Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как без ошибок выдать декабрьскую зарплату до Нового года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 июля 2015 205 просмотров

Подскажите как отразить в бу и ну Компенсационные выплаты от работодателей, не выполнивших условий квотирования рабочих мест

В бухгалтерском учете такие расходы включите в состав прочих расходов:

Дебет 91-2 Кредит 76 – начислена компенсационная стоимость квотируемого рабочего места.

Согласно последним разъяснениям Минфина России при налогообложении прибыли учесть такие расходы нельзя (письмо Минфина России от 07.04.2014 г. № 03-03-06/1/15504).

Вместе с тем есть примеры судебных решений, в которых судьи поддерживают организации (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.09.12 № А40-132530/11-90-551, от 12.04.12 № А40-123929/10-107-687, от 20.02.12 № А40-65927/11-99-292).

Поэтому окончательное решение в сложившейся ситуации Вашей организации необходимо принять самостоятельно.

Обоснование

1. Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 43, Ноябрь 2012

Рискованно списывать расходы на квотирование

Николай Жаров, эксперт «УНП»

— Из письма главного бухгалтера Анастасии Емельяновой, г. Москва

Анастасия, мы считаем, что компания вправе учесть расходы. Для столичных компаний со среднесписочной численностью работников более 100 человек действует следующая квота: молодежь должна составлять 2 процента от численности (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.04 № 90).

Выполнить квоту можно двумя способами. Первый — трудоустроить необходимое количество сотрудников из специального перечня, к примеру, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ч. 1 ст. 2 закона № 90). Второй — каждый месяц перечислять в бюджет Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места (ч. 3 ст. 2 закона № 90). Таким образом, для работодателя внесение денег представляет собой не штраф за невыполнение квоты, а один из вариантов исполнения своей обязанности. Это позволяет учесть компенсацию в прочих обоснованных внереализационных расходах (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Чиновники и налоговая служба уверены в обратном. Они считают компенсацию за квотирование добровольным платежом. Ссылаются на то, что в федеральном законодательстве не закреплена обязанность ее перечислять (письма Минфина России от 11.01.11 № 03-03-06/2/1, ФНС России от 22.06.10 № ШС-37-3/4638@, УФНС России по г. Москве от 05.05.10 № 16-15/047216@). По этой причине доказать право на списание такого расхода скорее всего получится только в суде. Правда, столичные судьи на стороне компаний (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.09.12 № А40-132530/11-90-551, от 12.04.12 № А40-123929/10-107-687, от 20.02.12 № А40-65927/11-99-292).

<…>

2. ПРИКАЗ, ПБУ МИНФИНА РОССИИ от 06.05.1999 №№ 33н, ПБУ10/99
<…>

III. Прочие расходы

11. Прочими расходами являются:
расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (с учетом положений пункта 5 настоящего Положения);
расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (с учетом положений пункта 5 настоящего Положения);
расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (с учетом положений пункта 5 настоящего Положения);
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
Абзац исключен, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 года приказом Минфина России от 18 сентября 2006 года № 116н, - см. предыдущую редакцию;

Абзац исключен, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 года приказом Минфина России от 18 сентября 2006 года № 116н, - см. предыдущую редакцию;
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
возмещение причиненных организацией убытков;
убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
курсовые разницы;
сумма уценки активов;
перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;

прочие расходы.

<…>

3. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ от 31.10.2000 № 94н

<…>

По дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" в течение отчетного периода находят отражение:
расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, а также расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций - в корреспонденции со счетами учета затрат;
остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация, и фактическая себестоимость других активов, списываемых организацией, - в корреспонденции со счетами учета соответствующих активов;
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, товаров, продукции - в корреспонденции со счетами учета затрат;
расходы по операциям с тарой - в корреспонденции со счетами учета затрат;
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, - в корреспонденции со счетами учета расчетов;
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, - в корреспонденции со счетами учета затрат;
возмещение причиненных организацией убытков - в корреспонденции со счетами учета расчетов;

убытки прошлых лет, признанные в отчетном году - в корреспонденции со счетами учета расчетов, начислений амортизации и др.;
отчисления в резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам - в корреспонденции со счетами учета этих резервов;
суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, - в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности;
курсовые разницы - в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др.;
расходы, связанные с рассмотрением дел в судах, - в корреспонденции со счетами учета расчетов и др.;
прочие расходы.
К счету 91 "Прочие доходы и расходы" могут быть открыты субсчета:
91-1 "Прочие доходы";
91-2 "Прочие расходы";
91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".
На субсчете 91-1 "Прочие доходы" учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами.
На субсчете 91-2 "Прочие расходы" учитываются прочие расходы.
<…>

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15504

<…>


Законом г.Москвы от 22.12.2004 № 90 (ред. от 08.04.2009) "О квотировании рабочих мест" предусмотрена уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для молодежи, если организация не может выполнить условие о трудоустройстве данной категории физических лиц. За неисполнение данного Закона установлена административная ответственность. Таким образом, выплаты установлены законодательством и являются обязательными.
Эти расходы связаны с производственной деятельностью общества и трудоиспользованием рабочей силы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 252 НК РФ расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны быть экономически обоснованными, подтверждены документально и оформлены в соответствии с действующим законодательством.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.
Вывод о том, что компенсационная стоимость полностью отвечает критериям вышеназванных статей Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, расходы по ее уплате организации вправе включать в состав затрат, учитываемых в целях налогообложения прибыли, содержат: Постановление ФАС Московского округа от 22.01.2013 по делу № А40-60377/12-91-338, Постановление ФАС Московского округа от 25.01.2013 по делу № А40-134004/11-129-555, Постановление ФАС Московского округа от 21.09.2012 по делу № А40-132530/11-90-551, Постановление ФАС Московского округа от 12.04.2012 по делу № А40-123929/10-107-687, Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2011 № КА-А40/17593-10 по делу № А40-55061/10-99-250, Постановление ФАС Московского округа от 09.12.2010 № КА-А40/15158-10 по делу № А40-25114/10-140-190, Постановление ФАС Московского округа от 30.11.2010 № КА-А40/15133-10 по делу № А40-8332/10-20-103, Постановление ФАС Московского округа от 27.02.2010 № КА-А40/830-10 по делу № А40-37918/09-114-174.
Вправе ли организация включить расходы по уплате компенсационной стоимости в бюджет города Москвы на квотирование рабочих мест в состав внереализационных расходов в силу подпункта 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налога на прибыль расходов по уплате компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, удовлетворяющие предусмотренным статьей 252 Кодекса критериям.
Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон № 1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно статье 2 Закона города Москвы от 22.12.2004 № 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон № 90) квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 Закона № 90, считается трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет г.Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г.Москве на день ее уплаты, в порядке, установленном нормативными правовыми актами г.Москвы.
Необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет предусмотрена статьей 11 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые).
Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Законом о занятости населения, являются расходными обязательствами Российской Федерации (п.1 ст.22 Закона о занятости населения).
При этом полномочия Российской Федерации в области содействия занятости, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, установлены в статье 7.1 Закона о занятости населения. К ним относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, в частности, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
В силу норм пункта 2 статьи 7.1 Закона о занятости населения средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона о занятости населения полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Таким образом, федеральное законодательство устанавливает необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет. При этом указанными законами не предусмотрена замена квоты ежемесячной платой за каждого нетрудоустроенного гражданина в возрасте до 18 лет.
Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (п. 3 ст. 22 Закона о занятости населения). Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств являются средства работодателя.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона г.Москвы квотирование рабочих мест осуществляется и для молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
В соответствии с действующей с 08.05.2009 редакцией пункта 3 статьи 2 Закона № 90 выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи, указанных в части первой статьи 2 Закона № 90, считается трудоустройство работодателем молодежи либо уплата ежемесячно в бюджет г.Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места.
Вместе с тем следует иметь в виду, что с 1 января 2006 года и по настоящее время на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест г.Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего.
Таким образом, из указанных трехсторонних соглашений следует, что работодатели, не обеспечившие трудоустройство инвалидов и отдельных категорий молодежи, добровольно вносят компенсационную стоимость квотируемого рабочего места, а с 1 января 2010 года - компенсационную стоимость только для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов.
Учитывая, что финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходными обязательствами федерального бюджета, а также принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет г.Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами.
Статьей 6 Закона № 90 предусмотрена экономическая поддержка работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию и сохранению квотируемых рабочих мест, в том числе предоставление из бюджета г.Москвы средств на реализацию указанных мероприятий, предоставление налоговых льгот. Кроме того, согласно статье 5 Закона № 90 (в редакции от 8 апреля 2009 года) невыполнение работодателем установленной Законом № 90 обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Таким образом, расходы в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в отношении трудоустройства указанной категории молодежи, уплачиваемые организациями на основании Закона № 90, не учитываются в целях налогообложения прибыли с 1 января 2006 года.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

<…>

5. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.01.2008 № 03-03-06/1/64

<…>

Вопрос

Открытое акционерное общество (далее - ОАО) просит вас дать разъяснение по применению положений главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 2 Закона г.Москвы от 22.12.2004 № 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон) на организации возложена обязанность по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
При этом выполнением квоты для приема на работу данной категории граждан согласно пункту 3 статьи 2 Закона, в частности, признается уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
Таким образом, в случае если организацией не может быть выполнено условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, то она обязана производить выплаты в вышеуказанный целевой бюджетный фонд.
При этом положения пункта 3 статьи 2 Закона, которыми на организацию возложены данные обязанности, решением Московского городского суда от 16.05.2005 и определением Верховного суда Российской Федерации от 10.08.2005 по делу № 5-ГО5-45 признаны противоречащими федеральному законодательству только в отношении инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и не противоречащими законодательству Российской Федерации в части указанных выше физических лиц.
В связи с вышеизложенным, прошу разъяснить, имеет ли ОАО право учитывать для целей налогообложения прибыли затраты, производимые на основании пункта 3 статьи 2 Закона г.Москвы от 22.12.2004 № 90 "О квотировании рабочих мест" в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу порядка учета для целей налогообложения прибыли организаций затрат в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.
Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В частности, законом города Москвы от 22.12.2004 № 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон № 90) устанавливаются основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу, в том числе таких категорий граждан как несовершеннолетние, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 90 выполнением квоты для приема на работу данной категорий граждан также признается уплата ежемесячно в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в городе Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
Таким образом, в случае если организацией не может быть выполнено условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, то она обязана производить выплаты в вышеуказанный целевой бюджетных фонд.
Учитывая изложенное, затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения, предусмотренных статьей 2 Закона № 90, по нашему мнению, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном главой 25 Кодекса порядке.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка