекция приняла решение об аресте имущества налогоплательщика;
  • суд решил приостановить операции по счетам налогоплательщика, наложил арест на деньги и имущество.

Причем пени не начисляют за весь период действия указанных решений.

Есть еще одно исключение. Платить пени не придется, если недоимка возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, налогоплательщик руководствовался письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ). То есть, к примеру, любыми письмами Минфина России или ФНС России.

Внимание: если недоимку по единому налогу за год выявят при проверке, то налогоплательщика и его сотрудников могут привлечь к налоговой, административной, а в некоторых случаях даже к уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ).

Налоговая ответственность

За неуплату или неполную уплату налога предусмотрен штраф – 20 процентов от суммы недоимки. Если инспекторы докажут, что задолженность возникла из-за умышленно заниженной налоговой базы или других неправомерных действий (бездействия), то штраф возрастет до 40 процентов. Это предусмотрено статьей 122 Налогового кодекса РФ.

Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Требование заплатить штраф инспекторы отправят налогоплательщику в течение 20 рабочих дней с даты, когда решение вступит в силу по результатам налоговой проверки (п. 2, 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Административная ответственность

Если недоимка возникла из-за искажения налога в бухгалтерской отчетности на 10 процентов и более, то по заявлению налоговых инспекторов суд может оштрафовать должностных лиц налогоплательщика. Например, его руководителя. Штраф для такого случая предусмотрен в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновного устанавливают индивидуально. При этом судьи исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому обычно штрафуют именно главного бухгалтера или того, кому его права и обязанности поручены. Руководителя признают виновным если:

Уголовная ответственность

Уголовное наказание последует за выявлением недоимки в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут признать не только руководителя, главного бухгалтера и тех, кто был уполномочен подписывать отчетность, перечислять налоги, но и пособников и подстрекателей. Например, бухгалтеров, которые умышленно искажали первичные документы, или консультантов, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

<…>

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер», № 1-2, январь 2014

Нюансы исчисления минимального налога при УСН

<…>

По мнению судов, компания вправе зачесть авансовые платежи по «упрощенному» налогу в счет уплаты минимального налога

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом доходы минус расходы, исчисляет и уплачивает авансовые платежи по итогам каждого квартала не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (ст. 346.22 НК РФ). Минимальный налог уплачивается независимо от уже перечисленных в течение года сумм авансовых платежей и представляет собой отдельный налог, имеющий отличный код бюджетной классификации.

Если налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, приходится уплачивать по итогам года минимальный налог, то на суммы ранее уплаченных авансовых платежей у него образуется переплата по единому налогу. Налогоплательщик может распорядиться возникшей переплатой несколькими способами (письмо Минфина России от 21.09.07 № 03-11-04/2/231):

— вернуть переплату на расчетный счет;
— зачесть в счет уплаты авансовых платежей будущих периодов по единому налогу (ст. 78 НК РФ).

Суды соглашаются с правом компании зачесть авансовые платежи по «упрощенному» налогу в счет минимального налога (постановления ФАС Московского от 20.10.10 № КА-А41/10444-10 и Уральского от 02.06.09 № Ф09-3456/09-С2 округов).

При расчете минимального налога не учитывается «дебиторка», образовавшаяся в период применения ЕНВД, а оплаченная — в периоде применения УСН

Налогоплательщик с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам года получил доход от реализации — 850 000 руб., расходы составили 810 000 руб., в том числе:

I квартал: доход — 300 000 руб., расход — 170 000 руб.;
1-е полугодие: доход — 430 000 руб., расход — 280 000 руб.;
9 месяцев: доход — 580 000 руб., расход — 330 000 руб.

Авансовые платежи за каждый отчетный период составят:

I квартал: 19 500 руб. [(300 000 руб. – 170 000 руб.) ? 15%]. Отражается в строке 030 раздела 1 декларации по УСН, срок уплаты — 25 апреля;
1-е полугодие: 22 500 руб. [(430 000 руб. – 280 000 руб.) ? 15%]. Отражается в строке 040. В бюджет перечисляется сумма 3000 руб. (22 500 руб. – 19 500 руб.);
9 месяцев: 31 500 руб. [(580 000 руб. – 330 000 руб.) ? 15%]. Отражается в строке 050 налоговой декларации. В бюджет уплачивается 9000 руб. (31 500 руб. – 22 500 руб.).

В итоге за 9 месяцев налогоплательщик уплатил авансовые платежи в размере 31 500 руб. (19 500 руб. + 3000 руб. + 9000 руб.).

Рассчитаем налог по итогам налогового периода (года). Для этого сравним следующие показатели:

— налог, исчисленный в общем порядке, составит 6000 руб. [(850 000 руб. – 810 000 руб.) ? 15%];
— минимальный налог составит 8500 руб. (850 000 руб. ? 1%).

Получается, налогоплательщик обязан уплатить минимальный налог. Сделать это нужно до 31 марта года, следующего за налоговым периодом. При этом образуется переплата по единому налогу в размере 31 500 руб., которую налогоплательщик вправе:

— зачесть в размере 31 500 руб. в счет будущего периода по единому налогу;
— зачесть частично в размере 8500 руб. на КБК минимального налога, а оставшуюся часть (23 000 руб.) — в счет уплаты будущих авансовых платежей;
— вернуть полную сумму по единому налогу на расчетный счет — 31 500 руб., отдельно оплатив минимальный налог в размере 8500 руб.

При обращении в инспекцию особое внимание нужно уделить срокам подачи заявления на зачет переплаты. В общем случае, когда в течение года уплачиваются авансовые платежи, переплата возникнет по сроку 31 марта у организаций и 30 апреля — у индивидуальных предпринимателей.

Например, если организация представит декларацию по УСН 10 февраля и одновременно напишет заявление на возврат либо зачет авансовых платежей, налоговики правомерно откажут ей. Ведь у инспектора по закону есть 10 дней на рассмотрение заявления, а по истечении этого срока переплата по единому налогу еще не возникнет. Рассмотрим, когда налогоплательщик может написать заявление о зачете или возврате сумм переплаты авансовых платежей ранее 31 марта.

Организация вела хозяйственную деятельность только в I и II кварталах. За I квартал получила доход от реализации в размере 550 000 руб. и произвела расходы в размере 500 000 руб. За полугодие доход не изменился, но расходы значительно увеличились и составили 900 000 руб.

Заполняя декларацию по УСН, компания отразит следующие суммы:

— за I квартал: 3000 руб. [(550 000 руб. – 530 000 руб.) ? 15%] в строке 030 раздела 1 декларации. Указанную сумму необходимо уплатить в бюджет до 25 апреля;
— за полугодие: 0 руб. [(550 000 руб. – 900 000 руб.) ? 15%] в строке 040 раздела 1;
— за 9 месяцев: 0 руб. [(550 000 руб. – 900 000 руб.) ? 15%] в строке 050 раздела 1.

Минимальный налог по итогам года составит 5500 руб. (550 000 руб. ? 1%). Его необходимо уплатить не позднее 31 марта.

Из примера видно, что уплата авансового платежа производилась только по итогу I квартала. Далее у организации образовался убыток. Следовательно, сумма авансового платежа стала числиться как переплата по сроку 25 июля и до конца года. Поэтому налогоплательщик вправе вместе с подачей декларации написать заявление на возврат или зачет суммы авансового платежа.

На практике некоторые налогоплательщики пытаются придумать различные способы, чтобы сэкономить налоги. Например, у организации по итогам каждого отчетного периода доходы превышают расходы, но налогоплательщик планирует в конце года крупные расходы и уверен, что выйдет на уплату минимального налога. В результате не уплачивает авансовые платежи в течение года. Возникает вопрос: вправе ли налогоплательщик так поступать?

Налогоплательщик по итогам каждого отчетного периода исчисляет сумму авансового платежа исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, 9 месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу (ст. 346.21 НК РФ). Притом запланированных расходов в конце года может и не возникнуть.

Соответственно налогоплательщик не может быть полностью уверен, что ему придется уплачивать минимальный налог. Следовательно, по мнению контролеров, налогоплательщик обязан исчислять и уплачивать авансовые платежи ежеквартально.

Также отметим, что при проведении проверки инспекторы вправе запросить книгу учета доходов и расходов, первичные документы, а также банковскую выписку по счетам налогоплательщика и направить налогоплательщику сообщение с требованием предоставления уточненной декларации, на основании которой по неуплаченным авансовым платежам будут начислены пени (письма Минфина России от 25.07.12 № 03-02-08/65, ФНС России от 13.09.12 № АС-4-2/15309).

<…>

Из статьи журнала «Учет в торговле», № 7, июль 2014

Пени за несвоевременную уплату авансовых платежей уменьшаются

Компании на «упрощенке» в течение года должны уплачивать авансовые платежи. А как быть, если фирма делала это несвоевременно? Финансисты разъяснили: если сумма авансовых платежей оказалась меньше минимального налога, уплаченного за год, то пени за неуплату авансов должны быть уменьшены*

* Письмо Минфина России от 12 мая 2014 г. № 03-11-11/22105.

Сроки уплаты авансовых платежей

Расчет авансовых платежей при «упрощенке» установлен статьей 346.21 Налогового кодекса РФ: организации, выбравшие в качестве объекта «доходы, уменьшенные на величину расходов», исчисляют сумму авансового платежа по итогам каждого отчетного периода. А им признается первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (п. 2 ст. 346.19 Налогового кодекса РФ).

При этом суммы авансовых платежей нужно уплатить в бюджет не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ). Иначе с должника взыскивается пеня в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Об этом сказано в пункте 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Расчет пеней

Пени начисляют начиная со следующего дня после окончания установленного срока их уплаты (абз. 2 п. 3 ст. 58, п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ) и до наиболее ранней из следующих дат:

  • даты фактической уплаты авансового платежа;
  • даты уплаты налога.

При этом конкретный момент, когда начисление пеней прекращается, контролирующие органы и суды определяют по-разному.

Например, инспекторы рассчитывают пени по день уплаты налога включительно (разъяснения ФНС России от 28 декабря 2009 года).

Согласно позиции судов, пени нужно начислять до дня погашения недоимки. Это объясняется тем, что в день перечисления недоимки в бюджет обязанность по уплате налога считается исполненной (п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ). Следовательно, задолженность по налогу отсутствует и начислять пени за день уплаты недоимки неправомерно, подтверждает ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлениях от 15 марта 2012 г. № А19-15092/2011, от 15 марта 2012 г. № А19-14886/2011.

Пример 1

Согласно декларации по «упрощенке», по итогам 2013 года организация должна была доплатить налог в сумме 10 000 руб. не позднее 1 апреля 2014 года. Однако в указанный срок организация не перечислила платеж в бюджет, погасив задолженность только 16 апреля.

Если следовать разъяснениям ФНС России, просрочка уплаты налога составляет 15 календарных дней (со 2 по 16 апреля включительно). Если же исходить из судебной практики, просрочка уплаты налога составляет 14 календарных дней (со 2 по 15 апреля включительно).

Когда пени могут уменьшить

Итак, неуплата или несвоевременная уплата авансового платежа влечет за собой начисление пеней на сумму, не перечисленную в установленный срок (абз. 2 п. 3 ст. 58 Налогового кодекса РФ).

Однако при этом необходимо учитывать наличие оснований для уменьшения суммы пеней (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57):

1) если сумма налога, исчисленного по итогам года, оказалась меньше суммы авансовых платежей, которые следовало уплатить в течение этого периода;

2) если авансовый платеж за отчетный период получился меньше суммы авансовых платежей, подлежащих уплате в течение отчетного периода.

Механизм соразмерного уменьшения пеней в постановлении Пленума ВАС РФ № 57 не приведен. Его разъяснили контролирующие органы применительно к ежемесячным авансовым платежам по налогу на прибыль (письма Минфина России от 22 января 2010 г. № 03-03-06/1/15, ФНС России от 13 ноября 2009 г. № 3-2-06/127).

Аналогичный порядок вправе использовать и фирмы на «упрощенке». По мнению Минфина России (письмо от 12 мая 2014 г. № 03-11-11/22105), если сумма авансовых платежей по единому налогу, исчисленных за первый квартал, полугодие и 9 месяцев, оказалась меньше суммы минимального налога, уплаченного за год, то пени за неуплату авансов должны быть уменьшены.

Пример 2

Организация применяет «упрощенку». Авансовый платеж по итогам 9 месяцев 2013 года в сумме 10 000 руб. в установленный срок она не уплатила. По итогам года компания получила убыток, поэтому 30 января 2014 года за истекший 2013 год она уплатила минимальный налог в размере 5000 руб. (1% от суммы доходов).

Следовательно, пени по авансовому платежу нужно начислять с 26 октября 2013 года до срока уплаты минимального налога, то есть до 30 января 2014 года включительно. Этот период составляет 97 дней.

Так как сумма единого минимального налога меньше суммы авансового платежа, то сумма пеней составит 133,38 руб. (5000 руб. x 8,25% x 1/ 300 x 97 дн.). › |

› | Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить
Если сумма единого налога по итогам года оказывается меньше минимального налога или если получен убыток, в бюджет придется перечислить минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ). Он рассчитывается в размере 1 процента от суммы доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.05.2014 № 03-11-11/22105

УСН: уплата авансовых платежей

Вопрос

Индивидуальный предприниматель применяет УСН ("доходы минус расходы"), уплатил авансовый налог за I квартал 2012 года. В остальных отчетных периодах и по итогам деятельности за 2012 год получен убыток, в связи с чем авансовые платежи по итогам полугодия и 9 месяцев не уплачивались, а по итогам налогового периода уплачен минимальный налог (1%).
Налоговым органом предпринимателю начислены пени за неуплату ежеквартальных авансовых платежей по УСН исходя из общего порядка их начисления, без соразмерного уменьшения.
Правильно ли я понимаю, что:
Так как по итогам года обязанность по уплате налога у предпринимателя отсутствовала (на законных основаниях), то начисленные налоговым органом пени за неуплату ежеквартальных авансовых платежей по налогу по отчетным периодам должны быть соразмерно уменьшены до 0, то есть сторнированы?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусматривает уплату авансовых платежей.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 346.21 Кодекса налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Пунктом 2 статьи 346.19 Кодекса установлено, что отчетными периодами для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налогоплательщики, перешедшие на применение вышеназванного специального налогового режима, обязаны уплачивать авансовые платежи за первый квартал, полугодие и девять месяцев при наличии доходов (превышении доходов над расходами).
В соответствии с пунктом 7 статьи 346.21 Кодекса при применении упрощенной системы налогообложения авансовые платежи по налогу должны уплачиваться не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. В случае неуплаты или неполной уплаты сумм авансовых платежей по налогу с налогоплательщика взыскивается пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки (пункт 4 статьи 75 Кодекса).
Согласно статье 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
При этом следует иметь в виду, что Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" арбитражным судам даны разъяснения по вопросам о порядке исчисления сумм пеней за просрочку авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, возникающим в судебной практике, в целях единообразного подхода к их разрешению.
В названном Постановлении, в частности, разъясняется, что если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Указанный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исчисленных за первый квартал, полугодие и девять месяцев, меньше суммы минимального налога, уплаченного за налоговый период в порядке, установленном пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 346.18 Кодекса уплата минимального налога осуществляется только в тех случаях, когда сумма исчисленного в установленном порядке налога по итогам налогового периода оказывается меньше суммы исчисленного минимального налога либо когда отсутствует налоговая база для исчисления налога по итогам налогового периода (налогоплательщиком получены убытки).
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса. Минимальный налог уплачивается налогоплательщиками по итогам налогового периода. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 статьи 346.18 Кодекса.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка