Журнал, справочная система и сервисы
12 мая 2015 6 просмотров

вопрос № 545063/2Совершенно верно, меня интересуют последствия сделки по заправке эстонских фур. Заключен договор с фирмой название которой звучит на "чужеземном" языке..... выслали мне их представители (находятся в Смоленской области образец заполненной с-ф, инн, кпп отсутствует, адрес Таллинн и т.д.) Волнует незнание что с эти всем делать..... является ли данная операция экспортом, какие отношения в подобных вопросах у России с Эст.республикой? Является ли наша реализация простой "российской" реализацией, возникают ли дополнительные пошлины и еще не знаю что.... как будет выглядеть банковская операция, если деньги придут из Эстонии? Либо это простая реализация,где стандартный ндс и прибыль..... при этом в книгу продаж попадет "не российская" компания без инн.

Данная операция не является экспортом, дополнительные пошлины не возникают. НДС и прибыль стандартные, ваша организация не является налоговым агентом по налогу, потому что вы не выплачиваете доходов эстонскому контрагенту. Если у вашей организации нет валютного счета и она получит оплату в рублях от контрагента, зарегистрированного в Эстонии, то в отличие от обычной реализации, это будет разрешенная валютная операция. В результате ваша организация подпадет под обязательный валютный контроль со стороны банка и налоговой инспекции (агентов валютного контроля). Вам нужно будет представить в банк такие документы:

- справку о валютных операциях;

- справку о подтверждающих документах;

- подтверждающие документы.

Об этом см. в документах http://vip.1gl.ru/#/document/117/13286/,

http://vip.1gl.ru/#/document/117/13522//.

Налоговая инспекция может запросить документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции (договор с эстонским контрагентом, доверенности, выписки из протоколов и т. д.).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Какие валютные операции могут проводить российские организации

<…>

К разрешенным валютным операциям относятся:

  • операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
  • операции с нерезидентами *.

Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.

С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли * (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

<…>

Помимо требования о проведении расчетов по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или счета в банках за рубежом, законодательство устанавливает еще одну обязанность для российских организаций. При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом, следующие документы *:

Обязанность представлять такие документы следует из пункта 1 части 2 статьи 24, части 4 статьи 5 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки, остальных документов – таблицу.

<…>

Кроме того, агенты валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, паспорт сделки, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др. * Порядок представления таких документов по запросам агентов валютного контроля установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98.

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. Статья:Самые распространенные валютные правонарушения в практике компаний. Как избежать крупных штрафов

<…>

Нарушения, связанные с документальными формальностями, в практике встречаются чаще всего. Сюда относятся в том числе неправильное заполнение справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах, а также нарушение сроков представления этих справок в уполномоченный банк (ч. 6, 6.1–6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

Неправильное заполнение форм учета и отчетности. В банк необходимо представлять справки о валютных операциях, а также о подтверждающих документах. Порядок представления этих документов предусмотрен инструкцией № 138-И. В случае нарушения этого порядка должностным лицам грозит штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей, а компаниям — от 40 до 50 тыс. рублей * (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).


Но даже в таком случае можно добиться снижения наказания до устного замечания, ссылаясь на малозначительность нарушения (ст. 4.5 КоАП РФ, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.14 по делу № А53-5093/2014).

На практике органы валютного контроля штрафуют компании по части 6 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях не только в случае неподачи справок о валютных операциях и подтверждающих документов, но и в случае наличия ошибок при их заполнении *. Например, если в справке неверно указан код валютной операции. Их позиция строится на том, что правила заполнения этих документов предусмотрены в инструкции № 138-И, поэтому нарушение правил заполнения является нарушением правил представления этих документов. Часть судов соглашается с такой позицией (постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 14.04.14 по делу № А79-6523/2013, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.14 по делу № А52-160/2014).

Другие суды считают, что неправильное заполнение справок о валютных операциях или о подтверждающих документах не образует объективную сторону, а соответственно и состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. На этом основании они отменяют постановления Росфиннадзора, принятые в отношении компаний (постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 19.03.14 по делу № А28-14286/2013, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.14 по делу № А45-14581/2013). Аналогичной позиции придерживается и Верховный суд. По крайней мере, он демонстрировал ее при рассмотрении подобных дел в отношении должностных лиц компаний (постановления ВС РФ от 09.01.13 № 41-АД12-10Ю, от 16.03.12 № 41-АД12-3, от 14.03.12 № 41-АД12-2, № 41-АД12-1, от 15.01.10 № 16-АД09-6).

Нарушение срока представления форм учета и отчетности. Наказание за непредставление справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах в срок зависит от длительности такой просрочки (ч. 6.1–6.3 ст. 15.25 КоАП РФ). Например, самый крупный штраф от 40 тыс. до 50 тыс. рублей грозит в случае нарушения срока более чем на 30 дней * (ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

Nota bene!

Повторное нарушение правил о представлении справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах, то есть такое же нарушение, совершенное в течение года с момента предыдущего наказания за аналогичное нарушение, повлечет еще более высокий штраф — до 600 тыс. рублей (ст. 4.6, ч. 6.4 ст. 15.25 КоАП РФ).

На практике нет ясности по поводу того, в каких днях (рабочих или календарных) нужно считать просрочку по подаче справок. Дело в том, что в инструкции № 138-И, в которой как раз предусмотрены сроки подачи необходимых отчетных документов, эти сроки исчисляются в рабочих днях (например, п. 2.3, 9.2 инструкции № 138-И). То есть, когда решается вопрос о том, успел резидент выполнить обязанность или нет, вне всякого сомнения, ориентироваться надо на подсчет рабочих дней. А вот длительность опоздания для целей расчета штрафа (по частям 6.1–6.3 статьи 15.25 КоАП РФ) проверяющие рассчитывают в календарных днях, поскольку в Кодексе об административных правонарушениях нет оговорки относительно того, что сроки, установленные в днях, исчисляются в рабочих днях. Но совсем недавно Верховный суд занял другую позицию — при расчете штрафа все равно нужно учитывать рабочие, а не календарные дни (постановление ВС РФ от 22.09.14 по делу № 301-АД14-273, А43-23999/2013).

<…>

Журнал «Юрист компании», № 2, февраль 2015

12.05.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка