Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24
17 июля 2015 19 просмотров

Организация ведет деятельность по продаже ножей. Свою деятельность собираются вести через интернет-магазин. Какую систему налогообложения в связи с этим применять? Как вести такой вид деятельности?

Необходимо решить, будет ли торговля осуществляться непосредственно через интернет или при торговле будет использован фактически действующий магазин, а интернет-магазин будет выступать средством распространения. В первом случае торговля через интернет-магазин не подпадает под «вмененку». Об этом же сообщалось в письмах Минфина России от 16 декабря 2009 г. № 03-11-09/400, от 29 апреля 2008 г. № 03-11-05/105. Поэтому можно применять только ОСНО или УСН. Во втором случае, если продажа товаров организована через реальный магазин, а сайт в интернете служит только для их рекламы, то такая торговля может переводиться на уплату «вмененного» налога (письма Минфина России от 20 июня 2011 г. № 03-11-06/3/71, от 24 апреля 2009 г. № 03-11-09/148). Следовательно, в отношении данной деятельности можно применять на выбор ЕНВД, УСН или ОСНО.

Если будет применяться ОСНО, то об этом никуда сообщать не нужно (режим налогообложения ОСНО устанавливается по умолчанию). Если будет применяться ЕНВД или УСН, то необходимо зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве плательщика соответствующего налога (о том, как это сделать см. в материалах ниже).

Вопрос о том, как вести подобный вид деятельности организация должна решить самостоятельно, в т.ч. варианты учета, применяемые первичные документы, способы хранения и отпуска товара и т.п.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как зарегистрироваться плательщику ЕНВД

Чтобы применять ЕНВД, организации нужно зарегистрироваться (встать на налоговый учет) в каждом муниципальном образовании, на территории которого она ведет деятельность, облагаемую этим налогом.

Исключение составляют плательщики ЕНВД, которые занимаются:

  • перевозкой пассажиров и грузов;
  • развозной (разносной) торговлей;
  • размещением рекламы на транспортных средствах.

В этих случаях организации обязаны встать на налоговый учет только в одной инспекции по своему местонахождению.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.

На практике это означает, что организация, зарегистрированная в муниципальном образовании, где в отношении перечисленных видов деятельности не предусмотрено применение ЕНВД, не сможет применять специальный налоговый режим, даже если она занимается ими в муниципальных образованиях, где применение ЕНВД по этим видам деятельности допускается. По месту фактического ведения деятельности (в т. ч. через обособленное подразделение) организацию не поставят на учет в качестве плательщика ЕНВД. В такой ситуации с доходов, полученных от перечисленных видов деятельности, ей придется платить налоги либо по общей системе налогообложения, либо по упрощенке. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 30 октября 2009 г. № 03-11-06/3/262.

Порядок регистрации

Необходимым условием для регистрации в качестве плательщика ЕНВД является наличие физических показателей для расчета налога. Например, принятых на работу сотрудников (если ЕНВД рассчитывается исходя из численности персонала) или торгового помещения (если ЕНВД рассчитывается с учетом площади торгового зала или в зависимости от количества и площади торговых мест). До тех пор пока физических показателей, необходимых для расчета ЕНВД, нет, на учет в качестве плательщика этого налога можно не вставать. Такой порядок следует из разъяснений, которые содержатся в письме Минфина России от 22 сентября 2009 г. № 03-11-11/188.

В коммерческих организациях

Чтобы зарегистрироваться в качестве плательщика ЕНВД, организации нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме ЕНВД-1, утвержденной приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. № ММВ-7-6/941. Предприниматели подают заявление по форме ЕНВД-2, утвержденной приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. № ММВ-7-6/941. Подать заявление нужно в течение пяти рабочих дней с начала применения ЕНВД. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 346.28, пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Формы заявлений, утвержденные приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. № ММВ-7-6/941, применяются с 1 января 2013 года (письмо ФНС России от 25 декабря 2012 г. № ПА-4-6/22023).*

В течение пяти рабочих дней налоговая инспекция, получившая заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД, обязана уведомить организацию (предпринимателя) о состоявшейся регистрации. Датой постановки на учет в качестве плательщика единого налога будет дата начала применения ЕНВД, указанная в заявлении. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.

С 1 января 2013 года применение ЕНВД является добровольным (п. 1 ст. 346.28 НК РФ). В связи с этим, если до 1 января 2013 года организация или предприниматель состояли на налоговом учете в качестве плательщиков ЕНВД и в 2013 году намерены продолжать применение этого спецрежима, повторно подавать заявление о постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД не требуется.*

Не обязаны (но вправе) подавать заявления и те организации и предприниматели, которые раньше применяли ЕНВД, но на налоговом учете в этом качестве не состояли. Если в 2013 году они намерены продолжать применение этого спецрежима, инспекции поставят их на учет по факту подачи деклараций по ЕНВД за I квартал 2013 года. Такой порядок предусмотрен в письмах Минфина России от 19 июня 2013 г. № 03-11-09/23096 и ФНС России от 24 июня 2013 г. № ЕД-4-3/11413, которые размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами». Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались другой точки зрения. Они настаивали на том, что организациям и предпринимателям, которые раньше применяли ЕНВД без заявлений о постановке на учет, для применения этого режима в 2013 году подавать такие заявления нужно обязательно (письма Минфина России от 29 апреля 2013 г. № 03-11-11/14999, ФНС России от 29 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/22651). С выходом новых разъяснений прежняя позиция финансового и налогового ведомства утратила актуальность. Поэтому если налоговая инспекция, руководствуясь прежними разъяснениями, сочла, что организация с 1 января не может применять ЕНВД и должна перейти на общую систему налогообложения, такое решение можно оспорить, опираясь на новые письма контролирующих ведомств.

Внимание: в письме от 31 июля 2013 г. № ЕД-4-3/13920 ФНС России пояснила, что порядок постановки на учет, изложенный в письмах Минфина России от 19 июня 2013 г. № 03-11-09/23096 и ФНС России от 24 июня 2013 г. № ЕД-4-3/11413, распространяется только на тех плательщиков ЕНВД, которые начали применять этот налоговый режим до 2009 года. Таким образом, представители налоговой службы ограничивают возможность применения ЕНВД в 2013 году для организаций и предпринимателей, которые в 2009–2012 гг. платили этот налог и представляли налоговые декларации, но не подавали заявления о регистрации в качестве плательщиков ЕНВД.

В разъяснениях, размещенных на официальном сайте ФНС России, нет никаких оговорок, запрещающих применять ЕНВД в 2013 году тем, кто фактически применял этот режим, но не подавал заявления о постановке на учет. Поэтому, если, руководствуясь письмом налоговой службы, инспекции будут требовать отказаться от ЕНВД и перейти на общую систему налогообложения, организациям и предпринимателям целесообразно обжаловать этот документ в порядке, предусмотренном статьей 138 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли организация зарегистрироваться в качестве плательщика ЕНВД, если в муниципальном образовании, в котором она будет заниматься деятельностью, облагаемой ЕНВД, организация уже состоит на налоговом учете по другим основаниям

Да, нужно.

Пунктом 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена необходимость регистрироваться в качестве плательщика ЕНВД в каждом муниципальном образовании, где организация ведет деятельность, в отношении которой она намерена применять этот спецрежим. Никаких исключений в отношении организаций, которые уже состоят в этих муниципальных образованиях на налоговом учете по другим основаниям, налоговое законодательство не содержит. Не встав на учет в качестве плательщика ЕНВД, организация не сможет воспользоваться своим правом и применять ЕНВД. Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.

Пример постановки на учет организации в качестве плательщика ЕНВД. Организация начинает заниматься деятельностью, облагаемой ЕНВД, без создания обособленного подразделения. В муниципальном образовании, где организация будет вести деятельность, облагаемую ЕНВД, организация уже состоит на налоговом учете по другому основанию

У организации в г. Пушкино Московской области есть объект недвижимости (здание). По местонахождению этого объекта организация состоит на учете в налоговой инспекции.

В мае 2013 года организация устанавливает в г. Пушкино торговый автомат по продаже газет и журналов. Эта деятельность не связана с созданием обособленного подразделения.

Несмотря на то что организация уже состоит в этом муниципальном образовании на налоговом учете по другому основанию, бухгалтер организации направил в налоговую инспекцию по местонахождению торгового автомата заявление по форме ЕНВД-1.

Снятие с учета

В течение пяти рабочих дней после добровольного или вынужденного отказа от ЕНВД организация или предприниматель должны сняться с учета в качестве плательщиков данного налога. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать заявление:
– организациям – по форме ЕНВД-3, утвержденной приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. № ММВ-7-6/941;
– предпринимателям – по форме ЕНВД-4, утвержденной приказом ФНС России от 11 декабря 2012 г. № ММВ-7-6/941.

В течение пяти рабочих дней инспекция, получившая такое заявление, обязана его исполнить и направить организации (предпринимателю) соответствующее уведомление. При этом дата снятия с учета зависит от причины отказа от ЕНВД.

Причин для снятия с учета может быть три:
– прекращение деятельности, в отношении которой применялся ЕНВД. По общему правилу в этом случае датой снятия с учета будет дата, указанная в заявлении. Однако если заявление о снятии с учета подано с опозданием, датой снятия с учета будет последний день месяца, в котором заявление было представлено в инспекцию;
– нарушение условий применения ЕНВД по численности работающих и структуре уставного капитала (для организаций). В этом случае датой снятия с учета будет начало квартала, в котором допущено нарушение;
– добровольный переход на другую систему налогообложения. В этом случае датой снятия с учета может быть только 31 декабря текущего календарного года.

Это следует из положений пункта 1 и абзацев 3–5 пункта 3 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/22651 (согласовано с Минфином России).

Ситуация: должна ли организация сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД, если в течение всего налогового периода (квартала) у нее отсутствуют физические показатели, необходимые для расчета этого налога. Организация зарегистрирована в качестве плательщика ЕНВД

Да, должна.

Объектом обложения ЕНВД является вмененный, то есть потенциально возможный доход (п. 1 ст. 346.29, абз. 2 ст. 346.27 НК РФ). Поэтому обязанность по уплате этого налога сохраняется за организацией независимо от фактических результатов деятельности в том или ином периоде.

Организация должна платить ЕНВД с момента регистрации в качестве плательщика ЕНВД и до снятия с налогового учета. Одним из оснований для постановки на учет (снятия с учета) в качестве плательщика ЕНВД является наличие (отсутствие) физических показателей, необходимых для расчета этого налога. Если в течение всего налогового периода (квартала) у организации отсутствуют физические показатели, то это означает, что она не ведет деятельность, в отношении которой предусмотрено применение ЕНВД. В этом случае организация должна сняться с учета в качестве плательщика ЕНВД и перейти на уплату налогов в соответствии с другими системами налогообложения. Оснований для того, чтобы сохранять за собой статус плательщика ЕНВД, в такой ситуации у организации нет. Это следует из положений статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.

Если физические показатели отсутствуют в каком-либо месяце квартала, налоговая база по ЕНВД определяется с учетом фактических значений этих показателей (в т. ч. равных нулю) в соответствии с пунктом 9 статьи 346.29 Налогового кодекса РФ.

Деятельность на разных территориях

Организация может вести деятельность, облагаемую ЕНВД, в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям. В этом случае организация должна встать на учет в той инспекции, на территории которой она занимается видом деятельности, указанным первым в заявлении по форме ЕНВД-1. Такой порядок следует из абзаца 4 пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.

Обособленные подразделения

Ситуация: какие документы нужно подать в налоговую инспекцию, если по месту ведения деятельности, облагаемой ЕНВД, организация создает обособленное подразделение. Организация не занимается перевозкой пассажиров и грузов, развозной (разносной) торговлей и размещением рекламы на транспортных средствах. Организация планирует воспользоваться правом применять ЕНВД

Ответ на этот вопрос зависит от того, где организация создает обособленное подразделение и где она состоит на налоговом учете в качестве плательщика ЕНВД.

Организация обязана встать на учет в налоговых инспекциях по местонахождению каждого обособленного подразделения. При этом обязанность организации встать на учет в налоговых инспекциях по местонахождению обособленных подразделений не зависит от того, состоит ли она на учете в этих инспекциях по другим основаниям. Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 1, абзаца 1 пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 16 августа 2012 г. № 03-11-06/3/60.

Постановка на учет по местонахождению обособленного подразделения (кроме филиалов и представительств) осуществляется налоговой инспекцией на основании сообщения, поданного организацией. Сообщение составьте по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. При этом документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, представлять не нужно. Постановка на учет по местонахождению филиала или представительства производится налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений ЕГРЮЛ. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 4 статьи 83, абзацем 2 пункта 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ.

Сообщение о создании обособленного подразделения организация может представить в налоговую инспекцию:

  • через представителя организации;
  • по почте (заказным письмом);
  • по телекоммуникационным каналам связи.

Такие правила установлены пунктом 7 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Порядок постановки на налоговый учет по любым основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, должен быть утвержден Минфином России (п. 1 ст. 84 НК РФ). До принятия новых документов действует приказ Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). Учитывая, что отдельные положения этого приказа не соответствуют редакции Налогового кодекса РФ, созданной Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, руководствоваться этим документом можно в части, не противоречащей внесенным изменениям.

Плательщики ЕНВД обязаны зарегистрироваться (встать на налоговый учет) в каждом муниципальном образовании, на территории которого они ведут деятельность, облагаемую этим налогом. Сделать это нужно в течение пяти рабочих дней с начала ведения деятельности. Это следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 346.28 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Чтобы зарегистрироваться в качестве плательщика ЕНВД, организация должна подать в налоговую инспекцию заявление по форме ЕНВД-1.

Если к моменту создания обособленного подразделения организация уже зарегистрирована в муниципальном образовании в качестве плательщика ЕНВД, то повторно вставать на налоговый учет в этом качестве не требуется (письмо Минфина России от 16 августа 2012 г. № 03-11-06/3/60). В налоговую инспекцию по местонахождению обособленного подразделения достаточно направить только сообщение по форме № С-09-3-1.

На практике возможны следующие варианты регистрации обособленных подразделений при применении ЕНВД.

1. По местонахождению головного отделения организация состоит на налоговом учете в муниципальном образовании, где не ведет деятельность, облагаемую ЕНВД. Организация планирует вести деятельность, облагаемую ЕНВД, через обособленные подразделения в другом муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям.

В этом случае организации необходимо:

2. По местонахождению головного отделения организация состоит на налоговом учете в муниципальном образовании, где не ведет деятельность, облагаемую ЕНВД. Организация планирует вести деятельность, облагаемую ЕНВД, через обособленные подразделения в нескольких муниципальных образованиях, подведомственных разным налоговым инспекциям.

В этом случае организации необходимо:

3. По местонахождению головного отделения организация состоит на налоговом учете в муниципальном образовании, где не ведет деятельность, облагаемую ЕНВД. Организация планирует вести деятельность, облагаемую ЕНВД, через обособленные подразделения в разных муниципальных образованиях, подведомственных одной межрайонной налоговой инспекции.

В этом случае организации необходимо:

4. В муниципальном образовании по местонахождению головного отделения организация состоит на налоговом учете в качестве плательщика ЕНВД. Организация планирует вести деятельность, облагаемую ЕНВД, через обособленное подразделение в другом муниципальном образовании. Муниципальные образования подведомственны разным налоговым инспекциям.

В этом случае организации необходимо:

5. По местонахождению головного отделения организация состоит на налоговом учете в муниципальном образовании, где не ведет деятельность, облагаемую ЕНВД. Организация планирует вести деятельность, облагаемую ЕНВД, через обособленные подразделения в этом же муниципальном образовании, подведомственном той же налоговой инспекции.

В этом случае организации необходимо:

Пример постановки на учет организации в качестве плательщика ЕНВД. Организация открывает обособленное подразделение в том муниципальном образовании, в котором она уже состоит на налоговом учете по другому основанию

Организация занимается оптовой торговлей (общая система налогообложения) в г. Пушкино Московской области и состоит в этом муниципальном образовании на налоговом учете по местонахождению головного отделения. В мае 2013 года организация открыла в г. Пушкино новую розничную торговую точку (обособленное подразделение). Головное отделение организации и ее обособленное подразделение осуществляют деятельность на территории, подведомственной одной инспекции. В связи с этим организация подала в эту налоговую инспекцию заявление по форме ЕНВД-1 и сообщение по форме № С-09-3-1 о создании обособленного подразделения.

Ситуация: возникает ли обособленное подразделение, если деятельность, в отношении которой допускается применение ЕНВД (оказание бытовых услуг населению), от имени организации ведут сотрудники, работающие по гражданско-правовым договорам

Нет, не возникает.

Обособленное подразделение возникает при оборудовании стационарных рабочих мест, территориально отдаленных от местонахождения организации, на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Организация обязана оборудовать рабочие места только для тех сотрудников, которые состоят с ней в трудовых отношениях (абз. 4 ч. 1 ст. 21 ТК РФ). На сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам (например, по договорам подряда или возмездного оказания услуг), трудовое законодательство не распространяется (ст. 11 ТК РФ). Следовательно, заключение гражданско-правового договора с сотрудниками, которые будут работать в другой местности, к образованию обособленного подразделения не приводит.

Однако если в отношении бытовых услуг организация решила применять ЕНВД, то встать на налоговый учет по месту ведения такой деятельности ей необходимо. Порядок применения ЕНВД не зависит от того, кто выполняет работы или оказывает услуги от имени организации: штатные сотрудники или лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры. Исполнителем по договорам, заключенным с заказчиками, в рассматриваемой ситуации выступает сама организация как юридическое лицо. Поэтому если бытовые услуги оказываются в муниципальном образовании, где в отношении такой деятельности допускается применение ЕНВД, то организации нужно зарегистрироваться в качестве плательщика этого налога на общих основаниях. Сделать это нужно в течение пяти рабочих дней с момента начала ведения деятельности (п. 3 ст. 346.28 НК РФ). Таким моментом можно считать заключение первого договора об оказании услуг (выполнении работ). Если организация оказывает бытовые услуги на территории разных муниципальных образований (в т. ч. силами выездных бригад своих сотрудников), ей необходимо встать на налоговый учет в каждом из этих образований.

Это следует из положений статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Рекомендация: Как начать применять упрощенку

Организации (в т.ч. автономные учреждения) могут:

Условия для применения УСН

Чтобы начать применение упрощенки, организация должна соответствовать определенным критериям (ст. 346.11 и 346.12 НК РФ). Например, у организаций, которые в 2014 году планируют перейти на упрощенку с общей системы налогообложения, доходы, полученные за девять месяцев 2013 года, не должны превышать 45 000 000 руб. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и пункта 4 статьи 8 Закона от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ.

Момент перехода на УСН

Вновь созданные организации могут применять упрощенку с момента постановки на учет в налоговой инспекции.

Организации, применяющие общую систему налогообложения или ЕСХН, могут перейти на упрощенку только с начала следующего календарного года.

Организации, применяющие ЕНВД, могут перейти на упрощенку:
– по собственной инициативе – только с начала следующего календарного года;
– при прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД, – с начала месяца, в котором они перестали быть плательщиками ЕНВД;
– при превышении средней численности работающих (100 человек) или при нарушении структуры уставного капитала (доля участия других организаций более 25 процентов) – только с начала следующего календарного года при условии, что к этому моменту нарушения будут устранены.

Такой порядок следует из положений статьи 346.13 и пункта 2.3 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

<…>

Уведомление налоговой инспекции

О переходе на упрощенку нужно уведомить налоговую инспекцию по местонахождению организации (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Уведомление составьте по форме № 26.2-1, которая рекомендована приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.

В уведомлении укажите:
– выбранный объект налогообложения;
– остаточную стоимость основных средств (при наличии данных);
– размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего году начала применения упрощенки (при наличии данных).

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ.

Организации, не уведомившие налоговую инспекцию в установленные сроки, применять упрощенку не вправе (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).*

Срок подачи уведомления

По общему правилу уведомление нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором организация будет применять упрощенку (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Вновь создаваемые организации могут подать уведомление о переходе на упрощенку одновременно с заявлением о госрегистрации. При этом в ячейке «Признак налогоплательщика» им следует указать код 2. Если одновременно с заявлением о госрегистрации уведомление не подано, его можно представить в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет. С этой же даты начинайте применять спецрежим. Это следует из положений абзаца 1 пункта 2 статьи 346.13 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Если организация применяла ЕНВД и переходит на упрощенку с начала того месяца, в котором она перестала быть плательщиком этого налога, в ячейке «Признак налогоплательщика» следует указать код 2, а в ячейке «Переходит на упрощенную систему налогообложения» – код 3.

Если организация направила уведомление о переходе на упрощенку позже установленных сроков, инспекция ответит ей сообщением о допущенном нарушении. В этом случае применять упрощенку организация не сможет (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если в период между подачей уведомления о переходе на упрощенку и 31 декабря налогоплательщик решил поменять объект налогообложения, он тоже должен уведомить об этом налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Ситуация: нужно ли организации (автономному учреждению) получить подтверждение налоговой инспекции, что она вправе применять упрощенку

Нет, не нужно.*

Налоговый кодекс РФ такого условия не содержит (ст. 346.13 НК РФ). Переход на упрощенку носит уведомительный, а не разрешительный характер (письма ФНС России от 4 декабря 2009 г. № ШС-22-3/915, от 21 сентября 2009 г. № ШС-22-3/730). Поэтому, подав уведомление в установленный срок, начинайте применять спецрежим с момента, указанного в уведомлении (если все необходимые условия для его применения выполнены).

Ситуация: должна ли организация (автономное учреждение) отказаться от применения упрощенки, если она получила из налоговой инспекции сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенки

Нет, не должна, если выполняются все условия применения упрощенки.

Переход на упрощенку носит уведомительный, а не разрешительный характер, а налоговые инспекции не вправе запрещать или разрешать применение этого спецрежима (письма ФНС России от 4 декабря 2009 г. № ШС-22-3/915, от 21 сентября 2009 г. № ШС-22-3/730).

Поэтому, получив из инспекции сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенки, организация (автономное учреждение) может продолжать применять спецрежим. Но при этом на плательщика единого налога ложатся все риски, связанные с неправомерным переходом на упрощенку. Если при проверке выяснится, что условия применения упрощенки не выполнялись, а в уведомлении были указаны недостоверные сведения, инспекция может доначислить организации или автономному учреждению все налоги, которые положено платить при общей системе налогообложения, а также пени и штрафы (в т. ч. за несвоевременное представление деклараций по неуплаченным налогам). В таких ситуациях суды встают на стороны налоговых инспекций (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2011 г. № А17-2935/2010, от 23 января 2008 г. № А28-6151/2007-278/21, Центрального округа от 10 декабря 2008 г. № А23-877/08А-14-56, Уральского округа от 2 сентября 2008 г. № Ф09-6211/08-С2).

Если налогоплательщик уверен в своей правоте и не согласен с сообщением о несоответствии требованиям применения упрощенки, этот документ можно оспорить в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, принятых в пользу налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 20 октября 2008 г. № А68-8230/07-364/13, Северо-Западного округа от 16 июля 2008 г. № А52-96/2008, от 9 января 2008 г. № А05-6431/2007).

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Статья: Компания открывает новый бизнес

Допустим, руководство вашей компании решило открыть новое направление в бизнесе. Организационные моменты лягут на плечи управленцев. А вся бумажная работа, как обычно, на вас. Мы подскажем вам, чему уделить особое внимание.

Сразу проверьте, не относится ли новый вид деятельности к тем, о начале которых надо уведомить чиновников, а точнее, территориальное подразделение ведомства, контролирующего то или иное направление. Сюда, к примеру, относятся торговля, грузовые перевозки. Полный перечень есть в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584.

Не исключено, что новая деятельность окажется лицензируемой или потребует обязательного оформления членства в саморегулируемой организации (как, например, строительство). Это тоже надо проверить.

Теперь решите, надо ли вам вносить изменения в учредительные документы. Хорошо, если в уставе сказано, что ваша компания может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным законом. Тогда никаких дополнений от вас не потребуется. Если же такой фразы в уставе нет, без поправок не обойтись. Это значит, что придется нести текст изменений (или новую редакцию устава) в налоговую инспекцию для регистрации. А вместе с тем – заявление по форме № Р13001, решение учредителей и платежку об уплате госпошлины.

Идем дальше. Для нового вида деятельности вам необходимо получить в отделении статистики соответствующие коды ОКВЭД. Достаточно подать туда заявление в произвольной форме о присвоении кодов, указав полные названия нового и старого видов деятельности и напротив них – код каждого. В этом вам поможет ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). К заявлению приложите копии свидетельств: о внесении компании в ЕГРЮЛ, о регистрации изменений в уставе (если таковые были), о присвоении ИНН, о госрегистрации организации в налоговой инспекции. Помимо этого захватите с собой копию устава и оригинал документа со старыми кодами. А когда поедете забирать письмо с кодами, не забудьте о доверенности.

И наконец, вам, как бухгалтеру, важно вспомнить об учетной политике. Если новый бизнес вы будете вести, как и все другие, по общей системе налогообложения, тогда достаточно предусмотреть отдельные субсчета. А также при необходимости утвердить дополнительную «первичку». Сложнее, когда один вид деятельности на обычной или упрощенной системе, а другой – на ЕНВД. Тогда придется организовать раздельный учет, правила которого пропишите в учетной политике. Не тревожьтесь, если все дополнения вы вносите среди года. Так можно поступать, если речь идет о начале новой деятельности (абз. 7 ст. 313 Налогового кодекса РФ).*

ЖУРНАЛ «ГЛАВБУХ» № 21, НОЯБРЬ 2010

4.Статья: Особенности торговли через интернет-магазин

Режим налогообложения интернет-магазина

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, одним из видов предпринимательской деятельности, которые могут переводиться на уплату единого налога на вмененный доход, является розничная торговля. Однако в статье 346.27 Налогового кодекса РФ указано, что к розничной торговле в целях применения ЕНВД не относится реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе через компьютерные сети). Следовательно, торговля через интернет-магазин не подпадает под «вмененку». Об этом же сообщалось в письмах Минфина России от 16 декабря 2009 г. № 03-11-09/400, от 29 апреля 2008 г. № 03-11-05/105.

Таким образом, организация, которой принадлежит интернет-магазин, вправе применять либо общую систему налогообложения, либо «упрощенку».

Сразу оговоримся, что в силу специфики торговой деятельности, при осуществлении которой прибыль создается прежде всего за счет большого количества продаж, а не за счет высокой наценки на товар, применение «упрощенки» с объектом налогообложения «доходы» невыгодно. Поэтому при спецрежиме целесообразно выбирать объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (п. 1 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ).

Правда, если продажа товаров организована через реальный магазин, а сайт в интернете служит только для их рекламы, то такая торговля может переводиться на уплату «вмененного» налога (письма Минфина России от 20 июня 2011 г. № 03-11-06/3/71, от 24 апреля 2009 г. № 03-11-09/148).*

Однако тогда интернет-сайт будет уже не магазином как таковым, а лишь средством рекламы, и потому этот случай мы не рассматриваем.

Расходы на создание и поддержание работы сайта

С точки зрения права интернет-сайт – это не более чем программа для ЭВМ или база данных, то есть определенный объект авторского права, подлежащий защите (ст. 1261, 1262 Гражданского кодекса РФ). Исключительные права на сайт обычно принадлежат тому лицу, которое выступило заказчиком при его создании (ст. 1296 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, для заказчика, получившего исключительное право на сайт (торговой фирмы), оно будет выступать в качестве нематериального актива как в бухгалтерском учете (п. 3, 4 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»), так и в налоговом (п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ). При этом для целей налогообложения данное право учитывается в составе нематериальных активов, только если его стоимость превышает 40 000 руб.

Срок полезного использования нематериального актива (сайта) организация определяет самостоятельно исходя из ожидаемого срока, в течение которого это право будет приносить доход (экономическую выгоду). Но для налогового учета он не может быть меньше двух лет (п. 2 ст. 258 Налогового кодекса РФ).

Если же точно установить срок полезного использования невозможно, в налоговом учете он принимается равным 10 годам, а в бухгалтерском учете остается неопределенным (п. 25 ПБУ 14/2007). В последнем случае организации придется ежегодно проверять, можно ли для НМА определить точный срок полезного использования.

Расходы в виде амортизации сайта (как нематериального актива) признаются в налоговом учете в составе расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 3 п. 2 ст. 253 Налогового кодекса РФ), в бухгалтерском учете – в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Расходы на приобретение (создание) сайта можно учесть и при «упрощенке» (подп. 2, 2.1 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Если же исключительное право на сайт, на основе которого функционирует интернет-магазин, не принадлежит торговой фирме, а лишь получено ею в пользование, то регулярные платежи за это право относятся к расходам и в бухгалтерском, и в налоговом учете (в том числе при «упрощенке»).

Правда, если договор о передаче неисключительного права предусматривает не регулярные платежи, а единовременный, его сумма отражается в бухгалтерском учете в составе расходов будущих периодов (п. 39 ПБУ 14/2007).

Затраты на поддержание сайта и его актуализацию также признаются в бухгалтерском и налоговом учете (п. 5, 18 ПБУ 10/99, подп. 26 п. 1 ст. 264, подп. 19 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

При обновлении сайта своими силами организация учитывает расходы на оплату труда, начисление страховых взносов и иные аналогичные затраты в общем порядке. Так, расходы на оплату труда будут признаны в соответствии с нормами статьи 255 Налогового кодекса РФ (при «упрощенке» – подп. 6 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ), страховые взносы – по подпункту 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (при «упрощенке» – подп. 7 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Доставка товара покупателю

Прежде всего отметим, что при доставке покупателям товаров оказание транспортных услуг, даже если их стоимость выделена в счете отдельной строкой, не считается самостоятельным видом предпринимательской деятельности, поэтому на ЕНВД не переводится.

Об этом сказано, например, в письмах Минфина России от 13 апреля 2011 г. № 03-11-06/3/45, от 22 января 2009 г. № 03-11-09/13.

Расходы на доставку продавец вправе учесть в целях налогообложения прибыли как затраты, связанные с реализацией товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ). Признать такие траты можно и при «упрощенке» – на основании подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

В бухгалтерском учете такие затраты включаются в состав расходов на продажу (коммерческие расходы) и отражаются на счете 44 «Расходы на продажу».

Однако если на доставку с покупателем заключается отдельный договор, то она признается самостоятельным видом предпринимательской деятельности и потому подлежит переводу на ЕНВД (письмо Минфина России от 30 октября 2008 г. № 03-11-05/266).

Расчеты наличными

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», при продаже товара через интернет-магазин применение кассовой техники, то есть выдача покупателю кассового чека, является обязательным. Об этом говорится и в письмах Минфина России от 16 декабря 2009 г. № 03-11-09/400, от 28 августа 2009 г. № 03-01-15/9-432.

Более того, кассовый чек не могут заменить ни квитанция к приходному кассовому ордеру, ни товарный чек (даже если он содержит отметку «оплачено» или другую аналогичную).

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В ТОРГОВЛЕ» № 10, ОКТЯБРЬ 2011

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка